Похожие презентации:
Сны и сновидения в русской литературе
1.
Проектно-исследовательская работа политературе на тему:
Выполнили
обучающиеся 9 класса
Серова Виктория
Липхарт Валентина
Руководитель:
Учитель русского языка и
литературы
Тонких Алена Николаевна
2019 год
2.
Тема проекта: «Сны и сновиденияв русской литературе»
Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что
он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто
он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал
мотыльком, или мотылек, которому снится, что он –
мудрый старец. В этой притче сон и явь переплетаются.
Вот такое толкование этих понятий дает словарь В.И.
Даля. Сон – физическое состояние покоя и отдыха,
призрачного видения; это грезы, мечты, образы. Явь –
реальная действительность, когда правильно оцениваешь
понимаешь окружающее. Проблема сна и сновидений
интересовала писателей и поэтов во все времена. В
данной работе предпринимается попытка рассмотрения
сна и сновидений как средств отражения
действительности на примере произведений русской
литературы.
3.
• Целью работы является определениесмысла и роли сна в тексте того или иного
произведения.
4.
Для достижения поставленной цели решалисьследующие задачи: ■ - выбор произведений, наилучшим образом
отвечающих избранной теме;
■ - определение роли сна в содержании
произведения.
.
5.
Тема актуальна, так как люди всегда интересовались значениямисвоих снов. Человек пребывает в состоянии сна практически треть
своей жизни. Поэтому выбранная тема может быть интересна
многим, в особенности тем, кто увлекается литературой. Сны,
описанные в произведениях литературы, могут быть
интерпретированы читателями по-разному. Главное – понимать их
значимость в масштабе целых произведений, соотнося этот
художественный прием с общей картиной сюжета. Благодаря снам
в литературе, можно более полно представить образ героя – в этом
заключается значимость сна в разных произведениях.
6. В ходе работы над исследованиями
мы рассмотрели трипроизведения русских
классиков:
1.В.А .Жуковский
«Светлана» (Сон
Светланы)
2. А. С. Пушкин «Евгений
Онегин» (Сон Татьяны)
3.А.С. Пушкин «Сон
Гринева)
7. В. А. Жуковский «Светлана» Баллада начинается с картин святочного гадания русских девушек. "Раз в крещенский вечерок
В. А. Жуковский «Светлана»Баллада начинается с картин святочного гадания
русских девушек. "Раз в крещенский
вечерок // Девушки гадали: // За ворота
башмачок, // Сняв с ноги, бросали…" На фоне этой
картины дается образ Светланы. Он создан в духе
сентиментальной поэзии: героиня то "молчалива и
грустна" в тоске по жениху, то "пуглива и робка" во
время гадания, то растеряна и встревожена, когда
не знает, что ее ждет. Она не ропщет, а ищет
облегчения своего горя в молитвах и слезах. За это
ее и награждает поэт: все ужасы она переживает во
сне, а наяву ее ждет радость, данная ей
"провидением" за ее покорность и терпение.
8. Ее жених возвращается к ней; баллада заканчивается картиной веселой свадьбы. С образом Светланы Жуковский В.А. связывает мысль
■ .Ее жених возвращается к ней; баллада
заканчивается картиной веселой свадьбы. С
образом Светланы Жуковский В.А. связывает мысль
о торжестве любви над смертью. Важное место в
балладе отводится сну, страшному сну Светланы. Это
был сон о том, будто ее "милый друг – мертвец".
Черты романтизма явно присутствуют в этом
эпизоде: скачка на конях ночью, карканье ворона –
предвестника несчастья, гроб в избушке,
оживающий мертвец. Проснувшись, Светлана не
может разобрать сути, но очень боится грозного,
ужасного сна. Сам автор дает ответ в своей балладе:
"…здесь несчастье – лживый сон, счастье –
пробужденье
9.
10. В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
В романе используются сны для раскрытиявнутреннего мира героев (Татьяны и Онегина). С
помощью большого количества слов-символов,
использованных в описании сна Татьяны, автор не
только раскрывает образы, но и предоставляет
читателю шанс заглянуть за завесу тайны и узнать
дальнейшие судьбы героев. Помимо этого, сон
Татьяны является художественным приемом,
который делает текст романа красочнее
Сон Татьяны открывает нам ее внутренний мир,
сущность ее натуры. Во многом сон Татьяны — это
воплощение ее чувств и мыслей.
11.
12. В романе А.С. Пушкина « Капитанская дочка»
говоря о снах героев Пушкина, нельзя пройти мимо замечательногосна в повести «Капитанская дочка».
Сновидение наполнено нарастающими и эмоциональными
переживаниями героя: беспокойство, страх, ужас и недоумение.
Гринев признаёт, что это «сон, в котором до сих пор он видит нечто
пророческое, когда соображает с ним странные обстоятельства
своей жизни».
В этом сне Пугачев благословляет, направляет Петрушу, оберегает
на жизненном пути. Сколько раз он прощает его и в реальной жизни!
Ему больно, что Гринев не оправдал его доверия, как больно отцу за
сына, но Пугачев всё равно отпускает его вместе с невестой на все
четыре стороны.
13.
14.
Из данной работы мы видим, что писатели XIX века поразному использовали феномен сна в своем творчестве.Обращаясь к снам, они стремились выразить свои самые
сокровенные мысли и чувства, сон помогал им в такие
моменты, когда другие выразительные средства не давали
желаемого эффекта. Работа над темой помогла нам
преодолеть устоявшееся представление о том, что сон – это
просто физиологическое состояние, в котором мы находимся
каждую ночь, а сновидения присутствуют в нашем сознании
для того, чтобы мы толковали их с помощью гаданий и
сонников. Оказывается, через сон раскрывается характер
героя, его сокровенные мысли, чувства, желания; сон
выступает как зеркало, отражающее душу героя, или же, как
предсказатель будущего. Именно поэтому данная тема нашла
продолжение в произведениях русских писателей.
15. Список литературы
■ 1. «Практическое использование анализа сновидений», ЮнгКарл Густав.
■ 2. Дынник М. Сон, как литературный прием //
Литературная энциклопедия: Словарь литературных
терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бордского, А. Лаврецкоко,
Э. Лунина и др.- М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. – Т. 2.
■ 3. «Светлана» В. А. Жуковский – М.: Художественная
литература, 1998.
■ 4. «Капитанская дочка» А. С. Пушкин – М.: Художественная
литература, 2009.
■ 5. «Евгений Онегин» А. С. Пушкин – М.: Художественная
литература, 2013.
■ 6. Ю. М. Лотман. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Искусство – СПб, 2000.