КОЛЛАЖ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Коллаж
Другие жанры
Видеоколлаж
Общие правила изготовления коллажа
Основные средства выразительности композиции
Основные художественно-композиционные приемы
Галерея коллажей к 9 мая
Галерея коллажей к 9 мая
2.75M
Категория: ИскусствоИскусство

Коллаж как вид изобразительного искусства

1. КОЛЛАЖ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

2. Коллаж

Коллаж (от фр. collage — приклеивание) —
технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живопи
сных или графических произведений путем наклеивания на какуюлибо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.
Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от соче
тания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и острот
ы произведения.
Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами —
тушью, акварелью и т. д.
В искусство коллаж был введён как формальный эксперимент кубистами, футуристами
и дадаистами. На том этапе в изобразительных целях применялись обрывки газет, фото
графий, обоев. Наклеивались на холст куски ткани, щепки и т. п.
Считается, что первыми в искусстве технику коллажа применили Жорж Брак и Пабло П
икассо в 19101912 годах. Первым художником, работающим исключительно в технике коллажа был
Курт Швиттерс.

3. Другие жанры

В настоящее время также встречается применение термина «коллаж» как обозначение отдельного, самодостаточного жанра в
искусстве. Коллаж как принцип творчества в кинематографе широко использовал режиссёр Сергей Параджанов. В современн
ой поэзии и рокмузыке техника коллажа наиболее полно проявилась в творчестве Егора Летова. Оба они также увлекались составлением колл
ажей в обычном смысле этого слова.
Одним из самых известных художников применял коллаж Макс Эрнст, также Джон Хартфилд. В России —
Родченко, Телингатер, в наше время Анатолий Брусиловский, который впервые ввёл это слово в употребление в русском язык
е (в 1962 г. в газете «Неделя», Москва, иллюстрации к рассказам Славомира Мрожека). Очень быстро это понятие стало употре
бляться в расширенном значении —
смесь разнородных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов.
Надо отличать коллаж от близкого, но всё же другого средства изображения —
аппликации, то есть применения разнообразных материалов и структур —
тканей, газет, фанеры или жести с целью усиления выразительных возможностей. Такой метод создания изображения по сво
ей сути и технике близок к инкрустации.
Ещё одним из жанров следует назвать ассамбляж, в котором используются разнообразные предметы и их фрагменты, собран
ные и скомпонованные на одной плоскости. Иногда используют обозначение «ready-made»
(нет русского аналога). Близко к ассамблажу подходят «артобъект» и инсталляция, хотя и имеют некоторые отличия. Часто все эти понятия смешивают даже музейные работники так как
термины ещё слишком новы в обиходе русского искусства.
В 2006 г. в Русском музее в Санкт-Петербурге состоялась большая выставка «Коллаж в России. XX век».
В 2007 г. в Галерее Актёр на открытии вечера «Испанская Фиеста» московским художником И. Каменевым был представлен но
вый стиль в современном искусстве —
«Фотоарт», в основу которого положено наложение элементов, выполненных в живописной технике, на исходное фотографич
еское изображение.
Термин «коллаж» в его современном толковании используется также для обозначения приёма создания целого изображения
из ряда других изображений или их отдельных фрагментов, как правило при помощи компьютерных программ. В основе созд
ания цифрового коллажа —
работа со слоями. В процессе создания коллажа могут применяться различные типы наложения, смешивания и прозрачности.
Несмотря на то, что в большей части случаев термин «фотомонтаж» был бы более уместен, границы этих двух понятий при ма
нипуляции изображениями с помощью компьютерных программ, практически стираются.
18 сентября в тольяттинском центре современного искусства «Две точки» прошла выставка «Current Collage». Абстрактные кол
лажи, сделанные из мусора, обрывков журналов, газет, коробок, записок, документов. Самые именитые художники выставки:
Ева Хан и Фред Фри.

4.

Фотоколлаж —
это свободное, произвольное соединение, иногда даже
не взаимосвязанных между собой, нескольких стилей ф
отоизображения в одной картинке или фотографии.
Эффект фотоколлажа достигается с помощью наложения
одного изображения на другое, совмещение нескольки
х фото изображений в одном, иногда даже с элементами
графики (мозаика) или использования хаотичного набор
а разнообразных изображений (пазл). В ходе развития ф
отографии появилась возможность использования разли
чных приёмов и методов создания коллажей с примене
нием специальных эффектов. Следует заметить, что дан
ное направление искусства становится более доступным
всё большему кругу людей не обладающих профессион
альными навыками фотографии или компьютерной обра
ботки фотоснимков (например, с помощью Photoshop).
Очень многое прежде всего зависит от фантазии самого
автора и его желания сделать чтото необычное или сюрреалистическое. Фотоколлаж возм
ожен в нескольких жанрах, таких как сатирическое, фило
софское, политическое, метаморфическое, пропагандист
ское и прочее изображение.
К наиболее ярким представителям мира искусства в обл
асти фотоколлажа можно отнести: Д. Хартфильд, Р. Хаус
манн, Х. Хох, М. Эрнст, Л. МохойНадь, А. Родченко, В. Степанова, Э. Лисицкий, Ю. Рожков
, Г. Клуцис и др.

5. Видеоколлаж

Видеоколлаж —
это видеоряд собранный из небольших отрывков от одног
о или нескольких фильмов, иногда с добавлением фотоиз
ображений и текстовой информации. Видеоколлаж исполь
зуется для создания яркого сюжета, точно и контрастно от
ображающего творческую идею автора.
Коллаж в музыке
Термин «коллаж» употребляется и в музыке, где он означает
особую форму использования композитором в своем прои
зведении фрагментов другого сочинения —
чужого или ранее написанного своего.
В частности, коллаж является одной из наиболее характерн
ых особенностей сюрреалистической музыки.

6.

Флористический
коллаж
Флористический коллаж - вид декоративноприкладного искусства
Коллаж (от фр. сollage- «наклеивание»)технический прием в изобразительном
искусстве, предполагающий наклеивание на
какую-либо основу материалов,
отличающихся от нее по цвету и фактуре.
Коллаж в изобразительное искусство был
введен кубистами, футуристами и
дадаистами, практиковавшими
приклеивание к холсту обрывков газет,
фотографий, кусков ткани и т. д.
Флористический коллаж выполняется с
использованием природных материалов.
Стили коллажа
Пейзажный
Вегетативный
Декоративный
Формо-линейный

7.

Пейзажный
стиль
Основной предмет
изображенияестественная или
преображенная
человеком
природа.
Имитация
природных
ландшафтов.

8.

Вегетативный
стиль
Предполагает
максимальную
приближенность к
естественным
образам. Характерно
свободное,
идентичное
природному
расположение
материала,
максимально
реалистичное.

9.

Декоративный стиль
Предполагает создание
яркой, интересной
работы, в которой
главную роль играют
красота и
выразительность
элементов композиции.
Растения, материалы
трансформируются в
угоду эстетическому
эффекту.

10.

Формо-линейный
стиль
Основная роль
отводится линиям,
их характеру,
толщине,
направлению.
Линия- идея
композиции. Для
линейного стиля
характерна
асимметрия.

11. Общие правила изготовления коллажа

Материалы и инструменты
Клеи: ПВА, « Оазис», силикон, обойный клей «Metylan»,
«Момент»,
двусторонний скотч, акриловый лак.
Бумага: газетная, акварельная, бархатная, обойная, флористическая, картон,
калька, ватман, с фактурой кожи, металла, шелка, шерсти, рогожки.
Материалы: засушенные растения, пайетки, бусины, тесьма, ракушки,
восковые мелки, акварель, тушь, гуашь.
Инструменты: пинцет, ножницы, кисточка, пресс, канцелярский нож, палитра,
валик, трафареты, губка, флористический пистолет.
Порядок изготовления работы
1.Выбрать стиль коллажа, продумать композицию, при
необходимости сделать эскиз будущей работы.
2. Подготовить фон одним из способов.
3. Наклеить сначала крупные элементы, затем мелкие.
4. Изготовить паспарту.
5. Вставить работу в раму.

12. Основные средства выразительности композиции

Композиция – соединение замысла с необходимыми для
его выражения композиционными средствами. Она
решает задачи гармонического, пропорционального
соответствия элементов между собой и фоном.
Типы композиций: симметричная и асимметричная,
замкнутая и открытая, статичная и динамичная.
Формы композиций: плоскостная, объёмная,
центрическая, линейно – ленточная и др.
Элементы композиции: пространство, линия, пятно,
точка, форма, цвет, текстура, фактура.
Композиционное решение зависит от формата, масштаба
работы.

13. Основные художественно-композиционные приемы

Основные художественнокомпозиционные приемы
1. Принцип триединства как выражение идеальной гармонии. Этот
принцип может распространяться на количество групп или видов
растений, присутствие трёх размеров (большого, среднего, малого),
гармонии трёх цветов.
2. Отсутствие банальной симметрии придаёт композиции
непредсказуемость, динамизм.
3. Взаимосвязь элементов и отсутствие лишних деталей.
4.Выразительны не только яркие цветы, но и лаконичные линии.
5. Соблюдение баланса между центром и периферией.
6. Контраст - эффектное соединение разных, подчёркивающих
красоту друг друга элементов.
7. Акцент - обычно делается один, но в крупных работах может быть 2
фокуса внимания.
8. Незаполненное пространство – фон.

14.

Список
используемой
литературы:
«Цветочные чудоколлажи» Л.
Солод. Москва
«Эксмо» 2006г.
«Коллажи и
панно» Марьина
Ю. Москва,
Издательский дом
«Ниола 21-й век,
2005г.

15. Галерея коллажей к 9 мая

16. Галерея коллажей к 9 мая

English     Русский Правила