История политической партии социалистов – революционеров(эсеры) (к.ХIХ-н.ХХ вв.)
Партия социалистов-революционеров (эсеры)
Социальная основа партии:
Партия социалистов-революционеров (эсеры)
ЭСЕРЫ
Спиридонова Мария Александровна
Натансон Марк Андреевич
Чернов Виктор Михайлович
Партия социалистов-революционеров (эсеры)
Программа эсеров
Программа эсеров
Эсеровская модель социализма:
Программа эсеров
Тактика борьбы:
“Террористический элемент в нашей программе”
Работа партии эсеров в Гос. Думе
Тактика партии эсеров в условиях Первой мировой войны 1914-1918гг.
Отношение партии эсеров к революции 1917г.
1.23M
Категория: ИсторияИстория

История политической партии социалистов – революционеров(эсеры) (к.ХIХ-н.ХХ вв.)

1. История политической партии социалистов – революционеров(эсеры) (к.ХIХ-н.ХХ вв.)

Выполнила:
Цукерберг Л.В.
г. Челябинск

2. Партия социалистов-революционеров (эсеры)

Партия социалистовреволюционеров
(эсеры)
Год основания – 1901-1902 гг.
Во второй половине 1890-х небольшие
народническо-социалистические группы и
кружки существовали в Петербурге, Пензе,
Полтаве, Воронеже, Харькове, Одессе. Часть их
объединилась в 1900 году в Южную партию
социалистов-революционеров, другая в 1901 – в
«Союз эсеров». В конце 1901 г «Южная партия
эсеров» и «Союз эсеров» соединились, и в
январе 1902 газета «Революционная Россия»
объявила о создании партии. В неё влилась
женевская «Аграрно-Социалистическая лига» .
Позднее партия разделилась на правых (В.М.
Чернов) и левых (М.А. Спиридонова) эсеров.

3. Социальная основа партии:

рабочие,
крестьяне,
интеллигенция,
студенты;
мелкая буржуазия города( торговцы);
офицеры

4. Партия социалистов-революционеров (эсеры)

Партия социалистовреволюционеров
(эсеры)
Председатель – В.М. Чернов
Лидеры партии – Е.Ф. Азеф, Г.А. Гершуни,
Б.В. Савинков, Н.Д. Авксентьев, М.А.
Спиридонова
В разное время в партию входило от 65 до
700 тыс. человек, 75% от них составляли
крестьяне и рабочие.
Социальная база и приоритетная категория
для эсеров – это крестьянство.
Взгляды эсеры выражали в журнале
«Вестник революции».

5. ЭСЕРЫ

Мария
Александровна
Спиридонова
Борис
Викторович
Савинков
Виктор Михайлович Чернов, председатель
Николай
Дмитриевич
Авксентьев
Евно
Фишелеви
ч Азеф
Григорий
Андреевич
Гершуни

6. Спиридонова Мария Александровна

Родилась в Тамбове в семье коллежского секретаря. В 1902 году окончила Тамбовскую
женскую гимназию. Работала конторщицей в губернском дворянском собрании. Примкнула к
местной организации эсеров, вступила в боевую дружину партии. В марте 1905 года была
арестована за участие в демонстрации, но вскоре отпущена.
16 января 1906 года на вокзале Борисоглебска смертельно ранила гражданского чиновника VI
класса — советника тамбовского губернатора Г. Н. Луженовского, отличившегося в подавлении
революционных выступлений во времяРеволюции 1905-ого года, выпустив в него пять пуль.
Спиридонова сама вызвалась осуществить убийство Она выслеживала Луженовского на
станциях и поездах несколько дней, пока не предоставился случай убить его. После убийства
Луженовского она пыталась застрелиться, но не успела, подбежавший казак оглушил её
ударом приклада. Спиридонова была зверски избита, врач, осматривавший её в тюрьме,
засвидетельствовал многочисленные повреждения.12 марта 1906 года выездная сессия
Московского военного окружного суда приговорила Спиридонову к смертной казни через
повешение. Шестнадцать дней она провела в ожидании казни, как позже писала Спиридонова,
такие моменты навсегда меняют человека. Мария боялась, что не сможет достойно встретить
смерть, она сделала человечка из хлебного мякиша и подвесив его на волоске, часами
раскачивала. 28 марта ей сообщили о замене смертной казни бессрочной каторгой, которую
она отбывала на Нерчинской каторге.
После
февральской
революции
освобождена
по
распоряжению
министра
юстиции А. Ф. Керенского и 8 марта 1917 года прибыла в Читу, а уже оттуда в мае приехала
в Москву, где стала играть одну из главных ролей среди левых эсеров. Войдя в состав Оргбюро
левого крыла партии, работала в Петроградской организации, выступала в воинских частях,
среди рабочих, призывая к прекращению войны, передаче земли крестьянам, а власти —
Советам. Она сотрудничала в газете «Земля и воля», была редактором журнала «Наш путь»,
входила в состав редколлегии газеты «Знамя труда»; выступая с программными заявлениями.
Спиридонова была избрана председателем на Чрезвычайном и II Всероссийском крестьянском
съездах, работала в ЦИК и в крестьянской секции ВЦИК.
Спиридонова осознавала необходимость сотрудничества с большевиками. «Как нам ни чужды
их грубые шаги, — говорила она на I съезде ПЛСР(и) 21 ноября 1917 г., — но мы с ними в
тесном контакте, потому что за ними идет масса, выведенная из состояния застоя». Она
считала, что влияние большевиков на массы носит временный характер, поскольку у них «всё
дышит ненавистью», и что большевики обанкротятся на второй стадии революции. Такой
стадией, по её мнению, станет «социальная революция», которая скоро вспыхнет, но получит
шансы на успех лишь в том случае, если превратится в мировую. Октябрьская революция как
«политическая» есть лишь начало революции мировой. Советы она характеризовала как
«самое полное выражение народной воли».

7. Натансон Марк Андреевич

Последователь народников ,объединилися в 1902 году в Партию
социалистов-революционеров. После некоторых колебаний
Натансон примкнул к партии эсеров и стал одним из её лидеров.
После удачного покушения на министра внутренних дел В. К.
Плеве поддержал террористическую тактику эсеров.
В сентябре 1904 года вместе с В. М. Черновым и Е. Ф.
Азефом представлял партию эсеров на Парижской
конференции российских оппозиционных партий, выработавшей
совместную стратегию борьбы с русским самодержавием. Вёл
переговоры с Плехановым, Лениным и другими социалдемократами с целью убедить их принять участие в общем деле.
После Манифеста 17 октября 1905 года вернулся в Россию и
поселился в Финляндии. На первом съезде партии эсеров в
начале 1906 года избран членом Центрального Комитета партии.
Занимал сдержанную позицию по отношению к террористической
тактике партии. В 1906 году был противником убийства Георгия
Гапона, решение о котором было принято без его согласия.По его
настоянию партия отказалась взять на себя ответственность за это
убийство. В 1907 году выступал против плана убийства Николая II,
разработанного Азефом и Г. А. Гершуни. Однако в 1908 году,
когда В. Л. Бурцев начал кампанию по разоблачению Азефа
как провокатора, Натансон стал на защиту Азефа. До самого конца
отказывался верить в сотрудничество Азефа с охранкой. В своих
воспоминаниях Бурцев писал, что Натансон был самым злым из
его оппонентов

8. Чернов Виктор Михайлович

В 1894 году Чернов познакомился с бывшим народовольцем Н. С.
Тютчевым, одним из основателей партии «Народное право». Нелегальная
партия «Народное право» была основана в 1893 году по
инициативе Марка Натансона и имела целью объединить народническое,
социал-демократическое
и
либеральное
течения
в
русском
освободительном движении. По рекомендации Тютчева Чернов встретился
с Натансоном и выразил готовность сотрудничать с новой партией. Однако
от вступления в партию он воздержался, так как не был удовлетворён её
умеренной программой, в которой отсутствовали положения о терроре и
социалистическом идеале[3]. В апреле 1894 года за причастность к
нелегальной деятельности партии Чернов был арестован и привлечён к
дознанию. Содержался в Москве в Пречистенском полицейском доме, где
его допрашивал знаменитый Сергей Зубатов. Зубатов пытался
переубедить молодого революционера и склонить его к сотрудничеству,
но не достиг успеха. После отказа дать откровенные показания Чернов
был переведён в Петропавловскую крепость, где провёл около полугода, а
затем в Дом предварительного заключения[4]. После выплаты залога был
выслан в Камышин, а затем в Саратов и в Тамбов.
Время, проведённое в заключении, Чернов использовал для продолжения
самообразования. В Доме предварительного заключения он штудировал
«Критику чистого разума» И. Канта, «Историю материализма» Ф. Ланге,
«Капитал» К. Маркса, труды Э. Геккеля, Г. Спенсера, Ч. Дарвина, П. Б.
Струве, Г. В. Плеханова и др. В тюрьме окончательно сложились его
социально-политические и философские воззрения. Здесь была написана
его первая большая научная статья «Философские изъяны доктрины
экономического материализма», содержавшая в зародыше все идеи,
которые он впоследствии защищал в своих сочинениях

9. Партия социалистов-революционеров (эсеры)

Партия социалистовреволюционеров
(эсеры)
Деятельность партии была изначально подпольной
Одновременно с учреждением самой партии была
создана ее Боевая организация (БО). Ее
руководители – Г.А.Гершуни, Е.Ф.Азеф – выдвигали
основной целью своей деятельности
индивидуальный террор против высших
государственных чиновников.
Жертвами этого террора в 1902–1905 гг. стали
министры внутренних дел (Д.С.Сипягин, В.К.Плеве),
губернаторы (И.М.Оболенский, Н.М.Качура), а также
вел. кн. Сергей Александрович.
За два с половиной года первой русской революции
эсеры совершили около 200 террористических актов

10. Программа эсеров

Власть:
– Свержение самодержавия и
установление республики
революционным путём
– Построение социализма
– Широкая автономия крестьянским
общинам
– Предоставление гражданских прав
всем жителям империи

11. Программа эсеров

Крестьянский
вопрос:
– Социализация земли – передача
земли в руки крестьянских общин
– Конфискация помещичьих земель
– Уравнительное распределение земли
по трудовой или потребительной
норме между крестьянами
– Отмена частной собственности на
землю

12.

13. Эсеровская модель социализма:

Эсеры были сторонниками демократического
социализма, т. е. хозяйственной и политической
демократии, которая должна была выражаться
“через
представительство
организованных
производителей (профсоюзы), организованных
потребителей
(кооперативные
союзы)
и
организованных
граждан
(демократическое
государство в лице парламента и органов
самоуправления)”.

14.

15.

Теория
социализации
земледелия
отмена
частной собственности на землю, но не
превращение
ее
в
государственную
собственность, а превращение в общенародное
достояние без права купли-продажи; переход
всей земли в заведование центральных и
местных органов народного самоуправления;
пользование землей должно было быть
«уравнительно-трудовым»

16.

“Социализм без свободы,—заявлял Чернов,—
есть тело без души”. В программе, говорилось об
установлении демократической республики с
неотъемлемыми правами человека и
гражданина: свобода совести, слова, печати,
собраний, союзов, стачек, неприкосновенность
личности и жилища, всеобщее и равное
избирательное право для всякого гражданина с
20 лет, без различия пола, религии и
национальности, при условии прямой системы
выборов и закрытой подачи голосов. широкая
автономия для областей и общин, требование
федеративного устройства.

17. Программа эсеров

Рабочий вопрос:
– Предоставление рабочим гражданских свобод
– Создание самоуправления на местах
– Развитие коопераций
Национальный вопрос:
– Автономии общинам и регионам страны
– Федеративное устройство России и право на
самоопределение, исключая отделения из
состава России

18. Тактика борьбы:

Арсенал тактических приемов, методов и
средств
борьбы
партии
эсеров
был
разнообразным: Он включал в себя
пропаганду
и
агитацию,
мирную
парламентскую работу и все формы
внепарламентской,
насильственной
борьбы(стачки,
бойкоты,
вооруженные
демонстрации, вооруженные восстания и
др.); эсеры признавали индивидуальный
террор.

19. “Террористический элемент в нашей программе”

“Террористический элемент в нашей программе”
(В. Чернов) Эсеры не считали террор
“единоспасающим
и
всеразрешающим
средством” борьбы, но видели в нем одно из
самых “крайних и энергичных средств борьбы с
самодержавной бюрократией”. Сдерживание
административного произвола, дезорганизация
правительства ( но до 1907г. Вопрос об «охоте»
на царя не ставился. Эффективное средство
агитации и возбуждения общества, мобилизации
революционных сил.

20. Работа партии эсеров в Гос. Думе

Эсеры высказались за бойкот законосовещательной Булыгинской думы и приняли активное участие во Всероссийской октябрьской
стачке. Манифест 17 октября 1905 г., изданный царем под давлением стачки и обещавший политические и гражданские свободы,
расширение избирательных прав в Государственную думу и придание ей законодательных полномочий, был встречен эсерами
неоднозначно. Большинство руководства партии склонно было считать, что Россия стала конституционной страной и, следовательно,
надо внести коррективы в тактику, отказаться хотя бы на время от террора. Самым настойчивым сторонником прекращения террора и
роспуска Боевой организации выступал ее глава Азеф. Меньшинство, одним из ярких представителей которого был заместитель Азефа
Б.В.Савинков, наоборот, выступало за усиление террора, чтобы добить царизм. В конечном итоге центральный террор был
приостановлен, а Боевая организация фактически распущена.
После 17 октября ЦК партии предпочитал “не форсировать событий”. Он и его представители в Петербургском совете рабочих
депутатов были против введения явочным порядком 8-часового рабочего дня, против “увлечения стачками”, в том числе, против
призыва к декабрьской всеобщей политической стачке с переводом ее в вооруженное восстание. Вместо тактики подстегивания
революции эсеры предлагали использовать декларированные Манифестом 17 октября свободы для расширения базы революции путем
усиления агитационной, пропагандистской и организационной работы в народных массах, особенно среди крестьянства. Формально
такая тактика не была лишена смысла. В то же время в ней сказывалась подспудно и опасение, что революционный экстремизм
нарушит последовательность развития революции, испугает буржуазию и она откажется принять власть.
С появлением Манифеста впервые в многовековой истории России возникла реальная, хотя и весьма зыбкая и ограниченная
возможность развития в сторону демократии мирным, конституционным путем. Народные массы не только потому, что не избавились
еще до конца от доверия старой власти, но прежде всего руководствуясь инстинктом самосохранения, здравым смыслом, раньше, чем
представители левых партий, чья способность адекватно отражать реальность затмевалась в определенной мере усвоенными ими
доктринами, не осознали, а скорее почувствовали появившуюся альтернативу. В значительной мере этим, видимо, объясняется тот
факт, что после Манифеста призывы левых партий к насильственным действиям не находили в то время широкого отклика.
Провалилась, в частности, их линия на всеобщее вооруженное восстание и бойкот I Государственной думы. Активными сторонниками
бойкота выборов в Думу выступали и эсеры. Выборы тем не менее состоялись, и в Думе оказалось значительное число депутатовкрестьян. В связи с этим эсеровское руководство круто изменило свое отношение к Думе, чтобы не мешать ее работе, было решено
даже прекратить временно террористическую деятельность. Предметом особого внимания эсеров стали прошедшие в Думу
крестьянские депутаты. При живейшем участии эсеров из этих депутатов была создана думская фракция – Трудовая группа. Однако по
своему влиянию на крестьянских депутатов в Думе эсеры уступали народным социалистам, представителям правого крыла
неонародничества. Последний, под которым подписались 104 депутата, стал своего рода платформой российского крестьянства в
первой революции. Эсеровский же проект, основанный на принципах социализации земли, смог собрать в Думе лишь 33 подписи.
Эсеровское руководство эмоционально реагировало на роспуск Думы. Оно поручило местным организациям немедленно начать
вооруженную борьбу с правительством, делая главную ставку на войска и крестьянство и призывая последнее самим брать землю и
волю. Однако эти призывы повисли в воздухе. Кратковременными вспышками, быстро подавленными правительством, оказались и
восстания в войсках.
II Государственная дума оказалась единственной, которую эсеры не бойкотировали. Наибольшим успехом эсеров во II Думе являлось
то, что им удалось собрать под своим аграрным проектом подписей в три с лишним раза больше (104), чем под перводумским
проектом. И хотя думская группа эсеров плотно опекалась ЦК партии, тем не менее деятельность ее, была, по общепартийной оценке,
“далеко не блестящей”. Она вызывала недовольство в партии, прежде всего тем, что недостаточно последовательно и решительно
проводила партийную линию.

21. Тактика партии эсеров в условиях Первой мировой войны 1914-1918гг.

Тактика партии эсеров в условиях
Первой мировой войны 1914-1918гг
.
В начале войны преобладали оборонческие
настроения: к свободе, через национальную
самооборону.
Эсеры оборонцы подчёркивали, что их позиция
не означает примирения ни с самодержавием,
ни с буржуазией, они не исключают стачечную
борьбу и даже свержение самодержавия, как
условие победы в войне. Социал-демократы
раскололись на 2 направления: меньшевики и
большевики.

22. Отношение партии эсеров к революции 1917г.

К 1917-му эсеры разделились на три фракции –
правых, левых и центристов, их отличало
различие в тактике (к примеру, правые эсеры
выступали за борьбу до конца на фронтах
Первой мировой, а левые эсеры были против
этого), но в стратегии они все придерживались
единства. То есть эта программа, принятая в
1905 году, была руководством к действию для
всех трёх их фракций.

23.

Согласно эсеровской концепции, окончательно государственное устройство России
должно было определить Учредительное собрание. Сами эсеры были сторонниками
демократической республики и рассчитывали на то, что и Учредительное собрание
изберет эту форму государственного устройства. Каковы же должны были быть
место и роль Советов в демократической республике? Отвечая на этот вопрос, газета
“Дело народа” в передовой статье “Советы и Учредительное собрание” писала б
октября 1917 г.: в капиталистическом строе, в котором придется пока жить,
“республика Советов может быть лишь классовой организацией трудящихся масс,
могущей и долженствующей иметь огромный вес в политической и экономической
жизни страны, но не являющейся составным элементом государственной
организации демократической республики”. Существование Советов во время работы
Учредительного собрания признавалось полезным и даже необходимым, ибо как
мощные организации рабочих и крестьян они обеспечат проведение в жизнь его
решений, явятся твердой гарантией того, что они будут осуществлены
демократическим путем и с соблюдением социальной справедливости. Из этой
мотивированной посылки вытекало отрицательное отношение партии эсеров к
лозунгу “Вся власть Советам!”. Будучи, по их мнению, органами идейнополитического руководства рабочих классов, “часовыми революционных завоеваний
народа”. Советы в качестве института власти “совершенно не приспособлены к
будничной работе”. Если же попытаться навязать несвойственные им функции
государственного управления страной, то вместо реальной работы они ограничатся
принятием митинговых резолюций и будут “совать нос не в свое дело”,
дестабилизируя обстановку, сея “хаос и неразбериху”.
Эсеры считали, что реальной властью на местах должны стать органы местного
самоуправления: городские думы, волостные, уездные и губернские земства,
избранные демократическим путем. Свою задачу эсеры прежде всего видели в том,
чтобы, завоевав большинство в этих органах, обеспечить себе победу и на выборах в
Учредительное собрание. В целом эта задача эсерами решалась успешно.

24.

Спасибо за внимание !
English     Русский Правила