Похожие презентации:
Хранители духоборской традиции Тульской области
1.
МУК Центр традиционной русской культуры южногоПодмосковья «Истоки»
«ХРАНИТЕЛИ ДУХОБОРСКОЙ ТРАДИЦИИ».
С. АРХАНГЕЛЬСКОЕ ЧЕРНСКОГО Р-НА
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ.
Сошникова Дарья
Цветкова Александра
Руководитель: Чеботарёва Е.В.
2020 год
2.
С начала 90-х годов ХХвека началось
возвращение
духоборцев в Россию
после долгого изгнания
их царскими властями
на земли Джавахетии
(Грузия). Более 150 лет
прожили они в горах, в
непростых условиях для
жизни. Но для нас
духоборцы – это прежде
всего наши добрые
верные друзья:
двадцатилетняя дружба
объединяет нас, и мы не
можем не говорить о них
снова и снова.
С. АРХАНГЕЛЬСКОЕ ЧЕРНСКИЙ Р-Н ТУЛЬСКАЯ
ОБЛАСТЬ. ФОТО 2000 Г.
3.
Духобо́ры (духобо́рцы) —старая русская секта,
образованная в конце XVIII
века и близкая к
протестантству. Ее учение
сводится к тому, что для
общения с Богом люди не
нуждаются ни в каких
посредниках —
священниках. Поэтому
духоборцы отвергают
религиозную символику,
церкви, кресты, литургию и
иконы, так как они
созданы людьми.
С. ГОРЕЛОВКА (ГРУЗИЯ) ОКОЛО СИРОТСКОГО ДОМА. ФОТОГРАФИЯ. 1988 Г.
4.
В 2000 году центром «Истоки» подруководством Бессоновой Е.В. была
проведена экспедиция в село Архангельское
Чернского района Тульской области.
5.
ТАК СОСТОЯЛОСЬ ЗНАКОМСТВО И НАЧАЛОМНОГОЛЕТНЕЙ ДРУЖБЫ С ДУХОБОРСКОЙ
ОБЩИНОЙ.
6.
Хочу обратить вашевнимание, что я и
моя коллега в своем
докладе будуем
использовать слово
«духоборцы», а не
«духоборы», как
принято в научном
мире.
Батурин Алексей
Алексеевич , один из
старейшин
духоборской общины
сказал так:
« ЭТО НАМ ОБИДНО, КОГДА НАС ДУХОБОРАМИ НАЗЫВАЮТ.
ГРУБО ЗВУЧИТ.
МЫ – ДУХОБОРЦЫ»
7.
«Память – основасовести и
нравственности. Память
– основа культуры,
«накоплений» культуры,
память – одна из основ
поэзии – эстетического
понимания культурных
ценностей. Хранить
память, беречь память –
это наш нравственный
долг перед самими
собой и перед
потомками. Память –
наше богатство»
Д. С. ЛИХАЧЕВ. ПИСЬМА К МОЛОДЫМ ЧИТАТЕЛЯМ.
8.
За каждым танцем,за каждой песней, за
каждым костюмом
стоит человек, его
портрет, его судьба.
Мы помним этих
людей.
Мы благодарны им
за то, что они
передали и
поделились красотой
и мудростью русской
традиции.
СО МНОГИМ ИЗ НИХ МЫ СЕГОДНЯ ПОЗНАКОМИМСЯ
ЗАОЧНО. ПОТОМУ ЧТО ОНИ НАУЧИЛИ НАС. МЫ НАУЧИЛИ
ДРУГИХ. И ТАК ПО ЦЕПОЧКЕ. ПОТОМУ ЧТО МЫ – ЖИВАЯ
ПАМЯТЬ ДРУГ ДРУГА…
9.
ПОЗВОЛЬТЕ ВАС ПОЗНАКОМИТЬ СУДИВИТЕЛЬНЫМИ, ТАЛАНТЛИВЫМИ,
ТРУДОЛЮБИВЫМИ ЛЮДЬМИ, ДУХОБОРЦАМИ
СЕЛА АРХАНГЕЛЬСКОЕ.
10.
Дарья и Марья - дверодные сестры.
«Без них песню
ладить плоха!
Надо Дарью и
Марью звать!» так говорят про них
односельчане.
МАРЬЯ ПЕТРОВНА ОСЛОПОВА
ДАРЬЯ ПЕТРОВНА МАРЬКИНА.
11.
Дарья Петровна –главная запевала всех
песен, псалмов и
стишков.
Обладательница
красивейшего низкого
голоса, очень
талантливый, добрый,
сердечный и
неугомонный человек.
С мужем Алексеем
Алексеевичем
прожила в любви и
согласии много лет. А
как они пели вдвоем!
ДАРЬЯ ПЕТРОВНА МАРЬКИНА 1939 Г.Р.
12.
Ее сестра –Марья Петровна –
признанный всеми
безоговорочно
лучший подголосок
ансамбля села
Архангельское.
Веселая,
трудолюбивая,
простая,
рукодельная.
МАРИЯ ПЕТРОВНА ОСЛОПОВА 1937 Г.Р.
13.
Гостеприимные ирадушные хозяева.
Всегда примут,
накормят, обогреют
и спать уложат.
СЕМЕЙНАЯ ПАРА – ЕЛЕЦКИЕ ВАСИЛИЙ ФЕДОРОВИЧ И
МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА
14.
Василий Фёдорович–это был высокий,
статный, культурный
мужчина, с красивым
низким голосом.
Прекрасный рассказик
и летописец
духоборской общины.
ЕЛЕЦКИЙ ВАСИЛИЙ ФЕДОРОВИЧ 1942 – 2016 ГГ.
15.
Его жена Мария –тихая, скромная,
очень добрая и
гостеприимная
женщина. Одна из
немногих,
оставшихся на селе,
кто занимается
традиционным
рукоделием вышивает
полотенца-утирки,
стегает одеяла.
ЕЛЕЦКАЯ МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА 1948 Г.Р.
16.
Батурины живутвместе уже больше
55 лет.
"Пятьдесят шесть лет
промучился, всем
так желаю» - шутит
Алексей Алексеевич.
"Живите, любите и
любите один раз.
Много цветов
красивых, но всех их
не сорвёшь» –
советует Полина
Фёдоровна Батурина
СЕМЕЙНАЯ ПАРА БАТУРИНЫХ - ПОЛИНА ФЕДОРОВНА И
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ.
17.
Алексей Алексеевич статный,мужественный,
немногословный.
Слово скажет, как
рублем одарит. В
молодости плясал так,
что у зрителей дух
захватывало. Дробил ,
коленца выкидывал и
чечетку делал, танцуя
по самому краешку
сцены, рискуя всякий
раз !
БАТУРИН АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ 1939 Г.Р.
18.
Полина Федоровнавеселая, озорная,неугомонная. « Как
только услышу, где
балалайка или
гармошка, у меня ноги
сами в пляс идуть !»
«Большая танцорка» - так
шутливо она себя
называет.
Замечательная хозяйка,
в доме, на огороде у нее
идеальный порядок.
Полина Федоровна к
тому же знает много
заговоров - от сглазу,
чтоб дети родились.
БАТУРИНА ПЕЛАГЕЯ ФЕДОРОВНА 1947 Г.Р.
19.
А вот ее подругаБелоусова Татьяна
Тихоновна – «танцорка
маленькия», они и в
молодости на пару
«гопачок» выходили
плясать, знает много
частушек и припевок.
Хранительница знания
об истории
духоборского костюма,
символике цвета.
БЕЛОУСОВА ТАТЬЯНА ТИХОНОВНА 1947 Г.Р.
20.
«У нас Люба Астафурова решиласебя проверить, сколько ж я
частушек знаю. Набрала спичек,
коробков там. Триста, говорит,
пропела, отложила, а больше –
надоело, голова заболела.
У ней сериями они шли. Если
начала за летчиков, значит, за
летчиков. У нее, чтобы не забыть,
она одну партию пропевала, тогда
начнеть другую.
А мы в Тулу выступать ездили, так
она всю дорогу – одна за одной.
Так в Тулу и въехали».
АСТАФУРОВА АНАСТАСИЯ МИХАЙЛОВНА 1932 Г.
21.
Зимой 2013 года былаорганизована
экспедиция с конкретной
целью – записать
танцевальный материал
духоборцев.
« В воскресенье к вечеру
солнце садится, народ
выходит на улицу, на
центральную, одетые в
духоборское. И начинали
танцевать.
Вся молодёжь. Под
балалайку. А гармошки
сильно позже появились.
Каждое воскресенье –
всё. Улица забита!»
РАССКАЗЫВАЕТ БАТУРИН АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ.
22.
Для проекта«Наряжайся и танцуй»
с Чеботарёвой Е.В.
мы изучаем
танцевальную культуру
духоборцев.
Уникальность этого
проекта в том, что вся
музыка, танцы и
костюмы буквально по
крупицам собирались
в этнографических
экспедициях. Мы
наследники и
хранители традиции.
ПРОЕКТ «НАРЯЖАЙСЯ И ТАНЦУЙ»
23.
В ходе работы надпроектом мы
расшифровали и
выучили духоборские
танцы и песни села
Архангельское.
Итак, гопачок – парная
пляска. Могли плясать
и парни и девушки.
«Я не дюжа танцорка
была.
Я дюжа большая
танцорка была, а ты
маленькия…»
ТАК ШУТИЛИ ПРО СЕБЯ ДВЕ ПОДРУГИ БАТУРИНА П.Ф. И
БЕЛОУСОВА Т.Т., ВСПОМИНАЯ МОЛОДОСТЬ.
24.
Плясали краковяк «пара на пару»«Человек 10-20 на улице танцевали
- На площадках. Такие круги были.
- Вот улица и весь круг танцуеть.
- За речкой, за мостом, помнишь,
Тань?
- Кто с кем хотить, кто с кем
попадется. Другой раз те не хотять, у
этих получается.
- А молодых девчат дома не дюжа
пускають. Они вот иногда вырвутся в
круг, быстрей, раз, два там и чегонибудь…
- Хоть напляшиси.
- А следом ишшо. Глядишь, дед с
кнутом. Да как нахлыскает по
пяткам!
- А танцевать -то хочется».
РАССКАЗЫВАЮТ
БЕЛОУСОВА Т.Т.
И
БАТУРИНА П.Ф.
25.
Полька в триколена.
«Она вся полечка
так и есть. Только
разные движения.
Вначале вот так
идешь и
вдругорядь
кружишься. Потом
с пяткой. И ногой
махаешь»
РАССКАЗЫВАЕТ БАТУРИНА П.Ф.
26.
«Они когда (вальс)танцевали молодые
– как пойдуть
вдвоем по малому
кругу! Все
любовались!»
Мы тоже выучились
танцевать вальс. Это
очень красивый
танец.
РАССКАЗЫВАЕТ ПРО ТАНЕЦ ВАЛЬС БЕЛОУСОВА Т.Т.
27.
КРАКОВЯК ТРОЙКАМИ, СТРАДАНИЯ, СЕМЕНОВНА – ТАНЦЫ ИПЛЯСКИ, КОТОРЫЕ МЫ ПЕРЕНЯЛИ ОТ ДУХОБОРЦЕВ.
28.
« Под тулату - этосольная пляска,
старинная. Хоровая.
как пойдуть плясать!
Ни гармошки, ни
балалайки, под язык.
Так и называли «под
тулату».
РАССКАЗЫВАЕТ БАТУРИНА П.Ф.
29.
Изучая танцевальнуюкультуру духоборцев, мы
пришли к выводу, что
духоборская община,
прожившая в изоляции
более 150 лет, не только
сохранила свою
самобытную
танцевальную культуру,
но и подверглась
ассимиляции со стороны
соседних государств
Армении и Грузии.
Восточное влияние
особенно ярко
отразилось в сольной
пляске «под тулату».
МОЛЕНИЕ НА ПРАЗДНИК СВ. ТРОИЦЫ ДУХОБОРЦЕВ С.
ГОРЕЛОВКА (ГРУЗИЯ). ФОТОГРАФИЯ ИНИКОВОЙ С.А.
1988 Г.
30.
«Танцевальнаякультура духоборцев
села Архангельское
Чернского района
Тульской области»
так называлась
программа
творческого
объединения
«Наряжайся и
танцуй», которую мы
готовили на конкурс.
V ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ РУССКОГО ТАНЦА
«ПЕРЕПЛЯС»
31.
Духоборские танцыпонравились и
зрителям и жюри.
Мы стали
лауреатами первой
степени в своей
возрастной
категории.
А самое главное, что
мы очень любим
плясать все вместе,
как в селе
Архангельском.
V ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ РУССКОГО ТАНЦА
«ПЕРЕПЛЯС»
32.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!В презентации используются фотографии и
видеозаписи из архива Центра «Истоки»
Расшифровка Чеботарёва Е.В.
Фотографии Чеботарёв К.В.
Фотографии Карлов Д.А.
Фотографии Скалкович С.В.
Расказчики: Александра Цветкова