2.30M
Категория: ИсторияИстория

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII - XIV веках

1.

«Развитие культуры в русских
землях во второй половине
XIII-XIV в.»

2.

Культура второй половины 13-14 вв.
влияние XIII-XIV вв. монгольского нашествия и ордынского
владычества:
заметный упадок различных сфер материальной и духовной
культуры
- огромный урон городам;
- истребление и увод массы ремесленников => падение и полное
забвение сложной техники, огрубление и упрощение ремесленной
техники (навсегда утрачено искусство перегородчатой эмали,
пропала полихромная строительная керамика, на 150 лет исчезла
филигрань);
- уничтожение памятников архитектуры и письменности;
- на 50 лет прекратилось каменное строительство, исчезло
искусство белокаменной резьбы
+ новые слова: базар, башмак, башня, кафтан, армяк, тюфяк, тархан,
сундук, чердак, колпак, кушак.
+ небольшое воздействие восточной культуры

3.

Литература
1.Повесть о разорении Рязани Батыем
о героической борьбе населения Рязани, о любви рязанского князя
Федора Юрьевича и его жены Евпраксии (Батый потребовал красавицу
себе, Федор отказался и был казнен, Евпраксия бросилась из окна
терема), о подвиге Евпатия Коловрата (собрал оставшееся население и
пошел в погоню за Батыем, напал, нанес сокрушительное поражение, в
единоборстве с шурином Батыя Хостоврулом «разсече его на полы до
седла», пал смертью храбрых)
2. Повесть об Александре Невском
1) «Повесть о погибели Русской земли» («О светло светлая и украсно
украшенная земля Русская!»). Описание величия и
могущества Русской земли предшествовало не сохранившемуся
рассказу о нашествии Батыя.
2) описание Невского сражения, «Ледового побоища» - не сохранилось
3) описание отношений князя с Ордой и его смерти – не сохранилось
3. Тверская литература:
«Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде»
(противостояние Москвы и Твери. Юрий Данилович московский, женатый
на сестре хана Узбека – Кончаке (Агафье) противостоит Михаилу
Тверскому в борьбе за ярлык на Владимирское княжение, заручается
поддержкой ордынцев. В битве при с. Бортеневе проигрывает, жена
оказывается в плену и там умирает. Михаил вызван в Орду и казнен);

4.

4. «Повесть о Шевкале» (Щелкане Дудентьевиче, Чол-хане) - о
восстании 1327 г. в Твери. За издевательства баскака его сожгли вместе
со свитой, подчеркивается непричастность тверского князя Александра
Михайловича к восстанию.
5. «Задонщина»
Посвящена Куликовской битве, автор – Софоний Рязанец - показана
победа Руси, когда было достигнуто единство под главенством Москвы.
Связь Московской Руси с Киевской Русью. Заметно влияние народного
эпоса с богатырскими образами Пересвета и Осляби.
6. «Сказание о Мамаевом побоище»
Посвящено Куликовской битве. Религиозная риторика сочетается с
реальными фактами и событиями.
7. «Житие Сергия Радонежского» написано Епифанием Премудрым.
Призывал к единству Русской земли, духовному и нравственному
возрождению Руси.

5.

Архитектура
XIV-XV вв. - возобновление каменного строительства, ведущая роль
перешла к новым центрам – Новгород, Псков, Тверь, Москва.
Новгород не подвергался
нашествию монгольских войск,
что создало более
благоприятные условия для
развития культуры. Отразив
натиск врагов с Запада, Новгород
вступил в полосу подъема.
Церкви Новгорода – это не
только культовые сооружения,
также место для хранения
товаров, оборонительные
сооружения, «крепости».
Небольшие постройки,
возведенные на средства бояр и
купеческих объединений.
Церковь Николы на Липне.
1292 г.

6.

Новгород
Церковь Федора Стратилата на
ручью.
1360-1361 гг.
Четырехстолпный, одноглавый храм был
и хозяйственным помещением – в нем
были устроены тайники для хранения
ценностей.
Проявление новых черт в новгородском
стиле – стремление к нарядному,
декоративному убранству постройки

7.

Новгород
Церковь Спаса на Ильине
улице
1374 г.
Здесь сохранились фрески
кисти Феофана Грека

8.

Церковь Спаса на Ильине
улице
Фрески Феофана Грека
Деталь фрески
«Пантократор» (лик Христа)
Живопись Феофана
плоскостная и условная.
Созданные им грозные фигуры
святых, выделяющиеся на
ровном одноцветном фоне
стены, не имеют ни реального
объема, ни материальной
тяжести.
Манера Феофана не знает
детализации. Он оперирует
предельно обобщенной
формой. Более или менее
сложная форма создается при
помощи двух-трех эскизно
положенных мазков, но
Написанных предельно
мастерски.

9.

Центральный ангел. Деталь
фрески «Троица»
Стенопись Спаса на Ильине,
подобно фрескам Федора
Стратилата, монохромна, но это
своеобразное цветовое решение,
построенное на различных
оттенках красно-коричневых
тонов, доведено в росписи Спаса
до неповторимой виртуозности.

10.

Столпник Симеон старший
Характерной особенностью манеры
Феофана является энергичный,
чрезвычайно выразительный,
обычно короткий мазок. При
помощи резких, пастозно (густо)
положенных белильных мазков
мастер моделирует форму лица,
рук и ног, имеющих всегда краснокоричневую основу. По этой основе
художник прокладывает
первоначальные высветления, на
которые наносит «движки»
белильных мазков.

11.

Москва
- каменное строительство в Москве началось во второй четверти XIV века.
Первые четыре храма московского Кремля не сохранились.
- в 1367 г. был возведен единственный в Северо-Восточной Руси каменный
кремль.
- появились новые мотивы, ставшие характерной особенностью московского
зодчества:
килевидные арочки
«дыньки» в порталах
Дынька располагается на столбах,
колонках и полуколоннах, окружающих
наличники окон и порталы дверей, и
выглядит как утолщение столба или
колонны, по форме напоминающие
дыню
Обычно разделяется на вертикальные
дольки.
English     Русский Правила