Похожие презентации:
Чешское реформационное движение. Ян Гус и его учение
1.
Выполнили:Плетнева Екатерина
Ковалева Дарья
2.
Конрад Вальдгаузерпротив католического
духовенства.
разоблачал в своих
проповедях
корыстолюбие и
разврат монашества
бичевал пороки
церковников
Ян Милич
Матвей из Янова
проповедовал
необходимость очищения
развращённого духовенства
призывал народ лишить
церковников их имущества
называл Папу антихристом
считал, что соблюдение
священного писания и
церковной дисциплины
сможет оздоровить церковь
обосновал взгляды, шедшие
вразрез с учением
католической церкви
считал, что основой
христианства должна быть
вера
Папу называл «двурогим
зверем», церковников —
«служителями антихриста»
требовал для всех верующих
одинакового причащения
3.
Ян ГусРодился в крестьянской семье в 1371 году. Родиной
его было небольшое село Гусинец в южной Чехии.
В 1393 году окончил артистический факультет и
получил степень бакалавра «свободных искусств», а
затем стал магистром Пражского университета.
Позднее поступил на богословский факультет,
считавшийся вершиной университетского
образования.
Годы молодости и учения Гуса совпали со временем
обострения социальных противоречий и крайнего
напряжения политической обстановки внутри Чехии.
4.
Сигизмунд и Йошт (братья короля) вели интригипротив чешского короля, стремясь к новому переделу
обширных владений люксембургской династии.
Чешские паны использовали затруднения короля и,
получая поддержку от Сигизмунда и Йошта, начали
новый вооружённый мятеж против Вацлава.
Король Вацлав IV
Вацлав пытался продолжать политику
объединения страны и усиления
королевской власти в Чехии. Несмотря на
все усилия Карла I, многие королевские
замки и имения остались в руках
захвативших их крупных феодалов.
Вацлав жестоко расправился с панами-изменниками и
остался чешским королём.
5.
Первые выступления Яна Гуса относятся к началуXV века. Одновременно он продвигался по
академической линии в университете, а также
установил личные связи с королевским двором. В
1401 году Гус был избран деканом факультета
свободных искусств, а в следующем году —
ректором.
«Чехи в королевстве Чешском по праву, по
закону божьему и по прирождённому чувству
должны быть первыми в должностях, как
французы в королевстве французском и немцы
в своих землях», — утверждал Гус.
Возмущало Гуса положение в Пражском университете, т.к господство в
университете принадлежало иноземцам. Борьба чешских патриотов увенчалась
успехом, когда немецкие магистры во время очередного конфликта Вацлава с
папой оказались на стороне противников короля. Вацлав и прежде оказывал
покровительство чехам университета, а теперь издал знаменитый
Кутногорский декрет, который должен был положить конец преобладанию
иноземцев в Пражском университете.
6.
Гус подчёркивал в своих выступлениях, что чехи «должны быть во главе,а не в хвосте», что они должны сами руководить своей землёй.
Вместе с тем Гус был чужд шовинизма и неоднократно подчёркивал, что
для него «хороший немец ближе плохого чеха».
Не довольствуясь разоблачением неприглядной жизни духовенства, Гус
показывал, эксплуататорскую сущность попов и монахов. «Даже
последний грошик, который прячет бедная старуха, и тот умеет
вытянуть недостойный священнослужитель» — говорил Гус.
Он утверждал, что духовенство должно
Гус разоблачал пороки духовенства и
подчиняться светской власти,
привлекал к ним внимание масс. Но
отстаивал свободу проповеди, в том
постепенно Гус стал переходить от критики
числе и свободу критики вопиющих
нравов духовенства к требованиям
злоупотреблений церкви.
коренных преобразований во всём здании
католической церкви.
Только конфисковав церковные земли, можно будет
очистить ряды духовенства от невежественных, жадных
и распутных попов, возродив тем самым «истинную»
христианскую церковь.
7.
В XIV веке всё чаще стала собираться«папская десятина» — особый сбор со всех
церковных владений. Вся тяжесть этого
налога ложилась на крестьян монастырей,
епископств и архиепископства.
Против вымогательств папской курии,
против циничной спекуляции на
религиозных чувствах народа и поднял свой
голос Ян Гус.
Гус выдвинул тезис о том, что мирянам следует
разрешить судить дела духовенства, что светские
власти вправе отнять имущество у церкви. Продажу
индульгенций Гус и его ближайший ученик и соратник
Иероним Пражский клеймили позором и требовали её
полного прекращения. Возбуждённые низы пражского
населения активно выступили против индульгенций.
В июне 1412 года городские низы, подмастерья,
бедные студенты организовали на улицах столицы
антипапскую демонстрацию.
8.
На Гуса был наложен так называемый интердикт (отлучение от церкви).Король не присоединился к преследованию Гуса и предоставил ему
возможность уехать из столицы. Гус покинул Прагу и призвал своих
слушателей и последователей не сдаваться и не допускать, чтобы «слуги
антихриста устрашили их своим неистовым тиранством».
Прогрессивным для средневековья было требование
Гуса об уравнении в правах мужчин и женщин. Он
проповедовал, что отношения между супругами должны
быть основаны на равноправии. Гус подчёркивал
ответственность родителей за воспитание детей.
После отъезда из Праги в деятельности Гуса начался новый период.
Он характеризуется окончательным разрывом с католической
церковью, сближением с народом, вследствие чего от Гуса
отшатнулись многие его прежние сторонники из рядов феодальной
верхушки.
Гус терял сочувствие короля, панов и университетских магистров
и, напротив, приобретал растущую любовь и симпатии чешского
бюргерства, плебса и крестьян, а также мелкой шляхты.
9.
Собор, открывшийся в ноябре 1414 года, долженбыл решить три главные задачи: «дело веры»,
«дело единства», «дело реформы»
Гус получил приказание явиться в Констанц.
Император обещал дать ему охранную грамоту,
которая обеспечит его личную безопасность и
гарантирует ему возвращение на родину. Гус
решил ехать на собор.
Присутствовавшие в Констанце требовали от
собора немедленной расправы с опасным
еретиком, но собор не осмелился сразу схватить
Гуса.
На двадцать пятый день после приезда Ян Гус был
арестован. Его заковали в тяжёлые железные цепи и
бросили в подвальную тюрьму при одном из
констанцских монастырей.
6 июля 1415 года Гус был выведен за город и сожжён
живым.
10.
Деятельность Гуса способствовала оформлению в Чехии двухвраждебных лагерей. В феодально-католическом лагере
оказались вместе с иноземцами также и верхушка знати и
немецкий патрициат городов. С некоторыми колебаниями к
этому лагерю примкнул король, пытавшийся вначале
лавировать между борющимися.
В национальном и антикатолическом лагере нашли своё место
движения разнородные элементы. Основу этого лагеря
составляли крестьяне и плебеи. Борьба масс носила объективно
антифеодальный характер и делала весь антикатолический и
национальный лагерь революционным.