1.84M

Балетные фронтовики

1.

Балетные фронтовики

2.

3.

Ольга Васильевна Лепешинская
Ольга Васильевна Лепешинская (28 сентября 1916 — 20 декабря 2008) —
советская артистка балета, балетный педагог, общественный деятель. Примабалерина Большого театра. Народная артистка СССР (1951). Лауреат
четырёх Сталинских премий (1941, 1946, 1947, 1950). Кавалер Ордена Ленина (1971).

4.

5.

Биография
Довоенное и военное время
Родилась 28 сентября 1916 года в Киеве в дворянской семье с польскими
корнями.
Начинала заниматься хореографией сама. Всё свободное время училась
танцевать, несколько раз в неделю брала уроки у О.В. Некрасовой. В 1933
году окончила Государственный московский балетный техникум
при ГАБТ (ныне Московская академия хореографии) (педагоги А.И.
Чекрыгин, Е.А. Шарпантье, Е.М. Адамович, В.А. Семёнов).
В 1933 году дебютировала в Большом театре в партии Лизы в
балете «Тщетная предосторожность» Ж. Доберваля. Обладая искромётной
техникой, филигранной точностью движений, живым темпераментом, с
успехом танцевала как классические, так и современные партии.
В годы войны выступала на фронте со специально подготовленными
программами. 30 декабря 1942 года в находящемся в эвакуации
в Куйбышеве Большом театре состоялась премьера балета «Алые
паруса» В.М. Юровского, поставленного по одноимённой повести А.С. Грина,
где она была исполнительницей главной партии Ассоль. С этим балетом
труппа гастролировала по освобождённым городам.

6.

Биография
Послевоенное время
После войны много гастролировала по городам СССР и за рубежом.
Среди её партнёров были А.Н. Ермолаев, А.М. Мессерер, П.А. Гусев и
другие танцовщики.
Завершив карьеру балерины в 1963 году, занималась преподаванием как
в
СССР,
так
и
за
границей:
в
Риме,
Будапеште,
Мюнхене, Берлине, Дрездене, Штутгарте, Вене, Белграде, Стокгольме, НьюЙорке, Токио, Лондоне, Осло и других городах. В 1997 году стала
профессором ГИТИСа. Более 50 лет возглавляла государственную
экзаменационную комиссию на кафедре хореографии ГИТИСа.
С 1973 года возглавляла оргкомитет международных конкурсов артистов
балета в Москве. Председатель жюри Первого Московского международного
независимого конкурса молодых артистов балета им. С. П. Дягилева (1992).
Также была обозревателем Центрального телевидения и членом редколлегии
«Энциклопедии балета». С 1992 года — президент Российской
хореографической ассоциации, а с 1996 возглавляла правление Центрального
дома работников искусств. Входила в правление обществ «СССР — Япония»
и «СССР — США». Член ВКП с 1943 года.
Умерла 20 декабря 2008 года на 92-м году жизни в собственной квартире
в Москве. «Она уснула и не проснулась», — рассказал родственник
балерины. Похоронена 23 декабря 2008 года на Введенском кладбище.

7.

8.

Награды и звания
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Заслуженная артистка РСФСР (1942)
Народная артистка РСФСР (1947)
Народная артистка СССР (1951)
Сталинская премия первой степени (1941,1946,1947,1950)
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2006)
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996)
Орден Ленина (1971)
Орден Октябрьской революции (1986)
Два ордена Трудового Красного Знамени (1951, 1966)
Орден «Знак Почёта» (1937)
Орден Знамени (ВНР)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «За оборону Москвы»
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича
Ленина»
Медаль «Ветеран труда»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Медаль «В память 850-летия Москвы»
Медаль «За ратную доблесть»
Благодарность Президента Российской Федерации (2005)
Высший орден Филиппин
Ордена и медали Албании, Германии, Венгрии, Румынии, Швеции, Югославии и Египта
Первая премия I Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Праге (1947)
Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Мэтр танца» (2000)
Большой янтарный крест Русской академии искусствоведения и музыкального исполнительства
Почётная медаль шведской балерины Карины Арии
Почётный гражданин Западного и Восточного Берлина, Белграда и Стокгольма
Академик Международной академии творчества
Действительный член четырёх иностранных академий
Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1970)
Доктор гуманитарных наук Филиппин (1974).

9.

10.

Партии
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
1933 — Амур («Пламя Парижа» Б. В. Асафьева);
1933 — Фея Драже («Щелкунчик» П. И. Чайковского);
1933 — Лиза («Тщетная предосторожность» Ж. Доберваля);
1934 — Солистка («Шопениана» на музыку Ф. Шопена);
1934 — Сванильда («Коппелия» Л. Делиба);
1935 — Суок («Три толстяка» В. А. Оранского) (первое исполнение);
1935 — Зина («Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича);
1936 — Аврора («Спящая красавица» П. И. Чайковского);
1938 — Полина («Кавказский пленник» Б. В. Асафьева);
1939 — Светлана («Светлана» Д. Л. Клебанова) (первое исполнение);
1939 — Маша («Щелкунчик» П. И. Чайковского);
1940 — Китри («Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса);
1941 — Оксана («Тарас Бульба» В. П. Соловьёва-Седого) (первое исполнение);
1941 — Одетта и Одилия («Лебединое озеро» П. И. Чайковского);
1942 — Ассоль («Алые паруса» В. М. Юровского) (первое исполнение);
1945 — Золушка («Золушка» С. С. Прокофьева) (первое исполнение);
1946 — Лиза («Барышня-крестьянка» Б. В. Асафьева);
1947 — Жанна («Пламя Парижа» Б. В. Асафьева);
1947 — Татьяна («Татьяна» («Дочь народа») на музыку А. А. Крейна);
1949 — Сванильда («Коппелия» Л. Делиба);
1949 — Тао Хоа («Красный мак» Р. М. Глиэра);
1949 — Мирандолина («Мирандолина» С. Н. Василенко);
1949 — Параша («Медный всадник» Р. М. Глиэра) (первое исполнение);
1952 — Аврора («Спящая красавица» П. И. Чайковского);
1952 — Фадетта («Фадетта» Л. Делиба) (первое исполнение);
1956 — Лауренсия («Лауренсия» А. А. Крейна);
1959 — Сари («Тропою грома» К. А. Караева) (первое исполнение).

11.

Аркадий Ефимович Орбант

12.

Аркадий Ефимович Орбант
Аркадий Ефимович Обрант (22 мая 1906 – 1 апреля 1974) -советский балетмейстер и режиссёр, педагог, создатель и руководитель
Молодёжного ансамбля танца (1942—1958).

13.

14.

Биография
Довоенное время
Родился 22 мая 1906 года в городе Воронеж. Окончил Воронежский
музыкальный техникум, Государственный институт физической культуры
им. П. Ф. Лесгафта (специальность — «спортивно-художественное
движение»), учился на балетмейстерских курсах при Ленинградском
хореографическом училище у Ф. В. Лопухова(1939—1941).
В 1934—1937 годах преподавал пластику в Доме художественного
воспитания. В 1937—1941 годах работал в Ленинградском Дворце
пионеров балетмейстером Ансамбля пионеров (был приглашён
организатором и художественным руководителем ансамбля Исааком
Дунаевским). Уже в этот период проявился стиль Обранта: сюжетные
номера, широкое применение физкультурных элементов. Наиболее удачным
был танец «Тачанка» на музыку Листова; также им были поставлены
«Варшавянка», «Казачья пляска», «Цыганский танец», грузинские танцы и
др.

15.

Биография
Военный ансамбль
В первые дни войны Обрант ушёл в народное ополчение. В конце
первой
блокадной
зимы,
в
феврале
1942
года,
командир
агитвзвода лейтенант Обрант собрал некоторых из своих бывших учеников
для пополнения агитвзвода 55-й армии. Хотя подростки были крайне
истощены, уже через месяц они дали первый концерт, о котором Обрант
вспоминал:
«…30 марта 1942 года ребята приняли участие в концерте на слёте
сандружинниц и врачей… Ребята танцевали, превозмогая слабость… А в
зрительном зале плакали девушки-сандружинницы, невозможно было
удержаться от слёз при виде измождённых блокадных детей, старающихся из
последних сил весело и темпераментно плясать.»
(Обрант А. «Их воспитал фронт. Без антракта.»)
После лечения в госпитале из подростков был создан Молодёжный
фронтовой ансамбль при политотделе 55-й армии, который дал более трёх
тысяч концертов на фронте и в городе. Первоначально ансамбль состоял из 9
человек, позднее был пополнен до 18. Своеобразным его символом стал
восстановленный Обрантом танец «Тачанка», в репертуар также входили
красноармейские и народные танцы. 9 мая 1945 года коллектив выступил
на Дворцовой площади с номером «Марш Победы».

16.

Биография
Молодежный ансамбль танца
Уже в ноябре 1944 года началось обсуждение судьбы фронтового
ансамбля в мирное время. В результате в 1945 году на его основе был создан
Молодёжный ленинградский ансамбль танца в системе Ленгосэстрады;
количество участников было значительно увеличено.
За время существования ансамбля было создано несколько программ,
самыми известными из которых стали три танцевальные сюиты: «Юность»
на музыку Давида Прицкера и Исаака Дунаевского (1946), «Песня молодости»
на музыку Георгия Свиридова (1947), «Пути-дороги» на музыку из
произведений Дмитрия Шостаковича (1956). Найденные Обрантом новые
приёмы — движение на публику клином, челночные ходы и др. —
впоследствии использовались многими другими балетмейстерами.
Обрант руководил постановкой танцев, а артисты его ансамбля
снимались в танцевальных номерах фильмов «Небесный тихоход» (1945)
и «Карнавальная ночь» (1956).
В ходе кампании по борьбе с «буржуазным влиянием в искусстве», в 1958
году ансамбль был расформирован, а Обрант был назначен руководителем
танцевальной группы Ленконцерта.
Умер 1 апреля 1974 года, на 67 году жизни в городе Ленинграде.

17.

18.

Награды и звания
1. Орден Отечественной войны II степени (30 июня 1945)
2. Медаль «За боевые заслуги» (12 апреля 1943)
3. Медаль «За оборону Ленинграда»
1
2
3

19.

20.

Сусанна Николаевна Звягина
Сусанна Николаевна Звягина ( 11 июля 1918 – 13 марта 2006) - артистка балета,
характерная солистка Большого театра в 1937—1961 годах, главный балетмейстер
Московского мюзик-холла, балетовед. заслуженная артистка РСФСР.

21.

22.

Биография
Довоенное и послевоенное время
Родилась 11 июля 1918 года в городе Рославле Смоленской губернии,
в 1937 году окончила Московский хореографический техникум по
классу Елизаветы Гердт. Первой дебютной и выпускной ролью,
определившей амплуа Звягиной как характерной танцовщицы, стала партия
Заремы в «Бахчисарайском фонтане» Б. В. Асафьева. По окончании обучения
поступила в балетную труппу Большого театра, где проработала до 1961 года.
Исполняла в спектаклях испанские, цыганские, молдавские, венгерские,
польские и другие характерные танцы.
В 1961 году, оставив сцену, стала балетмейстером-репетитором
Новосибирского театра оперы и балета. В 1965-м
году окончила
театроведческий факультет ГИТИСа. В 1970-1975 гг. была главным
балетмейстером Московского мюзик-холла, который под ее чутким
руководством
сумел
возродиться
практически
из
небытия.
В середине 70-х годов вновь вернулась в Большой театр, став очень
энергичным и деятельным председателем Совета ветеранов. В течение
нескольких лет параллельно была редактором газеты Большого.
Умерла 13 марта 2006 года, на 87 году жизни. Похоронена Сусанна
Николаевна на Ваганьковском кладбище в Москве.

23.

Биография
Военное время и воспоминания о войне
В годы Великой Отечественной войны была одной из руководительниц и
активной
участницей
фронтовых
бригад.
Дружила с Сергеем Эйзенштейном, и это дружба увенчалась небывалым
подарком великого режиссера: он поставил для нее концертный номер
"Последний разговор (Кармен и Хозе)", который она с успехом исполняла с
другим блистательным характерным танцовщиком Большого театра
Константином Рихтером.
Сусанна Николаевна вспоминала о войне: «Тогда можно было услышать
такое пренебрежительное мнение: «Что могут эти артисты?». Оказалось, что
многое. Достаточно вспомнить десятки тысяч концертных бригад,
выступавших на всех фронтах. Первый концерт в еще не полностью
освобожденном Рейхстаге дала бригада Большого театра. А на моем счету семь фронтов и Сталинград».
Ее партнером в те дни был Владимир Хрусталев, о котором тоже мало
информации.
8 сентября 1942 года они исполняли на фронте кабардинскую лезгинку,
венгерский народный танец чардаш и цыганскую рапсодию - в
Бахрушинском музее сохранился фронтовой дневник их бригады

24.

25.

Награды и звания
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
Орден Почёта (14.07.2004)
Орден Красной Звезды (23.03.1943)
Орден «Знак Почёта» (1951; 1959)
Медали
Заслуженная артистка РСФСР (31.10.1958)
Благодарность Президента Российской Федерации (22 марта 2001 )
2.
3.
4.
6.

26.

27.

Партии
1. Мазурка («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография А.
Горского, постановка Е. Долинской);
2. Нимфа (опера М. Глинки «Иван Сусанин», хореография Р.
Захарова);
3. Мерседес и болеро («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография
А. Горского);
4. Тереза («Пламя Парижа» Б.Асафьева, хореография В.
Вайнонена);
5. Андалузка («Золушка» С. Прокофьева, хореография Л.
Лавровского);
6. Цыганка («Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева,
хореография Л. Лавровского);
7. Испанка («Мирандолина» С. Василенко, хореография В.
Вайнонена);
8. Персидка ( «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»);
9. Килина («Лесная песня» Жуковского).

28.

29.

Константин Михайлович Сергеев
Константин Михайлович Сергеев ( 5 марта 1910—1 апреля 1992) —
советский артист балета, балетмейстер и педагог, солист Ленинградского
театра оперы и балета им. Кирова. Супруг балерины Натальи
Дудинской. Народный артист СССР (1957), лауреат четырёх Сталинских
премий (1946, 1947, 1949, 1951), Герой Социалистического Труда (1991).

30.

31.

Биография
Довоенное время
Константин Сергеев родился 5 марта 1910 года в Санкт-Петербурге.
Занимался на вечерних курсах при Ленинградском хореографическом
училище (педагоги Е. П. Снеткова, М. А. Кожухова, В. А. Семёнов), затем в
самом училище (педагог В. И. Пономарёв).
Ещё будучи студентом, начал танцевать в труппе И. Ф. Кшесинского, в
конце 1920-х выступавшей с гастролями по всей стране, а по окончании
училища в 1930 году был принят в Мариинский театр, где работал как солист
до 1961 года. Обладая благородной внешностью и высочайшим актёрским
мастерством, с блеском исполнял ведущие партии классического репертуара,
трактуя их в глубоко психологическом, правдивом ключе.
В 1930—1940 годах выступал вместе с Г. С. Улановой, их дуэт считается
одним из лучших в истории русского балета. Именно они были первыми
исполнителями заглавных партий в первой постановке
балета С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» 11 января 1940 года.

32.

Биография
Военное время
Когда Галина Уланова уехала в Москву, Сергеев остался в Ленинграде.
С первых дней войны, в составе труппы, выезжал с концертными
бригадами во фронтовые подразделения. Эвакуировался с театром в Пермь.
Два с лишним года труппа работала в Перми. Именно в это время Сергеев
все чаще выступал в паре с Натальей Дудинской. Их первым совместным
выступлением в составе труппы был балет-фантазия на музыку А. Скрябина
«Жар-птица и Иван-царевич». С этого момента они стали неразделимы.
Вместе они станцевали множество великолепных вальсов. «Венский вальс» в
постановке Якобсона был предназначен для других исполнителей, но
Дудинская и Сергеев попросили отдать им этот номер и исполнили его
великолепно. Потом были зажигательный вальс Хачатуряна к драме
Лермонтова «Маскарад», вальс Штрауса в постановке Вахтанга Чабукиани.
Их часто приглашали из Перми в Москву танцевать в Большом театре. Во
время такого недолгого пребывания в Москве, в августе 1943 года, им
предложили слетать в Ленинград. Летели в сопровождении двух
истребителей, чтобы дать два концерта в Филармонии. Во время репетиции
рядом со зданием разорвался снаряд. Воздушной волной артист был
отброшен от окна. И все же через несколько часов они танцевали адажио из
«Щелкунчика».

33.

Биография
Послевоенное время
С 1946 года работал также как балетмейстер. В 1951—1955 и 1960—1970 годах —
главный балетмейстер Мариинского театра. Осуществил первые постановки ряда
современных советских балетов («В порт вошла „Россия“» В. П. Соловьёва-Седого,
1964; «Гамлет» Н. П. Червинского, 1970), а также новые редакции классических
спектаклей, среди которых наиболее известны «Спящая красавица»
П. И. Чайковского, «Золушка» С. С. Прокофьева (1945, 1964) и др.
Ставил балеты в Ленинградском хореографическом училище, Московском
музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. НемировичаДанченко, Большом театре, а также за рубежом.
С 1931 года преподавал классический танец, в 1938—1940 и с 1973 года —
художественный руководитель Ленинградского хореографического училища, с 1991—
президент Санкт-Петербургской академии русского балета им. А. Я. Вагановой, вёл
курс «Классическое наследие». В училище преподавал актёрское мастерство. Также
работал за границей. В 1985—1988 годах преподавал на Международном летнем
семинаре в Югославии.
Автор сценария нескольких телефильмов-балетов, сам снимался в таких
постановках, вёл цикл телепередач об истории русского балета «Искусство русского
балета».
Творчеству балетмейстера посвящён телефильм «Константин Сергеев. Страницы
хореографии» (1976).
Умер 1 апреля 1992 года, на 82 году жизни в Санкт-Петербурге. Похоронен
на Литераторских мостках Волковского кладбища.

34.

35.

Биография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Герой Социалистического Труда (1991)
Четыре ордена Ленина (1970, 10.03.1980, 1988, 1991)
Орден Трудового Красного Знамени (1940)
Орден «Знак Почёта» (1939)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945
гг.» (1945)
Медаль «В память 250-летия Ленинграда» (1954)
Народный артист СССР (1957)
Заслуженный артист РСФСР (1939)
Народный артист РСФСР (1951)
Сталинская премия первой степени (1946) — за многолетние
выдающиеся достижения
Сталинская премия второй степени (1947) — за постановку балетного
спектакля «Золушка» С. С. Прокофьева (1945)
Сталинская премия второй степени (1949) — за постановку балетного
спектакля «Раймонда» А. К. Глазунова (1948)
Сталинская премия второй степени (1951) — за исполнение партии АлиБатыра в балетном спектакле «Али-Батыр»
(«Шурале») Ф. З. Яруллина (1950)
Почётная премия Парижской академии танца (1965).

36.

37.

Партии
Труппа И. Ф. Кшесинского (1928—1929)
1. Балет «Лебединое озеро» П. И. Чайковского — Зигфрид
2. Балет «Жизель» А. Адана — Альберт
3. Балет «Корсар» на музыку А. Адана, Л. Делиба, Р. Дриго, Ц. Пуни, П. Г. Ольденбургского —
Невольник
4. Балет «Шопениана» на музыку Ф. Шопена ― Юноша
5. Балет «Эсмеральда» Ц. Пуни ― Гренгуар
6. Балет «Половецкие пляски» А. П. Бородина ― Половчанин
Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова
1. 1932 — Балет «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева — Филипп, Жером, Актёр (первый
исполнитель)
2. 1933 — Балет «Щелкунчик» П. И. Чайковского — Принц
3. 1933 — Балет «Лебединое озеро» П. И. Чайковского — Граф
4. 1934 — Балет «Шопениана» на музыку Ф. Шопена ― Юноша
5. 1934 — Балет «Дон Кихот» Л. Минкуса ― Базиль
6. 1934 — Балет «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева — Вацлав (первый исполнитель)
7. 1935 — Балет «Жизель» А. Адана — Альберт
8. 1936 — Балет «Утраченные иллюзии» Б. В. Асафьева ― 'Люсьен (первый исполнитель)
9. 1937 — Балет «Корсар» на музыку А. Адана, Л. Делиба, Р. Дриго, Ц.
Пуни, П. Г. Ольденбургского — Конрад
10. 1938 — Балет «Раймонда» А. К. Глазунова ― Коломан (первый исполнитель)
11. 1939 — Балет «Лауренсия» А. А. Крейна ― Фрондосо
12. 1940 — Балет «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева ― Ромео (первый исполнитель)
13. 1941 — Балет «Тарас Бульба» В. П. Соловьёва-Седого ― Остап
14. 1942 — Балет «Гаянэ» Хачатуряна ― Армен (первый исполнитель)
15. 1945 — Балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского — Дезире
16. 1946 — Балет «Золушка» С. С. Прокофьева — Принц (первый исполнитель)

38.

Партии
Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова
17. 1947 — «Милица» Б. В. Асафьева ― Пётр (первый исполнитель)
18. 1947 — «Весенняя сказка» на музыку П. И. Чайковского в инструментовке Б. В.
Асафьева и П. Э. Фельдта ― Добрый молодец (первый исполнитель)
19. 1948 — «Раймонда» А. К. Глазунова ― Жан де Бриен
20. 1949 — «Медный всадник» Р. М. Глиэра ― Евгений (первый исполнитель)
21. 1950 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского — Зигфрид
22. 1951 — «Шурале» Ф. З. Яруллина ― Али-Батыр (первый исполнитель)
23. 1953 — «Родные поля» Н. П. Червинского ― Андрей (первый исполнитель)
24. 1955 — «Тарас Бульба» В. П. Соловьёва-Седого ― Андрий (первый исполнитель)
25. 1958 — («Тропою грома» К. А. Караева ― Ленни (первый исполнитель)
26. 1960 — «Маскарад» Л. А. Лапутина ― Арбенин (первый исполнитель)
27. «Жар-птица и Иван-царевич» балет-фантазия на музыку А. Н. Скрябина ― Иван
28. «Красный мак» Р. М. Глиэра ― Молодой кули и Феникс
29. «Египетские ночи» А. С. Аренского ― Раб Клеопатры
30. «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни ― Гений вод
31. «Тщетная предосторожность» на музыку П. Гертеля ― Колен
32. «Спящая красавица» П. И. Чайковского — Голубая птица
33. Хореографические миниатюры (миниатюра «Венский вальс» на музыку Р.
Штрауса)

39.

СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ

40.

Выполнила Мясникова Евгения
Старшая группа ТМ СТРаНа
English     Русский Правила