99.46K
Категория: ПравоПраво

Сущность права. Тема 7

1.

Тема 7
Сущность права
(8 часов)

2.

План лекции:
• 1. Основные направления учения о праве. Общая
характеристика правовых доктрин;
• 2. Понятие и сущность права. Его социальная
ценность;
• 3. Соотношение экономики, политики и права;
• 4. Принципы права;
• 5. Функции права;
• 6. Понятие и виды правовых систем. Соотношение
права и правовой системы. Общая характеристика
основных правовых семей современности;
• 7. Правосознание и правовая культура.

3.

Вопрос 1. Основные направления учения о
праве. Общая характеристика правовых
доктрин
Естественно-правовая теория;
Историческая школа права;
Нормативистская теория права;
Марксистская теория права;
Психологическая теория права;
Реалистическая теория права;
Социологическая теория права.

4.

Естественно-правовая теория
Теория наиболее логически завершенную форму получила в
период буржуазных революций XVII–XVIII веков.
Представители: Гоббс, Локк, Руссо, Монтескье, Радищев и
другие.
Основные идеи:
1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон (наряду с
позитивным правом, то есть законами, принимаемыми государством,
существует высшее, подлинное, «естественное» право, свойственное
человеку от рождения. Это так называемое «неписаное» право, под
которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых
прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо
не всякий закон содержит в себе право);
2) отождествляется право и мораль (по мнению представителей
данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как
справедливость, свобода, равенство составляют ядро права,
определяют собой правотворческий и правоприменительный
процессы);
3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в
самой «человеческой природе», приобретаются от рождения либо от
бога.

5.

Историческая школа права
Теория наиболее логически завершенную форму
получила в конце ХVIII – начале XIX веков.
Представители: Гуго, Савиньи, Пухта и другие.
Основные идеи:
1) право – историческое явление, которое, как и язык,
не устанавливается договором, не вводится по чьемулибо указанию, а возникает и развивается постепенно,
незаметно, стихийно;
2) право – это прежде всего правовые обычаи (то есть
исторически сложившиеся правила поведения, влекущие
за собой юридические последствия). Законы же
производны от права обычного, которое произрастает из
недр «национального духа», глубин «народного
сознания» и т.д.;
3) представители этой теории, которая возникла во
времена феодализма, отрицали права человека, ибо в
обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения
никакие «естественные» права человека.

6.

Нормативистская теория права
Теория наиболее логически завершенную форму получила
в XX веке.
Представители: Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и
другие.
Основные идеи:
1) исходным, в частности для концепции Кельзена, является
представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на
самом верху находится «основная (суверенная) норма»,
принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает
свою законность в норме более значительной юридической
силы;
2) по Кельзену, бытие права принадлежит к сфере должного, а
не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы
норм долженствования и его сила зависит от логичности и
стройности системы юридических правил поведения. Поэтому
Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в
«чистом виде», вне связи с политическими, социальноэкономическими (и другими сущими) оценками;
3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные
акты – решения судов, договоры, предписания администрации,
которые тоже включаются в понятие права и которые тоже
должны
соответствовать
основной
(прежде
всего
конституционной) норме.

7.

Марксистская теория права
Теория наиболее логически завершенную форму
получила в XIX–XX веке.
Представители: Маркс, Энгельс, Ленин и др.
Основные идеи:
1) право понимается как возведенная в закон воля
господствующего класса, то есть как классовое явление;
2) содержание выраженной в праве классовой воли в
конечном счете определяется характером материальных
производственных отношений, носителями которых
выступают классы собственников основных средств
производства, держащие в своих руках государственную
власть;
3) право представляет собой социальное явление, в
котором классовая воля получает государственнонормативное выражение. Право – это такие нормы,
которые устанавливаются и охраняются государством.

8.

Психологическая теория права
Данная теория наиболее логически завершенную форму
получила в XX веке.
Представители: Петражицкий, Росс, Рейснер и другие.
Основные идеи:
1) психика людей – фактор, определяющий развитие общества, в том
числе его мораль, право, государство;
2) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через
деятельность законодателя, а через психологические закономерности –
правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный
характер, то есть представляют собой переживания чувства правомочия
на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то
(императивная норма);
3) все правовые переживания делятся на два вида – переживания
позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного,
автономного) права. Последнее может быть не связано с первым.
Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным
регулятором поведения и поэтому должно рассматриваться как
«действительное» право. Так, разновидностью переживаний
интуитивного права считаются переживания по поводу карточного
долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые
соответственно формируют «игорное право», «детское право» и т.д.

9.

Реалистическая теория права
Теория возникла во второй половине ХIХ столетия в Германии.
Ее зарождение связывают с именем Рудольфа Фон Иеринга.
Основное назначение права он видит в обеспечении
благоприятных условий существования отдельных индивидов и
общества в целом. Сущность права, утверждал Иеринг, заключается в
его практическом осуществлении. Правовая норма, которая никогда не
реализуется практически, не может считаться правовой.
Опираясь на принудительную силу государства, право, служит, с
одной стороны, охране жизни, здоровья, чести, имущества граждан, с
другой, ограничению пределов самой государственной власти,
особенно ее вмешательству в сферу частной собственности.
Свои представления о праве Р. Иеринг связывал с такими
факторами как сознание, воля, интересы, цели, мотивы, чувства
человека. Важным понятием, позволяющим объяснить право, по его
мнению, является также понятие борьбы. Всякое право есть результат
борьбы нового, прогрессивного с устаревшим, отживающим. Каждое
новое правовое положение утверждается через такую борьбу. Право
общества в целом и право отдельного индивида нуждаются в
постоянной работе по его отстаиванию и защите. Жизнь права есть
непрерывная работа и государственной власти, и народа и каждой
отдельной личности.

10.

Социологическая теория права
Теория наиболее логически завершенную форму
получила в XX веке.
Представители: Эрлих, Жени, Муромцев, Паунд и
другие.
Основные идеи:
1) разделяют право и закон, хотя и делают это не так, как
идеологи
естественно-правовой
доктрины.
Право
воплощается не в естественных правах и не в законах, а в
реализации законов. Если закон находится в сфере должного,
то право – в сфере сущего;
2) под правом, следовательно, понимаются юридические
действия, юридическая практика, правопорядок, применение
законов и т.п. Право – это реальное поведение субъектов
правоотношений – физических и юридических лиц. Отсюда
другое название данной доктрины – теория «живого» права;
3) формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в
процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют»
законы правом, вынося соответствующие решения и выступая
в этом случае субъектами правотворчества.

11.

Вопрос 2. Понятие и сущность права. Его
социальная ценность
Понятие и признаки права;
Сущность права;
Право как социальная ценность;
Понятие права в объективном и субъективном
смысле;
Право
как
государственный
регулятор
общественных отношений;
Типология права.

12.

Понятие и признаки права
Термин «право» имеет множество определений.
Наиболее распространенные трактовки слова «право».
Первое значение – право в общесоциальном смысле. Оно предстает в
виде свободы и обоснованности поведения личности с позиций нравственности,
религии и иных социальных норм (например, моральное право, религиозное
право, право народов и т.п.). В данном случае человек наделяется правом,
возможностью поступить определенным образом на основе обычаев, устава той
или иной общественной организации, норм морали независимо от того,
предусмотрена соответствующая возможность официальным правом (законом)
или нет. Подобное право, как правило, не связано с юридической сферой и
государством, вопрос о его предоставлении и защите решается обществом в
целом, отдельной организацией, религиозной общиной, трудовым коллективом
и т.д.
Второе значение – право в юридическом смысле. Здесь право есть
совокупность норм (правил поведения), издаваемых и охраняемых от
нарушений государством. При этом поведение человека оценивается с позиций
законно – незаконно, правомерно – противоправно. Право в указанном
значении выражается в первую очередь в виде законов, указов, постановлений
различных государственных органов. Юридическая возможность поступить
определенным образом содержится в законе, предоставляется и защищается
государством (например, право граждан на участие в выборах, право
собственности, право обращения в суд за защитой и т.д.).

13.

Понятие и признаки права
Право (в юридическом смысле) – это система общеобязательных, формально
определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю
(конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых
государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
Отличительные признаки права:
1. волевой характер права – оно есть результат осознанной, волевой деятельности
людей (при этом не всякая воля является правом, а лишь та воля, которая исходит от
большинства членов общества и государства в целом);
2. неразрывная связь права с государством – как право не может возникнуть и
функционировать без государства, так и государство не мыслимо без права (с одной
стороны, именно от государства или с его разрешения от иных организаций исходят
нормы права, и только государство в полной мере может обеспечить соблюдение и
исполнение предписаний права, а, с другой стороны, именно право определяет
структуру механизма государства и границы его деятельности);
3. общеобязательность права – только предписания права обязательны для всех
без исключения граждан, их объединений, должностных лиц, государственных органов
и других участников общественных отношений;
4. нормативность права – право как регулятор общественных отношений
представляет собой совокупность норм, наиболее общих правил поведения людей в
важнейших сферах социальной жизни;
5. формальная определенность права – правовые предписания (нормы) имеют
строго установленные, официальные формы своего закрепления во вне (например,
правовые предписания закрепляются в законах, указах, постановлениях и т.д.);
6. системность права – оно представляет собой не простую, разрозненную
совокупность норм, а их единую и взаимосвязанную систему, в которой одна, отдельно
взятая норма не может функционировать без остальных и играет свою особую роль.

14.

Сущность права
Под сущность права понимают, прежде всего, совокупность наиболее важных
свойств и отношений, выражающих глубинные закономерности права, его качественную
определенность и социальное назначение.
При рассмотрении вопроса о сущности права необходимо учитывать два
обстоятельства:
1) то, что любое право – есть прежде всего регулятор (формальная сторона);
2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).
Можно выделить следующие подходы к сущности права.
Классовый (марксистский) подход. В рамках данного подхода право определяется как
система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в
закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право
используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов
господствующего класса).
Социальный (общечеловеческий) подход. В данном случае право рассматривается как
выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями
общества (право используется в более широких целях, как средство закрепления и
реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы,
демократии и т.п.).
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и
расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно
религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и
подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.
Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к
классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от
исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных
начал.

15.

Право как социальная ценность
Ценность какого-либо явления или предмета
определяется его способностью выступать средством
удовлетворения тех или иных потребностей отдельного
человека или общества в целом. Категория «ценность
права» позволяет полнее раскрыть значение права в
обществе и конкретизировать его сущность.
Социальная ценность права проявляется в трех
аспектах:
1) право обладает определенной ценностью, будучи
составным элементом духовной культуры общества
(культурная ценность права);
2) право является средством удовлетворения наиболее
значимых потребностей общества (общесоциальная,
надындивидуальная ценность права);
3) право имеет определенную ценность для реализации
интересов отдельной личности, закрепляет и гарантирует
права и свободы человека и устанавливает режим
благоприятствования для его всестороннего развития
(индивидуальная ценность права).

16.

Понятие права в объективном и субъективном смысле
В юридической науке и практике традиционно различают право
в объективном и субъективном смысле. Данное подразделение
термина «право» осуществлялось юристами еще в Древнем Риме,
затем получило свое дальнейшее обоснование и развитие в Европе,
особенно в немецкой юриспруденции.
При этом необходимо не смешивать вопрос о понятиях
«объективное право» и «субъективное право» с проблемой
объективного и субъективного в праве. Следует отметить, что
указанные вопросы являются тесно взаимосвязанными, но все же не
тождественными. Проблема объективного и субъективного в праве
раскрывается посредством изучения объективных и субъективных
факторов, причин и условий, влияющих на процесс образования и
действия права.
В данном случае нас интересует, прежде всего, выделение двух
срезов правовой жизни:
1) право как совокупность исходящих от государства норм и
2) право как конкретные возможности, требования, притязания и
законные интересы индивида, возникающие у него на основе этих
норм.

17.

Понятие права в объективном и субъективном смысле
Объективное право (или собственно право) – это система
общеобязательных, формально определенных юридических норм,
устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на
урегулирование общественных отношений. Объективное право – это
законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и
нормативные договоры данного периода в конкретном государстве.
Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли
и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.
Субъективное право – это мера юридически возможного
поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица.
Субъективными правами выступают конкретные права и свободы
личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые
субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему
и зависят от его воли и сознания.
Если объективное право – это юридические нормы,
выраженные в тех или иных формах, то субъективное право – это те
конкретные юридические возможности, которые возникают на основе
и в пределах права объективного.
Вместе с тем следует не забывать, что не государство создает и
предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения, и
обязанность государства – признавать и защищать эти права.

18.

Типология права
Типология права – это его специфическая классификация,
производимая в основном с позиции следующих подходов.
1. Формационный подход – в рамках данного подхода главным
критерием
выступают
социально-экономические
признаки
(общественно-экономическая
формация).
Именно
базис
(тип
производственных отношений) является, по мнению представителей
данного подхода, решающим фактором общественного развития,
который детерминирует и соответствующий тип надстроечных
элементов: государство и право.
В зависимости от типов экономического базиса выделяют:
рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы
права.
2. Типология права на основе конкретно-географических,
национально-исторических, религиозных, специально-юридических и
иных признаков.
В соответствии с данными критериями выделяют такие типы
права, как:
1) национальные правовые системы (это конкретно-историческая
совокупность права, юридической практики и господствующей правовой
идеологии отдельного государства);
2) правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделенная
на основе общности источников, структуры права и исторического пути
его формирования). Различают следующие правовые семьи: общего
права, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и
другие.
English     Русский Правила