2.88M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Средневековый витраж. Для 2 - 5 класса

1.

история искусства
Средневековый
витраж
Для 2 (5) класса
предпрофессиональной программы
Школы искусств
Составитель: преп. высшей
категории
Северцова Е. Л.

2.

волшебный свет средневековых храмов
Удивительное явление - средневековый витраж! Это
искусство требует большого умения, чувства гармонии,
чуткого внимания к деталям… Несмотря на свой почтенный
возраст, витражные окна храмов Средних веков до сих пор
вызывают в зрителях чувство благоговения и восторга.
В отличие от фресок или мозаик, в которых так преуспели
византийские мастера, витраж — типично западное
искусство. Он, конечно, прежде всего ассоциируется с
готикой, с ее огромными стрельчатыми окнами. Однако на
самом деле история витража уходит еще в раннее
Средневековье.
Средневековые витражи играли особую роль в религиозных
обрядах, символизируя божественную милость и созидание.
Именно поэтому витражи повсеместно использовались в
оформлении готических и романских соборов. Согласно
мышлению того времени, свет, льющийся с неба, означал
сияние, идущее от Бога.

3.

Сначала витражи в основном украшали окна
монастырских церквей; позже наиболее масштабные
витражные окна изготавливались для городских
соборов.
был самым
Собор
чащебольшим
всего зданием в
городе и воплощал не только
мощь Церкви, но и богатство
местных жителей, которые смогли
его возвести (желательно,
перещеголяв соседей). Со временем цветные стекла «с
историями» стали доступны и простым приходским храмам, а в
позднее Средневековье небольшие
витражные медальоны (с
религиозными и светскими сюжетами) появились на окнах
городских ратуш и даже особняков состоятельных горожан.
Папа Григорий Великий писал, что витражи— это «книги для
неграмотных» («писания для простецов»). Они рассказывали не
умеющим читать прихожанам библейские притчи, знакомили с
житиями святых, и чудесами, сотворенными по воле Господа.

4.

как прочесть витраж?
Витраж — это многоцветный паззл, старинный
комикс. Персонажи и фон собраны из кусочков
цветного стекла, скрепленных с помощью
свинцовых ободков. Отдельные сцены часто
заключены в геометрические фигуры
(квадраты, круги, четырехлистники, звезды),
которые отделяют более важные эпизоды от
менее важных, а основные сюжеты — от
комментариев к ним. Последовательность сцен
здесь строится не так, как циклы миниатюр в
рукописях или череда эпизодов на фресках, у
витража другие правила чтения.
Многие витражи были настолько сложны, что
“прочитать” их непосвященному человеку было
почти невозможно.

5.

В повествовательных витражах
разворачиваются целые истории, эпизоды
которых изображены в хитрой
последовательности- сразу и не разберешь.
Перед вами- витраж с историей
ветхозаветного Иосифа из Шартрского
собора.В стоящем на острие квадрате
изображено начало истории ветхозаветного
праотца Иосифа, проданного братьями в
рабство: от того момента, когда он видит
сон («вот, солнце и луна и одиннадцать
звезд поклоняются мне…»), за который
завистливые братья возненавидели его еще
больше, до того, как они сбрасывают его в
колодец. В двух верхних полукружиях братья
продают Иосифа купцам и приносят своему
отцу Иакову его одежду,вымазанную
козлиной кровью, чтобы тот поверил, будто младшего сына растерзали дикие звери.
В двух нижних полукружиях — менялы (средневековые банкиры), пожертвовавшие
собору этот витраж.

6.

какого цвета бог?
Средневековые мастера подбирали для витражей яркие
цвета: малиновый, бирюзовый, сочный зеленый.
В те времена любые красители были чрезвычайно дороги.
Даже одежда цвéта, отличного от коричневого, была
мало кому доступна. Яркие краски в наряде, интерьере,
книжных иллюстрациях были демонстрацией богатства и
высокого положения. Неудивительно, что многоцветье
стало восприниматься как нечто роскошное, прекрасное,
невероятное. А где место всему самому лучшему?
Конечно, в храме!
Множество экспериментов понадобилось мастерамстекольщикам, чтобы найти формулу прозрачного и ярко
окрашенного стекла. Цветной пигмент вмешивался в
расплавленную стеклянную массу, застывая в нем на
столетия. И сейчас готические витражи по-прежнему
радуют нас удивительной чистотой и яркостью цвета.

7.

готические розы
Особенность средневековых витражей заключается в
том, что при взгляде снаружи здания они кажутся
совершенно тусклыми и невыразительными. Их
практически невозможно заметить, поскольку темные
стекла почти сливаются со стенами. Но это не значит,
что с улицы окна готических храмов выглядят
безынтересно и скучно. Здесь в украшении фасада
играет свою важную роль прекрасное резное
оформление “готических роз”- круглых окон соборов.
Окно-роза (англ. rose window) — большое круглое окно
в архитектуре готического стиля, расчленённое
фигурным переплётом на части в виде звезды или
распустившегося цветка с симметрично расположенными
лепестками и застекленное витражным стеклом.

8.

Каких только “каменных цветов” нет на
фасадах готических соборов!
Ни одна роза не повторяется в полной
мере. В каждой- выдумка художника,
гармония и красота; в каждом
фрагменте переплета- невероятное
умение мастера-камнереза.
А, как известно, в Средние века
удивительные произведения
архитектурного искусства создавали
простые люди, навыки передавались из
уст в уста, никакого специального
образования у мастеров не было.
Если внимательно посмотреть на
“готические розы”, можно увидеть, что
их замысловатые и такие разные
орнаменты состоят всего из нескольких
элементов. Это круг и его части,
стрельчатая арка, маленькие “розы” с
разным количеством лепестков.
Отыщите их!

9.

зайдите в готический собор!
В солнечный день перед вами
откроется вся красота и духовная
сила искусства цветного остекления
средневековых храмов. Под лучами
яркого света стекла витражей
начинают светиться, наполняя
пространство собора искусно
подобранными красочными переливами,
то есть, происходит своего рода
презентация Божественного света.
Спустя семь столетий удивительный
свет витражей по прежнему
заставляет забыть обо всем земном и
погрузится в возвышенный мир Духа.

10.

подведем итоги
Витраж- это картина или узор из цветного стекла, фрагменты которой
соединены металлическим ободком
Витражами украшали окна храмов готической эпохи
Сюжеты для витражей могли быть как религиозными (сцены из Священного
Писания, чудеса, жития святых), так и светскими (короли, крестьяне,
ремесленники, донаторы)
Сложное последовательное повествование в витражах напоминает комикс. При
должном умении неграмотные люди могли “читать” витраж
Цвета средневекового витража- яркие, чистые. В редких случаях
использовалось серое или светло-коричневое стекло
Роза- круглое окно в готическом храме. Снаружи окна-розы украшались
каменной резьбой
Свет, проникающий сквозь цветные стекла витражей, был символом
Божественного света

11.

проверьте себя!
1. Что такое витраж? Как он изготавливается?
2. Какое значение витраж приобрел в Готическую эпоху? Какое
изменение в архитектуре повлекло за собой повсеместное
распространение витражей?
3. Какие сюжеты чаща всего изображались на витражах?
4. Какие цвета использовались в витражах? Почему?
5. Что такое “готическая роза”? Как она украшалась? перечислите
элементы орнаментов
English     Русский Правила