Похожие презентации:
Приобщение детей к чтению/слушанию художественной литературы
1.
Приобщение детей кчтению/слушанию
художественной литературы
Фадеева Е.М.
Доцент Коми-Пермяцкого ИПК РО
2.
Результаты исследования Российскойакадемии образования.
(Д.И. Фельдштейн)
• Начиная с 2006 г., резко снизилось когнитивное развитие детей
дошкольного возраста.
• Не развит внутренний план действий и снижен уровень детской
любознательности и воображения. Детям оказывается недоступным то, с
чем легко справлялись их ровесники три десятилетия назад.
• Дефицит произвольности — как в умственной, так и в двигательной сфере
дошкольника — является одним из наиболее тревожных факторов,
достоверно установленных учеными Российской академии образования.
• Сегодня 50—55% детей 6—10 лет в больших городах России имеют IQ 115
баллов и выше, что вызывает опасность переноса акцента в образовании
на интеллектуальное развитие ребенка в ущерб социальному, в том числе
личностному развитию. И эти страхи имеют под собой реальное
основание, т. к. эмоциональные и нравственные ценности: чуткость,
терпимость, умение сопереживать — занимают последние места в
иерархии значимых качеств, ценностных ориентации современных детей.
3.
Результаты исследованияРоссийской академии образования.
(Д.И. Фельдштейн)
• Снижается социальная компетентность детей
младшего школьного возраста, что выражается
в неумении выстраивать конструктивные
взаимоотношения со сверстниками.
• Детям становится трудно воспринимать
слышимую речь и читать: понимая отдельные
слова и короткие предложения, они не могут
связывать их по смыслу, в результате не
понимают текста в целом.
4.
Что делать?Современный педагог уже не
просто «транслятор истины»,
готового результата, а
сотрудник, эксперт,
организатор сложной,
напряженной работы
обучающихся по решению
творческих задач приобщения
к научным знаниям, открытия
возникающих проблем,
альтернативных ходов,
противоречий. Именно при
таком педагогическом подходе
формируется не просто
«человек знающий», а
личность, способная творчески
решать возникающие перед
ней проблемы.
«Педагог подобен не
скульптору, а садовнику,
выращивающему цветок».
К. Роджерс
Скульптор воплощает свой
замысел в камне, практически
не ограниченный
возможностями материала.
Садовник, выращивая цветок,
может лишь обеспечить
условия для его развития, так
как цветок развивается по
собственным законам, в
соответствии со своей
внутренней программой
5.
«За свою продолжительную историюобщество не придумало механизма более
совершенного, чем чтение, чтобы
формировать сознание, духовный мир
человека. Справедливо утверждение: если
люди перестанут читать, они
перестанут думать».
Ненашев М.
6.
Книги или гаджеты?Выбор поколения Z
50% считает книгу
наилучшим
способом
поучения
информации,
думают, что книги
уникальны, они
развивают
мышление. Книга
незаменима.
50% утверждают, что
книга не может
существовать в век
новых технологий.
Книгу могут
заменить
современные
информационные
системы.
7.
Иллюстрации из повседневнойжизни
8.
Зачем надо читать детям книги?книга расширяет представления детей о
далеком и близком;
развивает способность сосредоточенно
слушать и понимать содержание текста;
демонстрирует модели поведения в
различных ситуациях;
дает материал для начальных этических
оценок;
задает образец грамотной, выразительной
литературной речи;
обогащает различными образами и
смыслами, обеспечивающими работу
воображения и мысли ребенка;
развлекает и потешает;
развивает чувство юмора и слова;
создает импульс для последующей
творческой деятельности.
9.
10.
«Чтение-слушание –это не умение
озвучивать печатное слово, а восприятие
текста на слух и его понимание (извлечение
смысла, содержания)».
О.В. Чиндилова
11.
Идеальный читательЗАДУМЫВАЕТСЯ
РАЗМЫШЛЯЕТ
до чтения
над развитием
событий
АНАЛИЗИРУЕТ
заголовок
НЕ ПРОПУСКАЕТ
ВКЛЮЧАЕТ
непонятные слова
СВЕРЯЕТ
воображение
свои размышления
с текстом
12.
Технология направлена на формированиекоммуникативных способностей, умений
истолковывать
прочитанное
и
формулировать свою позицию, адекватно
понимать собеседника (автора), умение
осознанно читать вслух и про себя;
познавательных действий, а именно, –
умения извлекать информацию из текста
13.
Что такое полное понимание текста?Это вычитывание трех видов текстовой
информации:
• Фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном
виде.
• Подтекстовой (о чем в тексте сообщается в
неявном виде, читается "между строк").
• Концептуальной (основная идея текста, его
главные смыслы.
14.
Фактуальнаяинформация
Подтекстовая
информация
Концептуальная
информация
15.
Сказка Курочка Ряба:Жили-были дед да баба.
И была у них Курочка Ряба.
Снесла курочка яичко, да не простое —
золотое.
Дед бил — не разбил. Баба била — не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко
упало и разбилось.
Плачет дед, плачет баба. А курочка Ряба
кудахчет:
— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам
новое яичко не золотое, а простое!
16.
Много о детстве сказано,Мало у детства спрошено,
Будто в речи ему отказано
Молчать велено по-хорошему.
Плясать можно по взрослым
правилам,
Любить можно словами
взрослыми.
Взрослый знает, как жить им
праведно,
Чтобы стать им послушнопостными.
Глухота – при улыбке благостной:
«Детям лучшее»
А что детям?
Быть похожими…
Быть послушными…
На дисциплинарной расти диете.
Сбейте, пожалуйста,
детство с марша,
Дайте пойти им не ротой,
не в ногу
И каждый не стройным,
Но собственным шагом
В жизни отыщет свою дорогу.
А ваши парады –
это ваши народы,
Ваших парадов
детству не надо.
Асмолов А.Г.
17.
1) до чтения текста– ознакомительное чтение.
Результат:
включение механизма
предвосхищения, ожидания.
2) Во время чтения
текста
– изучающее
(медленное,
художественное)
чтение. Результат:
понимание текста.
3) После чтения
текста –
рефлексивное
чтение. Результат:
понимание
авторского смысла
текста.
18.
1 этапРабота с текстом до чтения
Главная задача взрослого – мотивация ребёнка к слушанию
книги
Результат: прогнозирование содержания
книги и желание его узнать
19.
Деятельность: вместе с детьми предполагаем, о ком или о чёмбудем читать (по названию, иллюстрациям, игровой ситуации).
Антиципация (предвосхищение, предугадывание
предстоящего чтения). Определение смысловой,
тематической, эмоциональной направленности текста,
выделение его героев по:
• названию произведения,
• имени автора,
• ключевым словам,
• предшествующей тексту иллюстрации с опорой на
читательский опыт.
20.
Работа до чтенияПопробуй
найти!
Банк
идей
(гипотез)
Верные
или
неверные
утвержде
ния
21.
Вопросы к детям до чтенияпосле просмотра буктрейлера
• Про кого эта сказка?
• Мишка настоящий или игрушечный?
• Как вы думаете, чьей игрушкой был
Мишка?
• Эта девочка хорошо относилась к своим
игрушками: берегла их, заботилась о них?
• Что сделал Мишка?
• Кого он встретил в лесу?
• Что с ним произошло?
• Мы не можем сказать, какие приключения
поджидали Мишку в лесу. Что нужно
сделать, чтобы узнать?
• Попросите маму или папу почитать
вечером эту книгу, а завтра мы ее обсудим.
• Возможен повторный просмотр
буктрейлера.
22.
Результат 1-го этапа • Желание услышать текст книги• Постановка ребенком цели: узнать из книги о …
23.
Развитие речетворчества до чтенияпроизведения
(технология д.п.н. Гавриш Н.В.)
• Подбор иллюстраций к произведению (серия
сюжетных картинок с разворачивающимся
сюжетом)
• Постепенное последовательное открывание
картинок - рассматривание, беседа
• Составление рассказа по каждой из картинок
• Рассказывание истории с «наращиванием»
• Вопрос: «Что же было дальше?»
24.
2-й этапВо время чтения текста
Цель взрослого –
обеспечить полноценное
восприятие текста и
понимание его содержания
(фактуальной и
подтекстовой и
концептуальной
информации).
Цель ребенка:
восприятие текста
на слух, его
понимание
Результат: включение эмоций, воображения, реакция
на содержание, сопереживание героям.
25.
Работа с текстом во время чтения1. Дети слушают чтение взрослого.
2. Чтение (перечитывание) вслух.
3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение.
Обсуждение читательских интерпретаций.
26.
Работа с текстом во время чтения1. Дети слушают чтение взрослого.
• Сопровождение чтения иллюстрациями (для младших
дошкольников)
• Рассматривание иллюстраций после слушания текста
(начиная с 5-го года жизни)
• Сопровождение чтения действиями с персонажами.
• Рассказывание сказок и стихотворений с опорой на текст.
• Выразительность и четкость речи.
• Создание пространства слушания.
27.
Работа с текстом во время чтения1. Дети слушают чтение взрослого.
По ходу чтения должна вестись и словарная работа
(объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она
становится мотивированной и интересной: ведь именно в
ходе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в
толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.
28.
Осеннее котяроПадают листья на землю и на кота. А кот караулит,
подстерегает и вдруг бросается на падающий лист,
прихлопывает его лапой и грозно грызёт. Ему кажется, что это
такие воробьи разноцветные.
«Глупое осеннее котяро, - думаю я. - Листья с
воробьями путает». А кот заметил, что я про него думаю, и
затаился. Падают листья, заваливают кота. «Эх, и сам-то я как
опавший листок, - грустит кот. - Печально на душе, тоскливо».
«Какой листок? - думаю я. - Вон какая морда толстая да усатая».
«При чём здесь морда? На душе тяжело. Лежу вот под
листьями, грущу».
«Чего ты грустишь-то, котяро осеннее?»
«Жалко как-то... Вот и птички улетают... Вам этого не понять».
До вечера лежал кот в подсолнухах, печалился.
Похолодало. Вскочил кот, выгнул дугою спину, фыркнул и
помчался в дом. Сразу полез на печку. «Хватит мне быть
осенним котом, - ворчал он. - Стану теперь зимним». В эту ночь
и выпал первый снег.
29.
Работа с текстом во время чтения2. Чтение (перечитывание) вслух:
- изучающее чтение, в ходе которого используются такие
приёмы анализа текста, как диалог с автором и
комментированное чтение).
Диалог с автором это естественная беседа с
автором через текст
Побуждать детей:
- отвечать на вопросы автора
- задавать свои вопросы;
- обдумывать предположения о
дальнейшем содержании текста;
-проверять, совпадают ли они с
замыслом автора, включать
воображение.
Комментированное чтение это чтение с пояснением текста
а) рефрен (повтор слова,
словосочетания вслед за
ребенком
б) включение воображения
детей («Представьте себе...»,
«Увидели? Представили?»);
в) максимально «свернутый»
вопрос
30.
Осеннее котяроПадают листья на землю и на кота. А кот караулит,
подстерегает и вдруг бросается на падающий лист, прихлопывает его
лапой и грозно грызёт. Почему он так делает, догадались? Ему
кажется, что это такие воробьи разноцветные. Ах вот в чём дело:
оказывается, он воробьёв ловит! «Глупое осеннее котяро, - думаю
я. - Листья с воробьями путает». А кот заметил, что я про него думаю,
и затаился. Может быть, застыдился, а может, боится, что
воробьёв отнимут?
Падают листья, заваливают кота. «Эх, и сам-то я как опавший
листок, - грустит кот. - Печально на душе, тоскливо». «Какой листок? думаю я. - Вон какая морда толстая да усатая». «При чём здесь
морда? На душе тяжело. Лежу вот под листьями, грущу». «Чего ты
грустишь-то, котяро осеннее?» Отчего же кот грустит,
догадались?
«Жалко как-то... Вот и птички улетают... Вам этого не понять». До
вечера лежал кот в подсолнухах, печалился.
Похолодало. Вскочил кот, выгнул дугою спину, фыркнул и
помчался в дом. Сразу полез как вы думаете куда? на печку. «Хватит
мне быть осенним котом, - ворчал он. - Стану теперь каким?
зимним». В эту ночь и выпал первый снег.
31.
Работа с текстом во время чтения3. Обсуждение читательских интерпретаций.
1. Выявление первичного восприятия (вопросы, которые
возвращают детей к высказанным ранее предположениям и
выявляют их эмоциональную реакцию на прочитанное).
2. Перечитывание текста по смысловым частям. К каждой
смысловой части ставится обобщающий вопрос.
Важно не подменять перечитывание беседой, во время которой
детям задаётся большое количество вопросов по содержанию. В
первую очередь вопросы должны:
– усиливать эмоциональное воздействие текста;
– углублять понимание прочитанного;
32.
3 этап: после чтения текстаобсуждение прочитанного, творческие задания
Цель – корректировка читательской интерпретации в
соответствии с авторским смыслом.
Главная задача взрослого – обеспечить углублённое
восприятие и понимание текста на уровне концептуальной
информации.
Результат: эстетическое удовольствие, понимание
текста, выражение своего отношения к героям.
33.
Работа с текстом после чтения1. Повторное обращение к заглавию произведения и
иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой,
авторским смыслом и т.д. Вопросы по иллюстрации: «Какой
именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может
быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли
художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.
34.
Работа с текстом после чтения2. Выполнение творческих заданий. Творческое задание
обязательно предполагает самостоятельность ребёнка при его
выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не
только задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…»,
«Придумай…», но и такие, как «Изобрази мимикой, телом,
словом …», «Докажи, что…» и т.п.
35.
3. Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о еголичности лучше провести после чтения произведения, а не
до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет
на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с
тем представлением о личности автора, которое у него
сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно
построенный рассказ о писателе углубит понимание
прочитанного произведения.
4. В завершении педагог ставит концептуальный вопрос к тексту
в целом. Результатом ответа на этот вопрос должно стать
понимание авторского смысла.
36.
Вопросы к детям после чтения1. Фактуальные
вопросы.
Направлены на
воспроизведение
услышанного
текста: кто? Что?
Какой? Что
делал? Что
произошло?
• Понравилась сказка?
• Нравилось ли Мишке жить у Лизы?
Почему?
• Что сделал Мишка?
• Как он хотел жить по-другому? О какой
жизни мечтал?
• Интереснее ли стала его жизнь, когда он
путешествовал по лесу? Почему?
• Какие приключения были у Мишки? Ему
нравилась такая жизнь?
• Какое приключение было самым
запоминающимся?
• Что сказали Мишке гуси?
• Какое доброе дело было у Мишки и
рождественского оленя?
37.
Вопросы к детям после чтения• Какое приключение было самым
2. Подтекстовые
запоминающимся?
вопросы направлены • Рождественские гуси сказали, что на
на анализ текста:
рождество каждый должен сделать
– на выяснение
доброе дело. Вы с этим согласны?
причинно• Что чувствовал Мишка, когда помогал
следственных и других оленю разносить подарки? Ему
связей
нравилась такая жизнь?
– на обоснование,
• Что почувствовал Мишка, увидев
аргументацию,
больного мальчика в старом бедном
доказательство
доме? Что захотел сделать Мишка?
– оценочные
• Что почувствовал Мишка, когда
– формирующие
обнаружил, что подарки закончились?
внимание детей к
• Что придумал Мишка, чтобы порадовать
языку и
мальчика?
художественным
• Где жизнь Мишки будет лучше: у Лизы
особенностям текста
или у мальчика?
38.
Вопросы к детям после чтенияКонцепт
уальные
вопросы
• Ради незнакомого мальчика Мишка отказался от
жизни, о которой мечтал: быть свободным, ходить
туда, куда хочешь, встречать друзей, попадать в
приключения. Он снова будет жить в доме, играть
так, как хочет мальчик, а не в свои игры. У него
больше не будет таких удивительных
приключений, как в лесу.
• Почему Мишка отказался от интересной жизни и
остался у мальчика?
• Иногда, чтобы помочь кому-то или просто его
порадовать, приходится отказываться от того, что
тебе самому хочется или очень нужно, это
называется – чем-то пожертвовать.
• Можно ли назвать поступок Мишки добрым
делом?
• Что такое «доброе дело»?
39.
Творческие заданияПри выборе заданий учитываются:
– художественные задачи текста (например, многие рассказы К.Г.
Паустовского помогают увидеть необычное в обычном,
повседневном, а это значит, что творческое задание может быть
связано со сферой воображения: иллюстрирование, пересказ от
лица одного из героев, устное словесное рисование и др.);
– особенности группы в целом и возможности отдельного
ребёнка (например, к рассказам К.Г. Паустовского можно дать
творческие задания по группам, дифференцировать: детям с
художественными
наклонностями
предложить
иллюстрирование, «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд,
детям с развитым чувством языка – подготовить устное
словесное рисование);
– образовательные задачи (например, если педагог сосредоточен
на развитии устной речи, следует выбрать соответствующие
задания).
Главный ориентир – сфера читательской деятельности
40.
Сферычитательской
деятельности
Возраст
детей
Приемы работы
Эмоциональная
сфера
с 2 лет
Выразительное чтение, совместное
скандирование, сопоставление литературного
произведения с другими видами искусства,
оживление личных впечатлений по
ассоциации с текстом и др.
Сфера
воссоздающего и
творческого
воображения
с 4-5 лет
Рассматривание иллюстрации, рисование,
творческий пересказ, инсценирование,
изготовление карт, схем, макетов, костюмов и
др.
Сфера реакции на
содержание
с 5-6 лет
Рассказ о герое, событии, обсуждение поступка
героя, выборочный пересказ, постановка
вопросов по тексту, ответы на вопросы и др.
Сфера реакции на
художественную
форму
с 7 лет
Наблюдение над звукописью, ритмом,
рифмой, речевыми оборотами и пр.
41.
Тематические карточки(Л.В. Свирская)
• Комплект листов на с заданиями на
печатной основе, объединенных темой.
• Количество карточек на одну тему 5 – 6
(обычно
соответствует
количеству
вопросов, рассматриваемых в рамках одной
темы).
• Содержание
карточек
должно
быть
открытым и понятным ребенку без
взрослого.
• На карточках может быть место для
«договорных» пометок, например, о
партнере, о помощи взрослых, и т.п.
Каждый отдельный лист может иметь
программированное место для подписи
(имени автора-ребенка и даты работы).
Каждый лист может
иметь
рамочку,
которая
придаст
работе
ребенка
эстетичный
«законченный» вид.
Вместе с тем, рамка
должна
быть
рабочей, т. е. ее
можно
дорисовывать,
раскрашивать.
42.
Договорные
пометки
43.
Карточки создают основу длясотрудничества: если каждый
ребенок сделает какую-либо
часть, то у всех вместе получится
общий продукт, раскрывающий
(иллюстрирующий) тему со всех
сторон – в изображениях, в
словах, в символах, в цифрах.
Каждый ребенок выбирает свое,
но вместе – в паре, в группе дети
делают одно дело. Это сближает
и на этапе действия, и на этапе
оценки результатов
43
44.
Карточки не должны бытьсшитыми. Не брошюрованные
листы создадут возможность
многовариантного выбора как
для детей, так и для педагога.
Их можно:
повесить на стену (в уголке
достижений и пр.);
вложить
в
портфолио
ребенка;
выдать родителям для работы
с ребенком дома;
с карточками можно работать,
не
испортив
последующие
листы.
44
45.
Особенности карточек-заданий• Компоновка заданий на карточке оставляет ребенку
возможность выбора – рисовать, считать, рассматривать,
обсуждать, писать.
• Карточка – «личная, индивидуальная», а весь комплект –
общий.
В этом случае у детей формируется представление о личном
вкладе в общее дело: каждый, выбирая карточку, выполняет свое
задание, а все вместе работают над одной темой. В результате
появляется целостный образ темы и персонифицированный
вклад в нее.
45
46.
Применение карточек• Карточки предлагаются детям на выбор, каждый работает с
карточками разного содержания, осуществляет разные виды
деятельности, получает разную информацию. Завершенность
темы достигается только совместными усилиями и не
одномоментно.
• Для успешной работы нужно познакомить детей с видом
карточек, договориться о том, какие условные знаки и символы
будут использоваться.
• Работа с карточками предполагает обязательное представление
детьми
результатов
своей
деятельности,
например,
проговаривание: «Какую карточку ты выбрал? Почему ты решил
выполнить эти задания? Что успел сделать? С чего ты начал?
Когда ты планируешь завершить работу?» и т. п. Вопросы для
общего обсуждения: «Что мы вместе узнали о птицах (домах)?
Что мы вместе сделали сегодня (нарисовали и закрасили
46
животных, написали названия, сосчитали животных в зоопарке)»
47.
Варианты заданий в тематических карточкахЗадания на карточках к произведению или циклу произведений
одного автора/на одну тему должны быть подобраны таким
образом, чтобы можно было не только познакомить детей с
тем или иным произведением, но и обеспечить речевое
развитие дошкольников, а также освоение ими ряда умений по
изобразительной деятельности, развитию мыслительных
операций.
48.
Первый тип заданий на чтениерисунка. Оно традиционно начинается
со слов «рассмотри», «покажи»,
«найди». Иногда детям предлагается
обвести фломастером, ручкой,
карандашом изображения той или иной
формы, найти оттенки одного цвета. Не
всегда дети могут работать с
«правильными» и точными рисунками.
Иногда художник что-то «забывает»
нарисовать или делает это
«неправильно», иногда рисунок нужно
домыслить – например, найти, где
спрятался герой (герои). Задача
взрослого на этапе чтения рисунка –
помочь ребёнку увидеть его в
целостности и в деталях.
49.
Второй тип заданий – нараскрашивание,
дорисовывание. Прежде чем
ребёнок приступит к
раскрашиванию, можно
обсудить с ним, сколько
карандашей и какого цвета ему
потребуется, с чего он начнёт
раскрашивание.
50.
Третий тип заданий связан с развитиемконкретного речевого умения ребёнка.
Предлагаются задания на формирование
грамматического строя речи, на развитие
связной речи.
51.
Варианты творческих заданий• Игра «Правда – неправда». Дети отгадывают, где правда, а где
ложь в утверждениях:
– Солдат сварил кашу из топора? Каша была манная?
– Курочка Ряба снесла яичко? Да не простое, а золотое? И вылупился из него маленький цыплёнок?
Свои ответы дети должны обосновать.
• Выражение отношения к прочитанному с помощью жестов,
мимики.
• Разыгрывание рассказа в лицах (для этой цели неплохо бы
смастерить немудреных кукол). Детям будет проще, если
взрослый говорит «за автора», а они – от лица героев.
• «Оживление» иллюстрации.
52.
Варианты творческих заданий• Инсценирование одного эпизода текста
• Разыгрывание пантомимы и т.п.
• Создание мультфильма, комикса. С помощью взрослого дети
вспомнят и нарисуют, хотя бы схематично, основные сцены, а
потом, опираясь на картинки, попробуют «озвучить»
мультфильм.
• Озвучивание видеофрагмента
• Свободное рассказывание, пересказ с использованием
зрительных опор (игрушек, картинок, плана)
• Придумывание необычных вариантов развития сюжета.
53.
Придумывание рассказов на основетекста (технология Гавриш Н.В.
«Коллективное сюжетосложение»)
• Чтение и обсуждение
базового текста
• Поэпизодное
наращивание сюжета с
помощью наводящих и
стимулирующих
вопросов.
- Для чего корове хвост?
- Чтобы им махать.
- Для чего рога корове?
- Чтобы нас бодать.
- Для чего корове вымя?
- Чтоб его доить.
- Для чего сама корова?
- Чтоб её любить!
Инна Дементьева
54.
Алгоритм проектированиянепрерывной образовательной
деятельности по восприятию
художественной литературы и
фольклора
55.
Сферы читательской деятельности1. Эмоциональная сфера (с 2-х лет).
2.Сфера
воссоздающего
и
творческого
воображения ( с 4-5 лет).
3. Сфера реакции на содержание (с 5-6 лет).
4. Сфера реакции на художественную форму (с 7
лет).
56.
Восприятие художественной литературы и фольклора:алгоритм проектирования НОД
Педагог
1) выбирает художественное произведение (сказку, рассказ,
стихотворение);
2) Сам предварительно вычитывает из него три уровня информации;
3) определяет художественную задачу текста;
4) формулирует образовательную цель в соответствии с возрастом
детей и художественной задачей текста;
5) формулирует тему НОД, исходя из художественной задачи текста;
6) формулирует задачи для каждого этапа деятельности;
7) продумывает действия детей на каждом этапе деятельности;
8) прогнозирует цель, которую могут поставить дети;
9) обдумывает работу до чтения;
10) определяет в тексте места остановок;
11) продумывает работу после чтения;
12) продумывает вопросы рефлексивного этапа;
13) продумывает перспективный этап. 56
57.
1) Педагог, исходя из темы (дня, недели, месяца и др.)и
(или)
недавно
полученных,
первичных
представлений детей, выбирает художественный
текст.
6-7 лет.
Тема «Зимние забавы»
Первичные представления: снег, свойства снега,
лепка фигур из снега, игры зимой.
Евгений Тихонович Мигунов
«Зимние забавы» (1955)
58.
Евгений Тихонович Мигунов«Зимние забавы» (1955)
1. Прочтите текст полностью
2. Прочтите текст еще раз и
запишите, сколько детей
гуляло во дворе?
3. Выпишите в два столбика
имена мальчиков и
девочек. Кого больше?
4. Каких животных лепили
дети?
5. Выпишите определения
снега
6. Опишите действия,
которые «совершал» снег
7. Какие числительные есть в
тексте?
59.
Евгений Тихонович Мигунов«Зимние забавы» (1955)
2) Педагог готовит текст к
продуктивному
чтению:
читает сам предварительно
и вычитывает три уровня
текстовой
информации:
фактуальную (содержится
в тексте в явном виде),
подтекстовую
(присутствует в тексте в
неявном
виде,
«между
строк») и концептуальную
(основной смысл (смыслы)
текста).
60.
Фактуальная информацияПодтекстовая информация
Концептуальная
информация
60
61.
3) Педагог определяет художественную задачутекста (мотив, который побудил автора к написанию
произведения, замысел автора).
4) Педагог формулирует образовательную цель в
соответствии с возрастом детей и художественной
задачей текста (чего хочет достичь воспитатель в
результате данной деятельности детей).
3-4 года – эмоциональная реакция на текст;
4-5 лет + проявление воссоздающего и творческого
воображения;
5-6 лет + реакция на содержание;
6 – лет + художественную форму.61
62.
5) Педагог формулирует тему НОД (именно как тему,а не просто как название произведения), исходя из
художественной задачи текста и цели.
«Сила добра в сказке
К. Ушинского “Солнце и Ветер”»
«Как важно быть ответственным»
(по сказке Н. Абрамцевой “Дождь”)
«Любовь к природе»
(по рассказу Ю. Коваля “Букет ”)
62
63.
6) Педагог формулирует задачи (шаги подостижению
цели)
для
каждого
этапа
деятельности;
соотносит
задачи
с
соответствующими образовательными областями.
До чтения
Социальнокоммуникативное
Познавательное
Чтение
Художественноэстетическое
После чтения
Речевое
Физическое
64.
ЭтапыДействия детей
Задачи (создать условия для
развития…; формирования…)
Мотив
ацион
ный
интересуются рассказом, предполагают
его содержание
любознательности познавательной
мотивации
включаются в диалог, выдвигают свои
предположения
речи как средства общения
Ориен высказываются, отвечают на вопросы
тирово осознают (формулируют) цель чтения
чный
связной речи
Испол слушают, комментируют вопросы
нитель педагога, проявляют эмоции
ский отвечают на соответствующие вопросы
восприятия содержания текста, его
эмоциональной составляющей
инсценируют, рисуют (словесно)
самостоятельности,
целенаправленности
Обр.
обл.
СКР
ПР
РР
сопереживания героям
умения отражать свое отношение к
героям
вместе инсценируют
взаимодействия, крупной и мелкой
моторики
представляют, наблюдают по тексту,
выполняют творческие задания
воображения, творческой активности,
наблюдательности
отвечают на вопросы, высказываются
связной речи
Рефле проявляют свои эмоции
ксивн
ый
положительного отношения к
деятельности
Прогн предполагают, где можно использовать
остиче новые умения
ский
самостоятельности,
целенаправленности
ХР
ФР
65.
7) Педагог продумывает действия детей на каждомэтапе деятельности.
Рассматривают
иллюстрации,
прогнозируют
содержание текста, слушают, отвечают на вопросы
педагога, рисуют, инсценируют, изображают
героев сказки, выражают свои эмоции и т. д.
66.
8) Педагог прогнозирует цель, которую могутпоставить дети (ради чего хотят прочитать текст)
Прочитать, чтобы понять, что же произошло с тем
или иным героем.
Проверить свои предположения о содержании
текста.
Узнать, что еще интересного произошло с уже
знакомым героем и др.
67.
9) Педагог обдумывает работу до чтения- на мотивационном этапе: игровую или
иную ситуацию, которая мотивирует ребёнка
к чтению;
- на ориентировочном этапе: вопросы,
подводящие ребенка к осознанию или
формулированию цели чтения.
Рассматривание иллюстраций, обсуждение
названия текста, разворачивание игрового
сюжета с героями сказки
67
68.
10) Педагог определяет в тексте места остановок,продумывает комментарии и вопросы к автору текста
в местах остановок (исполнительский этап).
68
69.
11) Педагог продумывает работу после чтения(на исполнительском этапе: вопросы к детям по
содержанию
текста,
итоговый
вопрос,
творческое задание).
Вопросы
Фактуальные
Задания
Подтекстовые
Индивидуальные
Коллективные
Концептуальные
69
70.
71.
72.
12)Педагог
продумывает
вопросы
рефлексивного этапа (что сегодня особенно
понравилось, запомнилось, было особенно
трудно, особенно интересно и т.д.)
Виды рефлексии
Эмоциональная
Познавательная
Деятельностная
Взаимодействия
72
73.
13) Педагог продумывает, что можнопредложить детям для самостоятельной
деятельности - перспективный этап (это
может быть творческая работа по мотивам
прочитанного текста;
желание почитать
произведения этого автора и др.)
Творческая работа
Проект
Желание почитать
произведения этого
автора
Рассматривание
иллюстраций
74.
Рассматриваниеиллюстраций
1.
Что понятно на
картине?
1.1. Что сделано из
дерева?
1.2. Сколько пирожков на
подносе?
1.3. Что красного цвета?
1.4. Что квадратное?
2. Что необычное?
3. Почему автор
нарисовал именно так?
Что хотел показать
художник?
75.
76.
БуктрейлерБуктрейлер (англ. booktrailer) — это короткий видеоролик,
рассказывающий в произвольной художественной форме о
какой-либо книге.
Цель таких роликов – реклама свежевышедших книг и
пропаганда чтения...
В жанре буктрейлера соединяются современные технологии
и интерес к литературе. С помощью буктрейлеров можно
познакомить нечитающего или плохо читающего ребенка, не
проявляющего интерес к книгам с замечательными,
интересными произведениями.
77.
5 фактов о буктрейлереБуктрейлер — короткий видеоролик продолжительностью не
более 3 минут.
Основная задача буктрейлера — заинтересовать читателя,
показать, насколько интересна книга.
Буктрейлеры рассчитаны не на массовую, а на целевую
аудиторию, поэтому их бессмысленно показывать в кинозалах.
Книга становится синтетическим жанром, и буктрейлеры тоже
должны соответствовать этим требованиям: для их создания
можно использовать самые разнообразные технические приемы
(текст, инфографику, фрагменты известных фильмов, музыку,
фотографии, обложки книг, иллюстрации и т. д.).
У буктрейлера есть множество разновидностей — миниэкранизация, интерпретация, видеопоэзия и даже пародия. Важно
выбрать наиболее подходящий для данного литературного
произведения творческий стиль.
78.
Буктрейлеры могут быть:• Игровые (минифильм по книге)
• Неигровые (набор слайдов с цитатами,
иллюстрациями, книжными разворотами)
• Анимационные (мультфильм по книге)
Наиболее удобным для создания в детском саду
является, «игровой» вид буктрейлера, так как для
реализации
творческого
замысла
можно
эффективно
использовать
возможности
театрализованной деятельности, а также создать
условия для организации сюжетно-ролевой игры
«Съемочная площадка», где дети старшего
дошкольного возраста смогут проявить свою
индивидуальность в новой для себя роли.
79.
Этапы создания буктрейлера1. Выбор книги.
• реклама новых книг
• продвижение книг-юбиляров
• создание буктрейлеров, приуроченных к
датам и событиям и др.
• участие в конкурсе с заданной темой
Самое главное: выбранную книгу надо
любить!
80.
Этапы создания буктрейлера2. Создание сценария к буктрейлеру (продумать
сюжет и написать текст).
К написанию текста сценария нужно подходить очень
продумано. Стоит взвешивать не то что каждое
предложение, а каждое слово.
• В повествовательный буктрейлер - важно внести
интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы
читателю непременно захотелось узнать, что же
будет дальше. А узнать это можно, если прочитаешь
книгу.
• В атмосферный – определить, какое настроение у
этой книги, и с помощью каких средств его можно
передать.
81.
Этапы создания буктрейлера3. Подбор материалов для видеоряда.
• Подобрать картинки, отсканировать
иллюстрации книги, снять свое видео или
найти видео в интернете. Можно использовать
детские рисунки, или персонажей,
вылепленных из пластилина.
Если книга была экранизирована, можно
воспользоваться кадрами из фильмовэкранизаций, но не увлекаться, иначе будет
реклама не книги, а фильма.
82.
Этапы создания буктрейлера4. Записать озвученный текст, если это
предусмотрено по сценарию. Подобрать
музыку.
• В библиотечных видеороликах можно
использовать музыку по лицензии Creative
Commons - это композиции, сочинённые,
записанные и распространяемые людьми
без взимания платы за их использование
как в личных, так и в коммерческих целях.
83.
Этапы создания буктрейлера5. Выбрать программу для работы с видео.
Windows Movie Maker или Киностудия Windows
Эту программу могут использовать начинающие. Она есть
на всех ПК, так как входит в пакет Microsoft Windows.
Программа Movie Maker способна брать и обрабатывать
видеофайлы с цифровой видеокамеры, создавать из
изображений слайд-шоу, добавлять к видео заготовки,
титры, звук, вырезать необходимые фрагменты и
склеивать их, создавая при этом эффектные переходы от
фрагмента к фрагменту. Широко используется для
создания клипов, видеопрезентаций и обработки
любительского видео. Минусы - одна звуковая дорожка.
84.
Этапы создания буктрейлера6. Заключительный этап – видеомонтаж.
• Вырезать, склеить несколько фрагментов
видео, добавить звуковую дорожку, изменить
размер видео, субтитры и пр., наложить
эффекты, переходы, разнообразную музыку,
“свести” звук, потом записать на жесткий диск
ПК.
При использовании чужих материалов в своем
видео, следует в титрах или в описании под
видео указать ресурсы, откуда скачан материал,
авторов и правообладателей!
85.
Планирование работы по созданиюбуктрейлера
Первый этап: выбор литературного произведения
Главное условие: сюжет книги, которая выбрана в
качестве основы для создания буктрейлера, должен
быть хорошо знаком детям.
На этом этапе следует предложить детям создание
видеофильма о любимой книге для родителей,
детей другой группы или «всех» людей, выложив
ролик в Интернет.
Выбор книги лучше совершать исходя из 2 – 3
вариантов, предварительно продумав возможности
создания ролика по каждой из книг.
86.
Планирование работы по созданиюбуктрейлера
Второй этап: создание сценария буктрейлера.
На данном этапе необходимо определить вид буктрейлера, продумать сюжет и
написать текст, который станет основой творческого продукта.
При создании сценария важно учитывать, что сюжет буктрейлера - это основа
видеоролика, то содержание, которое будет определять идею и воплощение
творческого продукта. Необходимо учитывать, что мотивационная интрига,
посредством которой к содержанию буктрейлера будет приковано внимание
будущих зрителей, должна стать определяющей при написании сценария. Это
необходимо, чтобы ребенку непременно захотелось узнать, как будут
развиваться события в книге, которую анонсируют в сюжете буктрейлера.
Поэтому к написанию текста сценария нужно подходить очень ответственно и
продуманно.
Родители воспитанников при создании творческого продукта (сценария
буктрейлера) могут стать соавторами. В то же время роль детей продолжает
быть активной, дети должны быть вовлечены в творческий процесс. В данном
случае уместно использовать прием «Мозговой штурм», который может стать
толчком для саморазвития личности ребенка.
87.
Планирование работы по созданиюбуктрейлера
3) Третий этап: Съемка сюжета буктрейлера.
На этом этапе основной формой работы является
театрализованная деятельность, посредством
которой на этапе репетиции осуществляется
съёмка частей сюжета буктрейлера. Активная
роль принадлежит детям и родителям, которые
могут стать как соавторами в подготовке
материальной базы импровизированного
спектакля, так и участвовать в роли актеров,
принимающих участие в съемках.
88.
Планирование работы по созданиюбуктрейлера
4) Четвертый этап: выбор средств для
создания буктрейлера и практическая
реализация – процесс создания буктрейлера
с помощью программных средств. Здесь
можно использовать любой видеоредактор,
который станет инструментом для создания
видеоролика.
89.
Планирование работы по созданиюбуктрейлера
5) Пятый этап: Демонстрация буктрейлера
В работе со старшими дошкольниками реализация данного
этапа должна стать отправной точкой для продвижения
творческого продукта.
Формы работы по демонстрации буктрейлера могут быть
достаточно разнообразны, главное учитывать условие,
посредством которого дети смогут выбрать из предложенных
педагогом вариант, каким образом будет проходить
«секретная» презентация новой сказки.
• Размещение видеоролика в сети Интернет, его
просмотр вместе с членами семьи, вызывает у детей
чувство удовлетворения и собственной значимости,
поскольку результат их совместной деятельности
становится доступным для большого количества
людей.
90.
Эффективность буктрейлера- Использование новой формы работы способствует
возбуждению интереса детей к чтению
художественной литературы посредством создания
необычных условий (интриги).
- Деятельность, интересная ребенку, является
сильным мотиватором, способствующим развитию
личности дошкольника.
- Использование новой формы работы способствует
повышению уровня педагогической компетенции.
- Расширяется содержание совместной деятельности с
детьми при взаимодействии с родителями
воспитанников при создании творческого продукта.