8.41M
Категория: ОбразованиеОбразование

Актерские техники в работе журналиста. Часть 2. Работа над текстом

1.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Дисциплина «Современные электронные
медиа: теория и практика»
Тема: «Актерские техники в работе журналиста.
Часть 2. Работа над текстом.
Преподаватель Кочнева М.Э

2.

ЧТО ТАКОЕ СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
Сценическая речь - дикция, дыхание, голос, орфоэпия, логикоинтонационные закономерности устной речи.
При овладении сценической речью необходимо заниматься словом в
его тесной связи с содержанием, с мыслью. Работая над словом в
роли, надо идти от авторской мысли, добиваться создания верной
формы через овладение сущностью.
К. С. Станиславский : Чтец, в отличие от актера, не должен играть или
копировать героя, "изображать его интонацию и дикцию". Задача
чтеца — рассказать о своих героях. При этом рассказчик имеет четкое
отношение ко всем событиям, о которых говорится в тексте, и знает,
зачем рассказывает о них слушателю сейчас, здесь, в сегодняшних
условиях»
2

3.

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ
К. С. Станиславский – «рассказывая о человеке, чтец начинает
"действовать и переживать за него". Он активно вмешивается в
жизнь, болея болью своего героя, радуясь его радостям,
взволнованно относясь ко всему, что происходит с ним».
Все, о чем рассказывает чтец, — это часть его собственной
биографии. Он прожил эту жизнь в своем воображении, силой
фантазии сделал ее своим прошлым. События, о которых он
говорит, заставили его самого глубоко задуматься, посмотреть на
все "глазами эпохи и идеи". Это "пережитое", много раз
осмысленное прошлое рождает в нем те мысли и чувства,
которые сегодня, сейчас, здесь не дают ему молчать, заставляют
говорить со слушателем. Эта искренняя, горячая вера в
справедливость своей оценки придает рассказчику
убедительность, помогает воздействовать на слушателей
переживаниями и мыслями, делает искусство художественного
слова значимым, содержательным, эмоциональным.
3

4.

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ
Для овладения словом чтецу нужна та же
подготовительная работа, которую проделывает актер,
создавая роль:
анализ содержания, сюжета;
идеи;
понимание того, что заставило автора написать
произведение;
анализ характеров в их взаимоотношениях с окружающим
миром;
овладение внутренней жизнью героя.
4

5.

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ
Аналогичные этапы проходит, создавая произведение, и писатель.
К. Паустовский писал, что для создания "сжатой прозы" — "самой
действенной, самой потрясающей" — надо то, о чем пишешь,
знать настолько полно и точно, чтобы без труда отобрать самое
интересное н значительное, не растворяя повествование водой
излишних подробностей. А сжатость, по его словам, дается
исчерпывающим знанием.
5

6.

Работа над текстом
Не читать, а действовать ради какого-то объекта, для какой-то цели (живой
объект на сцене или в зрительном зале).
Как этого достичь?
1. Предварительно рассказать своими словами ( кратко, компактно, с соблюдением логики и
последовательности, идя по внутренней линии, содержание рассказа, повести, речи, сложной
философской мысли)
2. Записать эту внутреннюю линию, по которой надо идти.
3. Выполнить эту линию в словесном действии (а не в докладе и болтании слов), то есть прочесть
по намеченной линии.
6

7.

ВЫЯВЛЕНИЕ ИДЕЙНОГО СМЫСЛА
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В художественном слове надо вскрывать и доносить смысл
произведения.
Как это сделать?
1. Понять и почувствовать идею, выявить ее и связанную с ней
социальную, философскую направленность текста.
2. Понять образность художественного произведения.
3. Насытить ее ассоциациями, видениями.
4. Смысловое решение должно быть конкретным с глубоким пониманием текста.
Пример:
«Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню…» ( И.А.Крылов)
7

8.

СВЕРХЗАДАЧА ТЕКСТА
«Передача на сцене чувств и мыслей писателя, его мечтаний, мук и радостей является
главной задачей спектакля. Условимся же на будущее время называть эту основную,
главную, всеобъемлющую цель, притягивающую к себе все без исключения задачи,
вызывающую творческое стремление двигателей психической жизни и элементов
самочувствия артисто-роли сверхзадачей произведения писателя". ( К.С. Станиславский)
Сверхзадача произведений Чехова, боровшегося с пошлостью, мещанством, мечтавшего о
лучшей
жизни: « Борьба за нее и стремление к ней стали сверхзадачей многих его
.
произведений«.
Сверхзадача произведений Толстого – «Стремление к постоянному самосовершенствованию».
Сверхзадача определяется исходя из главной мысли произведения, из его стилистики в целом.
При этом важнейшее условие — чтобы сверхзадача нашла живой отклик в душе исполнителя.
Если сверхзадача лично не взволновала ученика, он лишь более или менее тонко имитирует
взволнованность по поводу событий рассказа, судеб его героев. Сверхзадача, найденная
чисто умозрительно, рассудочно, никогда не рождала произведения выдающегося. Лишь
сверхзадача лично пережитая, затронувшая эмоциональную сферу художника создает
прекрасное в искусстве.
8

9.

СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ В ЛИТЕРАТУРНОМ ТЕКСТЕ
Как научиться доносить идею?
«Идею произведения надо уметь найти в действии, в чертах поведения и
характера всех без исключения героев, а для этого понять, чем захвачены их
чувства и мысли». ( В.И. Немирович-Данченко)
Выстроить сквозное действие рассказа так, чтобы каждый эпизод решался с учетом
сверхзадачи, развивал, подчеркивал авторский замысел, чтобы каждое событие
осмысливалось в связи с обшей идеей, которая таким путем будет по мере развития
действия все полнее выявляться.
Сверхзадача и сквозное действие мобилизуют внутренний мир исполнителя,
активизируют слово, делают его целенаправленным, действенным.
Пример: встреча Чичикова и Собакевича.
Сквозное действие - горячее стремление
Чичикова заполучить "мертвые души".
Эпизоды - просит Собакевича, спорит с ним,
отвлекает его.
Результат – добивается цели.
9

10.

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И
ВИДЕНИЯ
Видения –это один из элементов построения внутренней жизни
героев.
Видения — яркие, конкретные, разнообразные — создают основу для превращения
авторского текста в свой, личный рассказ о пережитом и перечувствованном.
Процесс создания видений насыщает слова живыми человеческими эмоциями,
включает в работу подсознание, творческую природу человека.
Сама конструкция рассказа, в котором речь идет, как правило, о прошлом, требует
непрерывной работы воображения, как бы заменяющего реальную сценографию спектакля.
Основное в работе над текстом:
1. Исчерпывающее знание описываемой действительности.
2. Подробнейшее вскрытие текста по видениям.
3. Накапливать видения, непосредственные чувственные
впечатления (наблюдения, внимание к деталям, фантазия,
эмоциональная память)
10

11.

УМЕНИЕ ДЕЙСТВОВАТЬ СЛОВОМ
Яркие, конкретные видения, живущие в воображении актера, должны быть
донесены до слушателя.
- Заражать своими видениями.
-
Воздействовать словом на слушателя.
Убеждать его.
Заинтересовывать существом события.
Вызвать ассоциации и фантазии.
Конкретно-чувственный, яркий художественный образ заставляет и слушателя
активно воспроизводить рассказываемое в своем воображении, мобилизует
запасы его жизненных впечатлений.
Не декламация, не объяснение сюжета — словесное
действие вскрывает зрительно ощущаемые,
как бы реально представленные события рассказа.
11

12.

ЭЛЕМЕНТЫ ОВЛАДЕНИЯ СТИЛЕВЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Идейный замысел автора воплощается в различной языковой манере. Своим путем идет
каждый из драматургов к созданию речевого образа; разнообразны их методы
характеристики персонажей, приемы создания сценической атмосферы.
Как достичь:
-сделать мысли автора своими
-полюбить язык автора
-научиться думать в его языковом строе
-понять, ощутить его стилистическую манеру
-изучать фразы, выражения, обороты речи автора
-вдумываться в логику мышления,
ощущая авторский стиль,
-чувствовать особенности языка.
Важно интуитивное умение поймать авторский слог, воссоздать его неповторимое звучание,
угадать его интонацию. Стиль не определяется актером заранее, а выявляется по мере
проникновения в текст, воссоздания внутреннего мира, логики чувств героев.
Пример «Тарас Бульба» Шевченко.
В процессе этой работы и фраза в устах исполнителя становилась все более "гоголевской". Насыщенная 12
гиперболами, она требовала яркого и широкого звучания, своей, характерной для "Тараса Бульбы" интонации.

13.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО КАК СРЕДСТВО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ
«Изъяны дикции исправляются не в языке, а в воображении". (К.С. Станиславский )
Форма, в которую облекается слово в звучащей речи, зависит прежде всего от того, как осмыслено,
"увидено" его содержание. Один и тот же текст может быть выражен в "мелкой", торопливой речи или
прозвучать в полновесных объемных гласных.
исследователь П. В. Симонов говорит, что возникновение представлений мобилизует работу
. Известный
"исполнительных органов» . Т.е если человек мысленно представляет себе то, о чем говорит, его словесное
описание становится более полным и убедительным, приобретает особые интонационные оттенки.
Примеры:
Студент имел привычку говорить "мелко" и ровно — быстро проговаривая слова, плохо ощущая их широту и
звучность. Полновесные, округлые гласные, четкие согласные ему были как будто "не нужны.
Студентка говорила четко, но бегло, на стянутых, укороченных гласных. Это создавало сухость речи, какуюто "злинку", сковывало интонационный диапазон, делало речь однообразной. Навыки, приобретенные на
занятиях техникой речи, плохо переводились в живую речь, тем более в момент большого эмоционального
напряжения, самоотдачи в роли.
Трудно поддаются исправлению и другие специфические дефекты речи, например, манерность, излишняя
бытовая характерность. В этом также помогает литературный материал, ставящий серьезные творческие
задачи.
13
English     Русский Правила