Похожие презентации:
Истоки и значение философского постмодернизма
1.
ИСТОКИ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГОПОСТМОДЕРНИЗМА.
ГРУППА: ПОД/Б-19-1О
СТУДЕНТ: КУЩ Н.В.
2.
ПОСТМОДЕРНИЗМ (В ФИЛОСОФИИ, ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ, ИСКУССТВЕ И ЛИТЕРАТУРЕ) - ШИРОКОЕ ТЕЧЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ 2-ЙПОЛОВИНЫ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА.
• Преимущественно в странах Европы и
Северной Америки. В отличие от модернизма с его программной установкой на новизну, пост обращается
к культурному наследию прошлого как
объекту игрового освоения, иронического цитирования и ситуационного переосмысления (при включении
его в разнообразные контексты), источнику стилизации и эклектического
комбинирования его форм.
3.
ТЕРМИН «ПОСТМОДЕРНИЗМ»• появившийся в 1870-х годах у английского художника
Дж. У. Чапмана для обозначения живописи после импрессионизма, фигурирует затем в работе немецкого писателя и философа Р. Панвица «Кризис европейской культуры» («Die Krisis der europäischen Kultur», 1917), позднее
у испанского литературоведа Ф. де Ониса (1934) и обретает обобщённый социокультурный смысл в «Постижении
истории» («A study of history», vol. 8, 1954) А. Тойнби («эпоха постмодерна», наступившая после франкопрусской войны 1870-1871 годов). Широкое распространение получил после публикации книги Ч. Дженкса об архитектуре постмодернизма («The language of post-modern
architecture», 1977).
4.
• Первой основательной попыткой философского осмысления постмодернизма стала книга Ж.Ф. Лиотара «Состояниепостмодерна» («La condition postmoderne», 1979 год,
русский перевод 1998 года). Лиотар констатировал конец
эпохи «великих повествований» («метанарративов» - метафизический, социально-философских и топ. «текстов», претендующих на универсальное значение), которые служили
глобальной репрезентацией и легитимацией человеческой
истории (концепции прогресса, социальной эмансипации,
коммунизма и тому подобного) и сменились в эпоху информационного общества множеством отдельных «дискурсов»,
«малых повествований», не сводимых друг к другу «языковых игр» (в духе Л. Витгенштейна).
5.
• В концепции деконструкции, разработанной Ж. Деррида, отвергаются классический логоцентризм, мышление бинарнымиоппозициями и чётко очерченными понятиями, вообще любое
притязание на установление некоего конечного смысла созданного автором текста. Последний оказывается полем потенциально разноречивых и амбивалентных значений, и деконструкция - одновременно «деструкция» и «реконструкция» (разборка и сборка) - предполагает выявление этих неочевидных
значений и внутр. противоречивости текста, а также следов его
интерпретации в истории культуры. Понятие деконструкции
получило широкое распространение в постмодернистской философии, легло в основу литературно-критических методологии йельской школы (П. де Ман, Х. Блум и другие).
6.
• В описанном Ж. Бодрийяром феномене гиперреальности - создаваемой средствами массовой информации виртуальной реальности, в которой исчезает различие между реальным и воображаемым, - центральное место занимают понятия симуляции и симулякра. Симулякр - репрезентациянесуществующего, знак без означаемого (референта), «копия без оригинала» - в эстетике
постмодернизма играет роль, аналогичную понятию художественного образа в классической эстетике.
7.
• Традиционной замкнутой «древовидной» структурезнания с его бинарными оппозициями и жёсткой иерархической организацией Ж. Делёз и Ф. Гваттари противопоставили так называемую ризому - открытую полиморфную «клубневую» систему,
не имеющую фиксированного центра и «ветвящуюся» во всех направлениях. Деструкции были подвергнуты такие основополагающие понятия европейской философии, как «бытие», «смысл» (критика «идеологии истины» с её разграничением истины и знания у Р. Рорти) и тому подобные. «Субъект»
перестаёт быть центром (идея смерти «автора» у
Р. Барта и М. Фуко), и его место занимают безличные структуры, принципу «тождества» («идентичности») противопоставляется категория «различия».
8.
• В работе американского исследователя Ф. Джеймсона (родился 1934) «Постмодернизм, или Логикакультуры позднего капитализма» («Postmodernism, or The cultural logic of late capitalism», 1991) содержится масштабное описание социальных, антропологических и эстетических аспектов постмодернизма как глобального социокультурного феномена. С утратой традиционных типов идентичности (в том числе автономного субъекта эпохи классического капитализма) в деклассированном обществе потребления исчезает различие между «высокой» и массовой культурой, постулированное экзистенциализмом различие между «подлинным» и «неподлинным» и тому подобное.
Джеймсон отмечает в постмодернизме отсутствие «глубины», общую тенденцию к «поверхностности», угасание активного чувства истории (и как надежды, и как памяти) в переживании «перманентного настоящего», преобладание синхронного пространства над временем, перевес визуального
над вербальным с распространением новых коммуникативных технологий (прежде всего телевидения с его «Ниагарой визуальной трескотни»).
9.
В ЦЕЛОМ ДЛЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА ХАРАКТЕРНО СМЕШЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ И ДИСКУРСОВ, ВКЛЮЧЕНИЕ В НАУЧНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ТЕКСТЫ ТАКИХ ПРИЁМОВ ИСКУССТВАИ ЛИТЕРАТУРЫ, КАК ЭЛЕМЕНТЫ ПОВЕСТВОВАНИЯ, МОНТАЖ И КОЛЛАЖ, АЛЛЮЗИИ И МЕТАФОРЫ, КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ РАЗРЫВЫ И ТОМУ ПОДОБНОЕ.
10.
• В новейшей социологической литературе термин «постмодерн»нередко употребляется для обозначения эпохи, приходящей на
смену модерну, индустриальному обществу и знаменующей собой конец начатого в Новое время «проекта современности»,
развёртывавшегося в процессе модернизации. Вместе с тем
многие исследователи считают данный период новой фазой модерна - «текучей» современностью, «поздним», «незавершённым», «радикализированным» модерном и тому подобное
(З. Бауман, Ю. Хабермас, У. Бек, Э. Гидденс и другие). Наряду с
этим для характеристики специфических аспектов социального
развития на рубеже XX-XXI веков используются понятия: постиндустриальное общество, информационное общество, общество
потребления, общество риска, общество «сетевых структур» и
тому подобное.