9.42M
Категория: ИскусствоИскусство

Балахнинское кружево

1.

Филиал СамГУПС в г. Нижнем Новгороде
Балахнинское кружево
Выполнила: Канатова Елизавета гр.ННОП-212
Руководитель: канд. истор. наук
Завьялова Светлана Владимировна
2022 г.

2.

Введение
Русское
слово
«кружево»
произошло от слова «окружать»,
так называли узорную нашивку на
одежде, она прикреплялась по
краю

окружала.
В
энциклопедическом словаре Ф.А.
Брокгауза
и
И.А.
Ефрона
кружевом называется «сетчатая
сквозная ткань, состоящая из
сплетения нитяных узоров, в виде
различных орнаментов и фигур,
цветов, листьев, изображений
зверей и птиц и даже целых
бытовых сцен, характеризующих
современную им эпоху».
До сих пор учёные не пришли к
единому мнению, в какой стране
возникло удивительное искусство
кружевоплетения. Одни называют
Италию, другие Бельгию, но все
авторы трудов по исследованию
кружев относят их к области
художественных ремёсел.

3.

Возникновение и развитие балахнинского кружевного
промысла не было случайностью, экономические,
географические и культурные традиции способствовали
этому. Зарождающийся рынок требовал определённого
ассортимента кружевных изделий, влияние западной моды
диктовало свои условия, художественный стиль местного
кружева складывался под влиянием многих факторов и
получил своё название —
«балахонский манер».
Местный кружевной промысел ведет свою историю с
последних десятилетий XVII в., его расцвет пришелся на
период с конца XVIII до конца XIX в. В XIX в.
кружевоплетением занималась половина всего женского
населения Балахны Нижегородской области и окрестных
деревень.

4.

Набор инструментов и приспособлений для
плетения кружев был доступен для простого
народа и включал коклюшки, валик, подставку
под валик, склок, булавки, ножницы и нитки.
Балахнинские коклюшки по форме напоминают
веретено с небольшой плоской головкой и
имеют длину 12-15 см. Деревенские мастера
вырезали коклюшки обычно из березы или
можжевельника, хорошим деревом считался
клен, а самым лучшим – липа. Коклюшки
считали парами, продавались они на местных
базарах сотнями. Для начала работы обычно
требовалась одна сотня коклюшек.

5.

Балахнинское кружево: в чем
особенность
Балахнинское кружево — многопарное. То
есть для плетения используется сразу много
пар коклюшек. В балахнинской технике
кружевница выводит рисунок одновременно
по всей ширине. Во время плетения кружева
в
многопарной
технике
понадобится
примерно 300 пар коклюшек, поэтому
балахнинское
кружево
изготавливается
крайне медленно. На одну салфетку может
уйти полгода.
Главная
отличительная
особенность
балахнинского
кружева
от
других
многопарных техник — клюневая решетка.
Это орнамент, который используется как
фоновый, и больше, кроме как в Балахне,
нигде не встречается.

6.

Мерное балахнинское кружево. Конец XIX-начало XX вв.

7.

Фрагмент балахнинского шелкового шарфа сцепного плетения. Вторая половина
XIX в. Музей Нижегородского государственного университета.

8.

«Вазон» и «цветы» на балахнинской шелковой кружевной шали.
Середина XIX в. Балахнинский краеведческий музей.

9.

Кофта из льняных
нитей. Сцепная
техника плетения.
Начало XX в.
Балахнинский
краеведческий музей.
Городской костюм с балахнинской
кружевной шелковой шалью. Конец
XIX-начало XX в. Балахнинский
краеведческий музей.
Городской костюм с
балахнинской кружевной
шелковой косынкой. Конец
XIX-начало XX в. Музей
Нижегородского
государственного
университета.

10.

Заключение
Появление и развитие балахнинского
кружевного промысла было определено
культурной и экономической ситуацией,
исторически складывавшейся в России в
Балахнинский центр имеет особую
конце XVII века. Свой расцвет он пережил с
значимость в русской культуре.
конца XVIII до конца XIX века. Благодаря
Балахнинское коклюшечное кружево
Нижегородской ярмарке кружевные изделия
отличалось высокими художественными
широко расходились по всей территории
достоинствами: оно выплеталось
России, на мировом рынке они успешно
преимущественно из шёлковых нитей, было
конкурировали с кружевами известных
изысканным по сочетанию цвета
западноевропейских центров
(использовались нитки чёрного, золотистокружевоплетения.
кремового или белого цвета) и узорных
композиций

11.

Использованная литература:
1. https://www.vogue.ru/fashion/russkie-promyslybalahninskoe-kruzhevo
2. https://www.livemaster.ru/topic/701345-balahninskoekruzhevo-istoriya-i-hudozhestvennye-osobennostinarodnogo-promysla
3. http://radilov.ru/biblioteka/annotatsya/1476-balahninskokrujevo.html
English     Русский Правила