Собор Святой Софии
Валерий Кикта «Фрески Софии Киевской»
Валерий Григорьевич Кикта
Концертная симфония для арфы с оркестром "Фрески Софии Киевской" В.Кикты 
Собор Святой Софии
"Фрески" -произведение с чертами смешанной жанровости. В подзаголовке - "концертная симфония для арфы с оркестром" фиксируется концертность
№1,№3,№9 «Орнамент»
№4 «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»
№6 «Борьба ряженых»
№7 «Музыкант»
№8 «Скоморохи»
Фрески Софийского собора в Киеве
5.94M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Собор Святой Софии

1.

• Литургия (с греческого «служение»,
«общее дело») – главное христианское
богослужение

2. Собор Святой Софии

3.

Интерьер Софийского Собора.
260 кв. метров – мозаики, 3000 кв. метров - фрески

4. Валерий Кикта «Фрески Софии Киевской»

5. Валерий Григорьевич Кикта

Современный композитор, родился в
Украине в 1941 г, а музыкальное
образование получил в Москве. В своих
крупных сочинениях композитор обращается
к интонациям и образам
христианской славянской
культуры. Он, словно летописец, бережно
сохраняет для потомков
события древности, насыщая
их собственной интонацией.

6. Концертная симфония для арфы с оркестром "Фрески Софии Киевской" В.Кикты 

Появление этого произведения вызвано
неизгладимым впечатлением от
фрескового цикла в храме Святой Софии
в Киеве.
"Фрески" - взгляд современного художника
на события старины. Автор проводит идею
вечности живого прошлого через
сближение искусств - музыки и древней
живописи.

7. Собор Святой Софии


заложен в 1037 году великим русским князем
Ярославом Мудрым, в честь 50-летия принятия
христианства на Руси, сохранил до наших дней не
только богатство древней архитектуры, но и
живописное убранство XI века. В Софии
Киевской гармонично сочетаются два вида
монументальной живописи — мозаики и фрески.
Мозаики выделяют главные части интерьера —
центральный купол и алтарь. Все остальное
пятинефное пространство, вторые этажи, обе
лестничные клетки и открытые галереи были
украшены фресками. До наших дней сохранилось
260 квадратных метров мозаик и около трех тысяч
квадратных метров фресковой росписи.

8. "Фрески" -произведение с чертами смешанной жанровости. В подзаголовке - "концертная симфония для арфы с оркестром" фиксируется концертность

1 Орнамент 1
2 Зверь нападает на всадника
3 Орнамент 2
4 Групповой портрет дочерей Ярослава
Мудрого
5 Михайловский придел
6 Борьба ряженых
7 Музыкант
8 Скоморохи
9 Орнамент 3

9. №1,№3,№9 «Орнамент»

• Пеструю вереницу музыкальных картин и
образов, в которых раскрывается единство
небесного и земного, скрепляет музыкальная
тема «Орнамент». Она звучит во «Фресках»
несколько раз. Это те чувства, которые
охватывают вас, когда вы присутствуете в
этом храме: это и ощущение, что здесь бывал
Ярослав Мудрый, что здесь происходили
центральные события, связанные с историей
Киевской Руси. «Орнамент» – это и красота, и
неповторимость, и изменяемость….

10.

11. №4 «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»

• В этом фрагменте два пласта звучания. Первый
– нисходящие мелодические попевки скрипок,
тремоло которых создает трепетное, зыбкое,
изящное звучание. Второй – повторяющиеся
пятизвучные нисходящие интонации арфы,
которые звучат неопределенно, неясно, словно
мерцающие свечи. Так композитор рисует
образы загадочных и утонченных девушек –
дочерей князя, изображенных неизвестными
мастерами-живописцами на фресках собора,
будущих королев Франции, Норвегии и Венгрии.

12.

13. №6 «Борьба ряженых»

• В «Борьбе ряженых» жесткие
короткие ритмы ксилофона в разных
регистрах перемежаются с
напряженным журчанием арфы.
Быстрый темп музыки, ее
безостановочное движение
усиливает яркий, радостнотревожный характер части.

14. №7 «Музыкант»

• Одна из самых драматических
частей симфонии. Музыка рисует
образ одинокого музыкантаскрипача. Композитор использует
тембр солирующего альта, который
подражает звучанию древнего
струнного инструмента – гудка,
предка современной скрипки. Фон
для главной темы этой части
составляют монотонный долгий звук
и отзвуки арфы.

15. №8 «Скоморохи»

• В «Скоморохах» композитор рисует
«беспечное племя веселых бродяг».
Эта часть построена на коротких
плясовых повторяющихся интонациях с
шутовством, насмешкой,
безостановочным движением,
бряцанием струнных инструментов,
перезвоном бубенцов, подражанием
балалаечным и свирельным
наигрышам.

16.

• По словам композитора "Фрески"
выражают всю гамму чувств, которые
вызывает образ родного Киева с его
уникальным художественным
наследием. Это произведение глубоко
личное. Оно было создано с желанием
запечатлеть мгновение, когда под
куполом храма для композитора ожили
и зазвучали фрески. Тем интереснее тот
факт, что "Фрески Софии Киевской"
стали необыкновенно популярны и
постоянно звучат в концертном
исполнении, на телевидении и радио.

17.

• Росписи, сюжеты, размещение
изображений подчинены четкому
идейному замыслу, вытекавшему из
назначения собора София Киевская как
главного храма Древнерусского
феодального государства. Посвященный
Софии как символу мудрости, Киевский
Собор Святой Софии, его архитектура
и живопись должны были утверждать и
укреплять христианское вероучение, а
вместе с ним и феодальную власть.

18.


Большинство фресок Софии Киевской,
среди которых преобладают
единоличные изображения святых,
исполнены в смелой и энергичнной
манере. В лицах художники всячески
подчеркивают пристально
устремленные на зрителя большие
глаза. Поскольку в Софии Киевской
греческие мастера работали бок о бок
с русскими, нетрудно объяснить
наличие русских черт в ряде
изображений.
English     Русский Правила