Похожие презентации:
Бунин Иван Алексеевич (1870 – 1953 гг.)
1.
МБУК «ЦБС городского округа г. Выкса»Ближнепесоченская поселковая библиотека
Бунин Иван Алексеевич
(1870 – 1953 гг.)
«Я очень, русский человек»
Выкса, 2020 г.
2.
Иван Бунин родился 10 (22) октября 1870 года встаринной дворянской семье в Воронеже, где
прожил первые три года своей жизни. В
дальнейшем семья переехала в имение Озёрки
(Орловская губерния, ныне Липецкая область,
Становлянский район, Петрищевское сельское
поселение).
Воронеж. Дом, где родился
Бунин
3.
Семья.Мать
писателя
Отец
писателя
Иван Алексеевич Бунин — представитель дворянского рода, который уходил
корнями в XV век и имел герб, включённый в «Общий гербовник дворянских
родов Всероссийской империи» (1797). В числе родственников писателя
были поэтесса Анна Бунина, литератор Василий Жуковский и другие деятели
русской культуры и науки. Прапрадед Ивана Алексеевича — Семён
Афанасьевич — занимал должность секретаря Государственной вотчинной
коллегии. Прадед — Дмитрий Семёнович — ушёл в отставку в
чине титулярного советника. Дед — Николай Дмитриевич — недолгое время
служил в Воронежской палате гражданского суда, затем занимался
хозяйством в тех сёлах, что достались ему после имущественного раздела.
Отец писателя — помещик Алексей Николаевич Бунин (1827—1906) — не
получил хорошего образования: окончив первый класс орловской гимназии,
он оставил учёбу, а в шестнадцатилетнем возрасте устроился на службу в
канцелярию губернского дворянского собрания. В составе Елецкой дружины
ополчения он участвовал в Крымской кампании. Иван Алексеевич вспоминал
об отце как о человеке, обладавшем недюжинной физической силой, горячем
и великодушном одновременно: «Всё его существо было… пропитано
ощущением своего барского происхождения». Несмотря на укоренившуюся с
отроческих лет нелюбовь к учёбе, он до старости «читал всё, что попадало
под руку, с большой охотой».
Вернувшись домой из похода в 1856 году, Алексей Николаевич женился на
своей двоюродной племяннице Людмиле Александровне Чубаровой
(1835(?) — 1910). В отличие от энергичного, темпераментного мужа
(который, по свидетельству писателя, «временами пил ужасно, хотя не
имел… ни одной типической черты алкоголика»), она была женщиной
кроткой, мягкой, набожной; не исключено, что её впечатлительность
передалась Ивану Алексеевичу. В 1857 году в семье появился первенец —
сын Юлий, в 1858-м — сын Евгений. Всего Людмила Александровна родила
девятерых детей, пятеро из которых скончались в раннем детстве.
4.
До 11 лет воспитывался дома, в 1881 поступает в Елецкуюуездную гимназию, в 1885 возвращается домой и
продолжает образование под руководством старшего брата
Юлия. Много занимался самообразованием, увлекаясь
чтением мировой и отечественной литературной классики.
В 17-летнем возрасте начинает писать стихи, в 1887 —
дебют в печати.
Юлий Бунин, брат писателя
(1860 – 1921)
Зимой 1886 года, узнав, что умер один из его литературных кумиров —
поэт Семён Надсон, Иван Алексеевич отправил в журнал «Родина»
несколько стихотворений. Одно из них, озаглавленное «Над могилой
С. Я. Надсона», было опубликовано в февральском номере.
Другое — «Деревенский нищий» — появилось в майском выпуске.
Позже писатель вспоминал: «Утро, когда я шёл с этим номером с
почты в Озёрки, рвал по лесам росистые ландыши и поминутно
перечитывал своё произведение, никогда не забуду».
5.
Возлюбленная…В 1889 году переезжает в Орёл и идёт работать корректором в
местную газету «Орловский вестник». К этому времени относится
его продолжительная связь с сотрудницей этой газеты Варварой
Пащенко, с которой они вопреки желанию родни переезжают в
Полтаву (1892).
Варвара Пащенко
В письме брату Иван Алексеевич рассказывал, что при первом
знакомстве Варвара — «высокая, с очень красивыми чертами, в
пенсне» — показалась ему весьма заносчивой и эмансипированной
девушкой; позже он характеризовал её как умного, интересного
собеседника.
Орёл. Музей И. А. Бунина в
Георгиевском переулке
Попытка создать семью на новом месте не удалась: Бунин много времени отдавал встречам с представителями
народнических кружков, общался с толстовцами, путешествовал. В ноябре 1894 года Пащенко покинула
Полтаву, оставив записку: «Уезжаю, Ваня, не поминай меня лихом». Иван Алексеевич настолько тяжело
перенёс расставание с возлюбленной, что старшие братья всерьёз опасались за его жизнь. Вернувшись вместе с
ними в Елец, Бунин пришёл в дом Варвары, однако вышедший на крыльцо родственник девушки сообщил, что
её адрес никому не известен. Пащенко, ставшая женой писателя и актёра Арсения Бибикова, умерла в 1918 году
от туберкулёза. По мнению исследователей, отношения с нею запечатлены в художественных автобиографиях
Бунина — в частности, в романе «Жизнь Арсеньева»
6.
Вхождение в литературную средуУчастники литературного
кружка «Среда». Слева
направо: С. Г. Скиталец, Л. Н.
Андреев, М.
Горький, Н. Д. Телешов, Ф. И.
Шаляпин, И. А. Бунин (сидит
справа), Е. Н. Чириков. 1902
Люди, знавшие молодого Бунина,
характеризовали его как человека, в
котором было много «силы жизни, жажды
жизни». Возможно, именно эти качества
помогли начинающему поэту, автору
единственного в ту пору стихотворного
сборника (выпущенного в Орле в 1891 году
тиражом 1250 экземпляров и бесплатно
рассылавшегося подписчикам «Орловского
вестника») довольно быстро войти в
литературные круги России конца XIX
века.
Бунин в 1891 году
В те годы Бунин стал участником литературного кружка «Среда», члены которого, собираясь в
доме Николая Телешова, читали и обсуждали произведения друг друга.
Николай Телешов называл Бунина непоседой — он не умел долго задерживаться на одном месте, и письма
от Ивана Алексеевича приходили то из Орла, то из Одессы, то из Ялты. Бунин знал, что имеет репутацию
человека общительного, жадно тянущегося к новым впечатлениям, органично вписывающегося в своё
богемно-артистичное время. Сам же он считал, что за его стремлением постоянно находиться среди людей
стояло внутреннее одиночество:
Это начало моей новой жизни было самой темной душевной порой, внутренно самым мертвым временем
всей моей молодости, хотя внешне я жил тогда очень разнообразно, общительно, на людях, чтобы не
оставаться наедине с самим собой.
7.
Первый брак.В 1898 году Бунин познакомился с редактором издания «Южное
обозрение» — одесситом Николаем Цакни. Его дочь — девятнадцатилетняя
Анна — стала первой официальной женой Ивана Алексеевича. В письме к
Юлию, рассказывая о предстоящем браке, Бунин сообщал, что его
избранница — «красавица, но девушка изумительно чистая и простая»
Анна Цакни
В 1899 вступает в брак с Анной Николаевной Цакни. Брак был
непродолжительным, единственный ребёнок умер в 5-летнем
возрасте (1905).
Впоследствии, уже живя во Франции, Иван Алексеевич признавался, что «особенной любви» к Анне
Николаевне у него не было, хотя та была дамой весьма приятной: «Но вот эта приятность состояла из
этого Ланжерона, больших волн на берегу и ещё того, что каждый день к обеду была превосходная форель с
белым вином, после чего мы часто ездили с ней в оперу»
8.
Первое признание. Пушкинская премия (1903)Определённое признание пришло к Бунину после выхода
поэтического сборника «Листопад», выпущенного
символистским издательством «Скорпион» в 1901 году и
ставшего, по замечанию Владислава Ходасевича, «первой
книгой, которой он обязан началом своей известности».
В феврале 1903 года стало известно, что комиссия по
присуждению премии назначила графа Арсения
Голенищева-Кутузова рецензентом произведений
Бунина.
Голенищев-Кутузов дал оценку творчества Бунина — в
рецензии, направленной в комиссию, он указал, что
Ивану Алексеевичу свойствен «прекрасный, образный,
ни у кого не заимствованный, свой язык»
Пушкинская премия укрепила репутацию Бунина
как литератора.
Сборники «Стихотворения» (Орёл, 1891), «Под
открытым небом» (1898), «Листопад» (1901;
Пушкинская премия).
9.
Второй брак.И. А. Бунин и
В. Н. Муромцева
Вера Муромцева (1881—1961) была дочерью члена Московской городской
управы Николая Муромцева и племянницей председателя Первой
Государственной думы Сергея Муромцева. Её отец отличался весьма
спокойным нравом, тогда как мать, по словам Бориса Зайцева, напоминала
героиню Достоевского — «нечто вроде генеральши Епанчиной». Вера
Николаевна — выпускница Высших женских курсов — занималась
химией, знала несколько европейских языков и на момент знакомства с
Буниным была далека от литературно-богемной среды. Современники
описывали её как «очень красивую девушку с огромными, светлопрозрачными, как бы хрустальными глазами».
Поскольку Анна Цакни не давала Бунину развода, писатель не мог
официально оформить свои отношения с Муромцевой (они обвенчались
уже после отъезда из России, в 1922 году; шафером был Александр
Куприн). Началом их совместной жизни стало заграничное путешествие: в
апреле-мае 1907 года Бунин и Вера Николаевна совершили поездку по
странам Востока. Деньги на вояж им дал Николай Дмитриевич Телешов.
«В те благословенные дни, когда на полудне стояло солнце моей жизни,
когда, в цвете сил и надежд, рука об руку с той, кому Бог судил быть моей
спутницей до гроба, совершал я своё первое дальнее странствие, брачное
путешествие, бывшее вместе с тем и паломничеством во святую землю.»
10.
Пушкинская премия (1909)Осенью 1906 года (или зимой следующего) 3-й том, содержащий новые
стихотворения Бунина (1906, тираж 5205 экземпляров, цена 1 рубль) вместе
с переводом байроновского «Каина» был отправлен Буниным в Академию
наук для выдвижения на очередную Пушкинскую премию.
В феврале 1909 года великий князь Константин Константинович, ставший
новым рецензентом произведений Бунина, подготовил отзыв о его
сочинениях. В отчёте отмечалось, что кандидат на премию — не
начинающий автор, а стихотворец, «победивший чёрный труд изложения
поэтической мысли столь же поэтической речью». В то же время, по
замечанию рецензента, реалистическое описание внутренних переживаний
его лирического героя порой граничит едва ли не с цинизмом — речь, в
частности, шла о стихотворении «Одиночество». Обстоятельный анализ, в
котором перечислялись и другие «шероховатости» (туманность мысли,
неудачные сравнения, неточности, обнаруженные при сопоставлении
переведённого «Каина» с подлинником), завершался вердиктом:
произведения Бунина, представленные в комиссию, не заслуживают премии,
однако вполне достойны «почётного отзыва».
А. И. Куприн и
И.А.Бунин - друзья
с элементами
легкого
соперничества…
Эта рецензия не повлияла на результаты голосования, и уже в начале мая Александр Куприн,
получивший сведения о предварительных итогах конкурса, сообщил Бунину, что им обоим
присуждена половинная Пушкинская премия; в письме шутливо отмечалось: «Я на тебя не
сержусь за то, что ты свистнул у меня полтысячи». Бунин в ответ заверил товарища, что
доволен сложившейся ситуацией: «радуюсь… тому, что судьба связала моё имя с твоим»
11.
«Окаянные дни»Резкое неприятие Октябрьской революции и власти большевиков в дневниковой
книге «Окаянные дни» (1918, опубликована в 1925).
Москва,
Поварская улица,
26
«…
Я ответил:
- Не народ начал революцию, а вы. Народу было совершенно наплевать на все,
чего мы хотели, чем мы были недовольны. Я не о революции с вами говорю, пусть она неизбежна, прекрасна, все, что угодно. Но не врите на народ – ему ваши
ответственные министерства, замены Щегловинытых Малянтовичами и отмены
всяких цензур были нужны, как летошний снег, и он это доказал твердо и жестоко,
сбросивши к черту и временное правительство, и учредительные собрания, и
«все, за что гибли поколения лучших русских людей», как вы выражаетесь, и ваше
«до победного конца».» (9 марта «Окаянные дни»)
Дневник, который Иван Алексеевич вёл в 1918—1920-х годах, стал основой для его книги «Окаянные дни»,
названной исследователями значимым документом переломного времени.
Категорически отказавшись принимать советскую власть, Бунин в своих записях фактически
полемизировал с написанной в 1918 году блоковской поэмой «Двенадцать». По словам
литературоведа Игоря Сухих, в те дни «Блок услышал музыку революции, Бунин — какофонию бунта».
5 июня 1918 года Иван Алексеевич и Вера Николаевна покинули Москву; на Савёловском вокзале их
провожал Юлий Алексеевич Бунин.
12.
БиблиографияВ лирике Бунин продолжал классические традиции
(сборник «Листопад», 1901).В рассказах и повестях
показал (подчас с ностальгическим настроением)
Оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки»,
1900)
Жестокий лик деревни («Деревня», 1910, «Суходол»,
1911)
Гибельное забвение нравственных основ жизни
(«Господин из Сан-Франциско», 1915).
Резкое неприятие Октябрьской революции и власти
большевиков в дневниковой книге «Окаянные дни»
(1918, опубликована в 1925).
В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева»
(1930) — воссоздание прошлого России, детства и
юности писателя.
13.
Трагичность человеческого существования в повести«Митина любовь», 1924, сборнике рассказов «Тёмные
аллеи», 1943, а также в других произведениях,
замечательных образцах русской малой прозы.
Перевёл «Песнь о Гайавате» американского поэта Г.
Лонгфелло. Впервые была напечатана в газете
«Орловский вестник» в 1896 г. В конце того же года
типография газеты издала «Песнь о Гайавате»
отдельной книгой.
14.
В эмиграции24 января 1920 года Бунин и Муромцева поднялись на борт небольшого
французского парохода «Спарта». Простояв два (по некоторым данным —
три) дня на внешнем рейде, судно взяло курс на Константинополь. Как
писала в дневнике Вера Николаевна, людей на пароходе было так много,
что для ночлега использовались все палубы, проходы и столы; им с
Буниным удалось занять одно тесное спальное место на двоих. На шестой
день «Спарта» сбилась с пути, на седьмой вошла в Босфор, на девятый
добралась до Тузлы. Затем были короткие остановки в Болгарии и Сербии.
В конце марта 1920 года писатель и его спутница прибыли в Париж.
«Вдруг я совсем очнулся, вдруг меня озарило: да — так вот оно что — я в
Чёрном море, я на чужом пароходе, я зачем-то плыву в Константинополь,
России — конец, да и всему, всей моей прежней жизни тоже конец, даже
если и случится чудо и мы не погибнем в этой злой и ледяной пучине! »
В первые годы жизни во Франции Бунин мало занимался литературной деятельностью. По предположению
поэта Глеба Струве, временное «творческое оскудение» писателя было связано с его острой реакцией на
политическую ситуацию в России. Тем не менее книги Ивана Алексеевича продолжали выходить — в начале
1920-х годов в Париже, Берлине и Праге были изданы сборники его рассказов, написанных ещё в
дореволюционную пору. Определённый перелом произошёл в 1924 году. 16 февраля в Париже состоялось
мероприятие под названием «Миссия русской эмиграции», в котором участвовали прозаики Иван
Шмелёв, Дмитрий Мережковский, историк церкви Антон Карташёв и другие. Бунин выступил с докладом, в
котором указал, что задача русской эмиграции заключается в неприятии «ленинских заповедей». Отвечая на
упрёки тех, кто считал, что люди, не признавшие революцию, «хотят, чтобы реки текли вспять», писатель
заметил: «Нет, не так, мы хотим не обратного, а только иного течения… Россия! Кто смеет учить меня любви к
ней?»
15.
Париж. Дом, вкотором жили
Бунины
В эмиграции вёл активную
общественно-политическую
деятельность: выступал с
лекциями, сотрудничал с
русскими политическими
партиями и организациями
(консервативного и
националистического
направления), регулярно печатал
публицистические статьи.
Выступил со знаменитым
манифестом о задачах Русского
Зарубежья относительно России
и большевизма: «Миссия
Русской эмиграции». Лауреат
Нобелевской премии по
литературе в 1933 году.
Вторую мировую войну (с октября 1939 года по 1945 год)
провёл на съёмной вилле «Жаннет» в Грасе (департамент
Приморские Альпы).
Много и плодотворно занимался литературной деятельностью,
став одной из главных фигур Русского Зарубежья.
Чествование Бунина в
Стокгольме (1933, декабрь).
Cлева направо: Г. Н.
Кузнецова, И. Троцкий, В.
Н. Бунина, А. Седых, И. А.
Бунин, «Люсия».
16.
В 1933 году Иван Бунин — первый из русских писателей — стал лауреатомНобелевской премии по литературе за «строгое мастерство, с которым он развивает
традиции русской классической прозы».
В эмиграции Бунин написал свои лучшие произведения, такие как:
«Митина любовь» (1924)
«Солнечный удар» (1925)
«Дело корнета Елагина» (1925)
«Жизнь Арсеньева» (1927—1929, 1933)
и цикл рассказов «Тёмные аллеи» (1938-40). Эти произведения стали
новым словом и в бунинском творчестве, и в русской литературе в
целом. По словам К. Г. Паустовского, «Жизнь Арсеньева» — это не
только вершинное произведение русской литературы, но и «одно из
замечательнейших явлений мировой литературы».
17.
По сообщению «Издательства имени Чехова», в последние месяцы жизниБунин работал над литературным портретом А. П. Чехова, работа осталась
незаконченной (в книге: «Петлистые уши и другие рассказы», Нью-Йорк,
1953). Умер во сне в два часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 года в Париже. По
словам очевидцев, на постели писателя лежал том романа Л. Н. Толстого
«Воскресение». Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа во
Франции.
18.
В 1929—1954 гг. произведения Бунина в СССРне издавались. С 1955 года — наиболее
издаваемый в СССР писатель первой волны
русской эмиграции (несколько собраний
сочинений, множество однотомников).
Некоторые произведения («Окаянные дни» и
др.) в СССР напечатаны только с началом
перестройки.
19.
Экранизации«Лето любви» — мелодрама по рассказу «Натали», режиссёр
Феликс Фальк, Польша-Белоруссия, 1994
«Грамматика любви» — фильм-спектакль по рассказам «Таня»,
«В Париже», «Грамматика любви», «Холодная осень» из цикла
«Темные аллеи», режиссёр Лев Цуцульковский, Лентелефильм,
1988
«Несрочная весна» — фильм по мотивам произведений
«Несрочная весна», «Руся», «Князь во князьях», «Мухи»,
«Журавли», «Кавказ», «Суходол», режиссёр Владимир
Александрович Толкачиков, Беларусьфильм, 1989
«Мещерские» — фильм по мотивам произведений «Натали»,
«Таня», «В Париже», режиссёр Борис Яшин, Россия, 1995
«Натали» — фильм-спектакль по рассказу «Натали», режиссёр
Владимир Латышев 1988
20.
МБУК «ЦБС городского округа города Выкса»Ближне-Песоченская поселковая библиотека
г. Выкса
Нижегородская область.
р.п. Ближне-Песочное, ул. Футбольная, 8,
е-mail: [email protected]
Составитель: Юлия Григорьевна Диминенко