Пётр Ильич Чайковский
Кто это вообще
Характеристика творчества
Начало карьеры
Наследие Чайковского
Происхождение
Прадед композитора по материнской линии
Отец Петра Ильича Чайковского
Отец Петра Ильича Чайковского
Детство и юность П. И. Чайковского (1840-1865)
Рождение
Детство
Ничего себе, и музыку могу делать, и стихи сочинять
Отставка отца
Училище правоведения
Окончание учёбы
Работа
Путешествие за границу
Годы мировой славы (1879—1893)
В клинском «убежище»
Жизнь в Майданове 
Жизнь во Фроловском
Жизнь во Фроловском
Переезд
Смерть и слухи о самоубийстве
Смерть и слухи о самоубийстве
14.30M
Категория: БиографииБиографии

Пётр Ильич Чайковский

1. Пётр Ильич Чайковский

Проект на тему "Биография"

2. Кто это вообще

• Пётр Ильи́ ч Чайко́ вский
(родился 7 мая 1840 года, пос.
Воткинск, Вятская губерния —
умер 6 ноября 1893, СанктПетербург) — русский
композитор, педагог, дирижёр и
музыкальный критик.

3. Характеристика творчества

Чайковский — ярчайший представитель музыкального
романтизма в России XIX века. В отличие от кучкистов, он не
декларировал стремление «к новым берегам», никогда не
выражал желания стать «композитором-реформатором».
Чайковский воспринял всю систему жанров, практиковавшихся
в современной ему Европе — симфонию, симфоническую
поэму, струнный квартет, сольный инструментальный концерт,
сонату, сюиту и пр. Чайковский испытал влияние типичных
композиционных принципов и техник западноевропейского
романтизма — программной музыки, лейтмотивной
системы, тональной гармонии (с использованием типичных
для романтиков модализмов и секвенций), акцентной
метрики, музыкальной формы, контрапункта, оркестровки.
Вместе с тем музыка Чайковского обладает ярко выраженной
спецификой, безошибочно схватываемой на слух. Точное
определение этой интуитивно схватываемой специфики
составляет научную проблему. Обычно исследователи
выделяют два основных творческих вектора Чайковского:
вектор национальной характерности и вектор
«общеромантической» западноевропейской стилистики.

4. Начало карьеры

5. Наследие Чайковского

Представлено разными жанрами: это — десять опер, три балета, семь симфоний (шесть
пронумерованных и симфония «Манфред»), 104 романса, ряд программных симфонических
произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты,
фортепианные миниатюры и фортепианные циклы. Его творчество представляет собой
чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру и, наряду с творчеством его
современников — композиторов «Могучей кучки», знаменует собой новый этап в развитии
русской музыки.
Чайковский является одним из величайших композиторов мира, ярким
представителем музыкального романтизма и одним из выдающихся лириков и драматурговпсихологов в музыке, углубившимся в психологический анализ сложных и противоречивых явлений
жизни.

6. Происхождение

• Прадед композитора по отцовской линии, Фёдор
Афанасьевич Чайка (1695—1767), происходил от
православных шляхтичей Кременчугского уезда и был
потомком известного в Малороссии казачьего рода
Чаек. Семейное предание утверждало, что он
участвовал в Полтавской битве и умер в чине сотника
«от ран», хотя фактически он дожил до старости и
умер в екатерининское время. Дед композитора, Пётр
Фёдорович Чайка (1745—1818), был вторым сыном
Фёдора Чайки и его жены, которую
предположительно звали Анной (1717—?).Во время
учёбы в Киево-Могилянской академии Пётр
Фёдорович «облагородил» свою фамилию, став
называться Чайковским. Он был лекарем и
участником русско-турецкой войны 1768—1774 годов,
получил в 1785 году дворянство и более двадцати лет
до своей смерти в 1818 году
служил городничим уездного города Глазова Вятской
губернии. Был женат на Анастасии Степановне
Посоховой, от которой у него было двадцать детей.

7. Прадед композитора по материнской линии

Мишель-Виктор Асье (1736—1799) — французский скульптор,
«модельмейстер» Мейсенской Королевской фарфоровой
фабрики, который был женат на Марии Кристине Элеоноре
Виттиг, дочери австрийского офицера Георга Виттига. Их пятый
ребёнок из шести, Михаэль Генрих Максимилиан Асье (1778—
1830), приехал в Россию в качестве учителя французского и
немецкого языков в Артиллерийском и Инженерном шляхетском
кадетском корпусе в 1795 году, а в 1800 году — принял русское
подданство, после чего появился русскоязычный вариант его
имени — Андрей Михайлович Ассиер. Впоследствии он служил
таможенным чиновником в Министерстве финансов,
дослужился до чина действительного статского советника и имел
семь детей от двух браков.

8. Отец Петра Ильича Чайковского

Илья Петрович Чайковский (1795—1880), отец композитора,
был младшим из двадцати детей Петра Фёдоровича. Получив
образование в Горном кадетском корпусе в Санкт-Петербурге,
он стал инженером и был зачислен на службу в Департамент
горных и соляных дел. Овдовев после недолгого брака с
Марией Карловной Кайзер, от которой у него осталась дочь
Зинаида, в 1833 году он женился на 20-летней Александре
Андреевне, урождённой Ассиер (1812—1854), дочери Андрея
Ассиера (от первого брака) и Екатерины Михайловны,
урождённой Поповой. Незадолго до смерти отца Александра
Андреевна окончила Училище женских сирот, где
обучалась риторике, арифметике, географии, литературе и
иностранным языкам. Пётр Плетнёв,
которому Пушкин посвятил «Онегина», был её учителем
литературы в старших классах.

9. Отец Петра Ильича Чайковского

В 1837 году Илья Петрович, определив дочь Зинаиду
в Екатерининский институт в Санкт-Петербурге, переехал с
молодой женой на Урал, куда получил назначение на пост
начальника большого, по тем временам, Камско-Воткинского
сталелитейного завода. Там Илья Петрович стал обладателем
большого дома с прислугой и собственного войска в виде
сотни казаков. Гостями дома были местное дворянство,
столичная молодёжь, приезжавшая на практику, и инженеры
из Англии.

10. Детство и юность П. И. Чайковского (1840-1865)

11. Рождение

Пётр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 в посёлке
Воткинск Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне
город Воткинск, Удмуртия) при Камско-Воткинском
заводе. 17 мая того же года был крещён в Воткинском
Благовещенском соборе; воспреемниками были протоиерей
Василий Блинов и Надежда Тимофеевна Вальцева. Он был
вторым ребёнком в семье: в 1838 году родился его старший
брат Николай, в 1842 году — сестра Александра (в замужестве
Давыдова), а в 1843 — Ипполит. Вместе с Чайковскими жили
также другие родственники Ильи Петровича: его тётя —
Надежда Тимофеевна и племянницы — Лидия Чайковская
(сирота) и Настасья Васильевна Попова. Дети жили
в мезонине дома.
В 1844 году для обучения детей из Петербурга в Воткинск
приехала гувернантка Фанни́ Дюрба́х, француженка родом
из Монбельяра

12. Детство

Родители Петра Ильича любили музыку: его отец в юности играл
на флейте, а мать когда-то играла на арфе и фортепиано, а также
пела романсы. Фанни Дюрбах не имела никакого музыкального
образования, но музыку тоже любила. Как и во всяком порядочном доме,
в доме Чайковских был рояль, а также вывезенный из столицы
механический орган — оркестрина. Однако именно оркестрина, в
исполнении которой маленький Пётр впервые услышал арию Церлины из
оперы «Дон Жуан» Моцарта, произвела на него самое сильное
впечатление. На валиках этого органа были также отрывки из
опер Россини, Беллини и Доницетти. К роялю, вероятно, Петра впервые
подвела его мать, затем в 1845—1848 годах с ним занималась Марья
Марковна Пальчикова, которая была из крепостных и выучилась грамоте и
музыке на медные деньги. Пока семья жила в Воткинске, им часто
доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих
завода и крестьян.

13. Ничего себе, и музыку могу делать, и стихи сочинять

В детские годы Петр Чайковский
сочинял неумелые стихи, в основном
на французском языке, и очень
интересовался биографией Людовика
XVII; в 1868 году он, будучи уже
взрослым, приобрёл в Париже
гравюру, изображавшую Людовика
в Тампле, и оправил её в рамку. Эта
гравюра и портрет Антона
Рубинштейна долгое время были
единственными украшениями его
жилья.

14. Отставка отца

В феврале 1848 года, его отец Илья Петрович вышел в отставку
с пожалованием ему пенсии и чина генерал-майора. В сентябре
того же года он с семьёй переехал временно в Москву для
решения вопроса о частной службе. Чтобы не расстраивать
детей, Фанни Дюрбах, сознавая, что стала уже ненужной,
втайне от детей рано утром покинула дом, избежав
трогательного расставания, и перешла на службу к помещикам
Нератовым. Вместе со своими вещами она увезла «музей
Пьера»: клочки бумаги, его старые тетрадки и залитые
чернилами черновики — она решила сохранить эти вещи, так
как верила, что непременно когда-нибудь встретится с ним. В
ноябре семья переехала из Москвы в Петербург, где Петра
и Николая отдали в пансион Шмеллинга. Там были также
серьёзные уроки музыки с учителем Филлиповым, первые
пианистические трудности, они также впервые побывали в
театре, где на Петра большое впечатление произвели опера,
балет и симфонический оркестр. В Петербурге Пётр
переболел корью, которая оставила осложнения, связанные с
работой центральной нервной системы, выражавшиеся также в
припадках, хотя, возможно, они были унаследованы от
дедушки Ассиера. Определив Николая на учёбу в Институт
Корпуса горных инженеров, семья в начале 1849
года переехала в Алапаевск, где Илья Петрович получил
должность управляющего завода наследников Яковлева. Для
подготовки Петра к поступлению в конце 1849 года была нанята
новая гувернантка Анастасия Петрова, только что окончившая
Николаевский институт в Петербурге. 13 мая 1850 год в
Алапаевске родились братья-близнецы — Анатолий и Модест.

15. Училище правоведения

Родители планировали определить Петра Чайковского на учёбу в Горный
корпус, как и Николая, однако они передумали. В начале августа 1850 года с
матерью и сёстрами Зинаидой и Александрой он прибыл в Санкт-Петербург
для поступления в приготовительный класс Императорского училища
правоведения — закрытое мужское учебное заведение, находившееся на
углу набережной реки Фонтанки и улицы, ныне носящей имя композитора.
22 августа 1850 года они с матерью посетили театр, где давали оперу «Жизнь
за царя» Глинки, и он впервые услышал русскую оперу в исполнении
большого оркестра, хора и солистов, а в середине октября — побывал на
балете «Жизель» Адольфа Адана, главную партию в котором исполняла
итальянская балерина Карлотта Гризи. В октябре Александра Андреевна
вернулась в Алапаевск. Разлука с матерью была сильной душевной травмой.
Его петербургским попечителем стал друг семьи — Модест Вакар, который
забирал его с братом Николаем к себе на воскресенье. В одно такое
воскресенье Чайковский случайно занес в их дом скарлатину, которая
объявилась в одном из приготовительных классов Училища правоведения,
заболел пятилетний сын Модеста Вакара Николай и скоропостижно
скончался. Увидев труп мальчика и впервые столкнувшись с этим
непоправимым горем, десятилетний Пётр Чайковский во всём винил себя,
хотя его никто не упрекал и даже скрывали от него диагноз.

16.

В мае 1852 года Илья Петрович оставил службу и с
остальным семейством переехал в Петербург, а Пётр
успешно сдал вступительные экзамены в
«настоящий» класс Училища правоведения. Его
классными воспитателями были «очень
ограниченный, но очень хороший, то есть добрый
человек» И. С. Алопеус и Эдуард Гальяр де Баккара, а
любимым учителем — И. И. Берар, преподававший
литературу и французский язык. В училище он также
учился у Франца Беккера по фортепиано и пел в хоре
под руководством Гавриила Ломакина. Уроки с
Беккером не приносили никакой пользы, но
Чайковский неплохо импровизировал на
задаваемые темы на фисгармонии и фортепиано.
Следя за музыкальной жизнью Петербурга, он
услышал обе оперы Глинки. В мае 1853 года юный
поэт Алексей Апухтин оказался в одном классе с
Петром Чайковским, они подружились на всю жизнь.
Будучи самым близким другом, Апухтин оказал
заметное влияние на Чайковского: на его веру,
ценности, убеждения и литературные пристрастия. В
эти годы Чайковский начинает активно читать, в
основном те книги, которые были дома, у его отца.

17.

Мать Чайковского Александра Андреевна в 1854 году заболела холерой. Доктора
лечили её и не теряли надежды, но она скончалась 25 июня 1854 года. Шесть
детей, из которых старшему было шестнадцать лет, шли за гробом. Илья
Петрович также заболел холерой в день похорон жены, был при смерти, но
выжил. Вернув Николая и Петра в классы, а Александру и Ипполита определив в
закрытые учебные заведения, Илья Петрович с четырёхлетними близнецами
переехал на время к своему брату Петру Петровичу.
В 1855—1858 годах немецкий пианист Рудольф Кюндингер, которого нанял для
сына Илья Петрович, преподавал Петру игру на фортепиано. На занятиях
Чайковский также знакомился с западной инструментальной музыкой,
исполняя её с преподавателем в четыре руки.
Уроки с Кюндингером были прекращены весной 1858 года, когда Илья
Петрович в сомнительной афере потерял всё своё состояние и вынужден был
искать работу. Вернувшаяся в семью после окончания института Александра
стала главой семьи. В память прежних инженерных заслуг Илья Петрович
получил место директора Технологического института и переехал с детьми в
большую казённую квартиру.

18. Окончание учёбы

25 мая 1859 года Чайковский окончил училище, а 10 июня — получил
аттестат и был удостоен чина девятого класса (титулярный советник).
Аттестат содержит следующие оценки по предметам, которые он освоил
в училище: отличные —
церковное, гражданское, уголовное и финансовое
право, гражданское и уголовное судопроизводство, местные
законы, римское право, энциклопедия законоведения, история русского
права, судебная медицина, русская и французская словесность; очень
хорошие — закон божий, государственное право, межевые законы и
судопроизводство, логика, психология, латинская и немецкая
словесность, всеобщая и отечественная история, всеобщая и
отечественная география, всеобщая и
отечественная статистика; хорошие — математика, естественная
история и физика.

19. Работа

Сразу после окончания Училища
правоведения Пётр Чайковский
поступил на службу в I отделение
департамента Министерства юстиции,
где преимущественно вёл
дела крестьян. В свободное от службы
время он давал волю всевозможным
выдумкам, развлечениям и вечеринкам
в компании сестры Александры,
брата Николая, кузины
Аннет, Апухтина и других, а также
посещал оперный театр, где под
влиянием дружбы с Луиджи Пиччиоли,
с которым он практиковался
в итальянском языке, отдавал
предпочтение итальянской опере.

20. Путешествие за границу

В 1861 году впервые осуществилось его
желание съездить за границу: с 18 июня по 21
сентября 1861 года он сопровождал
знакомого своего отца инженера
В. В. Писарева в деловой поездке по Европе в
качестве переводчика и за три месяца
посетил Берлин, Гамбург, Брюссель, Антверпе
н, Остенде, Лондон и Париж. Впоследствии
интерес к европейской культуре, знание
нескольких иностранных языков, в том числе
свободное
владение французским и итальянским,
необходимость отдохнуть и поработать в
комфортных условиях, а позднее и успешная
гастрольная деятельность обусловили
заметное место зарубежных поездок в жизни
композитора, многие из которых стали
важными вехами его творчества.

21. Годы мировой славы (1879—1893)

Годы мировой
славы (1879—
1893)
Достигнув к концу 1870-х годов больших творческих высот,
будучи автором таких сочинений, как Фантазия «Франческа
да Римини», Четвёртая симфония, опера «Евгений Онегин»,
балет «Лебединое озеро», Первый фортепианный концерт,
Чайковский на рубеже нового десятилетия вступает в
наивысший этап художественной зрелости.
В 1880 году за увертюру «1812 год» Чайковский получил орден
Святого Владимира IV степени. В мае 1881 года обратился с
просьбой о выдаче ему из казённых сумм трёх тысяч рублей
серебром. В середине 1880-х Чайковский возвращается к
активной музыкально-общественной деятельности. В 1885
году он был включён в состав совета директоров
Московского отделения ИРМО. С конца 1880-х годов
выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные
поездки укрепили творческие и дружеские связи
Чайковского с западноевропейскими музыкантами, среди
которых ― Ганс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин
Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др.

22. В клинском «убежище»

Последние годы своей жизни композитор провёл в окрестностях
подмосковного города Клин, в том числе в сохранившемся доме,
где сейчас находится его музей.
Ещё в 1873 году в дневнике Чайковского во время поездки в
Швейцарию появились строки: «Среди этих величественно
прекрасных видов и впечатлений туриста я всей душой
стремлюсь в Русь, и сердце сжимается при представлении её
равнин, лугов, рощей…». С возрастом это чувство и стремление
жить и творить вне городской суеты усиливались, и 47-летний
композитор написал: «Чем ближе подвигаешься к старости,
тем живее чувствуешь наслаждения от близости к природе».
Не желая постоянно жить в Москве или Петербурге и не имея
средств для покупки собственного жилья, Чайковский искал для
аренды дом в уединённом тихом месте под Москвой, чтобы
после утомительных гастрольных поездок иметь возможность
полностью отдавать себя творчеству.

23. Жизнь в Майданове 

Жизнь в Майданове
Соприкоснувшись с условиями жизни местных крестьян,
композитор договорился с приходским священником,
выпускником Вифанской духовной
семинарии Е. С. Боголюбским об открытии в Майданове
школы, на содержание которой жертвовал деньги.
24 июня 1885 года композитор был очевидцем пожара и
даже помогал жителям в его тушении. Пожар уничтожил в
Клину полторы сотни домов и торговые ряды.
Из Майданова Чайковский, по приглашению его ученика
композитора С. И. Танеева, неоднократно ходил пешком в
находившуюся неподалёку усадьбу Демьяново, которую в
1883 году приобрёл философ и социолог В. И. Танеев.
Чайковский прожил в майдановской усадьбе
разорившейся помещицы, статской советницы
Н. В. Новиковой, с начала февраля 1885 года до
декабря 1887 года. В творческой работе Чайковскому
помогала собранная им библиотека, с которой он не
расставался, несмотря на частые переезды, и в которой
были представлены не только партитуры сочинений
любимых композиторов, но и произведения русских и
зарубежных классиков литературы и философии. Здесь он
работал над новой редакцией оперы «Кузнец Вакула»,
симфонией «Манфред», оперой «Чародейка» и другими
произведениями.

24. Жизнь во Фроловском

Жизнь
во Фроловском
Весной 1888 года Чайковский, уединению которого летом
мешали многочисленные дачники, снял себе «новое
убежище… опять около Клина, но в местности гораздо
более живописной и красивой, чем Майданово. Притом
же там всего один дом, одна усадьба, и я не буду
видеть ненавистных дачников, гуляющих под моими
окнами, как это было в Майданове. Называется это
место селом Фроловским». Стоявший особняком дом,
обставленный старинной мебелью, прекрасный вид на
широкие дали и запущенный сад, переходящий в лес,
оказались по сердцу композитору: «Я совершенно
влюблён во Фроловское. Вся здешняя местность
кажется мне раем небесным». Из Фроловского
Чайковский ездил ещё в одну расположенную недалеко
от Клина усадьбу — Спас-Коркодино, в гости к её
владельцу С. И. Фонвизину, женатому на
племяннице Софьи Андреевны Толстой — Вере Петровне
Берс.

25. Жизнь во Фроловском

Жизнь
во Фроловском
Во Фроловском
Чайковский написал увертюру «Гамлет», Пяту
ю симфонию, балет «Спящая красавица»,
оперу «Пиковая дама». К
огорчению Чайковского, окружающий усадьбу
лес, принадлежавший её хозяйке
Л. А. Паниной, которая постоянно жила
в Бессарабии, постепенно начал вырубаться.
Дом ветшал и требовал средств на ремонт. С
Фроловским пришлось расстаться. В мае 1891
года композитор вернулся в Майданово, где
прожил ровно год и где в этот период
были написаны опера «Иоланта» и балет
«Щелкунчик».

26. Переезд

Из Майданова Чайковский переехал 5 мая 1892 года в
Клин в дом в самом конце города, на московском
шоссе. Здесь в феврале и марте 1893 года была
написана в клавире и летом инструментована Шестая
симфония, про которую композитор написал: «В
симфонию эту я вложил без преувеличения всю свою
душу». В Клину Чайковский также
занимался корректурой партитур «Иоланты» и
«Щелкунчика», закончил Третий фортепианный
концерт, одно из последних своих произведений
(концерт датирован октябрём 1893 года).
Клинский период жизни композитора отмечен важными
вехами международного признания его творчества: в
ноябре 1892 года Чайковский был избран членомкорреспондентом парижской Академии
изящных искусств, а в июне 1893 года — почётным
доктором Кембриджского университета.
В 1897 году в клинском доме был основан дом-музей
П. И. Чайковского, который является старейшим
мемориально-музыкальным музеем в России.

27. Смерть и слухи о самоубийстве

Вечером 1 ноября 1893 года совершенно здоровый
Чайковский посетил элитный
петербургский ресторан Лейнера на углу Невского
проспекта и набережной Мойки, где пробыл
примерно до двух часов ночи. Во время одного из
заказов он потребовал принести ему холодной
воды. Несмотря на неблагоприятную
эпидемиологическую ситуацию в городе изза холеры, Чайковскому подали некипячёную воду,
которую он и выпил. Утром 2 ноября композитор
почувствовал себя плохо и вызвал врача, который
диагностировал холеру. Болезнь протекала тяжело,
и Чайковский скончался в 3 часа
пополуночи 6 ноября от холеры «неожиданно и
безвременно» в квартире своего брата Модеста, в
доме № 13 на Малой Морской улице. Распоряжение
похоронами, с Высочайшего соизволения
императора, было возложено на дирекцию
Императорских театров[, что явилось «примером
единственным и вполне исключительным».

28. Смерть и слухи о самоубийстве

После смерти Чайковского возник слух о его
«скрытом самоубийстве», якобы в страхе перед
преследованием из-за
слухов. Н. Н. Берберова отмечает распространение
этих слухов в эмиграции, причём считает, что их
распространяло потомство Н. А. РимскогоКорсакова. Она же приводит мнение
присутствовавшего при смерти Чайковского
В. Н. Аргутинского-Долгорукого, который
приписывает этот слух мести девиц Пургольд (то
есть Н. Н. Римской-Корсаковой и её сестры
певицы А. Н. Молас) за провал их планов выйти
замуж за Чайковского. В 1980-х годах
слухи поддержали публикации эмигрировавшей в
США советского музыковеда А. А. Орловой,
ссылавшейся на сведения, слышанные от людей
старшего поколения. Согласно легенде, Чайковский
якобы выпил мышьяк (симптомы отравления
которым схожи с холерными) по приговору «суда
чести» своих однокашников по Училищу
правоведения.

29.

Конец!!!
English     Русский Правила