Похожие презентации:
История стиля модерн
1. История стиля модерн
ИСТОРИЯ СТИЛЯ МОДЕРН2. Новый стиль рубежа веков: история модерна
НОВЫЙ СТИЛЬ РУБЕЖА ВЕКОВ: ИСТОРИЯМОДЕРНА
• “Новый стиль совершенно заполонил Европу и сделался
космополитичен, как вагон Норд-Экспресса, в один день
пробегающий Германию, Бельгию и Францию”, — писал
в начале 1900-х Сергей Дягилев.
Стиль, о котором говорит знаменитый импрессарио, в России вскоре
получит название модерн (от английского modern — “современный”), а пока
на страницах журналов фигурирует как modern style или art nouveau.
3.
4.
• За новым художественным течением, быстро ставшиминтернациональным, закрепились различные названия. В Австрии он
известен как “сецессион”, в Германии — как “югендштиль”, в Италии —
как “либерти”, в Голландии — как “новое искусство”, а в США — как
“тиффани”. Современники не скупились на эпитеты, выражая отношение
к новомодному стилю. На страницах газет разворачивались жаркие
дискуссии. Одни называли его стилем волн и лилий за пристрастие
к прихотливо-волнообразным силуэтам, другие язвительно сравнивали
с угрем и вермишелью. Сказал свое слово и Николай II, отметивший
в дневнике после посещения архитектурной выставки: “…осматривали
образцы комнат в новом поганом стиле”.
5.
6.
• Пренебрежительное отношение к модерну сохранялось на протяжениивсего XX века. Например, интерес к творчеству Чарльза Ренни
Макинтоша, пионера modern style, возник только в 1950-е годы, а в
отечественном искусствознании “реабилитация” модерна началась лишь
в 1980-е. Зато в постперестроечные годы стиль рубежа веков, вновь
стал горячо любим: он ассоциировался с дореволюционной
“утраченной” Россией и эпохой последнего императора.
7.
8.
• Сформировавшись в 1890-х годах, модерн стал самымкратковременным в истории “больших стилей”: его закат хронологически
обозначила Первая мировая война. Молодой и современный, модерн
противопоставлял себя предшествующей эклектике — той “трясине”,
в которую, по выражению критиков, погружалось искусство.
Аккумулировав все технические достижения наступающего
индустриального века, он стремился выработать новый художественный
язык, соответствующий своей эпохе.
9.
10.
• Всемирные выставки, с размахом демонстрировавшие новейшиетовары, специализированные журналы, торговые дома с филиалами
в крупнейших европейских столицах и набиравшая обороты индустрия
рекламы стали приметами времени, в котором идеи и образы
распространялись с невиданной ранее скоро
11.
12.
• Новый стиль рождался в борьбе противоречий. Желая шагать в ногу современем, он в то же время оглядывался назад. Использование
революционных инженерных решений и материалов (металлических
конструкций, железобетона) сочеталось с обращением к образам
прошлого.
• Художников вдохновляли барокко и рококо (французский ар-нуво,
в особенности Школа Нанси), народный фольклор (северный модерн),
мавританское искусство, средневековая готика, кватроченто, ампир,
Египет и греческая архаика.
13.
14.
15.
• Особое влияние на становление модерна оказало японское искусствои прежде всего знаменитые гравюры укиё-э с их линейным ритмом
и эстетской декоративностью. Переработанные автором
и перенесенные в интерьеры частных особняков, доходных домов, кафе
и магазинов, исторические “стилистики” непременно сочетались
с новейшим комфортом: стеклянными оранжереями, радиаторным
отоплением, лифтами и бассейнами.
16.
17.
• Мечтая о всеобъемлющем стиле, модерн декларировал равенствоискусств и ремесел. Отныне оформлению внутренней среды придается
такое же значение, что и архитектурному проектированию, а лучшие
зодчие и художники посвящают себя дизайну предметной среды.
Архитектура и интерьеры мыслятся как единое целое, в котором
продумано все, вплоть до рисунка вентиляционных решеток и силуэта
дверных ручек.
18.
19.
20.
• Синтез искусств находит воплощение в роскошных особняках, гдеживопись и скульптура, цветные витражи и мозаика, мебель
и декоративное стекло — все подчинено единому образу.
21.
22.
• Один из ранних примеров такого подхода — дом бельгийскогоархитектора Анри ван де Вельде в пригороде Брюсселя (1896), который
тот построил для своей семьи. Лидер и апологет нового стиля, ван де
Вельде спроектировал его вместе со всей обстановкой: мебелью,
светильниками, обоями и столовыми приборами, а для жены придумал
платья, которые цветом и орнаментом перекликались с оформлением
комнат.
23.
24.
25.
• По мнению ван де Вельде, синтез “стремящихся разойтись” искусствможет быть достигнут с помощью современной промышленности.
Восхищение перед красотой природного мира с его неповторимыми
формами (знаменитый лозунг “Назад к природе”) сочетается в его
трудах с верой в машинное производство и признанием инженерии как
движущей силы новых искусств. “Инженеры — архитекторы нашего
времени”, их творениям присуща необычайная красота, утверждает
один из основоположников нового стиля. В подобных противоречиях
и раскрывается суть модерна. В столкновении органического
и индустриального, индивидуального и массового, орнаментального
и функционального стиль рубежа веков обретал свое лицо.
26.
27.
28.
• В соответствии с приверженностью к тому или другому полюсу модернусловно разделяют на два направления — декоративное
и конструктивное. К первому относят французский и бельгийский арнуво, представленный творчеством Виктора Орта, Эктора Гимара, Анри
ван де Вельде, а также школой Нанси.
29.
30.
• Входившие в школу Нанси художники Эмиль Галле и братья Дом,владельцы знаменитых стеклодувных мастерских, создали самый
цитируемый впоследствии вариант модерна: текучие формы,
таинственная ночная фауна, лилии, бабочки и ундины в рассветносумеречной цветовой гамме.
31.
32.
• К декоративному направлению причисляют и каталонского генияАнтонио Гауди, и итальянского дизайнера Карло Бугатти, чья
мавританско-византийская мебель произвела фурор на Всемирной
выставке в Турине в 1902 году.
33.
34.
35.
• Совершенно иная трактовка стиля возникла в Шотландии в рамках такназываемой школы Глазго во главе с Чарльзом Ренни Макинтошем. Его
работы поражают чистотой геометрических форм, в которых едины
декор и конструкция.
• Геометрическая ветвь модерна, вставшая на путь очищения структуры
от орнамента, продолжается в творчестве художников Венского
сецессиона: Отто Вагнера, Йозефа Марии Ольбриха, Йозефа
Хоффмана, которого критики окрестили “квадратным” за его любовь
к простой геометрической форме. Именно конструктивная, сдержанная
линия модерна получила дальнейшее развитие, став тем фундаментом,
на котором возникла философия и эстетика модернизма — движения,
уже в 1920-е годы получившего статус нового, современного стиля.
36.
37.
• В истории русского модерна особое место занимал архитектор ФедорШехтель. Среди его знаковых проектов — особняк Рябушинского
на Малой Никитской улице в Москве с волнообразной оградой. Внутри
природную тему продолжает знаменитая лестница-волна. Особняк П. П.
Смирнова на Тверском бульваре авторства Шехтеля — еще один
отличный пример русского модерна, в котором воплотились все главные
темы этого стиля.