Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста как основа умственного воспитания и познавательного развития
Сенсорного воспитания в развитии ребенка
Сенсорное воспитание в истории зарубежной дошкольной педагогики
Итальянский педагог Мария Монтессори
Сенсорное воспитание в истории отечественной дошкольной педагогики
Современная система сенсорного воспитания
Цель сенсорного воспитания -
Этапы сенсорного воспитания
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ДВА ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТА
Задания на выполнение предметных действий.
Выкладывание мозаики разной величины, формы,
Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах.
9.35M
Категория: ПедагогикаПедагогика

Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста как основа умственного воспитания и познавательного развития

1. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста как основа умственного воспитания и познавательного развития

2.

Мир входит в сознание человека лишь
через дверь органов внешних чувств.
Если она закрыта, то человек не может
войти в него, и не может вступить с ним в
связь. Мир тогда не существует для
сознания.
Б. Прейер

3.

систематическое и целенаправленное воздействие на
подрастающего человека с целью развития ума, сообщения
знаний, необходимых для разностороннего развития, для
адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе
познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в
деятельности
целенаправленный взаимодействие, в ходе которого
развивается восприятие, накапливается сенсорный
опыт ребенка, формируются представления об
окружающем мире

4.

окружающего начинается с ОЩУЩЕНИЙ и
ВОСПРИЯТИЯ предметов и явлений. Все другие
формы познания (запоминание, мышление,
воображение) – строятся на основе образов
восприятия, являются результатом их
переработки.
Дошкольный возраст – сензитивен для
совершенствования деятельности органов чувств,
накопления представлений об окружающем мире.
Развитие восприятия – процесс, который включает
1) УСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ
2) ОВЛАДЕНИЕ СПОСОБАМИ ОБСЛЕДОВАНИЯ
ПЕРДМЕТОВ

5.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

РЕЗУЛЬТАТ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ, ЭТО РАЗВИТИЕ ЕГО
ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О
ВНЕШНИХ СВОЙСТВАХ ПРЕДМЕТОВ: ИХ ФОРМЕ, ЦВЕТЕ,
ВЕЛИЧИНЕ, ПОЛОЖЕНИИ В ПРОСТРАНСТВЕ, А ТАКЖЕ
ЗАПАХЕ, ВКУСЕ И Т.П. (Л. А. Венгер).

6.

Значение сенсорного развития
в раннем и дошкольном возрасте:
Является основой умственного
развития
Упорядочивает хаотичные представления о
предметном мире
Развивает внимание и наблюдательность
Дает возможность овладеть новыми способами
предметно-познавательной деятельности
Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов

7.

создает предпосылки для формирования
психических функций, имеющих
первостепенное значение для
возможности дальнейшего обучения.
Оно направлено на развитие зрительного,
слухового, тактильного и других видов
восприятия и ощущений.
( С. А Козлова, Т. А. Куликова)

8. Сенсорного воспитания в развитии ребенка

Сенсорное воспитание
Осуществляется в деятельности
Осуществляется в разных видах
Дети не могут развиваться
без опоры на сенсорное воспитание

9. Сенсорное воспитание в истории зарубежной дошкольной педагогики

Фридрих
Вильгельм Фребель (конец 19 в)
предложил особый дидактический (первый строительный)
материал, т. н. «дары Фребеля», представлявшие систему занятий и игр с мячами и
геометрическими телами — шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и более
мелкими и разнообразными их членениями. Всё это использовалось для развития
пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, величины,
числа, комбинаторных способностей мышления в процессе детских «построек».
«Дары»:
1. шесть мячиков
2. воротики
3. деревянный куб
4. 27 кубиков
5. 27 деревянных кирпичиков

10. Итальянский педагог Мария Монтессори

Вводит особый вид материала, основной принцип
которого – принцип автодидактизма – сам материал
ставит перед ребенком содержание дидактической
задачи и регулирует ее решение.
Благодаря М. Монтессори в дошкольную педагогику
вошло понятие «Сенсорная культура».

11. Сенсорное воспитание в истории отечественной дошкольной педагогики

Елизавета Ивановна Тихеева
– искусственный материал
– природный материал
Общая система сенсорного воспитания разрабатывалась
советскими учеными: педагогами и психологами
(А.В.Запорожцем, А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной, Л.А.Венгером,
Н.Н.Поддъяковым и др.) на основе современных
дидактических принципов.
Они доказали, что ранний возраст наиболее сензитивный период
для знакомства с сенсорными эталонами

12. Современная система сенсорного воспитания

обогащение и углубление содержания
сенсорного воспитания, предполагающее
формирование у детей широкой ориентировки
в предметном окружении
сочетание обучения сенсорным действиям с
различными видами содержательной
деятельности детей
сообщение детям обобщенных знаний и
умений, связанных с ориентировкой в
окружающей действительности
формирование систематизированных
представлений о свойствах и качествах,
которые являются основой - эталонами
обследования любого предмета

13. Цель сенсорного воспитания -

Цель сенсорного
воспитания формирование сенсорных
способностей детей

14.

Формирование у детей
системы сенсорных
эталонов – обобщенных
представлений о
свойствах, качествах и
отношениях предметов
Формирование
у детей систем
перцептивных
действий
Формирование у детей
умений самостоятельно
применять системы
перцептивных действий и
системы эталонов в
практической и
познавательной
деятельности

15. Этапы сенсорного воспитания

привлечение внимания детей к тому
сенсорному признаку, который должен быть
освоен
обучение детей перцептивным действиям и
накопление представлений о сенсорных
признаках
формирование представлений об эталонах,
умение группировать предметы по тому или
иному признаку (качеству, свойству)
создание условий для самостоятельного
применения детьми освоенных знаний и
навыков в анализе окружающей
действительности и в организации
собственной деятельности

16.

В процессе обучения ребенок должен
овладеть своеобразными чувственными
мерками, которые сложились
исторически, — сенсорными эталонами —
для определения отношений выявленных
свойств и качеств данного предмета к
свойствам и качествам других предметов.
Только тогда появится точность
восприятия, сформируется способность
анализировать свойства предметов,
сравнивать их, обобщать, сопоставлять
результаты восприятия.

17.

– это система качеств предмета, которые
используется как
чувственные мерки
для систематизации
свойств
окружающего мира.

18.

-выделенные человечеством
в процессе
общественно-исторической практики
системы чувств,
качеств предмета,
которые усваиваются
ребенком в ходе
онтогенеза и применяются
в качестве
внутренних образцов
при обследовании объектов
и выделении их свойств.
(Запорожец А. В.)

19. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ДВА ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТА

Формирование
и совершенствова
ние представлений
о разновидностях
свойств
предметов,
выполняющих
функцию
сенсорных
эталонов
Формирование
и совершенствование
самих перцептивных
действий,
необходимых для
использования
эталонов при анализе
свойств реальных
предметов.

20.

Усвоение сенсорных эталонов (системы
геометрических форм, шкалы величины, цветового
спектра, пространственных и временных
ориентировок и др.) сложный и длительный
процесс.
Усвоить сенсорный эталон — значит не просто уметь
правильно называть то или иное свойство предмета:
необходимо иметь четкие представления для
анализа и выделения свойств самых различных
предметов в самых разных ситуациях.
Поэтому такое большое значение отводится
сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с
каким-то предметом практически, его нужно
потрогать руками, сжать, погладить, покатать,
понюхать и т. д.

21.

это действия, которые совершаются
органами чувств для вычленения
определенного признака.

22.

Этапы развития
перцептивных
действие
развернутое перцептивное
действие
сворачивание действий из
внешнего плана во внутренний
полное сворачивание во
внутренний план

23.

это и дидактический метод,
и одновременно мыслительная
операция, посредством которых
устанавливаются черты сходства
и различия между предметами
(объектами) и явлениями.
(Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова)

24.

Сравнение — это своеобразный механизм
обследования предмета,
который помогает установлению
соотношения предметов по величине,
форме, пространственному положению,
по некоторым другим свойствам,
а в результате решает
задачу усвоения общепринятой
системы сенсорных эталонов.
Подчеркнем, что сравнение, являясь
компонентом осмысленного
восприятия предметов
(объектов, явлений),
способствует формированию
правильных представлений о них,
создает основу для обобщения и систематизации знаний.

25.

— специально организованное
восприятие предмета (объекта)
с целью использования его
результатов в какой-либо
практической деятельности.
( Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова)

26.

Общая схема обследования предполагает определенный порядок:
восприятие целостного облика предмета;
— выделение его главных частей
и определение их свойств (форма, величина
и т. д.);
— определение пространственных
взаимоотношений частей относительно друг
друга (выше, ниже, слева и т. д.);
— выделение мелких деталей (частей)
и определение их величины, соотношения,
расположения и т. д.;
— повторное целостное восприятие
предмета.

27.

На втором-третьем году жизни
дети должны научиться
выделять цвет, форму и величину
как особые признаки предметов,
накапливать представления об основных
разновидностях цвета и формы и об отношении
между двумя предметами по величине.

28.

Позднее следует знакомить с оттенками цвета,
с вариантами геометрических фигур и
с отношениями по величине,
возникающими между элементами ряда,
состоящего из большего количества предметов.

29.

Начиная, с четвертого года жизни
у детей формируют сенсорные эталоны:
устойчивые, закрепленные в речи
представления о цветах,
геометрических фигурах и отношениях
по величине между
несколькими предметами

30.

СЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕТЕЙ
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ФОРМЫ
РАБОТЫ:
Интегрированные
занятия
Дидактичес
кие игры,
игрыупражнения
Игры –
эксперименты
на развитие всех
видов
восприятия
Коллекционирование;
Развлечения.

31. Задания на выполнение предметных действий.

Раскладывание однородных предметов на две группы в
зависимости от их величины, формы, цвета.
Целью обучения является фиксация внимания детей на
свойствах предметов, формирование у них простейших
приемов установления тождества и различия величины,
формы, цвета. Материалом служат однородные предметы
двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения
детям сообщаются слова, необходимые для регуляции
выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой,
большой, маленький.

32. Выкладывание мозаики разной величины, формы,

Цель обучения — фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма
могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их
обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении
особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины, формы,
цвета. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того
или иного предмета при помощи элементов мозаики разной величины, формы,
цвета. Используется мозаика двух величин, пяти форм, восьми цветов.

33. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах.

Цель обучения —
выработка у детей умения соотносить свойства
(цвет, форму, величину) разнородных
предметов. Материалом служат большие и
малые вкладыши из дерева и рамки с
соответствующими отверстиями, вкладыши пяти
форм и решетки для их размещения.
Используются также деревянные грибочки и
двухцветные столики с отверстиями. Грибочки
окрашены в 8 цветов. Соответственно те же
цвета включает и окраска столиков.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

«Внешние чувства доставляют
материал для всех рассудочных
работ»
К.Д.Ушинский
English     Русский Правила