1/19
2.17M
Категория: ИсторияИстория

Живопись Руси XIX-VII веков

1.

“Живопись Руси XIXVII веков

2.

Живопись XI-XIII век.
Уже в 11 веке строгая
аскетическая манера
византийской иконописи
превращалась под кистью
русских художников в
портреты, близкие к
натуре, хотя русские иконы
и несли в себе черты
условного иконописного
лика. В это время
прославился печерский
монах-живописец
Алимпий, про которого
говорили, что он “иконы
писать хитр был зело”.
Икона Алимпия

3.

Живопись XI-XIII век.
Наряду с иконописью
развивалась фресковая живопись,
мозаика.
Фрески Софийского собора в
Киеве показывают манеру
письма греческих и русских
мастеров, их приверженность
человеческому теплу, цельности
и простоте.
Известны своей большой
художественной силой мозаики
Михайловского Златоверхого
монастыря с их изображением
апостолов, святых. Их лики
стали более мягкими, округлыми.
Фреска Софийского
собора в Киеве
Мозаика святых
Михайловского
Златоверхого
монастыря

4.

Живопись XI-XIII век.
Позднее складывалась
новгородская школа живописи.
Её характерными чертами
стали ясность идеи,
реальность изображения,
доступность. До нас дошли
замечательные творения
новгородских живописцев:
икона “Ангел Златые
власы”, где при всей
условности облика Ангела
чувствуется трепетная и
красивая человеческая
душа.
Икона “Ангел Златые
власы”

5.

Живопись XI-XIII век.
На иконе “Спас
Нерукотворный” Христос
со своим выразительным
изломом бровей предстает
грозным, все
понимающим судьей
человеческого рода.
В иконе “Успение
Богородицы” в лицах
апостолов
запечатлена вся
скорбь утраты.

6.

Живопись XI-XIII век.
Церковь Спаса на
Нередице близ
Новгорода (1198).
Фрагмент фрески
церкви Спаса на
Нередице.

7.

Живопись XI-XIII век.
Широкое распространение
иконописной, фресковой
живописи было характерно
и для Чернигова, Ростова,
Суздаля, позднее
Владимира -на- Клязьме,
где замечательные фрески,
изображающие
“Страшный суд”, украшали
Дмитровский собор.
Икона “Страшный суд”

8.

Живопись XI-XIII век.
В начале 13 века прославилась
ярославская школа иконописи. Среди
иконописных произведений
особенно известна так называемая
“Ярославская Оранта”,
изображавшая Богородицу. Её
прообразом стало мозаичное
изображение Богородицы в
Софийском соборе в Киеве работы
греческих мастеров, изобразивших
суровую властную женщину,
простирающую руки над
человечеством. Ярославские же
искусники сделали облик
Богородицы теплее, человечнее. Это
прежде всего мать-заступница,
несущая людям помощь и
сострадание.
Икона “Ярославская
Оранта”

9.

Живопись XIV-XV века.
В эти времена среди мастеров,
работавших в Новгороде,
особенно прославился
Феофан Грек. Его фрески
в церквах Спаса на Ильине,
Федора Стратилата
поражают
величественностью,
монументальностью и
большой экспрессией в
изображении библейских
сюжетов.
Фреска церкви
Спаса на
Ильине
Фреска церкви
Федора
Стратилата

10.

Живопись XIV-XV века.
Высшей степени
выразительности,
совершенства русская
фресковая живопись и
иконопись достигли в
творчестве гениального
Андрея Рублева. Вместе с
Феофаном Греком
расписывал стены
Благовещенского собора
Московского Кремля; затем,
в сотрудничестве с
Даниилом Черным работал
над фресками и иконами для
троицкого собора Троице –
Сергиева монастыря.
“Троица” Андрея
Рублева и
Феофана Грека
Работа
Андрея Рублева и
Даниила Черного

11.

Живопись XIV-XV века.
Самая известная работа Андрея
Рублева-”Троица” из
иконостаса Троицкого
собора. Написанная в
античной традиции, она
глубоко национальна по
мягкости и гармоничности,
благородной простоте
изображенных фигур и
прозрачности, нежности
красок. Они отражают
характерные черты русской
природы и человеческой
натуры. Они присущи и
другим иконам и фрескам”Спасу”, апостолам, ангелам.
Икона ”Троица”
Фреска ”Спас”

12.

Живопись XV-XVII века.
На этих рубежах в иконописи и
в фресковой живописи
прославились Дионисий с
сыновьями и соратниками.
Им принадлежат иконы
Успенского собора в
Московском Кремле, фрески
Ферапонтова монастыря.
Они привлекают
красочностью,
декоративностью, пышной
торжественностью.
Большей лаконичностью,
строгостью отличается
иконопись новгородской
школы.
Дионисий с сыновьями

13.

Живопись XV-XVII века.
Живопись становится все
больше делом
государственным. Церковь
после Стоглавого собора
1551г. Усиливает надзор за
иконописцами. Икона
“Церковь воинствующая” в
аллегорической форме
воспевает взятие Казани,
русское воинство,
молодого самодержца.
Икона ”Церковь воинствующая”

14.

Живопись XVII века.
В 17 веке русский национальный
стиль вырабатывает новые
черты, формы. Дальнейшее
развитие получает строгановская
школа с ее мелким,
каллиграфическим письмом,
тончайшей прорисовкой
деталей. Прокопий Чирин,
Никифор Савин, Емельян
Москвитин, Симон Ушаковнаиболее замечательные ее
представители, работавшие в
Москве, часто писавшие иконы
по заказу Строгановых.
Утонченность исполнения,
красочность икон восхищали
современников.
Икона Прокопия Чирина

15.

Живопись XVII век.
В творчестве Симона
Федоровича Ушакова,
мастера царской
Оружейной палаты,
крупнейшего русского
художника и других
мастеров намечается
стремление к реализму.
Икона ”Спас
нерукотворный”
Симон Ушаков

16.

Живопись XVII век.
Реалистические
тенденции в сочетании
с яркими,
жизнерадостными
мотивами и красками
русские мастера
проводили и при
росписи церквей.
Фрески церквей
Троицы в Никитниках
в Москве.
Фреска церкви Троицы в
Никитниках в Москве.

17.

Живопись XVII век.
Церковь Ильи
пророка в
Ярославле.
Фреска церковь Ильи
пророка в
Ярославле

18.

Живопись XVII век.
Черты реализма появляются и в портретном жанре. Если
парсуны царя Федора Ивановича, М.В. Скопина-Шуйского
сделаны в обычной иконописной манере, то более поздние,
середины и второй половины века, говорят о стремлении к
портретному сходству, реалистическому письму.

19.

Живопись XVII век.
Портрет царя
Федора
Алексеевича
(И. Богданов)
Портрет царя Алексея (С. Лопуцкий)
Портрет патриарха
Никона (И. Детерсон
и Д. Вухтерс)
English     Русский Правила