Похожие презентации:
Бородинское сражение глазами Пьера Безухова и Андрея Болконского
1. Бородинское сражение глазами Пьера Безухова и Андрея Болконского
Война России с Наполеономи русский народный «мiр»
2. «Гроза двенадцатого года!..»
Отечественная война 1812 года в «годславы русского оружия» изображена
Толстым как великая, народная,
героическая эпопея. Она стала
своеобразной проверкой помыслов, дел
и свершений тысяч людей, их
моральных качеств и духовной силы,
всколыхнула весь русский народ,
показала всему миру его мощь и силу,
выдвинула простых русских героев и
гениального полководца, в то же время
вскрыла истинную сущность каждого
отдельного человека, обнажила все
общественные силы и отношения,
нарушила привычный ход жизни,
захватив всю нацию.
3. Патриотические чувства и ненависть к врагам охватили всё население
В противоположность войне 1805 года, русскиевойска не желали оставаться в бездействии, они
жаждали битвы с врагом, отмщения за разорение
своей страны, не желали отступать: «мира не может
быть, потому что такова воля народа» (т.4, ч.4, гл. V).
4.
Лучшие представители дворян, какстарый князь Николай Андреевич
Болконский и Пьер Безухов, создают
ополчения из своих крестьян; служат
в армии, как князь Андрей
Болконский и Николай Ростов;
участвуют в партизанской войне, как
Василий Денисов и Федор Долохов.
Даже пятнадцатилетний Петя Ростов
рвется в армию, чтобы защищать
Отечество, и погибает в своем
первом бою.
5. Бородинская битва изображается как «народное сражение».
Особенно выразительно раскрывается народныйхарактер войны 1812 года в картинах подготовки и
проведения Бородинского сражения, которое
явилось переломным моментом в ходе войны, после
чего французы уже не могли оправиться. «Скрытая
теплота патриотизма» (т. 3, ч. 2, гл. ХХV),
разгоравшаяся в душе каждого воина, и общий «дух
войска» (т. 3, ч. 2, гл. ХХХV) обусловили победу
русских.
6. Бородинская битва изображается как «народное сражение».
Зная, что предстоит смертельнаясхватка с врагом, требующая
напряжения всех сил, что решается
судьба народа, Москвы, Отечества,
солдаты смотрят на Бородинское
сражение как на общенародное,
национальное дело: «Всем
народом навалиться хотят, одно
слово — Москва. Один конец
сделать хотят» (т. 3, ч. 2, гл. ХХ).
7.
Простые солдаты, этот«чудесный, бесподобный
народ», осознавая всю
значимость предстоящего боя,
«надели чистые, белые рубахи,
чтобы приготовиться к смерти»
(т. 3, ч. 2, гл. ХХII), и отказались
пить водку: «… не такой день,
говорят» (т. 3, ч. 2, гл. ХХV).
8.
Описывая сражение батареи Раевского, Толстойпоказывает высокое чувство товарищества, сознание
долга, физическую и моральную силу солдат. Люди
дрались, понимая, что от этого зависит судьба народа
всей России, проявляя огромный героизм и стойкость.
Редут Раевского переходит то к французам, то к русским,
он покрыт трупами, но русское знамя реет над ним.
9.
Вопросы для анализа эпизода1. Почему сражение подаётся через восприятие Пьера? Что поражает
Пьера накануне сражения? Какие открытия он делает на поле
Бородина? Как раскрывается в эпизоде содержание слова “миром”?
2. Какие мысли и чувства владели князем Андреем накануне
сражения? Почему князю Андрею была неприятна встреча с Пьером?
Что думает князь Андрей о военной тактике, о Кутузове, об исходе
сражения?
3. Как сочетается в описании сражения стремление Толстого к
предельному обобщению, масштабности, с одной стороны, и к
детализации, конкретности — с другой?
10.
11.
Французские генералы сообщалиНаполеону, что «русские держатся на
своих местах и производят un feu d'enfer
(адский огонь), от которого тает
французское войско» (т. 3, ч. 2, гл.
ХХХIV). «Наш огонь рядами вырывает
их, а они стоят» (т. 3, ч. 2, гл. ХХХVIII), —
доносили ему его адъютанты. И
Наполеон чувствовал, как «страшный
размах руки падал волшебнобессильно».
12.
А одновременно с этим Кутузову«Раевский доносил, что войска твердо
стоят на своих местах и что французы не
смеют атаковать более» (т. 3, ч. 2, гл.
ХХХV). На батарее Раевского и
молоденький офицерик, и Пьер Безухов,
и краснорожий солдат — все охвачены
общим чувством, хотя никто прямо не
высказывает его.
13.
Вопросы для анализа эпизода1. Как ведут себя Кутузов и Наполеон во время сражения?
Покажите, что они противопоставляются как полководцы и
как личности.
2. Почему Толстой считал поступки Наполеона
противоположными добру и правде («Нет величия там,
где нет простоты, добра и правды» — т. 4, ч. 3, гл. ХVIII))?
Как Кутузов и Наполеон противопоставлены в оппозиции
истинное – ложное?
14.
15.
Рисуя единство духа армии,оптимистические настроения солдат и
офицеров, Толстой показывает, что
победоносный исход войны определился
в первую очередь духом войска и народа,
моральной силой. Высокая нравственная
и духовная сила русского войска не могла
не принести окончательной победы над
врагом.
16.
Величайшим проявлением русскогопатриотизма была Бородинская битва, в
которой русское войско одержало победу
над численно сильнейшим неприятелем.
Оценивая роль Бородинского сражения в
войне 1812 года, писатель утверждает,
что там наполеоновская Франция в
первый раз испытала на себе руку
«сильнейшего духом противника».
17.
«… победа нравственная, та, котораяубеждает противника в нравственном
превосходстве своего врага и в своем
бессилии, была одержана русскими под
Бородиным». «Прямым следствием
Бородинского сражения было
беспричинное бегство Наполеона из
Москвы, возвращение по старой
Смоленской дороге, погибель
пятисоттысячного нашествия и погибель
наполеоновской Франции, на которую в
первый раз под Бородиным была наложена
рука сильнейшего духом противника» (т. 3,
ч. 2, гл. ХХХIХ).
18. Андрей Болконский в Бородинском сражении
В начале Бородинского сражения «полк князяАндрея был в резервах... под сильным огнем
артиллерии», а затем «был выдвинут вперед на
стоптанное овсяное поле, на тот промежуток, на
который во втором часу дня был направлен
усиленно-сосредоточенный огонь из нескольких
сот неприятельских орудий», где потерял
значительную часть людей. До поры до времени
люди вели себя спокойно и деловито, хотя «с
каждым новым ударом все меньше и меньше
случайностей жизни оставалось для тех,
которые еще не были убиты».
19. Сближение Андрея Болконского с народом
Князь Андрей в это время уже не думаето том, что волновало его в последнюю
ночь. «Все силы его души, точно так же
как и каждого солдата, были
бессознательно направлены на то, чтоб
удержаться только от созерцания ужаса
того положения, в котором они были». Но
наступил момент, когда вдруг «ужас
лошади», испытавшей страх от гранаты,
«сообщился людям», — вот-вот могла
вспыхнуть паника.
20. Смертельное ранение Андрея Болконского
И князь Андрей демонстрирует примерхладнокровия и бесстрашия. Он знал, что
нельзя показывать свою слабость солдатам, и
выговаривает испугавшемуся адъютанту:
«Стыдно, господин офицер!» А «граната, как
волчок, дымясь вертелась между ним и
лежащим адъютантом». В тот момент
Болконскому более всего хотелось жить. «Я не
могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю
эту траву, землю, воздух...» Но «вместе с тем
помнил о том, что на него смотрят» (т. 3, ч. 2, гл.
ХХХVI). От взрыва гранаты Андрей Болконский
получил смертельное ранение.
21. Любовь и прощение Наташи
Раненые, среди которых был иАндрей Болконский, нашли
приют в московском доме
Ростовых, отдавших свои
подводы защитникам отечества.
Князь Андрей постоянно думал
о Наташе и наконец «в первый
раз представил себе ее душу»,
«понял ее чувство, ее
страданья, стыд, раскаянье». И
впервые Болконский «понял
всю жестокость своего разрыва
с нею». Появление Наташи
вызвало у него ощущение
счастья. «Я люблю тебя
больше, лучше, чем прежде, —
сказал князь Андрей, поднимая
рукой ее лицо так, чтоб он мог
глядеть в ее глаза» (т. 3, ч. 3, гл.
ХХХII).
22.
Вопросы для анализа эпизода1. Как ранение и болезнь меняют характер Андрея
Болконского (т. 3, ч. 3, гл. ХХХII)?
2. Как князь Андрей стал относиться к Наташе Ростовой
во время болезни (т. 3, ч. 3, гл. ХХХI-ХХХII)?
23.
24. Смерть – пробуждение от жизни
Толстой подробно описывает мысли и чувстваАндрея Болконского, его размышления о любви,
жизни и смерти, его медленное «пробуждение от
жизни», его кончину. Смерть Андрея Болконского у
Наташи и княжны Марьи (самых близких ему людей)
вызвала особое чувство.
25. Смерть – пробуждение от жизни
«Они плакали от благоговейного умиления,охватившего их души перед сознанием
простого и торжественного таинства смерти,
совершившегося перед ними» (т. 4, ч. 1, гл.
ХVI).
26. Смерть – пробуждение от жизни
Выслушав рассказ княжны Марьи о смерти брата,Пьер пришел к выводу: «Он так всеми силами души
всегда искал одного: быть вполне хорошим, что он не
мог бояться смерти» (т. 4, ч. 4, гл. ХVI).
27.
Вопросы для анализа эпизода1. Почему смерть победила жизнь и любовь?
2. Что значит: смерть — «пробуждение от жизни»?
3. Какие чувства борются в душе князя Андрея перед
смертью?
4. Почему, найдя, по Толстому, истину, князь Андрей
умирает?
5. Какую роль его смерть играет в раскрытии идейного
смысла романа и в его сюжете (т. 4. ч. 1, гл. ХV-ХVI)?
28.
29. Пьер в плену
Пьер был задержан французами поподозрению в мародерстве и в
поджигательстве и оказался в плену, где
пережил трагедию человека, приговоренного к
смертной казни за не совершенные им
преступления, испытал глубочайшее
душевное потрясение, наблюдая расстрел ни
в чем не повинных жителей Москвы. Это
торжество жестокости, аморальности,
бесчеловечности подавляет Пьера, чуть не
убивает в нем веру в жизнь.
30. Утрата веры в совершенство мира
«С той минуты, как Пьер увидал это страшноеубийство, совершенное людьми, не хотевшими этого
делать, в душе его как будто вдруг выдернута была
та пружина, на которой все держалось и
представлялось живым, и все завалилось в кучу
бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал
себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство
мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога...
Прежде, когда на Пьера находили такого рода
сомнения, сомнения эти имели источником
собственную вину... Но теперь он чувствовал, что не
его вина была причиной того, что мир завалился в
его глазах и остались одни бессмысленные
развалины. Он чувствовал, что возвратиться к вере в
жизнь — не в его власти» (т. 4, ч. 1, гл. ХII).
31. Влияние Платона Каратаева
Из нового кризиса Пьер выходит с большим трудом.Преодоление его связано с увлечением Платоном
Каратаевым, его отношением к жизни. Находящегося
в плену у французов, истерзанного, измученного
Пьера Безухова на время покоряет спокойное,
умиротворенное приятие мира, незлобивость,
безразличие к тяжелым обстоятельствам жизни,
доброта, проявляемые Каратаевым. Он помог
Безухову примириться с жизнью, принять ее
(невзирая ни на какие обстоятельства). «...Платон
Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым
сильным и дорогим воспоминанием и
олицетворением всего русского, доброго и круглого»
(т. 4, ч. 1, гл. ХIII) — законченного, нравственно
оформившегося, идеального.
32.
Вопросы для анализа эпизода1. Почему после неправедного суда генерала Даву и
расстрела русских пленных у Пьера разрушилась вера
в «благоустройство мира, и в человеческую, и в свою
душу» (т. 4, ч. 1, гл. IХ-ХI)?
2. Чем важна для Пьера встреча с Платоном Каратаевым?
Почему встреча с П. Каратаевым вернула Пьеру
ощущение красоты мира? Как общение с Каратаевым
помогла Пьеру возродиться к жизни?
3. В чем Платон Каратаев видел смысл человеческой
жизни? Что в мире и человеке открыл Пьеру Платон
Каратаев?
4. Что принимает и что не принимает Пьер в Каратаеве?
5. Как автор относится к Платону Каратаеву (т. 4, ч. 1, гл.
ХII-ХIII, ч. 2, гл. ХI-ХII, ч. 3, гл. ХII-ХV)?