Похожие презентации:
Баб и бабизм (Ю.А. Иоаннесян)
1. БАБ И БАБИЗМ (Ю.А. Иоаннесян)
ВВЕДЕНИЕ:Изучение бабизма в России и Европе
2. Возникновение
Данное вероучение, представляющеесобой самостоятельную религиозную систему,
возникло в Иране в первой половине XIX в.
Основатель бабизма – Сайид ‘Али
Мухаммад Ширази, известный больше под
принятым им титулом «Баб» (Врата), вступил на
свое публичное духовное поприще в 1844 г.
К этому времени и относится зарождение
бабидского движения и вероучения.
3. В. Р. Розен
4. А. Казем-Бек
5. Публикации Казем-Бека
Две его крупные публикации – одна в видемонографии: «Баб и бабиды: религиознополитические смуты в Персии в 1844-1852
годах», вышла в Санкт-Петербурге в 1865 году.
Другая появилась в том же году в Journal
Asiatique в виде очерка по-французски: “Bab et
les Babis ou le soulèvement politique et religeiux en
Perse, de 1845 à 1853”
6. В. А. Жуковский
7. Статья В. А. Жуковского
«Российский императорский консулФ. А. Бакулин в истории изучения бабизма»,
вышедшая в ЗВОРАО в 1917 году.
8. Граф де Гобино
Книгафранцузского
дипломата
(посланника в Персии) графа де Гобино (Compte
de Gobineau): “Les religions et les philosophies dans
l’Asie centrale”, вышедшая в свет в Париже в 1866
и после этого неоднократно переиздававшаяся.
Книга
представляет
собой
обзор
религиозно-философской мысли Персии, в
котором немалое место уделено бабизму.
В приложении же публикуется крайне
неудачный французский перевод Арабского
Байана Баба.
9. Э. Г. Браун (E. G. Browne).
10. Работы Э. Брауна
Многочисленные публикации этогоученого, появившиеся на стыке XIX и XX
веков, не утратили ценности и поныне:
“The Babis of Persia”, “A Traveller's Narrative
written to illustrate the Episode of the Báb”,
“The Táríkh-i-Jadíd or New History of Mírzá ‘Alí
Muhammad the Báb”, “Materials for Study of
the Bábí Religion”и др. Они полностью или в
значительной мере посвященные бабизму.
11. А. Л. М. Николя (A.-l.-M. Nicolas/Nicholas)
12. Труды А. Л. М. Николя
Отдельный труд Николя посвятил самомуоснователю бабизма: “Seyyèd Ali Mohammed dit
Le Bâb”, (1905 г.).
Он осуществил целиком и опубликовал
перевод писаний Баба: Семи доказательств –
“Le Livre des Sept Preuves de la mission du Bab”,
Арабского Байана – “Le Beyân Arabe le Livre Sacre
du bâbysme de Seyyed Ali Mohamed dit le Bâb” и
Персидского Байана – “Seyyèd Ali Mohammed dit
le Bab. Le BÉYAN PERSAN”.
13. Советские исследователи
Средисоветских
исследователей,
уделявших внимание бабизму, назовем М. С.
Иванова и Н. А. Кузнецову.
Ее труды (статьи) представляют собой:
«К истории изучения бабизма и бехаизма в
России» (1963 г.) и «Политическое и
социально-экономическое положение Ирана
в конце XVIII - первой половине XIX в.» (1978).
14. Краткая история и предыстория бабизма
Бабизм сформировался на почвемессианских ожиданий в исламе, прежде
всего в шиитском, при этом, он изначально
заявил о себе как о самостоятельном по
отношению к исламу религиозном учении,
следующем после ислама Божественном
откровении.
15. Предыстория бабизма – шейхизм
Немалую роль в подготовке почвы длявозникновения бабизма и восприятия его
первыми последователями сыграл шейхизм –
шиитская богословская школа, зародившаяся
в конце XVIII в. и действовавшая особенно
активно с конца XVIII по первую половину XIX
столетий на территории современных Ирана
и Ирака.
16. Шайх Ахмад Ахса’и (1753-1826)
17. Сайид Казим Рашти (ум. 1844)
18. Пространный труд Сайида Казима: «Шарх-и касида»
«Хвала Богу, Господу миров, это Дело,хотя и свершилось, и этот ученый, хотя и
обнаружился, но он не мог открыто
заявить о своих притязаниях/требованиях,
как и раскрыть ступени своих познаний
кроме, как при поддержке могущественного
и обладающего влиянием правителя».
19.
Автор обращается к читателюследующими словами: «Так, храни то, что
внушили мы тебе…, вот я сообщаю тебе
весть о том, кто со мной, и о том, кто
предо мной. Воистину, Бог Знающ и Мудр».
20. Интерпретация Николя
«Тот, кто сейчас со мной, – это явноСайид ‘Али Мухаммад Баб, тот, кто передо
мной, – это Шайх Ахмад Ахса’и».
21. ал-Катил б. ал-Карбала’и (один из учеников Сайида Казима)
«… наступил сезон поста изапретного/священного
месяца
Бога.
Упрашивали досточтимого Баба (т.е.
Сайида Казима – Ю. И.), мир Божий ему,
назвать
качества
Того
шиита
и
четвертого столпа. Сказал он…: «в первый
год я упомянул, определил, описал и
разъяснил, что не вызвало подъема у наших
сотоварищей, как и признания у наших
противников».
22. Подготовка Сайидом Казимом своих последователей к своему уходу
«И на каждой стоянке бывало явлено им,мир Божий ему, то, что возвещало о его
сокрытии и уходе из мира, а именно, [он
говорил о] преклонении своей головы перед
праведниками из своих последователей и о
своих мольбах... Он сказал: «Неужели не
желаете вы, чтобы я умер, и было явлено
Дело вашего Имама?»
23. Видение Сайида Казима
«Через тридцать недель будет явленоваше Дело, его окончание/крайний предел
произойдет первого числа [месяца]
Джумада I».
24. Другие указания на скорое появление Наставника
«В тот же день [еще] говорил он вдоме Шайха Мухаммада Шибли, в Багдаде…
И досточтимый благочестивый богослов
Мулла Мухаммад Таки ал-Харави у [реки]
Тигр… в присутствии людей, незадолго до
заката спросил о восставшем на Дело после
него. Он, мир ему, сказал: “Дело во власти
Бога, Он – довел его до созревания” … И
возвестил радостную весть о том, что
он/оно будет явлено вскоре»
25. «Зашифрованное» указание на имя Наставника
Ал-Карбала’и замечает:«И он ясно указал на Дело и на имя его
вершителя в городе/краю ал-Казима, мир ему,
при изложении абзаца в “Шарх ал-касида” ... Он
указал, что первое [имя] – ‘Али, а второе –
Мухаммад. Но в то время никто не обратил на
это внимания. Люди же проницательности
были уверены, что подразумевает он, мир ему,
под этими выражениями в данном месте не
иначе, как это»
26. Баб, начало и продолжение его духовной миссии
Основатель бабизма Сайид ‘АлиМухаммад (Баб) был уроженцем Шираза.
Он родился 20 октября 1819 года,
принадлежал к купеческому роду, был
воспитан своим дядей и имел более, чем
скромное образование.
27. Описание Баба Казем-беком
«...Сеид Али-Мохаммед… отправляется вКербеля (т.е. в Кербелу – Ю. И.)… Живя здесь
долгое время, он постоянно обращал на себя
внимание всех его окружавших... Отличившись
здесь своим любознанием и примечательно
строгой жизнью…, Мирза Али-Мохаммед начал
пользоваться особенным уважением у своих
соотечественников, каждогодно посещавших
Кербеля, так что молва о благочестии юноши,
отказавшемся от света, мало-помалу переходила
из уст в уста в Ширазе и приобрела ему
почитателей во всем городе…
28. Характеристика, данная Бабу Кузнецовой (1)
«А о Бабе в Иране ходили легенды.Потомок пророка. Из хорошей семьи. С
детства
отличался
мечтательностью,
склонностью к уединению и размышлению.
Баб производил на всех очень приятное
впечатление: стройный, красивый мужчина, с
приятными манерами; обращали на себя
внимание
красивые
белые
руки
проповедника. Он был просто, но очень
хорошо, опрятно, элегантно одет.
29. Характеристика, данная Бабу Кузнецовой (2)
Обаятельныйчеловек.
Он
был
выдающимся проповедником, хотя все
современники отмечают его немногословие.
Но
он
был
красноречив,
говорил
торжественно,
смело
отстаивал
свои
убеждения и глубоко верил в свое
Божественное предопределение.
30. Цитата из «Истории» Мирзы Джани
«А то, что о сем досточтимомраспространилась молва, что он [якобы]
изнурял себя аскетическими упражнениями
или был в услужении у какого-то старца или
наставника – все это полнейшая клевета и
чистая ложь».
31. «Вестники рассвета» о напутствии Сайидом Казимом своих учеников
«Омои
возлюбленные
спутники!
Остерегайтесь, остерегайтесь, как бы после моего
ухода вы не были обмануты суетой сего мира... Вы
должны отказаться от любых благ... дабы
пуститься на поиски Того, Кто есть Желанный
вашего и моего сердца. Разойдитесь повсюду,
отрешитесь ото всего мирского и смиренно молите
вашего Господа поддержать вас и наставить на
путь истины. Никогда не ослабляйте решимости
искать и найти Того, Кто сокрыт завесами славы.
Упорствуйте до тех пор, пока Он, ваш истинный
Наставник и Хозяин, милостиво не поможет вам,
дозволив признать Себя».
32. Признание Баба первыми последователями
Признание Баба первым уверовавшим внего, видным учеником Сайида Казима –
Муллой Хусайном Бушру’и, получившим от
основателя бабизма прозвание «Баб ал-Баб»,
т.е. «Врата Врат», как и вслед за ним
семнадцатью другими лицами, составившими
вместе с Бабом первую Единицу (по
терминологии бабизма) из девятнадцати
человек, произошло полностью в соответствии с
этим шейхитским принципом «узнавания».
33. У. Хэтчер и Дуглас Мартин о термине «Баб»
«...Сайид ‘Али-Мухаммад называетсебя принятым у мусульман титулом “Баб”
(«Врата»), хотя из контекста ясно, что в
это слово он вкладывает духовный смысл,
существенно отличный ото всего, что
связывалось с ним ранее».
34. У. Хэтчер и Д. Мартин о «поэтапном» раскрытии Бабом своей миссии
«Нередко высказывалась... точка зрения,что
представление
о
его
миссии
формировалось у Баба постепенно, вероятно,
по мере его признания. Разумеется, это
неверно. Впервые открывшись Мулле Хусайну,
Баб именовал себя не только Божиим
Посланником, но и “Поминанием Божиим” и
“Свидетельством Божиим”, – титулами,
которые недвусмысленно указывают на
долгожданное пришествие Сокрытого Имама
[Махди]».
35. М. Момен о восприятии Баба близкими учениками
«Было, однако, немало и таких, ктоосознал до лета 1848 г., что Баб
претендовал на положение значительно
более высокое, чем просто врата Скрытого
Имама».
36. Обоснование Бабом необходимости поэтапного провозглашения миссии
«Признать Носителя БожественнойИстины – не что иное, как признать Бога, а
любовь к Нему – не что иное, как любовь к
Богу... Я не желал раскрывать Мою
личность людям и повелел утаивать Мое
имя,
ибо
полностью
осознавал
несостоятельность сих людей...»
(Баб. Семь доказательств)
37. Казнь Баба
Казнь Баба, имевшая место 9 июля 1850г. в г. Табризе, ознаменовалась его
исчезновением чудесным образом с места
казни после того, как по нему выстрелил полк
солдат.
38. Место казни
39. «История» Мирзы Джани о казни Баба (1)
«Так группа из тех бунтарей выстрелилазалпом по тому Господину Вселенной. Ни одна
из всех тех пуль не попала в благословенное
тело того Господина мира сотворенного... Но
две пули попали с двух сторон в веревки,
которыми привязали Его святость, веревки
разорвались... Когда же немного рассеялся
пороховой дым, что являл собой пример дыма
неверия безбожников, те, бесстыжие, что
наблюдали за происходящим, взглянули и не
обнаружили на месте ту бесподобную
Жемчужину бытия.»
40. «История» Мирзы Джани о казни Баба (2)
Среди народа поднялся небывалыйшум. [Люди вопрошали]: “Что случилось с
Его святостью Вратами Божиими?”.
Некоторые говорили, что он ушел в
сокрытие, другие же – что он вознесся на
небеса. В итоге, после поисков обнаружили
его в тюремной камере».
41. М. С. Иванов о казни Баба
«Даже солдаты-христиане не хотели стрелять вБаба, который не получил после первого залпа ни одной
царапины. По приказу Сам-хана солдаты разыскали Баба
и снова подвесили веревками на столбе. Вторым залпом
Баб был убит—в его тело попали десятки пуль.
Присутствовавшая при этом толпа народа убедилась,
что Баб мертв, а не скрылся или улетел на небо, как это
думали многие после того, как Баб исчез после первого
залпа. Они считали, что Баб скрылся, как двенадцатый
имам Махди. Обстоятельства расстрела Баба
подтверждаются и сведениями, приводимыми врагами
Баба—придворными иранскими историками».
42. Описание казни Баба Г. Батюшковым
«Около помещения тюрьмы в Тавризе, гденаходился в заключении последнее время Баб,
поставили столб, к которому привязали обоих
приговоренных к казни и расставили войска в
три ряда. Каждый ряд дал по залпу, и когда
дым рассеялся, то увидели, что веревки
узников перерезаны пулями, сами же они
невредимы, Мохаммед-Али стоит, а Баб сидит
около
своего
секретаря.
Это
так
подействовало на окружающих, что солдаты
отказались повторить опыт, и пришлось
вызвать часть от другого полка».
43. Страница уникальной рукописи Китаб ал-асма’ из РНБ
44. Предсказание Бабом времени своей смерти и сроков завершения миссии
«Среди слов почтенного Шайха, да возвысит Богдостоинство его, что привел досточтимый Мулла ‘Абд
ал-Халик, есть и такие: “молитесь, чтобы не оказаться
вам в начале явления и возвращения, ибо будет великая
смута”, а также: “всякий, кто будет жить с
шестидесятого года до шестьдесят седьмого, станет
свидетелем удивительных событий. А что может быть
необыкновеннее и удивительнее самой той личности,
что будет явлена? Если доживешь [до той поры], то
увидишь и другие чудеса – как явит Господь для
торжества сего явления человека, да такого, что будет
изрекать слова по врожденной природе своей, а не по
чьему-то научению”».
45. Казнь Амира Кабира (сцена из восковых фигур)
46. Тронный зал дворца Голестан с фигурой шаха Насир ад-дина (1)
47. Тронный зал дворца Голестан с фигурой шаха Насир ад-дина (2)
48. ал-Катил ал-Карбала’и о своем уверовании в Баба (1)
«Послекончины
великодушного
господина… Сайида Казима Рашти… я
пребывал на святой земле, в которой
[расположены] красный свод и гробница
господина мучеников [имама Хусайна]…, пока
не истек период и временнóй отрезок в
четыре месяца и несколько дней. И возгласил
с небес Глашатай клич именем “Ка’им” от
сверкающего белизной Фарса – земли
процветания и рудника всего благого…
49. ал-Катил ал-Карбала’и о своем уверовании в Баба (2)
И пришел он с новой книгой и сердцем,проницающим/острым как режущий металл, с
сокровенным свитком и преизобильными
письменами от Матери всех предметов и Истока
всего происходящего, [о которых доселе] не
слышало ухо и [которых] не зрели очи. Я изучал
страницы из них и внимательно рассматривал
очертания букв. Моя душа порхала, а сердце
изумлялось изъяснению таких возвышенных
положений и вознесенных ступеней.
50. ал-Катил ал-Карбала’и о своем уверовании в Баба (3)
Он явился передо мной таким явлением, какбудто сотворил для меня каждое из
многочисленных пророческих чудес. И счел я
необходимым признать то, с чем он пришел
от своего господина – Владыки/Властелина
времени, и повиноваться тому».
51. ал-Катил ал-Карбала’и о своем уверовании в Баба (4)
«Я странствую, спрашиваю у богословов иучащихся медресе и не слышу [в ответ] от них
ничего, кроме отповеди и выговора, а также
некоторых
слов,
которые
недостойно
произносить здравому человеку. Когда же я
обращаюсь к его книгам, строкам и
изъяснениям, я прихожу в волнение от того, что
он, несмотря на то, что не получал образования,
способен
являть подобное тому, что
проистекает от него, при столь [незначительной]
степени обучения».
52. ал-Катил ал-Карбала’и о Мулле Хусайне Бушру’и (1)
«После того, как он с недоступной[другому]
человеку
быстротой
узнал
благородного Сайида [Казима]… выделился
среди студентов и учеников, к нему стали
обращаться все, у кого были сомнения и
сложности. Он разрешал их затруднения
мудростью и аргументацией, став мерилом
для понимания себе подобных и равных,
распространяя Дело своего господина [Сайида
Казима]… посредством изъяснения… Возлагал
на него Сайид [Казим]… ответы на некоторые
вопросы… ».
53. ал-Катил ал-Карбала’и о Мулле Хусайне Бушру’и (2)
«из-за обильных восхвалений его ипревознесения его ступеней и положения со
стороны
Сайида [Казима]… некоторые
обучающиеся вообразили, что он и есть
Восставший на исполнение повеления после
него, о чем ему самому поведали после кончины
Сайида Казима. Он же развеял их сомнения,
привел ясные доводы и «вразумил их
относительно качеств, [необходимых] для
положения великих Бабов».
54. ал-Катил ал-Карбала’и о Мулле Хусайне Бушру’и (3)
«всякий, видевший Книгу о Иосифе,Комментарий на суру “ал-Бакара” и другие
книги, произвести нечто подобное даже
одному стиху или одной странице которых не
под силу никому из созданий, вначале приписал
их [авторство] досточтимому Баб ал-Бабу».
Но исследователи, отмечает автор, признали
достоверность слов по этому поводу самого
Муллы Хусайна: «[Их автор] – не я. Не по чину
мне произвести нечто подобное и иметь
такой кругозор».
55. ПИСАНИЯ БАБА
Богатейшее письменное наследие Бабане сохранилось полностью до наших дней.
Тем не менее, и то, что дошло до нас из
писаний Баба, дает целостную картину этого
вероучения как независимой по отношению к
исламу религиозной системы.
56. Д. Макйюэн о независимом характере новой религии
«Не могу представить себе вконтексте ислама другого случая такой
абсолютной дихотомии» «новый пророк,
новые книги, новые законы – очевидно, что
[в рамках данного феномена] имело место
намного большее, чем обычно происходит
при зарождении сектантского движения».
57. Классификация Писаний Баба по времени их появления
Писания Баба подразделяют на ранние,т.е.
те,
что
датируются
временем,
предшествующим появлению в 1847-1848 гг.
Персидского Байана и Арабского Байана, и
поздние, которые появились после них.
58. Ранние Писания Баба
Из двадцати трех наиболее известных ПисанийБаба, ни одно из которых полностью не переведено
на русский язык, назовем следующие:
• Комментарий на суру «ал-Бакара» (Корова)
• Комментарий на суру «Иосиф» (Йусуф)/ Каййум аласма’
• Книга Духа (Китаб ар-рух)
• Комментарий на суру «ал-Каусар» (Обильный)
• Свиток (Сочинение) о Божественной
справедливости (Сахифа-йи ‘адл / Рисалайи‘адлиййа)
59. Поздние Писания Баба
• Семь доказательств (Дала’ил-и саб‘а)• Книга имен (Китаб ал-асма’)
• Пять ладов/ступеней [откровения]
(Пандж ша’н)
• Персидский Байан (Байан-и фарси)
• Арабский Байан (Байан-и ‘араби)
60. Писания БаБа в рукописном собрании ИВР РАН
Многие из вышеперечисленных текстовпредставлены в рукописной коллекции ИВР
РАН. Это – Персидский Байан (два списка),
Каййум ал-асма’ (два списка), Книга Духа,
Сочинение о Божественной справедливости
и Комментарий на суру «ал-Бакара»
(Корова).
61. Страницы рукописи Персидского Байана, шифр: А 458
62. Страницы рукописи Каййум ал- асма’ , шифр: В 1141
Страницы рукописи Каййум аласма’ , шифр: В 114163. Страницы рукописи Каййум ал- асма’ , шифр: С 1167
Страницы рукописи Каййум аласма’ , шифр: С 116764. Страницы из рукописи Китаб ар-рух, шифр: A 923
Страницы из рукописи Китаб аррух, шифр: A 92365. IV. ВЕРОУЧЕНИЕ
1. Прогрессирующее откровение.Одно из центральных мест в бабизме занимает
учение о «Божьей Воле», «Явителях Божьей
Воли» и «прогрессирующем откровении». Под
«Явителями Божьей Воли» понимаются пророки
– основатели религий. Они представляют собой
особую категорию существ – промежуточную
между
Божеством
и
человечеством.
66. Божья Воля
Единственная божественная реальность,доступная постижению, – это Божья Воля,
которая определяется как первая эманация
Божества в мире бытия, не имеющая начала
во времени. Ее синонимами выступают
«Божье Слово», «Божественное Веление» и (в
других религиозных и философских учениях)
«Перворазум».
67. Познание Бога через Его волю и атрибуты
Непостижимый в своей сокровеннойСущности Бог открывается людям лишь через
свою Волю, имена и атрибуты посредством
Явителей Божьей Воли.
68. Прогрессирующее откровение
Откровение ниспосылается попеременно, и его меравозрастает соответственно стадиям коллективного
взросления человечества. На этом основано его
обозначение как «прогрессирующего откровения».
Этот единый процесс никогда не прервется, и в этом
смысле ни одна религиозная система, возникшая в
результате очередного откровения, не может
считаться «конечной» его стадией и претендовать на
абсолютность заключенной в ней истины. Она
«конечна» лишь для той эпохи в истории
человечества, для которой была послана.
69. Сущностное единство пророков
Накаждой
стадии
откровение
низводится
соразмерно
сложившимся
условиям. Во всех пророках бывает явлена
одна и та же божественная реальность, что
составляет основу их сущностного единства.
70. Н. Сайеди о прогрессирующем откровении
Баб утверждает принцип богоявления –раскрытия Божьей Воли в личности носителя
откровения, не как конец духовной диалектики, а
напротив, как постоянное обновление божественного
откровения. Понятие прогрессирующего откровения,
преобразует все привычные представления, наделяя
их новым содержанием. Оно не только заменяет
доктрину законченности откровения
доктриной
бесконечной череды откровений, но и превращает
саму
идею
Дня
воскресения,
традиционно
понимаемого как одномоментное действо, в
представление о динамичном процессе развития
духовной реальности.
71. «Возвращение» пророков и избранных
В бабизме «возвращение» понимаетсяаллегорически. Э. Браун говорит: «... в
действительности оказывается, что такие
«возвращения» рассматриваются бабидами
не столько как реинкарнации, сколько как
реманифестации
прежних
типов,
что
сравнимо с повторной игрой в драме тех же
ролей
новыми
актерами
или
с
переписыванием заново старой истории»
72. Исполнение исламских пророчеств о Махди, понимаемое фигурально
Именно в свете такой концепцииследует рассматривать положение бабизма о
том, что с появлением Баба и в лице его
ближайших
сподвижников
исполнились
пророчества ислама о «возвращении» в этот
мир
двенадцатого
шиитского
имама
(Махди/Ка’има),
а
также
пророка
Мухаммада,
других
имамов
и
их
сподвижников, понимаемом фигурально.
73. Ка’им/Махди и Баб.
Воззрение, согласно которому в личностиБаба и его духовной миссии осуществились
пророчества ислама (особенно шиитского) о
появлении в этом мире Ка’има/Махди, основано
на иносказательном понимании «возвращения»
пророков и мессианских фигур на определенных
этапах истории человечества и на представлении
о том, что Баб одновременно сочетал в себе
разные «уровни» бытия или «положения» в
мироздании, одно из которых – положение
Ка’има
74. А. Эшраги о Бабе как «Ка’име»
«Баб, Сайид Али Мухаммад Ширази,несомненно, не рождался за тысячу лет до
этого в Ираке. Как возможно тогда считать
его Махди, а если был он таковым, то что
произошло в этом случае с Мухаммадом ибн
ал-Хасаном ал-‘Аскари, которого полагали
скрывшимся с глаз? На это Баб отвечал, что
божественный логос, «первичная Воля»…, был
подлинной сущностью, которая являла себя во
всех пророках Бога. Внутренняя сущность этих
“богоявлений” не была ограничена их бренными
телами…».
75. Термины, посредством которых определял себя Баб
Нескольконаиболее
часто
встречающихся обозначений: «величайшие
Врата», «Врата Божьи», «Древо Байана»,
«Древо Истины», «Поминание Божье»,
«Сущность/Личность семи букв», «Точка
Байана»,
«Первичная
Точка»,
«Точка
Истины», «Слово Божье».
76. Повествование от лица Господа в Каййум ал-асма’
• В Каййум ал-асма’ повествование ведется от лицаГоспода, т.е. Бога-Творца, под которым в бабизме
подразумевается Божья Воля. Соответственно, она
же и речет устами Баба:
• «О обитатели Ефрата! Вслушайтесь в глас Господа
вашего, всемилостивого...!» (Каййум …, гл. 47; В 95б,
С 62б);
• «Подлинно, те, кто присягают тебе в повелении
Нашем от Бога..., всё равно что присягают БогуИстине» (Каййум …, гл. 45; В 91а, б; С 60а).
77. Прямая аналогия между Бабом и прежними посланниками Бога (1)
• «Уже обвиняли в лжи посланников до тебя, итерпели они то, что слышали... Предписал
тебе Бог бедствие, [соразмерное бедствию]
всех обитателей [сферы] сотворения,
поистине, совокупно»
• «О обитатели земли, не будьте из тех, кто
уже обвинял во лжи посланников после [их]
Книги! Ибо, подлинно, Бог в предначертании
приговорил [своим] глаголом [к] наказанию
неверующих в величайшее Поминание. И
повеление уже исполнилось в Матерь-книге»
78. Прямая аналогия между Бабом и прежними посланниками Бога (2)
• «Неверные,подлинно,
замышляют
отделить Бога от Поминания Его, но Бог
положил (букв.: пожелал) усовершить
Свой Свет через Поминание Своё...»
Примеры
можно
многократно
умножить. Они наглядно демонстрируют
принципиальное отличие текстов Баба от
сочинений богословов и философов.
79. Заявление Баба о своем статусе Явителя Божьей Воли (1)
a) Баб оговаривает свое особое место средибабов, при этом с явной аллюзией на пророка
Мухаммада; б) от сопоставимости своей/своих книг(и)
со священными писаниями прежних религий Баб
делает логический переход к соразмерности
собственного положения и миссии статусу пророков
прошлого, он не только ставит свою Книгу/свои Книги
в один ряд с Писаниями прежних религий, но и
подчеркивает особую значимость стихов и полноту
откровения, ниспосланных ему Богом, по отношению
к прежним пророческим откровениям;
80. Заявление Баба о своем статусе Явителя Божьей Воли (2)
в) наконец, он говорит об «уверовавших вБаба», используя слово иман (вера в
религиозном смысле), а уверовать – значит
принять его учение как новую религию и
признать его самого как ее основателя (в
Коране «уверование», выражаемое с
помощью этого или однокоренных с ним
слов, применяется по отношению к Богу и его
посланнику – Мухаммаду).
81. Заявление Баба о своем статусе Явителя Божьей Воли (3)
Обозначение бабидов как «людей новойкниги», (т.е. как «людей/народ Байана») и
выделение их в самостоятельную по отношению
к
мусульманам
(«людям/народу
Корана/Фуркана») и последователям других
религий общину четко прослеживается уже в
Каййум
ал-асма’,
в
которой
бабиды
упоминаются как «люди/народ книги сей» ( اهل
)هذا الکتابв отличие от мусульман –
«людей/народа Корана» ()اهل القران.
82. «Тот, кого явит Бог»
А. Туманский в этой связи отмечал:«… Баб сам не считал своего дела
законченным и, несмотря на все свои
обстоятельные
и
многочисленные
установления, он объявил, что дело его
закончится лишь с появлением такого лица,
несколько слов которого лучше, чем тысяча
Беян’ов (sic), т.е. лучше всего того, что
дано Бабом в его книге Беян.
83. «Тот, кого явит Бог»
В самом деле, большая часть Беянапосвящена возвещению о том, кому Баб
служит лишь предтечей, и потому, как
главная книга новой религии, Беян не
закончен и заключает в себе лишь
одиннадцать глав, вместо имеющихся в ней
быть девятнадцати. Восемь недостающих
глав даст “тот, кого проявит Бог”… – так
назван в Беяне ожидаемый мессия».
84. «Тот, кого явит Бог»
Браун по этому поводу отмечает:«Три особенности более всего бросаются
нам в глаза при изучении Байана: во-первых,
своеобразная структура, при которой главы
объединяются в группы из девятнадцати; вовторых, логический акцент, который сделан на
доктрине о том, что данное откровение не
закончено, и верующие в него должны
постоянно ожидать Того, кого явит Бог,
который подтвердит то из Байана, что
пожелает, и изменит то, что пожелает…».
85. «Тот, кого явит Бог»
Об этом же писал и академик В.В. Бартольд:«Сам Баб называл себя только
предтечей будущего “солнца”, нового
пророка, “того, кого проявит Бог”», «В
сравнении с этим солнцем все прежние
пророки, не исключая самого Баба, были
только звездами».
86. Баб о «Том, кого явит Бог» (1)
Баб со страниц Персидского Байана говоритоб этом прямым текстом:
«Глава первая восьмого вахида о том,
что действие Того, кого явит Бог, по
отношению ко всему остальному подобно
[действию] солнца по отношению к
звездам.» (Байан 8: 1; 321а)
87. Баб о «Том, кого явит Бог» (2)
«Также и при явлении Того, кого явитБог, вся религия будет [состоять в]
следовании Его велениям, ибо благоволение
Господа
Превеликого
и
Преславного
обнаружится не иначе как чрез Его
благоволение; после Его явления задержка
на [стадии] того, что предшествовало, не
принесет плода» (Байан 7: 5; 288а).
88. «Гийас» и «мустагас» (1511 и 2001)
«Сколь много огней, что обратит Бог всвет Тем, кого явит Бог, и как много света
(букв.: “светов”) соделает Им огнем. И если
явится Он в числе “гийас”, и все обратятся
(букв.: “вступят”) [в Его веру], то никто не
пребудет в огне. Если же [явится Он] до того,
как исполнится “мустагас”, и все обратятся, то
никто не пребудет в огне. Напротив, все будут
преобразованы в свет.
89. «Гийас» и «мустагас» (1511 и 2001)
Взыскуйте благодати сей от Того, кого явит Бог,ибо [в] сем есть величайшая благодать и
наибольшее спасение: дабы не медлили вы
подобно иным общинам, как “Буквы Евангелия”,
кои [несмотря на то], что две другие Книги
ниспосланы от Бога, поныне ожидают того, кто
придет под именем Ахмад. Если же не явится до
[исполнения
чисел,
выраженных]
двумя
именами сими, то явится непременно, ибо не
избежать Ему этого» (Байан 2: 1; 88а-б).
90. Категоричное предостережение бабидов
«Да не случится в День явленияИстины нечто такого, что послужило бы
поводом для печали в царстве Его! Ибо все
плоды прежних богоявлений и того, что
происходило при них за [долгие] годы,
должно быть явлено в День воскресения, и
при явлении Того, кого явит Бог, знает
Господь на каком временнóм рубеже (букв.
“рубеже лет”) явить Его». (Байан 6: 3; 229а).
91. Беспокойство Баба о том, как будет встречен новый Пророк (1)
Браун по этому поводу пишет:«Нас не может не поражать тот
факт, что, когда Баб, будучи узником, был
сослан в Маку [и], вероятно, хорошо
осознавал, какой будет его конечная судьба,
[он] выражал значительно большую
тревогу по поводу приема, который должен
быть оказан “Тому, кого явит Бог”, чем о
самом себе».
92. Беспокойство Баба о том, как будет встречен новый Пророк (2).
Бартольд справедливо отмечает, что Бабдаже говорил, что ложного пророка быть не
может, что всякий, кто назовет себя «Тем,
кого явит Бог», должен быть встречен с
доверием. Это положение подчеркивается в
Персидском Байане неоднократно, как и то,
что никто кроме «Того, кого явит Бог», не
может выдвинуть такого притязания.
93. Косвенные намеки на год появления «Того, кого явит Бог» (1)
«Воистину, осмеливаюсь обратиться, сТвоего изволения, к Тому, кого явит Бог, с такими
словами: “Когда б Ты распустил весь сонм
последователей Байāна в День Последнего
Воскресения одним лишь мановением перста
Своего…, Ты и Твое изъявление были бы
восславлены. И хоть в том нет никакого
сомнения, даруй нам отсрочку в девятнадцать
лет в знак милости Твоей, дабы принявшие Дело
сие стяжали от Тебя щедрую награду”» Т.е. с
изволения Бога.
94. Косвенные намеки на год появления «Того, кого явит Бог» (2)
«…и при явлении Того, кого явит Бог,знает Господь на каком временнóм рубеже
явить Его. Но от начала сего богоявления в
продолжение отрезка в девятнадцать лет
(букв.:
в
течение
числа
Единицы)
бодрствуйте и будьте бдительны. В
каждый год вера проявляется через одну из
Букв» (Байан 6: 3; 229а).