14.86M
Категория: ИскусствоИскусство

Резьба по камню

1.

Резьба по камню

2.

Основные понятия
Гли́птика (от др.-греч. «вырезаю, выдалбливаю») — искусство резьбы на цветных и
драгоценных камнях, геммах (или глиптах). Данный термин преимущественно
употребляется в применении к малым формам, то есть по отношению к резьбе по
поделочным и ювелирным материалам. Глиптика считается одним из наиболее
древних искусств, известных человечеству. Другими словами, термин «Глиптика»
имеет значение «резьба по камню». Таким образом, искусство глиптики
подразумевает собой резьбу на поделочных, полудрагоценных и драгоценных
камнях.
Резьба по камню - художественная обработка камня специальными инструментами
для придания его поверхности определенной объемной формы или нанесения на его
плоскую поверхность рельефного рисунка или узора.

3.

Основные понятия
Глиптика является одним из древнейших видов декоративно — прикладного
искусства, которое требовало от мастеров специальных знаний и высокого уровня
исполнения. Минералы с вырезанными на них изображениями называются геммами.
Их издавна использовали в качестве ювелирных украшений, печатей, а также
талисманов и оберегов.
Разновидности глипт:
Камея ― самоцветы с выпуклым изображением;
Инталия ― драгоценные или поделочные камни с углублением рисунка.
Инталия с изображением Эроса
Камеи

4.

История развития резьбы по камню
Мастерство резьбы по камню было известно еще египтянам и ассирийцам.
Изяществом и необыкновенной красотой поражают воображение геммы
Древнего Египта, Шумера, Вавилона и Ассирии.

5.

История развития резьбы по камню
Древнейшие произведения глиптики, созданные в Междуречье и Египте, относятся к
IV тысячелетию до нашей эры, что свидетельствует о высоком уровне развития ремесел в
этих государствах. Главным образом это были печати — инталии, оттиски которых
представляют собой композиции на мифические темы.
Известны и более древние произведения глиптики. Это знаменитые геммы Урарту,
созданные в IX — VII столетиях до нашей эры. Известны также иранские геммы,
изготовление которых датируется VI — V веками до нашей эры.
Печати Древнего Египта обычно имели форму священного жука — скарабея. На их
нижней стороне вырезались иероглифы или изображения мифических персонажей. А вот на
геммах Крита ( III — II тысячелетие до нашей эры) впервые появились портретные
изображения людей.
Египетские инталии

6.

История развития резьбы по камню
Своего расцвета искусство глиптики достигло в Древней Греции и Древнем Риме.
Именно здесь были созданы уникальные образцы изделий из драгоценных и
полудрагоценных камней, которые и на сегодняшний день удивляют своим изяществом и
тонкостью работы.
Греческие геммы часто имели заимствованную из Египта форму скарабеев. В V — IV
веках до нашей эры сложились формы античной глиптики, которые принято называть
классическими. На геммах того времени изображались фигуры богов и героев, животных и
птиц, а также популярные сцены из мифологии.
До IV века до нашей эры было широко распространено изготовление инталий —
своеобразной разновидности гемм, которые давали на оттисках в мягком воске или
пластичной глине выпуклые зеркальные изображения.

7.

История развития резьбы по камню
В этот период в моду вошли камеи из многослойного полудрагоценного камня
сардоникса. Эти изделия зачастую достигали значительных размеров. Поэтому подобные
картины в камне вполне могли использоваться для украшения интерьера жилых
помещений.
При дворцах монархов чрезвычайную популярность приобрела портретная глиптика,
отдельные образцы которой сохранились до наших дней и приобрели всемирную
известность. В их числе можно назвать камею с изображением правителя Египта — царя
Птолемея II.
Камея в интерьере
Камея с изображением Птолемея II.

8.

Камея Гонзага с изображением Птолемея II и Арсинои II. Изделие
выполнено в III веке до нашей эры в Александрии Египетской

9.

Камея императора Константина
Камея с портретным изображением
Александра Македонского

10.

Известные мастера искусства глиптики
Практически каждый исторический период имел своих замечательных
мастеров глиптики. В Древнем Риме творили знаменитые греки Агатоп, Солон и
Диоскурид. В средние века искусство глиптики развивалось в Византии, на
Ближнем Востоке и в Китае.
В Западной Европе глиптика возродилась в эпоху Ренессанса, ведущая роль
в которой принадлежала итальянским мастерам. Среди них можно назвать
Беллини, Якопо да Треццо, которые не только копировали античные образцы, но
и создавали портреты современников.
Последний расцвет искусства глиптики наблюдался в период с XVIII по
начало XIX веков, в эпоху классицизма. В ту пору все говорили о мастерстве
итальянских резчиков Пихлеров. В Германии был знаменитый резчик Наттер, а
во Франции — Жак Юэ.
В России самыми знаменитыми резчиками этого времени были Есаков,
Шилов и Доброхотов. В XIX веке искусство глиптики снова пришло в упадок,
хотя произведениями древних мастеров люди продолжали любоваться и
восторгаться.
Однако наступивший XXI век внес свои коррективы, и резьба на
драгоценных камнях снова стала популярным видом искусства. В частности,
камеи и инталии в наши дни очень популярны в ювелирных украшениях.

11.

Материалы для изготовления
Стеатит — этот минерал, по сути, представляет собой разновидность плотного
талька. Стеатит имеет еще и многие другие названия: восковой камень, ледяной
камень, талькохлорит, туликиви ( что на финском означает » горячий камень»),
мыльный камень и жировик.

12.

Материалы для изготовления
Гематит — это широко распространенный минерал железа, одна из самых
главных железных руд. В переводе с греческого название минерала означает »
кроваво — красный». В простонародье гематит называется красным железняком.

13.

Материалы для изготовления
Серпентин — это научное название минерала, известного в народе как змеевик. Подобное
название дано камню за то, варианты его окраски похожи на расцветку змеиной кожи.
Агат — является одной из разновидностей кварца, и представляет собой минерал с
полосчатой окраской, которая зачастую формируется в рисунок в виде глаза. Из агата
получаются очень красивые ювелирные изделия.
Сердолик — представляет собой одну из разновидностей халцедона. Минерал может иметь
оранжевую, желто — коричневую, ярко — желтую, оранжево — красную и розово —
красную окраску.

14.

Материалы для изготовления
Гранат — относится к группе минералов и представляет собой прозрачные, очень красивые камни
темного и кроваво — красного цвета — альмадины и пиропы.
Халцедон — представляет собой одну из разновидностей кварца. Полупрозрачный минерал может быть
окрашен в различные цвета, и при этом каждый минерал называется по — своему: красный — сердолик,
коричнево — красный — сардер, зеленоватый — хризопраз, голубой — сапфирин, матовый темно —
зеленый с красными полосками — гелиотроп.
Горный хрусталь — является чистым диоксидом кремния природного происхождения. Из — за
абсолютной прозрачности и высоких декоративных свойств минерала его с давних пор используют для
производства ювелирных изделий и предметов роскоши. В настоящее время для изготовления камей и
инталий может использоваться также обычный, искусственный хрусталь или специально обработанное
стекло.
Сардоникс — представляет собой разновидность известного минерала оникса. Сардоникс характеризуется
окраской с чередующимися слоями красновато — бурого и белого цветов.

15.

Технология резьбы по каменным
поверхностям:
1) Заготовку резного камня берут на 1–2 размера больше будущего
изделия.
2) Определяют наличие и расположение трещин. Поврежденный минерал
отбраковывают или склеивают.
3) Начинают с более простых рельефов.
4) На самоцвете или бумаге рисуют эскиз изображения или лепят его из
пластилина. Разрешено чертить изображение на камне.
5) Вырезают вдоль текстуры породы (если есть прожилки, другие
особенности).
6) Иссекают зеркальный рельеф. Для сверки рисунка поверхность
регулярно очищают, делают контрольные оттиски.
7) Долотом сбивают камень от краев к центру, инструмент держат под
острым углом.
English     Русский Правила