1.48M
Категория: ИсторияИстория

Своды царских законов

1.

СВОДЫ ЦАРСКИХ ЗАКОНОВ
(«СРЕДНЕАССИРИЙСКИЕ
ЗАКОНЫ», ХЕТСКИЕ ЗАКОНЫ)
ДОКЛАДЧИК: Амичба Яса

2.

ВВЕДЕНИЕ
Источники права. В государствах Древней Месопотамии основным источником права очень рано
стал писаный законодательный акт, принятый по воле правителя того или иного царства. Первые царские
надписи не были законами или реформами в собственном смысле слова. Они содержали сведения о
действительных или мнимых победах месопотамских царей, их благодеяниях жителям своей страны,
городам, храмам, богам. Такими действующими законодательными актами и были дошедшие до нас,
правда не в полном объеме, древнейшие Законы царя Ур-Намму, основателя династии Ура (конец III
тысячелетия до н.э.), Законы Липид-Иштара, правителя царства Исины, Законы царя Билаламы царства
Эшнунны (начало II тысячелетия до н.э.), Среднеассирийские законы (середина II тысячелетия до н.э.) и
самый значительный правовой документ Месопотамии — Законы царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до
н.э.), древневавилонского правителя крупнейшего государства Двуречья1

3.

ВВЕДЕНИЕ
Ассирийское общество сер. 2 тыс.
рисуется юридическими документами как
архаичная община, строящаяся на базе
большой семьи, однако пронизываемая
значительно усилившимися по сравнению с
началом тысячелетия отношениями частной
собственности на землю и частной долговой
зависимости. Собственная правовая традиция
ассирийцев складывается в период Древне и
Среднеассирийского царств (21-15 в. до РХ).
Среднеассирийские законы (САЗ) -на
нескольких глиняных табличках написаны в
XI-XV в. до Р.Х.

4.

ИСТОЧНИКИ:
(1) Обычай
(2) Судебные решения народных собраний
городских общин, а потом царской власти
(3) Закон - запись накопленных в архивах судебных
решений и постановлений по частным вопросам.
Задача систематизации не стояла
(4) Акты делового оборота: частные или
официальные письма, формулы сделок
(5) Кодекс царя Хаммураби – помог рецепировать
нормы права для отношений, не
урегулированных собственным правом.

5.

Вещное право Ассирии
Сильное влияние регулирующей роли государства. Полноправный собственник –
paterfamilias, входящей в общину. Может распространять свою власть на объекты
(не)движимой собственности. Поле, скот, дом и пр. можно продавать и покупать. При
про¬даже недвижимости (общинного надела) - усложненная процедура сделки.
Исковая защита сравнима с actio Negatoria римского права. Появились начала
виндикации, вводится штраф и другие виды наказания за нарушение чужих
владельческих прав. Санкция, ее размер, зависят от характера земельного надела.
Особая группа – нормы, регулирующие вещные права на людей. В основном это
связано с понятием залога. Залог, примененный к личности человека - "оживление".
Кроме человека в залог можно было отдавать другие объекты вещных прав.
§ 29. Если женщина войдет в дом своего мужа, то ее приданое и все, что она принесет
из дома отца своего, или что ей дал ее свекор при ее вхождении в дом, свободно для ее
сыновей; сыновья ее свекра не должны предъявлять прав.

6.

Обязательственное право, договор
купли-продажи
У семитов "обязатель¬ство" = "сделка". Поэтому строгие формальные требования к
условиям заключения сделки: свидетели и письменный акт. Разви¬тая система
договоров. "Денежные расчеты" - договор купли-продажи, заемные и
ростовщические операции.
различали в зависимо¬сти от его предмета. Купля земли - с соблюдением строгих
формальностей. Сначала - "освобождение" земли от обязательств в пользу третьих
лиц (глаша¬тай извещал о сделке 3 раза в течение месяца в присутствии
официальных лиц - свидетелей сделки). Затем - документ в 3-х копиях для каждой
стороны.Защищались интересы добросовестного покупателя: продавец -только
собственник вещи.

7.

Договор займа, договор поклажи,
договор перевозки
Договор займа обеспечивается залогом. В залог должна отдаваться только
действительная собственность должника, перезаклад не допускается и ведет к утере
залога для недобросовестного кредитора, потере требования к должнику, а
покупатель заклада может требовать от него возмещения убытков. Мошенничество
должника наказывалось.
Договор поклажи охраняется интерес депозитария от недобросовестного
поклажедателя.
Договор перевозки: различают водную (речную) и сухопутную пе-ревозку груза.
Установлена имущественная ответственность пе-ревозчика за ущерб, причиненный
грузу в полном объеме. Только force majeur освобождает перевозчика от
ответственности.

8.

Наследственное право
Наследственное право. Общинный надел (дом, сад, поле) наследовался только
сыновьями (женщины к разделу наследства не допускались): старшему брату – 1/2
всего имущества, другая 1/2 по жребию распределялась между всеми братьями,
включая старшего. Наследование – только по линии агнатов (когнаты исключались) и
по принципу первородства. НО братья могли не делить наследство. Имущественная
ответственность - на каждого в отдельности, солидарности не возникало. При
наступлении ответственности любого брата - принудительный раздел имущества.
Приданое матери - по наследству только ее родным сыновьям. НО: "если муж
потребует от нее, то она может отдать любым сыновьям своим". При отсутствии
сыновей от законной жены наследовали дети от наложницы - особой процедуры их
признания не требовалось.
§ 35. Если вдова войдет в дом человека, то все, что она принесет, принадлежит ее
мужу.

9.

Брак и семья
Ассирийцы знали моногамный брак; но известен и институт конку¬бината. Наложница может стать законной женой, тогда
брак будет полигамным. Это называлось "закрыть покрывалом" + полигамия может наступить в случае заключе¬ния второго
брака. Суть брака - покупка жены. Жених вносит брачный выкуп за невесту ее отцу. Она переходит в дом своего мужа с
приданым, которое наследуют ее дети от этого мужа. Принцип рациональной целесообразности: возможна подмена и жениха
и невесты в предстоящем браке. Т.о. в случае смерти жениха и невесты их отцы могут породниться, заменив их другими
детьми, чтобы не нанести друг другу имущественного ущерба. Если брак не состоялся по вине отца невесты, он возвращал
брачный выкуп жениха, а если по вине отца жениха – возвращалось приданое.
Обрядовые (символические) действа: покрытие покрывалом невесты, возлияние на голову су¬женой благовонного масла на
пиру, поднесение на пиру свадебных даров. Только после этого обряда брак считался заключенным.
Брак через залог: "оживленную" женщину можно было выдать замуж, но брачный выкуп за нее становился предметом спора
между кредито¬ром и залогодержателем.
Строгая власть мужа над женой. Муж управляет, а по сути владеет и распоряжается прида¬ным супруги, следит за ее
поведением. Подробно регулируются прелюбодеяния. Муж сам наказывает свою жену. Жена ограничена в своей право- и
дееспособности. Инициатор развода - только муж. Отсутствие супруга в течение 5 лет – основание для расторжения бра¬ка по
факту отсутствия. Фактически брак не расторгался - жена уходила жить к другому. Если муж задерживался по форсмажорным
обстоятельствам (война и пр.) сверх 5 лет, жена обязана ждать вечно.Повторный брак возможен в случае смерти кого-либо из
супругов. + особая форма левирата: в случае смерти кого-либо из сыновей человека, он мог отдать его жену в жены другому
сыну, который сватался к дочери другого человека, внес брачный выкуп, но брак не состоялся. В случае изнасилования
девственницы насильник обя-зан был на ней жениться.

10.

Уголовное право
Уголовное право Ассирии.Классифицирует гос.преступления как разновидность уголовных:
"произнесение слов измены" или "возмутительного слова" = "богохульство", в отличие от
"бытовых" ругательств. Гос.преступления наказываются по усмотре¬нию гос.власти. Наказания
за про¬стые уголовные преступления определены законом.
§ 4. Если раб или рабыня примут что-либо из рук жены человека, то должно отрезать нос и уши
рабу и рабыне, восполнить покражу. Человек может отрезать уши своей жене. А если жене своей
он отпустит и не отрежет ей [у]ши, то не должно отрезать рабу и рабыне, но должно восполнить
покражи.
Имущественные преступленияне отличается от обыкновенных гражданско-правовых деликтов.
Наказываются компо¬зиционно: нарушение межи: "... отрубить 1 палец, 100 ударов палками и 1
месяц выполнять царскую работу". Исключение - воровство и его квалифицированные виды:
разбой, грабеж и т.д. Наказание за воровство устанавливают власти по собственному
усмотрению. В связи с воровством известно понятие соучастия.Наказания за клевету.
Прелюбодеяние и пр. преступления, на-правленные против нравственности, наказуемы.

11.

Суд и процесс в Ассирии
В судебной системе существует иерархия судов. Верховный судья – царь. Судьи - "коронные судьи", назначенные
царем чиновники. Судебные полномочия общины ис¬ключены: "староста и 5 великих общины должны
присутство¬вать..." - официальные свидетели. Жречество также не входит в состав судей – могли только схватить с
полич¬ным преступника, но принести клятву и уличать его они не могли. Светский судья решает обратиться к
оракулу.
Система судебных доказательств:
1) клятвенные показания свидетеля. Клятва (как вид Божьего Суда) и свидетельские показа¬ния - одно средство
доказывания. Клятва истца может натолкнуться на клятву ответчика, и судья обязан будет применить ордалию прибегнуть к реке. Но клятва истца, может быть достаточной, если ответчик в деле менее правоспособен, чем
истец.
2) Ордалия - бросание в реку после заклю¬чения письменного договора. Если река не принимала человека, он
считался свободным от обвинения.
3) Письменный акт - суб¬сидиарный характер.
4) Судебный оракул - только при краже храмового имущества (Оракул - не форма суда).
1) и 2) применялись как к уго¬ловным, так и к гражданским делам, 3) и 4) - только к гражданским.
Процесс -три стадии: возбуждение дела, заслушивание, при¬нятие и формулирование решения и исполнение его.

12.

ХЕТТСКИЕ ЗАКОНЫ
Как и прочие древневосточные сборники законов, хеттские Законы казуальны (т.е. перечисляют
отдельные случаи, не заботясь о систематическом освещении всех вариантов той или иной ситуации,
и оставляют без внимания целые сферы жизни). Преимущественно их интересует уголовная
отвественность и точки пересечения государственной и общинной собственности на землю
(как и во многих обществах Передней Азии, земля в Хатти распадалась на государственный и
общинный фонд; из первого цари выделяли условные держания, а также частные в точном
смысле слова вотчины).

13.

Системность
Хеттские Законы
провести и здесь:
поражают
исследователей бессистемностью, но некую рубрикацию можно
ст.1-18 - убийство и членовредительство; ст.19-24 – владение рабами и беглые рабы; ст.25 ритуальное осквернение воды; ст.26-36 - исключительные казусы брачного права; ст.37-38 оправданное убийство; ст. 39-41 - держание обложенных повинностью саххана «полей»; ст.42 - набор
войска; ст.43-44 – несчастные случаи, связанные с водой и огнем; ст.45 - находка собственности; ст.46-56
- условия пользования землей и повинность луцци; ст.57-92 - кража скота и другие преступления,
связанные со скотом; ст.93-100 - поджог; ст.101-118 - виноградники и сады; ст.119-149 - кража и
порча разных видов собственности и правонарушения при купле-продаже; ст.150-161 - тарифы на
услуги; ст.162-163 - некоторые сельскохозяйственные проступки; 164-170 -ритуальные предписания и
колдовство; ст.171 - лишение наследства матерью; ст.172 - возмещение за спасение от голода; ст.173 неповиновение власти; ст.174-176А - разные повторения и дополнения к некоторым предыдущим
статьям; ст.176Б-186 – фиксация цен; ст.187-200А - сексуальные преступления; ст.200Б - плата за
обучение ремеслу.

14.

СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ
Судя по количеству статей, хеттских законодателей крайне интересовали нормы наказания и
тарифы (товарно-денежные отношения хеттское государство регулировало весьма детально, ст.150,
158, 176-183, 186. Отметим сразу, что, уже судя по массовому применению денежных
штрафов, товарно-денежные отношения в Хатти были весьма развиты и распространены, но в
оборот при этом вводилась почти исключительно движимость, а не земля. Важнейшей
частью движимости, поступавшей в продажу, был скот; роль скотоводства была так велика, что
овцы служили даже мерилом стоимости наряду с серебром).
В целом для Законов характерны довольно высокая по тем временам гуманность и своего
рода рассудительность. Так, большинство преступлений, в том числе убийства и тем более кражи,
караются не смертью (ср. ЗХ!), а штрафами. Смертью казнят только за сопротивление власти
(т.е.политическое преступление), ритуальные и половые преступления. Далее, хетты придают
большое значение мотиву преступления (корысть, гнев, умысел, неосторожность), различают
умышленное и неумышленное преступления с одинаковым исходом и соответственно варьируют
наказания (ст.3 и др.). Если закон осуждает укоренившийся обычай, он не запрещает его прямо, но
лишь отказывается от защиты исполняющих его людей (ст.37).

15.

Известный архаизм хеттских Законов
выражается в их пренебрежении к
формальностям. Необходимость письменных
договоров не фиксируется, а в ряде случаев
закон апеллирует к честному слову самому по
себе (ст.28-30).
Переработка законов, отраженная в более
поздних вариантах статей, шла по следующим
направлениям: усиление государственных
повинностей; отказ государства от судебных
пошлин (ст.9, 25); смягчение телесных
наказаний и замена их штрафом (ср. ст.167-168;
все это, по-видимому, отражает развитие
товарно-денежных отношений), фиксация
этого развития (ст.45).

16.

Суд
Наконец, читателю следует представлять себе
организацию суда у хеттов. высшая власть по
разрешению дел, вероятно, принадлежала
царю, просто как носителю экстраординарного
властного авторитета Суд как таковсй,
однако, вершился главным образом
коллегиями-советами всевозможных рангов,
государственными, с одной стороны, и
общинными, с другой.

17.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Источники:
• Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран Н. А. Крашенинникова
• История государства и права зарубежных стран О. А. Жидкова, Н. А. Крашенинниковой
English     Русский Правила