Похожие презентации:
Факты биографии В.И. Сурикова, повлиявшие на его творчество
1. Факты биографии В.И. Сурикова, повлиявшие на его творчество
Выполнила: студ. 4 курсанапр. Пед. обр.
Касаткина Алина
2.
«Суриков поведал страшные былипрошлого, показав героев минувшего,
представил человечеству в своих
образах героическую душу своего
народа. Как прекрасны эти образы! Как
близки они нашему сердцу своей
многогранностью, своими страстными
порывами.»
М.В. Нестеро
3.
Творчество Сурикова относится к периодурасцвета русской реалистической школы
живописи, в 80-х годах XIX века, и было
неразрывно связанно с передовыми
демократическими идеями своего времени,
с деятельностью передвижников.
4.
Сурикова отличают поразительная самобытностьдарования, своеобразие творческого мышления,
проникнутого дыханием истории.
В формировании и развитии таланта этого
живописца немалую роль сыграла его
необычная биография. Словно сама судьба с
детских лет готовила Сурикова, родившегося в
далеком сибирском крае, к таким грандиозным
идейно-творческим задачам, решение которых
поставило молодого сибиряка в первый ряд
великих деятелей русского искусства.
5. ДЕТСТВО
• Василий Иванович Суриков родился 12января 1848 года в Красноярске в семье,
принадлежавшей к старинному казачьему
роду. Суриков придавал большое значение
своему казацкому происхождению; он
пронес через всю жизнь представления о
казачестве XVI—XVII веков, о его
независимости, бунтарском духе,
патриотизме в защите границ России от
внешних врагов.
6.
В.И. Суриков. Дом Суриковых в Красноярске. 1890-е гг.7.
«В семье у нас все казаки. До 1825 годапростыми казаками были, а потом офицеры
пошли…
Идеалы исторических типов воспитала во мне
Сибирь с детства. Она же дала мне дух, и
силу, и здоровье»
В.И. Суриков
8.
• Сибирь жила своеобразной жизнью исохраняла в социально-экономических
отношениях и в быту некоторые особенности,
давно исчезнувшие в Европейской России.
• К тому же Сибирь с давних пор являлась
местом ссылки; сюда царское правительство
отправляло на каторгу и поселение
осужденных, в том числе и политических
ссыльных. Стрельцы, раскольники, а также
пугачевцы, декабристы, революционерыразночинцы, попадая в Сибирь на долгие
годы, оказывали влияние на ее коренное
население.
9.
• Старина сохранялась в патриархальномукладе жизни, в одежде, играх и обычаях, в
преданиях и песнях, в многочисленных
приметах быта. Наряду с поэтической
атмосферой старины в сибирской жизни
уцелели и жестокие нравы Древней Руси.
Казни и телесные наказания происходили
публично, на площади.
10.
• Так, тема русского казачестваприсутствовала не менее ярко, чем другие
сюжеты. Он не мог пройти мимо
легендарного образа атамана Ермака
Тимофеевича.
• В 1891–1895 годах, за пять лет, он объехал
всю Сибирь. Летом 1893 года делал
зарисовки образов казаков на Дону.
• Итогом этой упорной работы стала одна из
самых знаменитых Суриковских картин —
«Покорение Сибири Ермаком»
11. «Покорение Сибири Ермаком»
12. Эскиз для головы Ермака
«Чем я большесмотрел на Ермака,
тем значительнее он
мне казался как в
живописи, так и по
трагическому смыслу
своему»
М. В. Нестеров
Эскиз для головы Ермака
13.
Этюд для картины "Покорение Сибири Ермаком".14.
Татарские лучники15.
Этюды16.
17. АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
• С запасом впечатлений от сибирской глушиСуриков попал в Петербург, куда поехал
учиться в Академию художеств. Контраст
был разительным.
• Казалось бы, учеба в АХ сделают из него
еще одного автора холодных исторических
композиций на библейские и
мифологические темы. Но этого не
произошло.
18.
Овладев мастерством, он не утратилсамобытности дарования, а развил и закалил
свой талант для самостоятельного творчества,
которое стало самым решительным
отрицанием штампов академизма и
официально-казенной парадности в
исторической живописи.
Особый интерес представляет работа молодого
художника над серией рисунков из жизни
Петра I для московской Политехнической
выставки в связи с 200-летием со дня рождения
Петра I.
19.
В.И. Суриков. «Петр Великий перетаскивает суда из Онежского залива вОнежское озеро для завоевания крепости Нотебург у шведов» 1872
20.
Петр I в поношенной офицерской одежде,энергично распоряжается и тут же нетерпеливо
ухватился за бечеву, подкрепляя свои
распоряжения личным примером.
И хотя образы крестьян еще недостаточно
индивидуальны, именно их поместил Суриков
на первый план. Так молодой художник
напомнил о крепостных, подготовивших победу
над шведами при Нотебурге.
Эти рисунки показывают, как художник уже в те
годы не упускал из виду значение простого
народа в петровских преобразованиях.
21.
«Под дождем в дилижансе на Черную речку». 187122. ПЕРЕЕЗД В МОСКВУ
• Новый период в жизни художника начался спереезда в Москву.
• Суриков писал: «Приехавши в Москву,
попал в центр русской народной жизни, я
сразу стал на свой путь»
• Суриков с увлечением начал писать
поразившие его старинные московские
здания, кремлевские стены, Красную
площадь, древние соборы.
23. «Вид на Кремль зимой»
24. «Колокольня Ивана Великого»
25.
Последовательность этапов жизни художника— Красноярск, Петербург, Москва — имела
большое значение в ощущении им
национального народного уклада.
Европейский Петербург помог Сурикову остро
почувствовать в Москве древнюю столицу
допетровской, средневековой Руси.
Для Сурикова как для исторического
живописца наступило своего рода
художественное прозрение.
26.
«…вдруг в воображении вспыхнула сценастрелецкой казни, да так ясно, что даже
сердце забилось». «Как я на Красную
площадь пришел — все это у меня с
сибирскими воспоминаниями связалось», —
рассказывал Суриков о «Стрельцах».
27.
«Утро стрелецкой казни»28. Пореформенное время
• В суриковских картинах 1880-х годов народпоказан в его внутренних противоречиях и
столкновениях, мощь человеческих
характеров раскрывается в моменты
трагических поражений — казнь стрельцов,
увоз арестованной Морозовой, ссылка
Меншикова, — и этот аспект исторических
событий был подсказан художнику
современной жизнью — атмосферой
революционного движения в пореформенной
России 70—80-х годов XIX века.
29.
• В трех картинах, написанных в 1880-е годы,— «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в
Березове», «Боярыня Морозова» —
Суриков показывает прошлое России XVII —
начала XVIII века как историческую
трагедию русского народа.
30.
«Меншиков в Березове»31.
«Утро стрелецкой казни»32.
«Боярыня Морозова»33. 1890-е годы.
• Демократические силы русского искусствапротивопоставили в это время реакционным,
антинародным взглядам свое творчество, продолжая и
в условиях разгула дворянско-крепостнической реакции
создавать выдающиеся произведения искусства,
проникнутые верой в могучие силы и историческую
самостоятельность народа.
• События военной истории России в обоих
произведениях Сурикова 1890-х годов — «Ермак» и
«Суворов» — трактованы вопреки установкам
официального искусства царской России. Настоящим
героем одержанных побед является народ казацкая
дружина Ермака и суворовские солдаты — чудобогатыри.
34. «Покорение Сибири Ермаком»
35.
«ПереходСуворова через
Альпы»
36.
• На всем протяжении 1900-х годов темынародных движений занимали творческую
мысль художника.
• Он работает над композицией
«Красноярский бунт 1695—1698 годов» и
пишет большую картину «Степан Разин».
• Он принимается за разные темы, но
творчество его утрачивает прежнюю
цельность, чувствуется, что порою он
испытывает колебания.
37.
«Красноярский бунт 1695—1698 годов»38.
«Степан Разин»39.
Лето 1915 года художник провел в Алупке.Лето было знойное, он целыми часами
загорал на море, подымался в горы. Жаркое
крымское солнце оказалось для него
губительным. Осень и зиму он тяжело болел
сердцем. 6 марта 1916 года Суриков умер.
Последние слова его были:
«Я исчезаю».
40. ВЫВОД
Какой бы тесной ни была связь биографиихудожника с его творчеством, ею одной
нельзя объяснить ни идейного содержания,
ни художественного стиля автора, ни
основного направления его искусства. Все это
определяется теми социальными
предпосылками и конкретными
историческими условиями, в которых
происходило становление Сурикова как
художника.
41. Список литературы:
• Ильина Т.В. История отечесвенного искусства отКрещения Руси до начала третьего тысячелетия: учеб.
для вузов / Т.В. Ильина. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.:
Юрайт, 2012.
• Кеменов В.С. Василий Иванович Суриков [Электронный
ресурс] / В.С. Кеменов. - Ленинград: Художник РСФСР ,
1991. URL : http://www.tphv-history.ru/books/kemenovvasiliy-ivanovich-surikov1.html
• Суриков В.И. Письма [Электронный ресурс] / Н. А.
Радзимовской, С. Н. Гольдштейн. – Ленинград:
Искусство, 1977. URL :
http://az.lib.ru/s/surikow_w_i/text_0010.shtml