Похожие презентации:
Концептуальная оппозиция «добро-зло» в лирике К.Н. Батюшкова
1.
Концептуальная оппозиция«добро-зло» в лирике К.Н.
Батюшкова
Выполнили: студент группы 1 КИП-3
Староверова Вера и
Першин Кирилл
2.
Введение• Cовременная лингвистика большое
внимание
удeляeт изучению природы различных концептов.
Исследователи пытаются выявить содeржательную
сторону
концептов,
их
образование
и
функционирование в системe языка. Рассмотрениe
различных оппозиций в языкe (добро-зло, жизньсмерть) позволяет расширить представления о мирe
чeловeка: отношение его с общеcтвом, этичeскиe,
моральныe и философскиe стороны
его
менталитета.
3.
Введение• В разные исторические
периоды
исследователей привлекал
поиск
• философских, моральных и этических
категорий, которые определяют жизнь
народа. К таким категориям, несомненно,
относятся такие концепты, как жизнь, смерть,
истина, ложь, добро, зло и другие. Как мы
видим, центральное место в языковой
картине мира русского народа занимают
лексемы,
связанные
с
моральнонравственными качествами человека.
4.
Понятие оппозиции• Концептуальные оппозиции – это такие
объединения концептов, которые построены
на антонимичности наиболее общего и
частных содержательных признаков и
средств их выражения( при обязательном
наличии
общего
семантического
компонента),например, свой-чужой, светтьма.
5.
Исследования, посвященныеизучению концептов
•Труды Лотри Л.В,
Моспановой Н.Ю. ,
Кириллиной Н.Ю
6.
Актуальность исследования•На данный момент времени
не т работ, которые бы были
посвящены
изучению
концептов добро и зло в
лирике К.Н. Батюшкова
7.
Объект и предметисследования
• Объект
исследования:
поэтическое
творчество К.Н.Батюшкова
• Предмет исследования: содержательные
и структурные особенности оппозиции
«добро и зло» на основе их вербальной и
невербальной объективации в языке
лирики К.Н. Батюшкова.
8.
Цели исследования•Цель: изучить содержательные
и структурные компоненты
концептов «добро» и «зло» в
лирике К.Н. Батюшкова
9.
Задачи исследования• -описать различные подходы к описанию оппозиции
«добро-зло»
• -выявить особенности языкового выражения
концептов «добро-зло» в поэтических текстах
• -определить
родственные
связи
лексем,
актуализирующих смысл концептуальной оппозиции
«добро-зло» в рамках поэтического пространства К.Н.
Батюшкова
• -описать
лексические,
морфологические
и
словообразовательные
особенности
лексем,
характеризующих концепты «добро-зло» в языке К.
Н.Батюшкова.
• -доказать, что полярные концепты «добро и зло» в
рамках поэтического текста образуют сложное
пространство, включающее
зону пересечения
исследуемых концептов.
10.
Материал для исследования• Материалом для исследования послужили
извлеченные из поэтических текстов К.Н.
Батющкова составляющие концептов «добро и
зло». Методом сплощной выборки мы собрали
520 примеров, фиксирующих лексические
средства обозначения единиц, моделирующих
образный слой представленных концептов.
11.
Методы исследования• наблюдение над языковым материалом и его
описание
• -метод сплошной выборки
• -дистрибутивный метод
• -семантический анализ
• -интерпретация языковых фактов
• -компонентный анализ
• -контекстуальный анализ
• -лексикографический анализ
• -статистический анализ
12.
Особенности репрезентацииконцепта «добро» в лирике
Батюшкова
• Классическая оппозиция добро-зло в
творческом наследии К.Н. Батюшкова
представлена
в
нетрадиционной
форме:
добро-воплощение
всего
положительного, светлого [MAC
1985: IT., 409] и добро- имущество и
вещи
13.
Концепт «добро» в лирикеБатюшкова
• 1. «Они покойны. Есть перо,
• Бумага есть и- все добро!»
• 2 «Кто вел меня от юных дней
• К добру стезею потаенной…»
• 3.«Наследственным добром свои насытя
взоры,
• Такие завели друг с другом разговор»….
14.
Ядро и приядерная зонаконцепта
• Ядром концепта «добро» является
одноименная лексема. Приядерную зону
• указанного концепта составляют дериваты
одноименной лексемы: прилагательное
добрый, существительное доброта и
существительное добродетель:
• 1 «Без злата и честей
• Доступен добрый Гений…»
• 2 «Добродетель- призрак слабых душ.
15.
Периферийная зонаконцепта»
• Периферийная
зона
концепта
добро
достаточно широко репрезентирована
• в языке поэтических произведений К.Н.
Батюшкова.
Одним
из
основных
репрезентантов
концепта
добро
в
художественном
пространстве
К.Н.Батюшкова является слово благо, а также
его дериваты и композиты, включающие в
свой состав корень благ-.
16.
Концепт «добро» в лирикеБатюшкова
• Проведенный
анализ
показал,
что
частотность
производных слов с корнем благ- чрезвычайно велика: в
художественном пространстве К.Н. Батюшкова. Нами
зафиксировано более 20-ти примеров однокоренных слов.
Чаще всего из
производных слов от производящей
основы –благ-.К.Н. Батюшков использует прилагательное
блаженный. Его семантический объем в языке лирики
поэта шире, нежели это отражено в современных
толковых словарях. Значение слова, зафиксированное в
толковых словарях, в художественном пространстве К.Н.
Батюшкова расширяется, благодаря лексическому
окружению и контексту
и приобретает следующие
значения : 1) счастливый
• 2) спокойный 3) живущий в уединении 4) мечтающий.
Именно в контексте создаются условия для расширения
объема семантической структуры той или иной лексемы.
17.
Лексема «благость»• Прости и за меня излей своей рукой
• Источник радости и благости святой
• («отрывок из 18 песни «Освобождение
Иерусалима»)
• В данном контексте лексема представлен в
значении «святость» , «райское счастье».
18.
Лексемы с корнем –бла-г иблажКонцептуальное поле
«добра» расширяется за счет
семантики
репрезентирующих его
лексем с корнем –благ
19.
Лексема «Счастье»• Лексема «счастье» и его дериваты в языке
произведений Батюшкова не только является
репрезентантами концепта «добро», но и
привносит в него дополнительные
смысловые оттенки, углубляет его
содержание, помогает лучше представить
оппозицию добро-зло, участвуя в зоне
пересечения концептов.
• Там хижину свою поэт дворцом считает
• И счастлив! Он мечтает……
• ( «Мечта») Лексема связано с понятием «миг»
20.
Выводы по репрезентацииконцепта «добро»
• Таким образом, интересен «переход» столь
значимого
для
поэта
понятия
из
концептуального поля «добро» в поле «зло».
Концепты, которые существуют в языке как
полярные оппозианты, обладают своей
спецификой:
взаимообусловленностью,
взаимозависимостью, взаимопереходом друг
в друга.
21.
Лексема «зло» в лирикеБатюшкова
• Лексема «зло» является доминантой
словообразовательного гнезда, к которому
относится слова «злость», «злоба», злой.
• В лирике К.Н. Батюшкова не упоминается
лексема «зловещий», однако картины
действительности, которые рисует порой
поэт страшные и зловещие. Автор часто
заменяет лексему «зловещие» лексемой
«ужасные» и «страшные».
22.
Репрезентации концепта «зло»• В качестве репрезентанта концепта «зло»
следует рассматривать и ЛСГ с общей семой
«жестокость». Мы считаем, что лексемы «злой»,
«яростный», «жестокий» можно объединить в
один синонимический ряд, который будет
строится на градационном принципе. В
репрезентации данного концепта участвуют
лексемы, относящиеся к разным частям речи:
существительное стыд и гнев, горесть, рок,
глаголы: клясть(в значении «ругать»),
сердиться,
прилагательные:
жестокий,
яростный, несчастный
23.
Периферия концепта «Зло»• Среди единиц, составляющих периферию (как
ближнюю, так и дальнюю) концепта зло в языке
поэтических произведений К.Н. Батюшкова,
выделяются
• слова, относящиеся к определенным лексикосемантическим группам:
• - с имплицитной семой 'злословие': клевета,
ложь, обман и др.
• - с общей семой 'предательство': предать, измена,
отступник, неверная и
• - с общей семой 'гибель': смерть, умереть, убить,
убийца, мертвый,
• почить и др.
24.
Выводы• 1. В поэтическом
мире К.Н. Батюшкова философская
категория «добро» тесно связана с понятием благо.
Следовательно, все, что направлено на созидание ,
укрепление и сохранение блага-это добро. Зло же есть
уничтожение, разрушение того, что считается благом.
Философы высшим благом считали совершенствование
отношений в обществе и совершенствование самой
личности. Все, что способствует развитию личности-это
добро, а все то, что не способствует развитию личности и
общества-это зло.
• .2Добрыми должна быть как цель, так и средства ее
достижения. Даже самая благая, добрая цель не может
оправдывать любые, а особенно безнравственные
средства.
• 3.По своему содержанию зло противоположно добру. Оно
выражает представления обо всем безнравственном, дает
представление об отрицательных моральных качествах и
это слово помогает нам дать оценку отрицательным
поступкам людей.