34.01M
Категория: ИскусствоИскусство

Оптические иллюзии

1.

Оптические иллюзии
Дубровко
Д-91

2.

Оптическая иллюзия — ошибка в зрительном восприятии, вызванная
неточностью или неадекватностью процессов не осознаваемой коррекции
зрительного образа, а также физическими причинами. Причины
оптических иллюзий исследуют как при рассмотрении физиологии зрения,
так и в рамках изучения психологии зрительного восприятия.

3.

Существует три главных вида оптической иллюзии:
• буквальная оптическая иллюзия (мы видим предмет
не таким, какой он есть на самом деле);
• физиологическая иллюзия (эффект, воздействующий
на глаза и мозг, например, яркость, цвет, размер,
положение предмета, наклон, движение);
• когнитивная иллюзия (неверное восприятие
изображения нашим мозгом)
Глен-Каньон, США, штат Юта
Кажется, что на этом фото человек стоит прямо на краю
обрыва, но на самом деле это всего лишь отражение в земли
в озере.
Речное дерево в Байя Калифорния
Выглядит, как сухое дерево на снегу, но на самом деле это
снимок реки, протекающей через пустыню в Байя
Калифорнии (Мексика), сделанный с воздуха.

4.

Некоторые виды оптических иллюзий:
Иллюзии восприятия цвета
Уже около ста лет известно, что когда на сетчатке глаза возникает
изображение, состоящее из светлых и тёмных областей, свет от
ярко освещённых участков как бы перетекает на тёмные участки.
Это явление называется оптической иррадиацией.
Одна из таких иллюзий описана в 1995 году профессором
Мачассуасетского технологического института Эдвардом
Адельсоном («иллюзия тени Адельсона»). Он обратил внимание,
что восприятие цвета существенно зависит от фона и одинаковые
цвета на разном фоне воспринимаются нами как разные, даже
если находятся близко и видны нами одновременно.

5.

Восприятие размера
Иллюзии часто приводят к совершенно неверным
количественным оценкам реальных геометрических
величин. Оказывается, что можно ошибиться на 25 % и
больше, если глазомерные оценки не проверить линейкой.
Глазомерные оценки геометрических реальных величин
очень сильно зависят от характера фона изображения. Это
относится к длинам (иллюзия Понцо), площадям, радиусам
кривизны. Можно показать также, что сказанное
справедливо и в отношении углов, форм и так далее.

6.

Стерео-иллюзии
Дефекты периодических текстур (Бела Юлеш, Венгрия) создают
иллюзию объёма так же, как и обычная стереопара. За счёт
периодичности возможно ложное зрительное совмещение
соседних повторяющихся элементов в один при нарушении
нормальной координации между конвергенцией глаз и
аккомодацией хрусталиков. В этом случае рисунок кажется
расположенным ближе или дальше истинного расстояния от
наблюдателя, а намеренно добавленные дефекты
воспринимаются, как объёмные элементы.
«Ангелы»

7.

Искажение формы предметов
Параллельные линии будут восприниматься
как непараллельные, если их рассматривать на фоне взаимно
пересекающихся косых линий. Круг теряет свою правильную
форму, если его рассматривать на фоне кривых линий.

8.

Переоценка вертикальных линий
Из двух линий одинакового размера вертикальная всегда
воспринимается зрительно как
значительно большая
по сравнению с горизонтальной. В связи с этой
иллюзией высота предметов кажется нам больше её
действительной величины.
Эта иллюзия настолько постоянна и закономерна, что её
приходится учитывать во многих
практических действиях, например при расчёте высоты зданий,
при установлении определённых размеров печатного шрифта и
т. д.
Цифры 3 и 8 мы видим
состоящими из равных половин только потому, что
в действительности верхние половинки этих цифр
сделаны меньшими по сравнению с нижними. Если
цифры перевернуть, мы увидим, что их верхние
и нижние половинки не равны.

9.

Иллюзии геометрической перспективы
Одинаковые предметы кажутся разной
величины, если они воспринимаются как находящиеся на известном
удалении друг от друга,
при этом ближе расположенный предмет кажется меньше, а
далёкий— больше своей действительной величины

10.

Комната Эймса
Комната, придуманная Адельбертом Эймсом-мл. в 1946 году, представляет собой пример трёхмерной оптической иллюзии.
Комната спроектирована таким образом, что при взгляде спереди кажется обычной, с перпендикулярными стенами и потолком. На
самом деле, форма комнаты представляет собой трапецию, где дальняя стена расположена под очень острым углом к одной стене
и, соответственно, под тупым углом к другой. Правый угол, таким образом, значительно ближе к наблюдателю, чем левый.
За счёт иллюзии, усиливаемой соответственно искажёнными шахматными клетками на полу и стенах, человек, стоящий в ближнем
углу, выглядит великаном по сравнению со стоящим в дальнем. Когда человек переходит из угла в угол, наблюдателю кажется, что
он резко растёт или, наоборот, уменьшается.

11.

Движущиеся иллюзии
• y Неподвижное изображение кажется движущимся.
• y Если смотреть на одинаковые движущиеся мячи, вы
увидите, что они разного размера.
• y Одно и то же вращающееся изображение может
• вращаться в разные стороны или даже совершать
колебательные движения.

12.

Оптические иллюзии,
встречающиеся в творчестве художников
«Следящие», или
«указующие» картины.
Наиболее известная
в живописи иллюзия
относится к «следящим» или «указующим» картинам. Как
бы вы ни смотрели
на изображение, всё
равно лицо и палец будут обращены к вам.
Этот приём широко использовался в плакатном искусстве:
хорошо
известны плакаты времён гражданской и Великой
Отечественной войны, персонажи которых
смотрят прямо в глаза зрителя.

13.

«Загадочные», или «двойственные»,
изображения
Этот приём построен на иллюзии восприятия,
когда изображение неожиданно «проступает» среди нагромождения
случайных элементов.
Характерной особенностью восприятий у человека является их
осмысленность. Воспринимая
предметы и явления действительности, человек истолковывает их в
соответствии с полученными ранее знаниями и своим практическим опытом.

14.

Восприятие глубины
Иллюзии восприятия глубины — неадекватное отражение воспринимаемого
предмета и его свойств. В настоящее время наиболее изученными являются
иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии
двухмерных контурных изображений. Мозг бессознательно видит рисунки
только одновыпуклые (одновогнутые). Восприятие зависит от направления
внешнего (реального или подразумеваемого) освещения.
Отражение в реке. Глен-Каньон, Юта, США

15.

При заполнении формы костюма полосками или линиями
членения возникает особый ряд иллюзий, называемый иллюзией
заполненного промежутка. Эта иллюзия зависит от направления и
количества линий, расчленяющих поверхность.
Горизонтальные линии в одежде (поперечные полосы, швы, кокетки, карманы,
отделка по низу изделия и т.д.), напротив, расширяют, полнят. Деление костюма по
горизонтали дробит силуэт, зрительно уменьшая рост или укорачивая какую-либо
часть фигуры
Вертикальные линии и детали (продольные полосы и
строчки на одежде, элементы центральной застёжки,
стрелки на брюках, длинный шарф, высокий каблук и
т.д.) стройнят, подчёркивают рост.

16.

Диагональные линии (подрезы на одежде, асимметричный вырез горловины,
платок через одно плечо и т.л.) являются промежуточными между вертикальными и
горизонтальными, привносят динамику в костюм, скрадывают асимметрию в
фигуре. Чем ближе линии к вертикальным, тем больше иллюзия стройности; чем
более они стремятся к горизонтали, тем сильнее способны расширять.
Использование ткани с рисунком в клетку
обычно увеличивает объём, и чем крупнее
рисунок, тем сильнее эффект.

17.

Линии, сходящиеся к центру фигуры (треугольное декольте на платье
плюс широкая юбка; застёжка жакета или пальто на одну пуговицу),
сужают талию, одновременно расширяя верхнюю и нижнюю части
фигуры. Эта иллюзия делает женщину более стройной.
Одним из важнейших видов иллюзий, применяемых в моделировании
одежды, является иллюзия контраста и подравнивания, то есть
усиление эффекта на фоне противоположности, поскольку контрасты
активно действуют на нашу психику.
От соседства с контрастным
предмет кажется ещё более
своеобразным: маленькая деталь
на фоне большой становится ещё
меньше по восприятию. Так, одна и
та же голова выглядит меньше в
большом головном уборе.

18.

Наряду с перечисленными видами иллюзий большое значение имеют направленность внимания,
расстановка акцентов и доминант. Это создаётся направлением линий, ритмом деталей и отделкой,
контуром деталей и формы изделия в целом, а также использованием оптических свойств цвета.

19.

Иллюзия переоценки острого угла в костюме возникает при
различных вставках, косоугольном крое деталей, острых деталях
воротника и т.д. Эта иллюзия основана на том, что обычно
небольшие расстояния, заключённые между сторонами острых
углов переоцениваются, кажутся большими, чем они есть в
действительности. Большие расстояния между сторонами тупых
углов недооцениваются.
Линии, расходящиеся от
центра фигуры вверх
(«матросский» воротник, Vобразный вырез горловины,
лацканы пиджака в
сочетании с углублённой
горловиной), расширяют
верхнюю часть, сужая
центр, талию.
Так на основании этой
иллюзии треугольный
вырез горловины
делает плечи более
широкими, а талию
уже в результате
переоценки острого
угла.

20.

Иллюзии, возникающие при использовании разных пропорций одежды, меняют представления о реальных
размерах фигуры. Например, завышенная талия в платье или короткий жакет с длинной юбкой укорачивают верхнюю часть, тем самым удлиняя ноги. Более длинная верхняя часть позволяет подкорректировать короткий торс.
English     Русский Правила