8.24M
Категория: ЛитератураЛитература

Фэнтези

1.

ФЭНТЕЗИ
приготовила презентацию:
Хайбулина Эльвина

2.

Фэнтези (от англ. fantasy — «фантазия») — жанр фантастической литературы,
основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В
современном виде сформировался в начале XX века. С середины века огромное
влияние на формирование современного облика фэнтези оказал Джон Рональд
Руэл Толкин. Произведения фэнтези чаще всего напоминают историкоприключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире,
близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со
сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на
основе архетипических сюжетов. В отличие от научной фантастики, фэнтези не
стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки
зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение
относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный
мир, то ли другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В
таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических
существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других
фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези
от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и
действуют системно, как законы природы.

3.

Сильное влияние на будущий жанр оказали средневековые эпос и рыцарские
романы. Артурианская легенда с её магией, мечами и романтикой, по мнению
Анджея Сапковского, лежит в основе большинства произведений фэнтези. В
фэнтези, стилизованном под дальневосточную традицию, эту роль играют
мифология и средневековая культура стран этого региона. В огромной степени
оно — продолжение традиции классических китайских, японских и корейских
романов и повестей, волшебная составляющая в которых очень велика.
Первые произведения современного фэнтези начали появляться в начале XX
века. В их числе — «Дочь короля Эльфландии» (1924) лорда Эдварда Дансени,
«Конан» (первая книга вышла в 1932) Роберта Э. Говарда, «Хроники Нарнии»
(1950—1956) К.С. Льюиса, «Сказания о Мануэле» Джеймса Кейбелла. Широкую
популярность жанру принесла публикация «Властелина колец» Дж. Р. Р.
Толкина в 1954—1955, оказавшая огромное влияние на жанр. Его
преемниками можно назвать всех писателей жанра фэнтези, к примеру,
Кристофер Паолини со своей тетралогией об «Эрагоне» (2003). Сегодня
произведения в жанре фентези приобрели огромную популярность, например
сага «Песнь Льда и Пламени» Джорджа Мартина, сага «Забытые Королевства»
Роберта Сальваторе или цикл романов «Ведьмак» Анджея Сапковского. На
данный момент в жанре фэнтези работают тысячи писателей-фантастов.

4.

Значительная часть вымышленных миров и сюжетов в фэнтези
построена на архетипах — стереотипных, сформированных
предшествующей культурой образах и ходах. Зачастую именно
использование стереотипов критики фэнтези ставят его авторам
в вину. Архетипы фэнтези Фэнтезийные расы В большинстве
вымышленных вселенных в том или ином виде фигурирует
определённый набор мифических существ, условно называемых
«расами». Большинство из них заимствованы из мифологии,
образы некоторых были придуманы либо переработаны из
мифологических писателями (например, Толкином) и использованы
его последователями. Ролевая система Dungeons & Dragons
тщательно систематизировала эти расы, что значительно
повлияло на писателей, авторов игр и художников. Но
положительной особенностью жанра является полная свобода
автора в этом вопросе. «Стандартный набор» может быть
переосмыслен или вообще заменен — это в порядке вещей. Более
того, некоторые авторы специально занимаются
переосмыслением с целью подчеркнуть оригинальность своего
произведения.

5.

Ниже перечислены основные тампы: Эльфы —древняя раса, похожая на
людей; как правило, утончённые, склонные к магии, защите природы,
искусствам, долгожители (в том числе бессмертные). Гномы —
бородатые подземные карлики крепкого телосложения, изобретательны,
занимаются горным и кузнечным делом. Орки или гоблины —
обезьяноподобные воинственные варвары. Основное занятие — грабежи и
убийства. В произведениях Толкина показаны как изувеченные Тьмой эльфы.
Полурослики (под различными названиями) — производные от хоббитов
Толкина. Маленькие человекоподобные существа, предпочитают
стрелковое оружие. Характер может колебаться от миролюбивых
фермеров Толкина до плутов и мошенников из Dragonlance. Тролли или огры
— горные великаны и/или людоеды, обладающие гигантской силой, но
весьма невысоким интеллектом. Также в мирах фэнтези часто
фигурируют одни и те же мифологические существа, заимствованные
преимущественно из греческой, скандинавской, славянской мифологии:
драконы, единороги, русалки, кентавры, минотавры, химеры, мантикоры
(во множественном числе) и др. В японской, китайской, корейской и
стилизованном под мифологию дальнего востока фэнтези фигурируют
существа, заимствованные из дальневосточной мифологии — кицуне, нэко
(девушка-кошка), тэнгу и им подобные.

6.

Тьма и Свет В значительной части фэнтези-произведений, преимущественно
эпического поджанра, основой сюжета является противостояние сил Добра и Зла,
описываемых как стороны Света и Тьмы. «Властелин Колец» Дж. Р. Р. Толкина,
«Железная башня» Д. МакКирнанна, «Гобелены Фьонавара» Гая Гэвриела Кея,
«Колесо Времени» Р. Джордана и многое другое — примеры фэнтези с Тьмой и
Светом. Силы Тьмы при этом зачастую изображаются в соответствующей
атрибутике (отчасти схожей с атрибутикой субкультуры готов), намекающей на их
«тёмность»: чёрные плащи, черепа, маски, оккультная символика. Архетип сил
Света менее стоек, и, как правило, отсылает к стилистике христианской церкви.
Даже в произведениях, где «тёмные силы» не отождествляются с
отрицательными персонажами (например, в книгах Ника Перумова), этот
стереотип сохраняется. Квест Основой сюжета многих произведений является
квест в поисках некоего волшебного предмета, места, человека или знания. Этот
архетип происходит из сюжетов античной и средневековой литературы — таких,
как поиск Гильгамешем цветка бессмертия, поход аргонавтов за Золотым Руном,
поход Галахада за Святым Граалем, и т. п.. В первых же наиболее известных
произведениях фэнтези — «Часе Дракона» Говарда и «Властелине Колец» Толкина
— этот мотив ярко выражен. В дальнейшем значительная часть книг фэнтези
имеет сюжет в виде описания путешествия героев к какой-либо цели, с
преодолением трудностей и сменами маршрута.

7.

Эпическое фэнтези Произведения этого жанра отличаются большим масштабом сюжетных
событий. В произведениях, написанных в стиле эпического фэнтези, обычно описывается
продолжительная борьба героев с могущественным врагом, стоящим на стороне зла и
обладающим сверхъестественными силами. События таких произведений затрагивают
весь описываемый фантастический мир, где происходят масштабные войны, катаклизмы, а
в задачу героев входит спасение всего мира или значительной его части. Для эпического
фэнтези характерны многотомные эпопеи с описаниями битв и походов. Центральной
нитью сюжета обычно является миссия («квест») главного героя и его друзей, которая
может продолжаться на протяжении многих томов. Поскольку герои занимают в
конфликте определённую сторону условного добра, борющегося со злом, часто (хотя и не
обязательно) герои чётко делятся на положительных и отрицательных. Первым
произведением и классикой эпического фэнтези считается «Властелин Колец» Толкина.
Многие из использованных Толкином сюжетных ходов и элементов мира стали
архетипичными, став основой для активного подражания (Терри Брукс, Деннис
МакКирнан, Гельмут Пеш, Кристофер Паолини). Жанр получил наибольшую популярность
среди всех разновидностей благодаря развитию в циклах «Земноморье» Урсулы Ле Гуин и
«Хроники Амбера» Роджера Желязны. Крупнейшими представителями современного
поджанра считаются также Роберт Джордан, Тэд Уильямс,Терри Гудкайнд, в России — Ник
Перумов. Эпическое фэнтези является самым распространённым видом литературного
фэнтези. В кино оно представлено менее широко, в основном экранизациями Толкина и
других авторов. Сюжетно-тематический принцип

8.

Тёмное фэнтези Тёмное фэнтези (англ. dark fantasy — буквально «тёмное»
или «мрачное» фэнтези) — поджанр, находящийся на стыке между готикой
и фэнтези. Традиционное Dark Fantasy строится по классическим
фэнтезийным канонам, но, в отличие от классического, где основу сюжета
составляет борьба Добра со Злом, в тёмном фэнтези Зло уже победило, и
его проявления воспринимаются как дело обычное. Положительные герои
ведут борьбу только за то, чтобы их мир окончательно не стал адом.
Основной идеей жанра часто можно назвать противостояние «малого» и
«большого» Зла. Авторы книг в этом жанре буквально шокируют читателя
выписанной с особенным старанием атмосферой гнетущего мрака и
полной безнадёжности. Очень часто воюющие на стороне добра герои
«тёмного фэнтези» несут на себе печать окаянства. Пример — клейморы,
которые сами могут в любой момент превратиться в чудовищ пострашнее
тех, с которыми воюют, или принцессы немёртвых сражающиеся с такими
же как они живыми мертвецами, поскольку им обещано, что за это они
мирно упокоятся и не попадут в ад. Классический пример литературы в
жанре тёмного фэнтези — цикл «Чёрный отряд» американского писателя
Глена Кука. В других видах искусства показательным примером является
манга (японский комикс) Кэнтаро Миуры «Берсерк», повествующая о
мире, в котором судьба людей направляется Идеей Зла.

9.

Историческое фэнтези Этот поджанр тесно связан с
альтернативной историей. Действие обычно происходит в
прошлом, на фоне известных исторических мест, событий или
эпох, но с добавлением таких элементов фэнтези, как магия или
мифологические существа. Серия Гарри Тертлдава о Погибшем
Легионе и книги Мэри Стюарт по мотивам Артурианского эпоса
считаются наиболее известными образцами жанра. В последние
годы в историческом фэнтези отметился и Анджей Сапковский
(Сага о Рейневане). Из пишущих в этом жанре современных
российских писателей можно вспомнить Юрия Никитина,
Александра Мазина, выделяется цикл «Отблески Этерны» Веры
Камши. Научное фэнтези Научное фэнтези (англ. Science fantasy)
— гибридное направление, созданное на стыке научной
фантастики и фэнтези. Иногда в научной фантастике
применяется и мифология фэнтези («Бог света» Роджера
Желязны, «Илион» Дэна Симмонса). Близким к направлению
научной фэнтези является технофэнтези, в которой идет
сосуществование или соединение науки и магии.

10.

Героическое фэнтези Стиль «меча и магии» считается самым
старым и несколько менее «глубоким», нежели ряд других. По
существу это модернизированная форма средневекового
рыцарского романа. Героическое фэнтези описывает приключения
отдельных героев, физически сильных и опытных воинов,
решающих свои задачи при помощи силы и ловкости. Эти герои, как
правило, не изображаются носителями добра и благородства —
среди них могут быть пираты, воры, наёмники и просто бродяги. В
отличие от эпического поджанра, проблемы героя обычно
локальны и касаются лично героя и его друзей, либо отдельной
местности, поэтому в героическом фэнтези распространена форма
повести и короткого рассказа. Этот жанр представлен сагой Роберта
Говарда о Конане из Киммерии. Успех этой серии породил
множество подражаний (Фриц Лейбер, Ларри Нивен) и прямых
продолжений (Леон Спрэг де Камп, Лин Картер, Стив Перри, Пол
Андерсон). Более самобытное развитие жанр получил в
произведениях Майкла Муркока о Вечном Воителе. В России жанр
прижился на почве славянской культуры, породив особую
разновидность — т. н. «славянское фэнтези» (Мария Семёнова,
Юрий Никитин, Ольга Григорьева, Ольга Громыко, Елизавета
Дворецкая).

11.

Спасибо за
внимание)))
пОсТаВьТе 5,
ПоЖаЛуЙсТа))))))
English     Русский Правила