Похожие презентации:
«Моей земли не громкая судьба» - Борис и Глеб наши покровители
1. «Моей земли не громкая судьба» - Борис и Глеб наши покровители.
История церквиБориса и Глеба
2. Погост Борисоглебский расположен на равнине при речке Воронежка.
3. Погост Борисоглебский, что на Воронежке и его окрестности на карте Менде:
4. Адрес: Заозерское поч- тел. отд., Ярославской губ..
• Борисоглебская церковь в погостеБорисоглебском каменная, прочная. В
летней церкви два престола: на правой
стороне престол, во имя Св. Бл. Кн. Бориса и
Глеба, на левом во имя Святого Архангела
Михаила; в трапезе- теплой- на правой
стороне престол во имя Святого Пророка
Ильи, на левой- во имя Божьей Матери
Смоленской.
• Церковь устроена в 1808 г. тщанием
прихожан.
5. Духовные и их домашние 1801 г.
• УгФГАЯО Исповедные духовные росписи по Угличу иугличскому уезду за 1801 год
Духовные и их домашние (половины священника
Лаврентия Яковлева)
1. Лаврентий Терентьев 43 года
жена его Параскева Захарова, 37 л.
Дети их:
Емельян холост 20
Елена девка 18
Ирина 12
Акилина 5
Яков 1 г. 6 мес.
6. Духовные и их домашние 1810 г.
• УгФГАЯО ф.18 оп.3 д. 71 Метрические книги по Угличу иугличскому уезду за 1810 год
стр. 940 запись о рождении.. 14 июня 1810 года погоста
Борисоглебского у пономаря Федора Трифонова дочь
Агрипена.
Восприемник священника Лаврентия Яковлева жена Анна
Данилова.
стр. 941 запись о рождении. 1 августа 1810 года погоста
Борисоглебского у дьячка Федора Сидорова дочь Авдотья.
Восприемник дочь священника Лаврентия Яковлева Матрона
Лаврентьева.
Причт на 1810 год: священники Степан и Лаврентий
дьячки Иван Сидоров и Федор Сидоров
пономари Федор Трифонов и Андрей
Дмитриев
7. Духовные и их домашние 1811 г.
• УгФГАЯО ф.18 оп.3 д.72 Клировые ведомости Углича иУгличского уезда за 1811 год
Священники:
1-й Степан Васильев, 46 лет невдов, во священники к
оной церкви произведен в 791 году июня 26 дня. Грамоту
имею, обучался в Переславской семинарии до философии
2-й Лаврентий Яковлев, 38 лет, невдов, во священника к оной
церкви произведен в 794 году февраля 2 дня, грамоту имею,
обучен в Ярославской семинарии до богословия и уволен не до
окончания оной.
У меня дети:
1-й Василий 11 лет обучается в Ярославской семинарии
2-й показанный за прошлой 1810 год рапорте Михаил в
нынешнем году в сентябре помер.
8. Духовные и их домашние
• Диакон Павел Гаврилов, 38 лет, невдов, коной церкви произведен 792 году декабря
10 дня, грамоту имею, обучался в
Ярославской семинарии до (?)
У меня дети:
1. Николай 15 лет
2-й Афанасий 12 лет - оба обучаются в
Ярославской семинарии.
9. Священнослужители храма. Cвященник Арсений Миролюбов 1860 Псаломщик Василий Никольский 1910
В 1860 г. приход состоял из следующих селений.
......................................Число.....Число душ
......................................домов.....муж....жен.
Старово...............................38....108...129
Деревеньки при р.Нерюхе..15.....41.....48
Чаданово.............................12.....35.....45
Макарово при р.Воронежке23....78......83
Ростовцево (при р..............19.....59......55
Вякирево (Сабле.................27.....70......96
Семенково при р.Роботке..48.....122...146
Харлово..............................20......68.......70
Богатиново при р.Нерюхе.22......57.......76
Алексеево (при р...............19.......54.......77
Юрьево (Сабле..................44......143....165
Дуброво.............................17.......48.......58
Чурилово...........................10.......28.......40
Гнездилово........................14.......46.......48
Катишево...........................20.......60.......77
Всего домов 348, душ: муж.пола 1017, жен.
10. Миролюбов Арсений Васильевич
• Миролюбов Арсений Васильевич (1810-1875гг.) - священнический сын. По окончании
учебного курса в Ярославской семинарии в
1832 году был уволен из оной с аттестатом 1-го
разряда. В 1833 году января 28-го дня
произведен во священника к церкви погоста
Борисоглебского Угличского уезда. Кроме
исправления поручений по следственным
делам, от Угличского правления назначаемых,
особенных должностей не проходил. Грамоту
имеет. Жена его - Анна Стефановна (1818 -?).
11. Дети
Андрей (1836-?) с 1858 года занимал должность наставника приАннинском сельском училище Рыбинского уезда.
Павел (1840 -?) кончил курс ЯДС с аттестатом 2 разряда в 1862 году.
Рукоположен во священника 11 августа 1863 года. С 4 января 1880
года переведен священником к церкви села Круглицы Рыбинского
уезда.
Серафима (1840- ?).
Евдокия (1843- ?) - впоследствии жена диакона Евгения Егоровича
Виноградова
Николай (1846-1900) - окончил ЯДС. Священник в с.Флоровском в
Юхти Романов-Борисоглебского уезда.
12. Дети :
Михаил (1849-?) окончил ЯДС. Определен в 1875 году, 26 лет, кцеркви Бориса и Глеба на Воронежке. В 1892 году перемещен в
церковь села Заозерья на место умершего священника Виктора
Невского (об этом он сам пишет в своей книге "Летопись села
Заозерье Ярославской губернии Угличского уезда" 1913 г.). В 1914 году
произведен в протоиереи.
Алексей (1853-?) окончил ЯДС, в 1879 году определен на священника
Романов-Борисоглебской градской Троицкой что на погосте церкви, с
1887 г. священник Благовещенской церкви в селе Понгилово РомановБорисоглебского уезда.
Федор (1855-?) окончил ЯДС по 2-му разряду. Учитель Новленского
училища (с.Новленское Ярославского уезда), с 1887 года священник в
с.Рославлево Романов-Борисоглебского уезда.
Александр (1859-?) окончил ЯДС, священник.
13. Могильный памятник священника Арсения Васильевича Миролюбова (1810-1875 гг.)
14. Церковь Бориса и Глеба
15. Та же местность на предвоенной карте РККА и карте 1978 года:
16. Наша местность на карте.
17. Церковь Бориса и Глеба
18. Сведения с 1808 г.
• Храм каменный, пятиглавый, с яруснойколокольней. В 1904 году на средства
церковного старосты крестьянина Ивана
Худякова и церковного попечительства
перестроена трапезная. Храм расписан в
1821 году, живопись обновлялась в 1897
году; трапезная расписана в 1904 году.
19. Сведения с 1904 г.
. В 1904 г. стенытрапезы сняты и
зимний теплый храм
устроен вновь (32 1
32 1 12 арш.) на
средства церковного
старосты
крестьянина Ивана
Худякова и
церковного прихода
попечительства.
20. Начало ХХ века.
• В начале XX века церковь былаперестроена. В 1908 году
было торжественное освящение. В
строительство большой вклад внесли
жители д. Юрьево. Некоторые из них
(Климовы, Барановы и др.) были
зажиточными купцами.
21. Из истории деревни Юрьево.
• О самой деревне Юрьево можно сказать отдельно.Многие из её жителей были старообрядцы. К
какому согласию они принадлежали, сейчас уже
неизвестно. Впоследствии многие стали
единоверцами, но у них сохранялись наставники,
проводившие самостоятельно службы и обряды
(крещение, отпевание). Рассказывают, что в старину
покойников хоронили отдельно, не на кладбище, а
иногда тайно в сараях. Многие, особенно под
старость, уходили в затвор. Для этого в доме
выгораживался особый чулан (моленная), откуда
они почти не выходили, а некоторые сидели в
подполе.
22. Образ жизни жителей д. Юрьево.
• В деревне было немало зажиточных купцов. Былоналажено производство пряников и баранок. У
Климовых была лавка и лесопилка в Полеткине на
реке Сабле, приводившаяся в действие водой. В
Юрьеве и Семенкове было развит
деревообрабатывающий промысел.
Изготавливались в огромных количествах веретена,
грабли, прялки (гребни), детали к ткацким станкам,
мебель (столы, табуретки, сундуки). Причем в этом
участвовали и женщины. Например, стругали зубья
к граблям и с помощью специальных стамесок и
резцов расписывали резьбой сами грабли,
делавшиеся из клена.
23. Невидимая связь с Польшей.
• Клен, по по некоторым сведениям, покупалсячерез посредников в Польше. С Польшей
существовали, видимо, и еще какие-то другие
связи, например, есть названия в нашей
местности: Вёска (польск, белорус. - деревня),
Панщина, Станисловка. По воспоминаниям,
зимой были працкие святки (посиделки),
крышу соломой крыли в щетку по-польски,
привязывая пучки соломы к обрешетке, в
отличие от способа по-русски, когда солома
прижимается слегами к крыше.
24. Мятеж .
• В 1918 году деревня Юрьево оказалась однимиз очагов антисоветского мятежа,
вспыхнувшего в Сигорской, Заозерской и
Микляевской волостях вследствие
продразверстки и политики военного
коммунизма. По воспоминаниям, около д.
Дуброво на пригорке и в Заозерье на
колокольне были установлены пулеметы,
стрелявшие по восставшим..
25. Земли при церкви :
Земли при церкви 100 дес. 742 кв. с. Церковных домов два: для
жительства священника и для помещения церковноприходской школы со
сторожкой. Церковного капитала 706 рублей. Прихожан 1298 м., 1566 ж.
В погосте Борисоглебском 8 муж., 8 жен., д. Старово 157 муж., 178 жен., в
У? вер. от церкви; дер. Деревеньки 77 муж., 97 жен., в 1 /4 вер. от церкви;
д. Богатиново 92 муж., 113 жен., В 1 У2 вер. от церкви; д. Чаданово 29
муж., 46 жен., в 2 вер. от церкви; д. Макарово 84 муж., 105 жен., в 2 У2
вер. от церкви; д. Ростовцево 76 муж., 102 жен., в 2 У2 вер. от церкви; д.
Алексеево 61 муж., 58 жен., в 3 вер. от церкви; д.Вякирево 86 муж., 96
жен., в 3 У2 вер. от церкви; д. Юрьево 161 муж., 199 жен., в 4 вер. от
церкви; д. Семенково 153 муж., 194 жен., в 4 вер. от церкви; д. Харлово 86
муж., 93 жен., в 2 вер. от церкви; д. Дуброво 61 муж., 74 жен., в 2 вер. от
церкви;
д. Чурилово 27 муж., 21 жен., в вер. от церкви; д. Гнездилово 54 муж., 71
жен., в 3 вер. от церкви; д. Каташево 86 муж., 111 жен., в 1 /4 вер. от
церкви;
26. Дом местного священника в с. Старово
27. Здание Воронежской начальной (до революции - церковно-приходской) школы, существовавшей до 80-х годов прошлого столетия
Здание Воронежской начальной (до революции - церковноприходской) школы, существовавшей до 80-х годовпрошлого столетия
28. В приходе две церковно- приходские школы: Борисоглебская и Юрьевская и церковно-приходское попечительство
В приходе две церковно- приходские школы:Борисоглебская и Юрьевская и церковноприходское попечительство
В середине 30-х гг. прошлого века (вплоть до учебного года
1938/39 гг.) заведующим Воронежской начальной (4-х
классной) школой был Николай Николаевич Додонов. В фонде
Нагорьевского РОНО (крайне скудном), хранящемся в
Переславском муниципальном архиве, имеется несколько
документов статистического характера. Так, например, в
1935/36 учебном году школу посещало 110 учеников (из них 61 девочка), все - русские. Из общего количества учащихся - 15
второгодников (более 13% - жесткий подход к оценке знаний...).
Преподавательский состав - 3 человека. Месячный фонд оплаты
труда трех сотрудников в марте 1937 г. - 825 руб. 10 коп., в т.ч.
заведующий - 320 руб. При этом в декабре 1934 года ФОТ на 4-х
работников составлял всего 330 руб.
29. Храм Бориса и Глеба.
30. 30- е годы.
• Церковь Бориса и Глеба - это одна изнемногих, уцелевших от разорения в
советское время. В конце 30-х годов была
разобрана кладбищенская ограда и были
сброшены колокола, священник был
отправлен в заключение, прихожане все же
смогли уберечь церковь от разорения, а
староста церкви убежала с ключами в лес, и
её долго не могли найти.
31. Церковь сегодня.
32. Священник Павел Благовещенский 1879 – 1963 г
• Потом началасьОтечественная война, по
поводу религии вышли
послабления. Из
заключения возвратился
о. Павел
Благовещенский,
прослуживший в этом
храме до своей смерти в
1963 году. Могила его
находится около алтаря
с северной стороны
33. 1987 год.
• Хотя церковь и уцелела от разорения всоветское время, но была сильно повреждена
пожаром, случившимся ночью в Рождество
1987 года, когда от храма остались
практически одни стены и упал шпиль с
колокольни. Удалось спасти лишь часть икон и
утвари. Сейчас храм почти восстановлен, но до
былого величия еще далеко.
34. 9 августа 2015 г.
35. 9 августа 2015 г.
• 9 августа 2015 года в селе Старово Угличскогоблагочиния епископ Рыбинский и Уличский
Вениамин совершил Божественную Литургию
в храме Бориса и Глеба. В этот день
празднуется память великомученика и
целителя Пантелеимона.
Сослужили Владыке Вениамину благочинный
Ильинского округа протоиерей Иоанн Гощук,
настоятель храма иерей Виктор Шаренков,
диакон Илия Слепцов, диакон Илий
Садовский.
36. Служба
• После Богослужения священнослужители иверующие прошли вокруг Борисоглебского
храма крестным ходом. В конце
богослужения Владыка обратился к
верующим со словами проповеди,
преподнёс крест и вручил каждому икону
Пресвятой Богородицы в подарок.
37. На службе в церкви.
38. Служба
39. Пасха .
40. Летняя .
41. Крестный ход.
42. Церковь сегодня.
43. Крестный ход.
44. Крестный ход.
45. Деревеньки. Часовня Варвары великомученицы.
46. Часовня на святом источнике
• Престольные праздники; 2 мая, 8 ноября, 20 и 28июля. Особо чтимая икона Святой
Великомученицы Варвары. Празднование • ей
бывает в пятницу 9 недели по пятид., когда
совершается на Варваринский источник близ
дер. Деревеньки в 1 версте от церкви, где была
устроена часовня, крестный ход.
• Часовен было 4: 2 каменные:- одна в церковной
ограде, другая в деревне Харлово (построена в
1889 г.) и две деревянные: в д. Деревеньках и д.
Семенково.
47. У часовни.
48. Освящена в честь: Варвары .
• Источник св. Варвары расположен в деревнеДеревеньки Ильинское с/п. На этом источнике
имеется деревянная часовня, около нее есть
камень-следовик по местному поверью
камень со следом - оттиском ступни св.
Варвары. Неподалеку, примерно на
расстоянии 1,5 находится церковь Бориса и
Глеба в деревне Старово, Путчинской волости,
Угличского района.
49. Год постройки:Дата постройки неизвестна
50. Часовня.
51. Адрес: Ярославская область, Угличский район, д. Деревеньки
• Проезд:По дороге Углич-Нагорье свернуть вселе Юрьево на село Старово, в Старово
можно повернуть направо на Богатиново
или проехать прямо на Деревеньки, дороги
грунтовые. Часовня находится в стороне от
деревни, но с дороги видна, идти полем
пешком.
52. Деревянная часовня – действует.
53. Варварин источник.
Над Варвариным источником деревяннаячасовня, опирающаяся одним краем на
«Варварин» камень – следовик, на котором
видны отпечатки двух детских стоп.
Сохранилось трогательное сельское предание,
что на камне молилась девушка по имени
Варвара, у нее упал крестик, но не утонул, а
поплыл вверх по течению ручья. Так
почитание святой Варвары
трансформировалось в сельскую легенду и
народный обычай. Вода в источнике очень
чистая и приятная на вкус.