Похожие презентации:
Б.Л. Пастернак "Доктор Живаго"
1.
2.
1915-1917гг. – первые упоминания о замысле крупного прозаическогопроизведения.
1918 год – повесть «Детство Люверс», где обнаруживается определённая связь с
будущим романом.
1930-е годы – на обложке рукописи романа, над которым работает в это время
Пастернак, появляется название «Записки Патрикия Живульта».
Зима 1941 года – рукописи сгорают при пожаре.
До 1946 года Пастернак упорно работает над романом, меняя его название:
«Мальчики и девочки» (из стихотворения А.Блока «Вербочки») - «Свеча
горела» - «Нормы нового благородства» - «История духа живого» - «Смерти не
будет» - «Доктор Живаго» (последнее название складывается к осени 1946
года).
Весна 1956 года – Пастернак отдаёт полую рукопись романа в журналы «Новый
мир», «Знамя», а потом и в издательство «Художественная литература».
Лето 1956 года – рукопись только для ознакомления передаётся итальянскому
журналисту Серджио Д'Анджело. Без согласия автора тот инициирует публикацию
романа в Италии.
3.
Юрий (Георгий) – победитель Дракона, спасающий царевну от зла, утверждающийдобро.
Живаго – старославянская форма прилагательного «живой».
Лара (Лариса) – чайка; Гишар (с
французского) – тюремное окошко.
4.
5.
"Я хочу дать исторический образ России за последнеесорокапятилетие, и в то же время [...] эта вещь будет выражением
моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в
истории и на многое другое [...]. Атмосфера вещи - моё
христианство".
6.
7.
Внешне повествование вполне традиционно: рассказывается о судьбечеловека в эпоху революции. Но события романа даны через восприятие
главного героя. Это субъективное содержание и составляет сюжет. Роман
не вписывался в схемы социалистического реализма, предполагающего
«активную жизненную позицию». Судьба человека, по Пастернаку, не
связана напрямую с исторической эпохой, в которую выпало жить. Юрий
Живаго не пытается бороться с обстоятельствами, но и не
приспосабливается к ним, оставаясь собой при любых обстоятельствах.
Д.С.Лихачёв: «Живаго – это личность, как бы
созданная для того, чтобы воспринимать эпоху,
нисколько в неё не вмешиваясь. В романе –
главная действующая сила стихия революции. Сам же
главный герой никак не влияет и не пытается влиять
на неё».
8.
Тема человеческого страдания.Автор ставит своих героев в ситуацию горя и анализирует их поступки
самим временем. Автор ищет ответы на два вопроса: где предел
человеческому духовному терпению и физической выносливости,
что помогает продолжать жить после тяжёлых ударов?
НОВАТОРСТВО
Писатели-реалисты XIX века показывали «физические страдания»
народа и «духовные страдания» интеллигенции.
1.
Пастернак же впервые поставил своего героя врача (знакомого нам по
рассказам А.П.Чехова) в ситуацию двойного горя: физического и
духовного (самоубийство отца, смерть матери, взросление в доброй,
но чужой семье Громеко, фронт, революция, бегство, плен,
бродяжничество, социальная деградация). Но именно это страдание
интеллигента прошло красной нитью через всё столетие.
9.
2. Тема революции.До этого революция показывалась глазами участников:
-партизан в «Разгроме» А.Фадеева;
-казаков в «Тихом Доне» М.Шолохова;
-конармейцев в «Конармии» И.Бабеля;
-офицеров в «Белой гвардии» М.Булгакова.
10.
2. Тема революции (продолжение).До Пастернака показывалась глазами участников событий, в узком
смысле – интеллигенции (у М.Булгакова, К.Федина, А.Толстого).
У Пастернака – революции противостоит индивидуальность:
«…принадлежность к типу есть конец человека, его осуждение.
Если его не подо что подвести, если он не показателен, половина
требующегося от него — налицо,... крупица бессмертия
достигнута им».
11.
2. Тема революции (продолжение).Пастернак взглянул на революционную эпоху
глазами доктора, который в принципе не может
быть участником, творцом революции. Поэтому он
должен быть "посторонним" для борющихся сил.
12.
3. Тема войны. «Обручение» главного героя сосмертью. Пастернаку наиболее удаются сцены
смерти: ужасы фронтового госпиталя, расстрел
партизанами заговорщиков, выжженные деревни и
умершие квартиры Юрятина и Москвы, наконец,
смерть и похороны Живаго.
13.
4.Тема любви.Антиромантическая: в повседневном, обыкновенном выражении. Любовь,
красота обрисованы писателем в сугубо будничном виде, при помощи
бытовых деталей, зарисовок.
“Он возвращался со всех этих должностей к ночи, измученный и
проголодавшийся, и заставал Ларису Фёдоровну в разгаре домашних
хлопот, за плитой или перед корытом. В этом прозаическом виде... она
почти пугала своей царственной, дух захватывающей притягательностью,
более, чем если бы он вдруг застал её перед выездом на бал, ставшею
выше и словно выросшею на высоких каблуках, в открытом платье с
вырезом и широких, шумных юбках”.
14.
4. Тема любви (продолжение). Любовь для ЮрияЖиваго связана с жизнью дома, семьи, брачного
союза (и с Тоней, и с Ларой).
Тоня олицетворяет собой семейный очаг, семью,
родной для человека круг жизни. С появлением
Лары этот жизненный круг раздвигается, сюда
входят размышления о судьбе России, о
революции, природе.
15.
5. Тема дома, пристанища. Отношение к дому трепетное, бережное. Каквозрождение к жизни: “Первым истинным событием после долгого
перерыва было это головокружительное приближение в поезде к дому,
который цел и есть ещё на свете и где дорог каждый камушек. Вот что
было жизнью, вот что было переживанием,
вот за чем гонялись искатели приключений, вот что имело в виду искусство
— приезд к родным,
возвращение к себе,
возобновление существования”.
16.
6. Тема жизни.Роман не заканчивается смертью. Он заканчивается стихами, тем, без чего
душа Живаго не могла осуществляться. Вследствие этого, роман также и о
творчестве, которое всегда есть жизнь. Окружающий мир осознаётся
поэтом прежде всего как мир Божий. Этим объясняется наличие
религиозных мотивов, сюжетов и образов во многих его стихах: "Гамлет",
"Август", "Рождественская звезда", "Рассвет", "Гефсиманский сад", "В
больнице" и др. С этим связано и то благоговение перед чудом жизни,
ощущение сокровенной ценности всего живого, которое столь ярко в
стихах Юрия Живаго.
17.
Роман «Доктор Живаго» состоит из двух частей: прозаической ипоэтической. 16 глав романа повествуют о людях, событиях большой
истории, трагических судьбах Юрия, Лары, Тони и других героев. Здесь
же показан многоплановый образ России в предреволюционные и
послереволюционные годы. В последней, 17-й части весь этот обширный
материал как будто заново повторяется, но на этот раз уже в поэзии.
Поэзия и проза в романе Б.Пастернака образуют единство, являются, по
сути дела, новой жанровой формой.
18.
Творческая и гражданская позиции поэта определены в стихотворении "Гамлет"(1946), открывающем цикл "Стихотворения Юрия Живаго". Трактовка образа
Гамлета приобретает у Пастернака автобиографический смысл. Лирический
герой стихотворения чувствует себя актёром на сцене жизни среди всеобщего
"сумрака ночи". Здесь выражена неизбежность его нравственного
противостояния власти лжи и мрака. Но решение это даётся непросто: "Я
один, всё тонет в фарисействе. / Жизнь прожить- не поле перейти".
Понимание Пастернаком призвания художника связано с христианской темой
жертвы и самоотречения. Об этом свидетельствует включённая в текст
стихотворения цитата из Евангелия ( "Моление о чаше"). Христос, зная о
приближении крёстных мук своих и испытывая от этого смертельную тоску,
пришел в Гефсиманский сад и обратился к господу с мольбою: "Авва Отче,
пронеси чашу сию мимо меня, но не чего Я хочу, а чего Ты". Пастернак почти
дословно цитирует эти строки в "Гамлете": "Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси". Его герой испытывает вполне понятное чувство
страха перед жестокой судьбой и вместе с тем отчетливо сознает
"неотвратимость конца пути". Цитата из Евангелия позволяет соотнести
стихотворение "Гамлет" с "Гефсиманским садом", венчающим цикл. Они
объединены общей темой долга и осуществления высокого предназначения,
неотвратимости крестного пути как залога бессмертия. Долг поэта
заключается в спасении мира искусством.
19.
В образе Юрия Живаго наконец-то обрела своё художественное воплощениета часть русской интеллигенции, которая по причине несовместимости с
новым обществом оказалась либо в эмиграции, либо ушла из жизни.