2.66M
Категория: ИскусствоИскусство

Батик - искусство росписи ткани

1.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЗАДОНСКИЙ ДОМ ШКОЛЬНИКА»
[email protected]
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Батик - искусство росписи ткани
Подготовила: педагог
дополнительного образования
Зуева Наталия Дмитриевна
Задонск 2020 г.

2.

Батик — это вид ручной росписи по ткани
Слово Батик ( batik ) — индонезийское.
В переводе с индонезийского языка
-ba — означает хлопчатобумажную
ткань, а -tik — “точка” или “капля.
В более точном смысле батик конкретная технология окрашивания и
украшения ткани.
Искусство росписи ткани издавна
практиковалось
в
древних
цивилизациях Шумера и Перу, в Китае,
Африке, и Японии, Индии, странах
Ближнего Востока. Однако родиной
этого искусства называют Индонезию,
в частности, остров Ява. Именно на
Яве искусство росписи ткани достигло
высочайшего технологического уровня
и изысканности

3.

Несмотря на то что технология
нанесения
изображений
на
материю была знакома разным
народам, индонезийские мастера
первыми сумели постигнуть
множественные
тонкости
техники и достигли небывалых
высот в работе по окрашиванию
материи.
За
короткий
промежуток времени они сумели
превратить обычное комнатное
ремесло в целое направление
искусства.

4.

На составление изображения одного
полотна мастера тратили ни один месяц.
Некоторые достаточно сложные рисунки
создавались художниками несколько лет.
И это никак не связано с ленью мастера.
В основном все завязано на
многоступенчатых этапах подготовки
основного материала. Для начала его
необходимо было вымочить, после чего
прокипятить.
Белоснежную
ткань,
которую чаще всего использовали для
создания
шедевров,
требовалось
отбелить. Затем на ткань наносился
набросок, по контуру которого проходила
обработка восковым составом

5.

После его высыхания художник мог
приступать к созданию красочных
шедевров. Последним этапом
работы была сушка полотна. По
причине длительного и
кропотливого процесса создания
рисунков расписную одежду
изначально носили только
аристократы и представители
знатных семей.

6.

ВИДЫ И ПРИЕМЫ РОСПИСИ
Роспись на ткани – одна из
наиболее востребованных и
эффектных техник в
декоративном искусстве. Роспись
на ткани позволяет создавать
красочные композиции н с
помощью резерва – способом
нанесения красителя, а вместо
резерва использовать другие
материалы: воск, солевой
раствор, который позволяет
создать различные эффекты.
Роспись на ткани включает
несколько видов: холодный
батик, горячий, узелковый и
свободную роспись.

7.

ГОРЯЧИЙ БАТИК
Горячий батик может быть выполнен на
хлопке или шелке. Воск наносился на ткань
заостренной бамбуковой палочкой-пером, а
позднее - кистью или специальным
инструментом - чантингом, который
представляет собой маленькую медную
чашечку с носиком, прикрепленную к
деревянной ручке
Горячий батик бывает трех типов:
Прямой однослойный - рисунок создается методом фиксации
расплавленным воском белой ткани и расписывается в один слой.
Прямой многослойный - рисунок создается методом фиксации
расплавленным воском белой ткани и расписывается в несколько
слоев, каждый раз насыщая их по тону.
Обратный, вытравка - рисунок создается методом росписи с
последующей фиксацией нужных цветов воском и вытравкой до белого
участков не покрытых воском

8.

Преимущественно холодный
батик используется при
нанесении краски на шелк, хотя
возможно использовать и другие
ткани. При этом роль резерва
выполняет специальный
материал. Его можно
приготовить в домашних
условиях, но есть и готовые
резервы. Он представляет собой
густую массу резинового
происхождения. Существуют как
цветные, так и бесцветные
резервы. Холодный резерв
наносится либо специальными
инструментами — стеклянными
трубочками с резервуаром, либо
используются резервы в
тюбиках, которые оснащены
удлиненным носиком.

9.

СВОБОДНАЯ РОСПИСЬ
Наиболее распространенной на сегодняшний день считается
свободная роспись с вымачиванием в солевой жидкости.
Особенность техники заключается в том, что натянутая ткань
должна пропитаться водно-солевой жидкостью, после чего на
нее наносится красящий состав.
Для начала необходимо подготовить рабочие принадлежности:
красители на анилиновой основе;
солевая жидкость; шелковое полотно;
эскиз; кисти; карандаш.

10.

УЗЕЛКОВЫЙ БАТИК
Довольно интересный и весьма
распространенный способ исполнения
необычных изображений на ткани.
Материю завязывают в несколько
узелков, каждый из которых
последовательно перевязывается
нитью. Поверх наносятся красящие
вещества. После полного высыхания
нитки срезаются, а узлы
развязываются.

11.

Инструменты и материалы
ТКАНИ
Ткань, независимо от выбранной вами техники,
должна быть из натуральных волокон. На тканях,
содержащих искусственные волокна, краски плохо
закрепляются или не закрепляются совсем. Чтобы
избежать возможных разочарований и ошибок
проверьте натуральность ткани до начала работы.
Для первых опытов и для тренировок лучше
использовать тонкие хлопчатобумажные ткани мадаполам, маркизет, батист или шифон. Белое
простынное полотно, ситец, бязь используются для
горячего и узелкового батика.

12.

Инструменты и материалы
КИСТИ
Применяются круглые кисти с размерами 8 до 12, ими удобно
расписывать небольшие участки работы, и большие плоские кисти с
размером от 14 до 18 для больших участков.
Лучше всего использовать беличьи или колонковые кисти. Важно,
чтобы мокрая кисточка имела тонкий кончик. Для больших участков
используют специальные поролоновые тампоны. Для закрашивания
мелких участков ватные палочки.

13.

Инструменты и материалы
РАМЫ ДЛЯ РОСПИСИ
Небольшие работы можно делать и на больших пяльцах для вышивания
или, закрепив ткань на деревянном подрамнике, который художники
используют для натягивания холста. Существуют и специальные трех
зубчатые кнопки для батика

14.

Инструменты и материалы
РЕЗЕРВ
Для горячей технологии – воск, наносится
специальным приспособлением (чантингом).
Для холодной технологии – смесь бензина и латекса,
наносится стеклянной трубочкой
В холодном батике используется
прозрачный резервный состав,
растворимый в бензине. Импортные
контурные составы могут быть
окрашены в различные цвета.
Импортный резерв обычно
расфасован в пластиковые тюбики
или флаконы с насадками, из
которых его можно наносить
непосредственно на ткань

15.

Инструменты и материалы
КРАСКИ
Ткань, независимо от
выбранной вами техники,
должна быть из натуральных
волокон. На тканях,
содержащих искусственные
волокна, краски плохо
закрепляются или не
закрепляются совсем. Чтобы
избежать возможных
разочарований и ошибок
проверьте натуральность
ткани до начала работы.
Для первых опытов и для
тренировок лучше
использовать тонкие
хлопчатобумажные ткани мадаполам, маркизет, батист
или шифон. Белое
простынное полотно, ситец,
бязь используются для
горячего и узелкового батика

16.

Инструменты и материалы
РАЗЛИЧНЫЕ МЕЛОЧИ
Для смешивания красок можно
использовать акварельную палитру
с углублениями.
Понадобятся сосуды для
промывания кистей, используйте
стаканы или банки.
Для разбавления красок всегда
наготове должна быть вода, лучше
дистиллированная или кипяченая.
Для удаления излишков краски
можно воспользоваться ненужными
кусочками ткани, ватными
палочками или поролоновыми
губками.
Чтобы ускорить процесс высыхания
понадобится фен

17.

БАТИК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Художественная роспись тканей очень
распространена в наши дни. Она
широко используется в создании модных
коллекций одежды, в украшении
интерьера, при создании декоративных
вещей. Расписным шелком украшают
абажуры и настольные лампы, им
обтягивают стены вместо обоев,
используют в качестве
штор для окон. Вешают на стены панно
в технике «батик».
Изделия из батика ручной работы по
натуральному шелку шифону,
крепдешину – это эксклюзивные работы,
это редкость.
Они экстравагантны и в то же время
практичны- их можно не только носить,
но и просто наслаждаться их видом,
получая эстетическое удовольствие.

18.

ЛИТЕРАТУРА
1. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. Учеб. пос. для студ., 2008. - 159 с.
2. Давыдов С.Г. Батик. Техника. Приемы. Изделия / С.Г. Давыдов. - М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2006. - 184 с.
3. Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. - М.: Радуга, 2000
4. Алферов Л.Г. Технология росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. / Л.Г.
Алферов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 352 с.
Интернет ресурсы:
5. http://www.dorojkina.ru/ - свободная роспись невероятной красоты.
6. http://smirinova-art.ru/batik.htm - горячий и холодный батик.
English     Русский Правила