Похожие презентации:
Ознакомление с образцом сочинения-рассуждения на проблемную тему
1.
2. Цель урока: совершенствование синтаксических, орфографических и пунктуационных умений и навыков, связанных с анализом различных
языковых умений, совершенствование работы стекстом, формирование умений написания
собственного текста.
3.
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯЗаголовок (желательно).
I. Вступление.
II. Формулировка основной проблемы исходного
текста.
III. Коммента рий к основной проблеме текста.
IV. Определение авторской позиции.
V. Изложение собственной позиции:
1) первый аргумент в защиту собственной
позиции;
2) второй аргумент;
3) вывод.
VI. Заключение.
4.
ПроблемаКомментарий
Позиция
автора
Моя позиция
1-ый аргумент
2-ой аргумент
Вывод
П
Л
А
Н
С
О
Ч
И
Н
Е
Н
И
Я
5.
Вступление может быть написано вформе риторического вопроса,
созвучного теме текста, от которого
можно перейти к проблеме, с общих
сведений о проблеме, с цитат, пословиц,
поговорок, связанных с
рассматриваемой проблемой.
6.
Вступление может начинаться с описаниячувств и мыслей, возникших после
прочтения текста, ссылки на авторитетное
мнение по вопросу, близкому к
обсуждаемой проблеме, создания
определённого эмоционального настроя,
обращения к фактам биографии автора, его
взглядам, убеждениям.
Объём вступления- 2-3 предложения,
органично связанные с основной частью по
смыслу и стилистически.
7.
Рассмотрим структуру сочинениярассуждения на примере текста №6А.И.Солженицына « Жить не во лжи».
В жизни мы часто слышим фразу:
« Истина, Добро и Красота- краеугольный
камень прочности нашего мира, такого
хрупкого и несовершенного».
« Красота спасет мир».
Возникает вопрос: «Как это возможно?»
«От чего спасает красота?»
8. Формулируем проблему
•Проблема (греч. problema– задача, задание) –
вопрос, поставленный
автором в тексте и
требующий разрешения.
Какие вопросы рассматривает автор?
найдешь проблемы.
Ты
Над каким вопросом автор рассуждает больше
всего?
Ты найдешь основную проблему текста.
9. Как определить проблему?
Внимательно прочитайте первый абзац и сформулируйтевопрос, над которым автор размышляет.
Проблема обычно заявлена именно в первом абзаце .
В тексте может быть не одна проблема,
только одну
нужно сформулировать
проблему и работать только по ней.
10. Формулировки Часто встречающихся проблем :
• взаимоотношения человека и природы;• проблема снижения культурного уровня общества (в том числе
проблема чистоты русской речи, проблема утраты интереса к чтению
художественной литературы);
• проблема сложности и противоречивости человеческих
поступков;
• роль детства в становлении личности человека;
• проблема «отцов» и «детей»;
• проблема духовности;
• проблема милосердия;
• проблема социальной несправедливости;
• проблема назначения искусства;
• проблема истинной интеллигентности;
др.
Запомните: проблема чего? Р.п
11.
Типовые конструкции послевступления:
Именно эта проблема находится в центре
внимания (кого).
Именно эти вопросы волнуют (кого).
Именно над этой проблемой заставляет нас
задуматься (кто).
Предложенный текст посвящен проблеме
(чего)…..
В тексте исследуется проблема(чего)…
Именно проблема (чего….) волнует автора
текста (фамилия).Проблема( чего?) Вопрос
(о чём?)
12. Если рассуждение в публицистическом стиле
Такой текст подчиняется определеннымзаконам композиции (тезис,
доказательства, вывод), поэтому особое
внимание следует обратить на первый и
последний абзацы текста.
В первом абзаце обычно сформулирован
основной вопрос (проблема) текста. В
тексте может быть не одна проблема,
нужно сформулировать только одну
проблему и работать только по ней.
Внимательно прочитайте первый абзац и
сформулируйте вопрос, над которым автор
размышляет.
13. Если текст художественного стиля
Работать надо с текстом в целом, проблемный вопрос нужноставить ко всему тексту. Необходимо обратить внимание на
художественные детали (особенности портрета, интерьера,
пейзажные зарисовки). Некоторые детали могут повторяться,
это должно привлечь ваше внимание. Подумайте, для чего автор
акцентирует внимание читателя на этих подробностях.
14.
В тексте «Жить не во лжи»А.И.
Солженицын поднимает сразу несколько
проблем:
«Спасёт ли сегодняшний мир , погрязший во
лжи, красота?»
«Смогут ли искусство и литература помочь
современному миру?»
«В чем состоит роль искусства в жизни
человека?»
15. Переходим к комментарию
Комментарий – 1) а) пояснения к какому-либо тексту, еготолкование, изъяснение;
б) объяснительные примечания к тексту сочинений какого-либо
автора.
2) а) Рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо;
б) информационный материал, анализирующий разъясняющий
какие-либо события или факты общественно политической жизни.
Комментарий – это самый трудный компонент сочинения. Он
может быть текстуальный и концептуальный.
16.
Текстуальный комментарий долженобъяснять текст, следовать за автором в
раскрытии проблемы. ( От текста к
действительности)
Концептуальный комментарий – это
интерпретация проблемы, указание и
объяснение её актуальности. Здесь
больше свободы, но в этом состоит
трудность трактовки комментария.(От
действительности к тексту).
Целесообразнее в работе выбрать
текстуальный комментарий.
17.
Для того чтобы написать комментарий, определите микротемы поцентральным абзацам. Здесь автор размышляет, приводит свои
аргументы, ссылается на авторитетные источники. Составьте тезисный
план текста.
В комментарии можно указать:
• разные точки зрения на проблему, показать, с кем спорит или
соглашается автор;
• что заставило автора обратиться к поставленной проблеме;
• какие примеры приводит автор, размышляя над поставленным
вопросом;
• на какие авторитетные мнения он ссылается.
18.
Комментарий должен содержатьрассуждение, пояснительное
замечание, толкование проблемы.
Самое главное – чтобы не было
пересказа, а цитирование было
уместным.
Проверьте, соответствует ли ваш
комментарий поставленной
проблеме.
19.
Комментируем проблему роли искусства вжизни человека.
Автор, размышляя над фразой
Ф.М.Достоевского: « Мир спасёт красота»,
приходит к выводу, что «есть такая
особенность в сути красоты, особенность в
положении искусства: убедительность
истинно художественного произведения
совершенно неопровержима и подчиняет
себе даже противящееся сердце».
20. Формулируем позицию автора
Позиция автора – отношение автора к проблеме, его ответ напоставленный вопрос, основная мысль текста.
Перечитайте текст и найдите авторский ответ на поставленный вами
вопрос. Обратите внимание на последний абзац текста или несколько
последних предложений. Возможно, именно там вы найдёте
отношение автора к поставленной проблеме. Сформулируйте её
своими словами, подтвердив их цитатой из текста.
21. Формулировка позиции автора
Позицияавтора
(ответ)
Проблема
(вопрос)
22.
Автор твёрдо убеждён и нас убеждает в том, что…«произведение художественное свою проверку несёт
само в себе». «Произведения, зачерпнувшие истины,
захватывают, приобщают к себе властно, и никто, даже
через века, не явится их опровергать». А.Солженицын
настаивает, что красота занимает особенное положение
в искусстве, убедительность художественного
произведения неоспорима и подчиняет себе
безоговорочно. Автор не сомневается, что мастерам
искусства доступен великий дар: « способность
победить ложь» во всех её проявлениях. « В борьбе с
ложью искусство всегда побеждало, всегда побеждает
зримо, неопровержимо для всех» . Автор верит в то,
что люди искусства « способны помочь миру в его
раскалённый час» борьбы за «Истину, Добро, Красоту».
23. Выражаем свое отношение к проблеме
После того как сформулирована позиция автора, необходимовыразить свое мнение по данной проблеме, соглашаясь с позицией
автора или оспаривая её. Перечитайте еще раз проблемный вопрос.
Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос! Даже
соглашаясь с автором, еще раз сформулируйте свою позицию иными
фразами. От точности формулировки, расставленных смысловых
акцентов будет зависеть аргументация.
24. Формулирование своей позиции
Позицияавтора
Не согласен
Согласен
Моя позиция
25. Приводим аргументы
Аргумент – доказательство, убеждение,довод. Вы должны доказать правильность
своей позиции, приведя определенные
аргументы.
Аргументов должно быть два. Лучше,
если оба доказательства будут взяты из
художественных произведений. В качестве
второго аргумента можно использовать
факты из общественной жизни, истории,
политики, искусства, биографии известных
людей.
26. Аргументация
Мояпозиция
Литературный
аргумент
Фактический
аргумент
27.
Я полностью согласен с автором, чтоискусство и литература играют большую
роль в сохранении хрупкого равновесия
между Правдой и Ложью, Красотой и
«натиском открытого насилия»
сегодняшней жизни. Это могучая,
объединяющая, побуждающая сила,
способная изменить мир к лучшему.
Литература занимает особое место в
жизни каждого человека, дает людям
нравственные ориентиры, влияет на
становление личности.
28.
В качестве убедительных аргументов своей позиции хочу привестипример из литературы.
В романе – эпопее Л.Н.Толстого « Война и мир» Н.Ростов, проигравший в
карты огромную сумму денег, возвращается домой в подавленном
состоянии, не знает, как сказать об этом отцу. Мечется, тяготится
создавшимся положением, хочет солгать, не решаясь сказать правду.
Однако, услышав чудесное пение сестры Наташи, которое пробудило в нем
самые светлые чувства, помогло побороть трусость, сознаться в содеянном.
Божественная сила искусства помогла герою сделать единственно верный
выбор в жизни.
29.
В повести «Слепой музыкант» В.Г.Короленкоизображает героя , Петруся, слепого от
рождения, очень одиноким в силу своего
физического недуга. Только музыка стала
единственным смыслом его жизни: в
детстве он научился виртуозно играть на
дудочке, затем на пианино, стал известным
музыкантом. Сила его таланта была столь
велика, что люди на его концертах плакали,
духовно очищались от всего наносного и
ненужного, нравственно перерождались.
30. Работа над Выводом
Последней частью работы долженстать вывод, в котором необходимо
еще раз вернуться к поставленной
проблеме. Он должен соответствовать
данной проблеме, быть органично
связанным с основным текстом.
31. Работа над Выводом
Вывод-это другая мысль,вытекающая из главной.
Между главной мыслью и хорошим
выводом можно поставить слово
ЗНАЧИТ.
Вывод не должен повторять главную
мысль текста.
32.
Типовые конструкции, используемые взаключении сочинения:
• В заключение хочу подчеркнуть(хотелось бы
отметить, ещё раз обратить внимание на )
• В заключении сочинения хочется добавить,
что…
• Обобщая сказанное, можно сделать вывод:…
• Итак,…
• Таким образом,…
• Потому(поэтому)…
33.
ПроблемаКомментарий
Позиция
автора
Моя позиция
Аргумент 1
Аргумент 2
34.
В заключение хочу подчеркнуть, что рольискусства в жизни человека неоспорима. Сила
искусства способна перевернуть жизнь
человека, помочь почувствовать красоту и
гармонию мира, подтолкнуть к нравственному
очищению и духовному перерождению.
Нет сомнения, Красота спасёт мир!