Проект: Тема:«Герои русских былин и их исторические прототипы.»
Содержание.
Введение.
Происхождение былин.
Илья Муромец.
Добрыня Никитич
Другие прототипы.
Заключение.
341.49K
Категория: ЛитератураЛитература

Герои русских былин и их исторические прототипы

1. Проект: Тема:«Герои русских былин и их исторические прототипы.»

Выполнила:
Суровцева
Кристина
Группа:О-13.

2. Содержание.

•Введение.
•Происхождение былин.
•Прототипы.
•Заключение.

3. Введение.

БЫЛИНА — древнерусское слово, образованное от
прилагательного былыи (современное былой), в свою
очередь образованного от глагола быти. Буквальное
значение слова былина – "то, что было, случилось в
действительности".
Большинство народов имеют в своей фольклорной
сокровищнице полу сказки - полу легенды, в которых
участвуют и реальные исторические персонажи, и
вымышленные, совершаются сверхъестественные
подвиги, но при этом упоминаются широко известные
географические названия и события.
К таким эпосам можно отнести британские легенды о
короле Артуре и рыцарях круглого стола.
У русского народа такое содержание имеют былины, или
старины, как их принято было называть ранее.

4. Происхождение былин.

Впервые термин «былина» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни
русского народа» в 1839 году. Народное название этих произведений – старина,
старинушка, старинка. И это название гораздо полнее отражает содержание
былин: ведь в их текстах используется множество устаревших слов, непривычных
эпитетов, отсутствует традиционная рифма, часто встречаются повторы.
Впервые былины были изданы в 1804г. в Москве. Это были 26 песен из 70,
собранных казаком Киршей Даниловым для уральского богача заводчика
Демидова. Затем последовали более расширенные и полные переиздания
сборника Данилова. Эпоха романтизма пробудила интерес интеллигенции к
народному творчеству и национальному искусству. На волне этого интереса в
1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений
фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским
(1808 – 1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано
около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях
России, а также на Урале и в Сибири.

5.

Условно былины делятся на два цикла - киевский и
новгородский.
При этом с первым связано значительно большее
количество персонажей и сюжетов. События былин
киевского цикла приурочены к стольному городу
Киеву и двору князя Владимира, былинный образ
которого объединил воспоминания по меньшей мере
о двух великих князьях: Владимире Святом (ум. 1015
г.) и Владимире Мономахе (1053–1125 гг.). Герои этих
старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша
Попович, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чурило
Пленкович и др., основная тема - защита Русской
земли от южных кочевников. Да и большинство
известных нам былин складывалось в эпоху Киевской
Руси (IX-XIII в.в.).
К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садко и
Василии Буслаеве.

6.

Основными героями былин являются Илья Муромец,
Алеша Попович и Добрыня Никитич, есть и другие,
например, Дюк Степанович. Только о двух из них
можно утверждать, что у них были исторические
прототипы. Так в пещерах Киево-Печерского
монастыря покоятся останки Печерского монаха Илии
Муромского. А в Повести временных лет
рассказывается о воеводе князя Владимира
Святославича Добрыне.
Добавлю ещё следующее. В Древней Руси довольно
долго сохранялся институт княжеской дружины.
Дружинники - это воины, рыцари, проводившие
жизнь в военных походах и, естественно,
совершавшие подвиги, которые воспевались
специальными певцами. Это тоже отдалённая
историческая основа былин.

7. Илья Муромец.

В русском былинном эпосе Илья Муромец– это «главный»,
самый могучий богатырь. Он стал воплощением идеала
мужественного, честного, преданного родине, народу
человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит
даже сама смерть! Чтобы подчеркнуть силу героя, величие
подвига, сказители изображают его сражающимся в
одиночку против вражьих сил, которых «черным-черно, как
черных воронов».
В образе Ильи Муромца наиболее ярко и выразительно
воплощена основная идея былин - идея защиты родной
земли. Именно он чаще других богатырей выступает как
отважный и сознающий свой долг страж Русской земли.К
то же был прототипом Ильи Муромца. Сторонники
мифологической школы считают, что богатырь Илья
Муромец – это олицетворенный языческий бог Перун, а в
последствии пророк Илья Громовержец.

8.

Скорее всего, в древние времена на Руси
действительно существовал некий богатырь Илья,
останки которого и хранятся в храме. Вероятно, был
он низкого происхождения, с раннего детства
приученный к тяжелой работе, отчего и имел
чрезвычайно развитую мускулатуру, большие руки.
Из-за низости происхождения не имеется описаний
его жития. А мощи его были сохранены после какоголибо подвига (хотя бы участия в отражении набега
кочевников), который поразил современников и стал
для Ильи последним. А затем народная фантазия
провела параллель между Перуном – пророком Ильей
– богатырем Ильей – другими народными
предводителями, создав собирательный, объемный
образ богатыря-защитника, ставший самым
популярным былинным героем.

9. Добрыня Никитич

Безусловно, образ Добрыни тоже является собирательным, хотя у
этого богатыря имеются реальные прототипы. Считается, что
былинный Добрыня – это знаменитый дядя князя Владимира
Святославовича, посадник новгородский, а затем воевода
Киевский, рассказы о котором есть и в «Повести временных лет»,
и в других летописных источниках. Однако русские летописи
упоминают, по крайней мере, семь Добрынь:
- в сведениях по Х век упоминается несколько раз Добрыня, дядя
Владимира I Святославовича;
- по ХI век - Добрыня Рагуилович , воевода Новгородский;
- по ХII век - новгородский посадник Добрыня, киевский боярин
Добрынка и суздальский боярин Добрыня Долгий;
- по ХII - век Добрыня Галичанин и Добрыня Ядрейкович,
епископ новгородский.
Кроме того, имя «Добрыня» было одним из самых
распространенных на Киевской Руси.

10. Другие прототипы.

Следующие былинные герои – Василий Буслаев, Евпатий
Коловрат, Пересвет – имеют вполне реальных исторических
прототипов.
Так, историческим прототипом первого героя считается
новгородский посадник Васка Буславич, умерший, согласно
Никоновской летописи, в 1171 году. В старину посадниками
называли княжеских наместников, но к 1171 году Господин
Великий Новгород уже сам выбирал себе посадника. Наряду с
владыкой-архиепископом и главой новгородского ополчения –
тысяцким – посадник возглавлял всё Новгородское государство.
Вместе с ними посадник закладывал города на новгородских
землях, ведал городской казной, отправлял и принимал
посольства, вершил суд и руководил вечем. Он распределял
начальства, всех этих старост, побережских, сотских, подвойских,
позовников, изветников, межников, биричей и приставов, по
«волостям» - подчиненным Новгороду землям. У посадника была
своя печать и своя дружина, а жалование он получал с особого
налога.

11.

Правда, согласно исследованиям Л.Прозорова,
новгородские летописи ни о каком Буслае не упоминают, а
Никоновская летопись – московская. И в списках посадников
вольного Новгорода от легендарного Гостомысла до
последних, правивших последние десятилетия
новгородской вольности, про былинного героя молчат.
Тем не менее, в былинах Василий Буслаев остался
идеалом молодецкой безграничной удали. И олицетворяет,
скорее всего, могущество самого вольного Новгорода.
А что касается Евпатия Коловрата, то известны даже годы его
жизни - 1200 — 11 января 1238. Он был рязанским
боярином, воеводой, вошел в эпос как герой рязанского
народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя. О
подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о
разорении Рязани Батыем».Родился Евпатий, по преданию,
в селе Фролово Шиловской волости.

12.

Александр Пересвет (? — 8 сентября 1380) —
легендарный монах-воин, инок Троице Сергиевского монастыря. Вместе с Родионом
Ослябей участвовал в Куликовской битве и сразил
в единоборстве перед основным сражением
татарского богатыря Челубея, погибнув при этом
сам. В Русской православной церкви причислен к
лику святых. Некоторые источники указывают, что
Пересвет родился в Брянске и до пострижения в
монахи был боярином. Возможно, участвовал в
ряде походов и боёв. Житие Пересвета и Осляби
сообщает, что они были учениками и
постриженниками Преподобного Сергия
Радонежского.

13.

По наиболее распространённой версии, перед
началом битвы Пересвет участвовал в
традиционном «поединке богатырей». Со стороны
татар ему противостоял богатырь
Челубей, который не только отличался огромной
силой, но и особым мастерством военной выучки.
Некоторые источники указывают, что Челубей был
непобедимым воином-поединщиком, которого
татарские войска наняли специально для
подобных поединков. Оба противника были на
конях, вооружение составляли копья. После
первого же столкновения копья обоих
переломались, после чего оба поединщика
рухнули на землю и скончались.

14.

Существует также другая версия поединка, в соответствии с
которой Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями. В
соответствии с этой версией, копьё мастера конных
поединков Челубея было на метр длиннее обычного.
Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже
нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал
из седла. Александр Пересвет пошёл вопреки логике
поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной
Великой схиме (монашеская накидка с изображением
креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он
это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие
ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из
седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло
в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться
в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.
Сразу после гибели поединщиков началась сама битва —
татарская конница атаковала Передовой полк русских войск.

15. Заключение.

Былинных богатырей можно разделить на несколько групп по наличию у
них прототипов и их характеристикам.
Первая группа – это богатыри, являющие собой широкий собирательный
образ, объединяющий черты языческих славянских божеств, христианских
святых, древнерусских князей, реально живших могучих и отважных
людей. К этой группе богатырей можно отнести Илью Муромца.
Следующая группа богатырей – Добрыня Никитич, Алеша Попович,
Василий Буслаев– имеют в качестве прототипов нескольких реально
живших богатырей и воинов, о которых сохранились лишь небольшие
упоминания в летописях.
Есть и такие богатыри, которые имели лишь одного прототипа –Пересвет.
Их подвиги настолько поразили современников, что были воспеты в
былинах.
В целом, образ былинного богатыря – это образ защитника земли
русской, бесстрашного и могучего воина, смелого, справедливого. Для
русского народа, практически постоянно живущего под страхом то
набегов кочевников, то западных рыцарей, богатырь был символом
защитника, на которого уповали и стар, и млад.
English     Русский Правила