24.93M
Категория: ИскусствоИскусство

Несобственные качества цвета

1.

Несобственные качества
цвета
Дубровко
Д-91

2.

Цветовые ощущения могут вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические
состояния. Эти качества называют несобственными качествами цвета, так как они зависят от людей,
воспринимающих цвет.

3.

Пространственные.
Синий цвет вызывает при одинаковых условиях ощущение
большей удаленности, нежели красный
Если на определенном расстоянии от наблюдателя
поместить рядом два окрашенных в синий и красный цвета
квадрата, то первый из них будет восприниматься как
расположенный дальше, а второй — ближе, что служит
основой для разделения цветов на выступающие и
отступающие.
В ассоциациях дальние предметы всегда окутываются
синевой.
Цветовая перспектива

4.

Пространственные свойства
цвета, очевидно, были уже
замечены художниками эпохи
Возрождения, которые, как
правило, передний план
изображали в теплокоричневых тонах, средний —
нейтрально-зеленым и далее
— голубыми.
Патинир Иоахим (1475—1524)
«Искушение святого Антония»

5.

Температурные.
В природе «теплота» или «холодность» цвета обычно определяются
состоянием атмосферы. В. Вицольд: «На открытом месте, и когда солнце
находится низко на небе, предметы, освещенные прямым солнечным
светом, имеют теплые оттенки, ибо свет на своем длинном пути через
атмосферу к предмету и от предмета до глаза принимает красновато-желтый
тон, между тем как предметы, освещенные голубоватым отраженным
светом неба, имеют холодные оттенки.
«Золотой вечер» Шультце Иван
«После дождя. Просёлок» Васильев Ф.А.

6.

«Температура» цвета зависит также и от насыщенности. Оптимально
насыщенные, чистые цвета всегда будут холоднее соответствующих им слабо
насыщенных.
Мы часто характеризуем как холодную и строгую ту красоту, в которой все
строго, правильно.
Мы называем холодной архитектуру, которая характеризуется
геометрической четкостью, строгой симметрией своих форм, и, наоборот,
красота, в которой заметно какое- либо отклонение от правильности, более
привлекает, мы ее противопоставляем холодной как более одухотворенную,
живую, теплую.
Крейзи-Хаус. Вьетнам
Собор Св.Петра. Италия

7.

Акустические.
Имеют субъективный характер. Разделение цветов на «глухие» и «звонкие» соответствует
разделению в отдельных случаях на насыщенные и ненасыщенные. Коричневый,
представляющий собой слабо насыщенный красный или красно-оранжевый, можно
охарактеризовать как «глухой» по сравнению с более «звонким» (насыщенным) яркокрасным.
Jean-Marc Janiaczyk
Levitan

8.

Весовые.
Понятие фактуры поверхности тесно связано с
понятием структуры, материала предметов. В
результате цвет может восприниматься прозрачным,
легким или, наоборот, плотным, малопроницаемым и
тяжелым.
Сравнительно тяжелыми кажутся темные цвета, цвета
светлые – легкими.
Впечатление плотности, материальности производят
также теплые цвета. В то же время холодные цвета
кажутся воздушными, легкими.
Зеленый цвет по сравнению с голубым и синим
кажется более тяжелым и плотным.

9.

Эмоциональные.
Две основные группы:
А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания.
Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные,
ломаные, зачерненные), а также ахроматические.

10.

Цвета группы «А» действуют как сильные, активные раздражители.
Они соответствуют потребностям людей со здоровой,
неутомленной нервной системой: дети, подростки, молодежь,
крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим
темпераментом и открытой, прямой натурой.
Встречаются в детском художественном творчестве; в молодежной
моде на одежду; в декоративно-прикладном искусстве народов
всего земного шара; в самодеятельном «городском фольклоре»,
творцы которого – люди неинтеллигентного труда; в искусстве
художников-революционеров XX века, ломающих каноны (Матисс,
Корбюзье, Леже, Маяковский).

11.

Цвета группы «Б» скорее успокаивают, чем возбуждают. Они вызывают сложные,
неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия,
удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях. По всем этим причинам
цвета этой группы предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного
труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой.
Встречаются в европейском костюме для среднего и пожилого возраста; в интерьере жилищ
городской интеллигенции; в живописи и прикладном искусстве классов, уходящих с
исторической арены (XVIII век – рококо, XIX и XX века – модерн); в современной проектной
графике и окраске подавляющего большинства архитектурных объектов.
English     Русский Правила