Похожие презентации:
Ооржак Маннай Намзыраевич (15.01.1892 – 1968)
1.
ШЫЯН-АМ!Виртуальная выставка к 130-летию народного сказителя Ооржака Манная
Намзыраевича
2.
3.
Ооржак Маннай Намзыраевич(15.01.1892 – 1968)
4.
Биография◦ Ооржак Маннай Намзыраевич – фольклорист, народный
сказитель, человек, отдавший всю силу своего самобытного и
яркого таланта служению народу, оставивший бесценное
фольклорное наследие.
◦ Родился 15 января 1892 года в местечке Манчурек СутХольского кожууна в бедной семье. Его отец был человеком
трудолюбивым и честным, владел русским, алтайским и
монгольским языками. Он – меткий стрелок, часто охотился,
чтобы прокормить семью, выезжал за Саяны и обменивал
пушнину на муку, чай и другие продукты.
◦ Ооржак Маннай в 4 года остался сиротой, воспитывался у
дедушки (по линии отца) Дагырыка Ооржака. С 12 лет
батрачил у Бижээчи-Чалана, был пастухом, охотником,
проработал 10 лет на сельскохозяйственной опытной станции в
с. Теве-Хая Дзун-Хемчикского района. В 1940 году Маннай
Намзыраевич был избран председателем арбана в сумоне
Холчуктуг Сут-Хольского кожууна. В 1944 году трудился на
строительстве школы в родном Манчуреке, потом работал там
поваром и завхозом. Образования не получил, но владел
грамотой.
◦ Конкурс юных сказителей «Тоолдун чечени торгу дег чараш»
(фото)
5.
Обладая исключительной памятью, Маннайвоспринял исполнительские традиции тувинских
сказителей в их классической форме. Он научился
рассказывать сказки у своего деда – знаменитого в то
время исполнителя сказаний и большого знатока
произведений фольклора, перенявшего свой
репертуар от матери – тоже сказительницы, женщины
одаренной и эстетически богатой, по прозвищу
Тоолдаар-кадай (Старуха, рассказывающая сказки).
Она была из рода Тос-Кара Ооржаков из Шекпээра
Барун-Хемчикского района. Дед, проживший до 84
лет, следил за тем, как растет сказительское умение
внука, иногда поправляя его при исполнении.
Признанным сказителем с прекрасной памятью и
техникой исполнения Маннай стал уже в 20 лет.
6.
ТворчествоТворчество Манная освещались в научных изданиях и на страницах газет и журналов такими учеными,
как А.К. Калзан, Д.С. Куулар, М.А. Хадаханэ, Ч.Ч. Куулар, Ю.Л. Аранчын, и др. Больше всего
фольклорных текстов и сведений о сказителе собрал известный фольклорист, его земляк, уроженец
местечка Манчурек Сут-Хольского района О.К. Дарыма. Личность сказителя освещена также в
Государственной книге РТ «Заслуженные люди Тувы ХХ в.» в числе трех самых знаменитых сказителей
Тувы — это еще Баазанай Тулуш, Чанчы-Хоо Ооржак.
7.
Маннайнын тоолдары (Сказки Манная). - Кызыл :Тувинское книжное издательство,1971.
В сборник вошли героические сказания и сказки:
«Алдай-Сумбер», «Когелдей ашак» (Старик
Когелдей), «Эрге Кара Сыйбын», «Артылан-Кыскыл
аъттыг Артылан-Мерген» (Артылан-Мерген с конем
Артылан-Кыскыл), «Алдай-Мерген», «Демир-Мерген,
Амыр-Мерген адашкылар» (Отец Демир-Мерген со
своим сыном Амыр-Мергеном), «Мергенчик»,
«Чечен-Маанай, Тенек-Дулун» (Умный Маннай и
глупый Дулун), «Кудурукпай», «Бойду, Бокан
алышкылар» (Братья Бойду и Бокан), «Белергин
ашак» (Старик Белергин).
8.
Выход эпического творчества Манная на всероссийскую арену состоялся в 1994 году, послеопубликования тома «Тувинские народные сказки» в 60-томной двуязычной академической
серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», который был составлен
автором этих строк. В этот том вошла сказка «Чечен-Маанай, Тенек-Дулун», записанная
Маннаем. В 1997 году в той же серии в томе «Тувинские героические сказания», составленном
С. М. Орус-оол, опубликовано в его исполнении героическое сказание «Бокту-Кириш, БораШээлей», насчитывающее 5060 стихотворных строк.
9.
10.
Ооржак М.Н. был эпическим певцом с яркой,самобытной манерой исполнения. Репертуар О.Н.
Манная велик и разнообразен. Он в одинаковой мере
мастерски рассказывал и монументальные эпические
сказания, и короткие бытовые сказки. Сказитель
помнил наизусть свыше 30-ти эпических сказаний,
среди которых такие большие по объему
произведения, как «Алдай-Сумбер», «Старик
Когелдей», «Боктуг-Кириш, Бора-Шээлей»,
насчитывающее до 5060 стихотворных строк, и
многие другие героические поэмы, каждая из
которых составляет целую книгу. Кроме этого,
сказитель знал и исполнял множество сказок, легенд,
преданий, песен, загадок, шаманских алгышей,
пословиц и поговорок. Он исполнял героический
эпос и сказки от начала до конца пением и
речитативом. Обладая сильным голосом,
незаурядным талантом, он отличался большим
мастерством исполнения эпических сказаний.
11.
Наследие сказителя Манная◦ О.Н. Маннай оставил нам богатое художественное
наследие, однако далеко не все его произведения
опубликованы собирателями. В научном архиве
ТИГИ хранятся следующие его неопубликованные
героические сказания и сказки: «МергелдейМерген», «Шулуу», «Улуг карак, улуг сал, улуг
хырын» (Большие глаза, длинная борода, большой
живот), «Бай болгаш кайгал» (Богач и
удалец), «Бора-Шокар Сайлыкай», «Сазыг ашак»
(Старик Сазыг), «Оскус-оол», «Ууле-Будегекчи»,
«Ийи лама» (Два ламы), «КаралбайХан», «Шевер-Мерген», «Дойнур-Мерген» и др.,
а также целый том тувинских пословиц и
поговорок (научный архив ТИГИ, том 22, дела
103-106).
12.
Алдай-Мерген; Демир-Мерген, Амыр-Мерген адашкылар / Тыва тоолдар. 7-ги үндүр. –Кызыл,1968, ар 61-101; 103-135
Маңнайның тоолдары (Сказки Манная) – Кызыл, 1971.
Чечен-Маанай, Тенек-Дулун (Умный Маанай и глупый Дулун) / тувинские народные
сказки / Сост. З. Б. Самдан / Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего
Востока. Новосибирск, 1994. – С.324-332.
4. Бокту-Кириш, Бора-Шээлей / Сост. С. М. Орус-оол / Памятники фольклора народов
Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1997. – С.298-529.
1. Орус-оол, С. М. Ооржак Намзыраевич Маннай : К 120-летию со дня рождения /
С.М. Орус-оол // Летопись Тувы -2012. – Кызыл: КЦО «Аныяк» — С. 76-78.
2. Ооржак Маннай Намзыраевич // Заслуженные люди Тувы ХХ века. Кызыл, 2004. –
С. 283.
13.
Представленные жемчужины тувинского фольклора имеютсяв фондах Научной библиотеки ТувГУ : абонемент № 2,
читальный зал № 2, краеведческий сектор, книгохранение.
Читайте сказки!
14.
Спасибоза внимание!