5.35M
Категория: ИскусствоИскусство

Джозеф Тёрнер

1.

ДЖОЗЕФ ТЁРНЕР
Выполнила: студентка группы РФ-21
ГГУ им. Ф. Скорины
Силкина Екатерина

2.

Джо́зеф Мэ́ллорд Уи́льям Тёрнер –
британский
живописец,
мастер
романтического пейзажа, акварелист.
Сын парикмахера, получивший самое
простое образование, он вошел в
историю искусства своими прекрасными
романтическими пейзажами, морскими
батальными сценами, акварелями и
гравюрами.
Его
называли
предшественником
французских
импрессионистов.
23 апреля 1775 – 19 декабря 1851

3.

ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ ТЁРНЕРА
1775 – родился в Лондоне, в семье цирюльника.
1785 – едет учиться в загородную школу в Брентфорде, пригороде Лондона.
1787 – создает самую раннюю из дошедших до нас акварелей.
1790 – получает право на свободное посещение занятий в Королевской академии.
Первая выставленная (в академии) работа.
1792 – совершает путешествие по горным районам Уэльса.
1794 – его акварель с видом Рочестера опубликована в виде гравюры.
1797 – первая выставка картин Тёрнера, написанных маслом.
1798 – роман с Сарой Денби, вдовой композитора Джона Денби.
1799 – снимает квартиру на Харлей-стрит. Становится кандидатом в члены Академии.
1800 – у Сары и Уильяма рождается дочь.
1802 – путешествует по Европе. Посещает Париж, где изучает выставленные в Лувре
работы старых мастеров. Становится действительным членом Королевской академии.
1804 – открывает свою частную галерею на Харлей-стрит.
1806 – у Сары и Уильяма рождается вторая дочь.
1819 – первое путешествие по Италии.
1829 – тяжело переживает смерть своего отца. Знакомится с Софией Бут.
1833 – посещает Дрезден, Берлин, Прагу и Вену. Роман с Софией Бут.
1851 – умирает в своем доме, на руках у Софии.

4.

СЕМЬЯ И ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ТЁРНЕРА
Мать Уильяма Тёрнера окончила дни в доме для умалишенных. Любые
упоминания о ней приводили художника в бешенство. Дело в опасении, как
бы дурная наследственность не сказалась на нем. И действительно, иные
язвительные критики, бывало, упрекали его в безумии.
С отцом у художника сложились очень теплые и близкие отношения.
Старый Тёрнер был цирюльником, а когда сын обрел независимость,
большую часть времени жил с ним. Он стал главным помощником и
страстным ценителем работ художника Уильяма Тёрнера.
История личной жизни Уильяма Тёрнера довольно темная, хотя основные персонажи известны. В конце 70-х он
сдружился с семейством композитора Джона Денби. А когда тот умер – с его женой. Да так сдружился, что вскоре уже
жил с ней. Сара Денби родила ему двух дочерей.
Племянница Сары, Ханна Денби, с 23 лет служила у Тернера, присматривала за его хозяйством. Отношения их не
ограничились рабочей стороной, по всей вероятности, имела место и сексуальная связь. Ханна всю жизнь была глубоко
предана Тёрнеру.
Последняя любовь Тёрнера – снова вдова, София Бут. Художник несколько лет снимал у нее комнату, приезжая в
Магрит. По ее воспоминаниям, он никогда не участвовал финансово в их жизни… Соседи его знали как судебного
делопроизводителя мистера Бута. Под конец жизни Тёрнер оставил на Ханну дом с галереей, а сам перебрался к Софии
Бут. У миссис Бут на руках ослабевший художник и скончался на 76-м году жизни. По ее воспоминаниям, даже не
вставая с постели, Тёрнер частенько требовал рисовальные принадлежности и делал наброски в блокнотах.

5.

ЖИВОПИСЕЦ СТИХИЙ
Если бы не Уильям Тёрнер (англ. Joseph Mallord William Turner), не было бы никакого импрессионизма, а
значит, вообще всё пошло бы иначе в мировой живописи. Солнце, воздух, вода и огонь – божества, служению
которым Тёрнер посвятил жизнь. Немалых успехов добился он и в топографической живописи.
Ему было 14, когда одну из его акварелей выставили в Королевской академии и разрешили ему свободное
посещение академии. К тому времени юный Тёрнер успел поучиться у архитектора Томаса Хардвика и
акварелиста Томаса Мелтона. Позже он говорил, что если бы выбирал путь заново, то предпочел бы
архитектуру живописи.
Президентом Королевской академии в те годы был сэр Джошуа Рейнолдс, к которому Тёрнер-художник
питал глубочайшее почтение. Нередко бывая у главы академии дома, Уильям любовался подлинниками
Рубенса, Пуссена, Рембрандта. В старости он даже обронил, что, пожалуй, счастливейшие свои дни провел
именно в общении с Рейнолдсом.
Еще ребенком Уильям пропадал целыми днями на Темзе, которую писал потом всю жизнь. Признание он
получил в молодости, а собственную галерею открыл, когда ему и 30 не было.

6.

ВЛИЯНИЕ КЛОДА ЛОРРЕНА
Безусловным авторитетом и богом в живописи для Тёрнера был Клод
Лоррен. Лоррен первый поместил на свои полотна сияющее солнце, главное
божество Уильяма Тёрнера. По слухам, когда Тёрнер впервые увидел картины
Лоррена, то от полноты чувств разрыдался и заявил, что повторить такое никому
не под силу. Но ему таки удалось встать в один ряд со своим кумиром и оказаться
достойным преемником, воспевающим солнце.
Клод Лоррен
Начинал художник Тёрнер с акварелей, позже пришли гравюры, иллюстрации
книг и наконец – масло. Он был чрезвычайно революционен для своего времени и
при этом – востребован и признан. Его темы – стихия, струящийся свет, солнце, вода,
огонь. Стихии на его картинах могут быть как спокойными, так и бурными,
непокорными. Неизменным остается сияние и тепло, излучаемое его работами.
Широко известна история, когда во время шторма он попросил привязать себя к
мачте, чтобы наблюдать ураган изнутри. Не факт, что она реальна, но его полная
самоотверженность во всем, что касалось живописи, и бесконечная преданность
силам природы делают такое вполне возможным.
Картина Клода Лоррена
Пейзаж с Товием и ангелом
(1663)

7.

НРАВ ТЁРНЕРА
Большинство современников сходится во мнении, что Тёрнер нрав имел недружелюбный,
резкий, и близко с ним лучше бы не сходиться. Он либо молчал, либо был бесцеремонным и
язвительным.
Впрочем, среди хора возмущавшихся дурным нравом Тёрнера встречаются и иные голоса.
Однажды он гостил у одного из своих богатых покровителей и коллекционеров. На вопрос кого-то
из домочадцев, почему бы ему не написать автопортрет, Тёрнер ответил: «Какой смысл рисовать
такую незначительную фигуру, как я? Это может навредить моим рисункам. Люди скажут, что
способен нарисовать такой малыш?». Нередко под броней нелюбезности скрывается
застенчивость и стеснительность.
Росту он был невысокого, сложения – крепкого, приземистого, с грубоватым лицом, руки вечно
обветрены, а пальцы – перемазаны краской. Нет, не денди лондонский скрывался за личиной
академика, художника Тёрнера. Его сравнивали с моряком, крестьянином, извозчиком. Он и сам
признавал, что не аристократ, а трудяга, в качестве своего «секрета» называя тяжелый
ежедневный труд: «Не знаю другого гения, кроме гения упорной работы».

8.

Уильям Тёрнер был отличным финансистом, умел распоряжаться деньгами. Сохранилась история о том,
как Вальтер Скотт пытался привлечь его к иллюстрированию «Шотландских провинциальных древностей». В
одном из писем издателю Скотт заявляет: «Ладонь Тёрнера столь же вызывает зуд, сколь талантливы его
пальцы, и он, поверь мне на слово, ничего не сделает без наличных, причем за них – все, что угодно. Изо всех,
кого я знаю, он почти единственный человек с дарованием, который так низок в этих вопросах». К деньгам
Тёрнер относился с жадностью, но при этом после его смерти выяснилось, что с неимущего постояльца,
снимавшего жилье в принадлежащем ему доме, много лет не брал деньги.
В общении с коллегами художник Тёрнер деликатностью тоже не отличался, а уж когда был произведен в
академики в 1802 году, то и вовсе многие стали упрекать его в заносчивости и высокомерии. Тем не менее, его
замечания коллеги чрезвычайно ценили, он мог с первого взгляда точно сказать, что стоит подправить в работе, и
всегда это оказывалось правильным решением. Несмотря на далеко не легкий характер, работы его получили
признание и в академии, и в домах богатых коллекционеров. Художник Бенджамин Уэст назвал Тернера
величайшим живописцем современности и в весьма изящной формулировке признал его заслуги: «Рембрандт
хотел бы так писать!.. Если б мог».
А вот преподавание оказалось слабой стороной Тёрнера. Речь его, профессора перспективы в Королевской
академии, была скучна и сбивчива, хотя студенты все равно любили его лекции и приходили на занятия. Самое
интересное начиналось, когда он, отбросив попытки читать лекцию, начинал показывать, что такое живопись, и
каково оно – написать картину.

9.

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКА
УИЛЬЯМА ТЁРНЕРА
• сияющие цвета
• предпочтение водных пейзажей сухопутным и бушующей стихии штилю
• выведение цвета на ведущие роли
Приступая к работе над картиной, Тёрнер в первую очередь писал
стихийное, неуправляемое, потоковое, а после уже появлялись формы,
границы, и стихия принимала очертания.

10.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ ТЁРНЕРА
Эта картина была выставлена в
Королевской академии в 1796 году
вместе с десятью его акварельными
работами и получила похвальные
отзывы, а пресса отметила владение
Тернером масленой живописью на
уровне академического мастерства.
Рыбаки в море. 1796 год
Уже в этом своем раннем полотне
Тернер передал ощущение смятения и
неустойчивости бытия, свойственное его
мировосприятию и проявившееся во всех
его последующих произведениях.

11.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ ТЁРНЕРА
В этой работе Уильям Тернер
показал новую ступень своего
мастерства и одновременно явил
столь
характерное
ему
художественное
свободомыслие,
изобразив отражение радуги в глади
озера.
Озеро Баттермир, с радугой и ливнем. 1798 год

12.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ ТЁРНЕРА
Пантеон, утро после пожара. 1792 год
В 1792 году состоялась первая
поездка Уильяма Тернера по Британии.
В поездке он делал зарисовки
городских видов. Тернер был нанят для
декорации Пантеона (ротонды римского
образца) на Оксфорд-стрит. Но уже
через полгода - 14 января 1792 года огонь уничтожил здание. Сделав на
следующий
день
зарисовки
последствий пожара, Тернер затем
написал акварелью картину, которая
была выставлена в Академии.

13.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ ТЁРНЕРА
Переход Ганнибала через Альпы. 1812 год
Ко времени написания этой картины в
пейзажах Уильяма Тернера все более
важное
место
стала
занимать
световоздушная среда (атмосфера во всех
ее проявлениях). Уже в этой – одной из
своих ранних работ – Тернер мастерски
изобразил разгул стихии в огромном
пространстве, рядом с которым человек
почти не заметен.
На картине изображено историческое
событие
переход
карфагенского
полководца Ганнибала через Альпы в 218
году до н. э.

14.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ ТЁРНЕРА
Дидона, основательница Карфагена. 1815 год
Карфаген был столицей древней
карфагенской цивилизации, а Дидона,
согласно древним источникам, была
основательницей и первой царицей
Карфагена.
В 1814 году Тёрнер начал серию
карфагенских сюжетов, и эта картина
является одной из её самых известных.
Сюжет картины вдохновлён ​«Энеидой»,
латинским эпическим стихотворением,
написанным
Вергилием.
На
ней
изображено здание североафриканского
города Карфаген, а Дидона представлена
сине-белой фигурой слева.

15.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ ТЁРНЕРА
Эту картину Уильям
Тернер написал больше
как
историческое
свидетельство прощания с
одним из прославленных
фрегатов Трафальгарского
сражения.
Последний рейс корабля «Отважный»
(«Бесстрашный»). 1839 год

16.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ ТЁРНЕРА
Развалины Римского форума,
изображенные на картине, в старину
иногда называли Кампо Ваччино
(Campo Vaccino — «пастбище для
коров»).
Картина была выставлена в
Королевской академии художеств
1839 года и входит в серию Римских
видов,
написанных
Уильямом
Тернером
в
течение
двух
десятилетий.
Современный Рим — Кампо Ваччино. 1839 год

17.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ ТЁРНЕРА
Пожар в палате лордов и общин. 1835 год
16
октября
1834
года
случайно
вспыхнувшее пламя в Палате парламента
Англии, привело к самому большому пожару в
Лондоне со времён Великого лондонского
пожара 1666 года. Тёрнер также стал
свидетелем пожара, как и десятки тысяч
лондонцев. Он использовал эскизы сцены,
которую он зарисовал на месте для создания
двух известных полотен пожара с тем же
названием.
Эта
картина,
нарисованная
Уильямом
Тёрнером в период, когда он создал некоторые
из его самых известных шедевров, считается
захватывающей визуальной записью события
и является символом могущества природы
над человеком.

18.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ ТЁРНЕРА
Большой канал в Венеции. 1835 год
Это полотно было написано на пике
славы художника. Город, вдохновлявший
многих художников, конечно не оставил
равнодушным и Уильяма Тернера – певца
красоты стихии и пейзажа, который бывал
в Венеции многократно.
На
картине
Тернер
воссоздает
солнечную атмосферу прекрасного города
посредством яркости красок и воздушной
глубины
цвета,
слегка
обозначив
композицию при помощи рисунка.
Большой канал изображен со стороны
церкви Санта Мария делла Салуте (на
картине она виднеется справа). На заднем
плане слева видна колокольня собора св.
Марка и Дворец дожей.

19.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ ТЁРНЕРА
Об этой акварели Уильяма
Тернера, написанной после
поездки
в
Швейцарию,
английский
искусствовед
Джон Рескин был очень
высокого мнения.
Картина является сегодня
национальным достоянием
Англии.
Гора Риги: вид на Люцернское озеро на восходе.
1842 год

20.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ ТЁРНЕРА
Полотно
живописца,
наиболее
подвергшееся
беспощадной критике.
Предчувствуя приближение
катастроф времени, Тернер
попытался
передать
свое
ощущение в образе шторма.
Метель. Пароход выходит из гавани и подает
сигнал бедствия, попав в мелководье. 1842 год

21.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ ТЁРНЕРА
Пейзаж с далекой рекой и плотиной.
1835-1840 годы
В этой картине Уильям Тернер мастерски
передает
воздушность
атмосферы,
оттененную ярким сочетанием красок.
Размытость очертаний и плавный
переход цветов, формирующий объем, столь
характерные для стиля Тернера, отличали
его творчество от живописи старых
мастеров. Такая манера письма приближала
его произведения к абстракции, в полной
мере
явившейся
в
изобразительном
искусстве лишь спустя полвека. Уильям
Тернер опережал в своей живописи время, в
котором ему было суждено творить, и
поэтому оставался до конца непонятым
современниками.

22.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ ТЁРНЕРА
В этом знаменитом художественном
произведении Тёрнер мастерски сочетает
элементы природы и промышленной
революции.
На
картине
изображён
поезд,
приближающийся к зрителю с высокой
скоростью.
Местом
сцены
является
железнодорожный
мост
Мейденхед,
который пересекает реку Темзу.
«Дождь,
пар
и
скорость»

выдающийся пример поздних работ
Уильяма Тёрнера, которые со временем
приобрели популярность и стали его
Дождь, пар и скорость – Большая Западная самыми
заветными
шедеврами,
и
железная дорога. 1844 год
считаются
предвестниками
импрессионизма.

23.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ ТЁРНЕРА
Замок Норем, восход. 1845 год
Замок Норем расположен на реке Туид на
границе между Англией и Шотландией.
Уильям Тёрнер впервые посетил Норем в 1797
году, и за эти годы он запечатлил замок в
нескольких известных произведениях. Эта
картина была создана на зрелой стадии его
творчества, когда его композиции стали более
текучими с очевидным намёком на движение.
«Замок Норем, восход» считается одной из
величайших картин Тёрнера, наполненных
светом и атмосферой. Хотя некоторые
рассматривают картину как незавершенную
работу. Она является самой абстрактной и
современной из картин Тёрнера.

24.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ ТЁРНЕРА
Все приведённые картины Тёрнера, несомненно, хороши, в чем можно убедиться,
глядя и на иные его шедевры:

25.

(Эти ёжики вас благодарят)
English     Русский Правила