Похожие презентации:
Работа над музыкальным произведением
1. Работа над музыкальным произведением
2. Основные этапы работы над вокальным произведением
Знакомство с произведением и его авторамиОсновные этапы
работы над
вокальным
произведением
Разбор и разучивание вокальной партии
Работа над звукоизвлечением, дикцией и
артикуляцией
Определение формы произведения, нахождение
смысловой и динамической кульминации
3. Знакомство с произведением и его авторами
Перед началом работы над музыкальнымпроизведением необходимо самостоятельно узнать
информацию о нем. Об авторах, истории создания того
или иного произведения, а так же, о его исполнителях.
4. Разбор и разучивание вокальной партии
- прослушивание песни;- анализ словесного текста;
- анализ мелодии (песня советского; характер;
лад; аккомпанемент);
- форма строения ;
- разбор тонального плана
Разбор и
разучивание
вокальной
партии
- фразировка, вытекающая из музыкального и текстового
содержания;
- различные виды динамики;
- многообразие агогических возможностей исполнения
произведения
(сопоставление темпов, замедления, ускорения, различные виды
фермат).
- сольфеджирование, некоторые места лучше всего петь, не
опираясь на поддержку инструмента, а интонировать по слуху.
- пение со словами.
5. Работа над звукоизвлечением, дикцией и артикуляцией
Итак, знакомство с произведением и его разборсостоялись. Далее начинается кропотливая работа над
звукоизвлечением, дикцией и артикуляцией:
- правильное оформление гласных;
- выравнивание гласных (пение вокальной партии только
на гласных звуках по предложениям, фразам);
Работа над
звукоизвлечением,
дикцией и
артикуляцией
- следить за правильным певческим дыханием, свободой
голосового аппарата, высокой певческой позицией и
направлением звука в резонаторы;
Такая работа, когда сосредотачиваясь не на словах, а
именно на голосе и звуке, позволяет добиться кантилены,
плавно текущего звука (на протяжении целой фразы),
хорошей артикуляции, правильного оформления гласных.
Когда мелодический отрезок отработан, нужно спеть его с
включением согласных, сохраняя оформление гласных
звуков.
6. Определение формы произведения, нахождение смысловой и динамической кульминации
Это важный этап в работе над вокальнымпроизведением – осмысление формы, в которую
композитор облёк поэтический текст и определение
наиболее яркого, эмоционального места в
динамическом развитии музыки.
Любое музыкальное произведение становится ярким,
образным, понятным и интересным для восприятия,
когда оно не монотонно, а многогранно по
динамическим оттенкам и имеет своё динамическое
развитие от вступления до кульминационного момента
и далее до завершающего аккорда.
7. Элементарные части композиции
Мотив – наименьшая часть мелодии, несущая смысл. Группа нотбуквально от 2-3 штук или чуть более.
Фраза – состоит из 2х или более мотивов, образующих
относительно завершенную мелодию.
Элементарные
части
композиции
Предложение – состоит, как правило, из 2х фраз (хотя не
обязательно) и находится в пределах одного гармонического
оборота (каденции).
Период – наименьшая форма, в рамках которой можно сделать
завершенную музыкальную композицию. Зачастую состоит из 2-х
предложений.
Период называют квадратным, если он разделен на два
одинаковых по длительности предложения и включает в себя
8, 16 или 32 такта, и так далее по геометрической прогрессии, но
вряд ли дальнейшие объемы будут широко востребованы.
8. Структура песни
Композиция9. Структура песни
Чтобы понять типовую структуру композиции, нужноразобраться из каких частей обычно состоит песня.
В большинстве случаев, таких частей восемь:
Вступление/интро;
Куплет;
Структура
песни
Прехорус/бридж;
Припев;
Постхорус/тэг;
Проигрыш
Брейк;
Концовка/оутро.
10. Вступление/интро (Intro)
Небольшое введение в песню. Эта часть — первая,Вступление/интро
(Intro)
которая доносится до ушей слушателей. Задача
вступления — подготовить слушателя к остальным
частям композиции, а также логично подвести
аранжировку к первому куплету.
Зачастую от того, насколько хорошо и интересно
сделано интро, зависит общее восприятие песни: если
вступление цепляет человека с первых аккордов,
то вероятность того, что он дослушает песню
возрастает многократно.
11. Куплет (Verse)
Главная смысловая часть любой песни. Именно здесьКуплет (Verse)
располагается весь текст и общий информационный
посыл композиции. Помимо донесения основной
мысли, в задачи куплета входит подготовка слушателя
к последующим частям песни.
В отличие от припева и бриджа, слова этой части песни
обычно являются уникальными для каждого куплета.
Строго следовать этому правилу необязательно: в мире
найдутся десятки и сотни отличных песен с очень
простыми куплетами.
12. Прехорус/Бридж (Pre-Chorus/Bridge)
Бридж (от англ. Bridge — мост), или, как егоПрехорус/Бридж
(Pre-Chorus/Bridge)
называются в США, прехорус (от англ. Pre-Chorus —
предприпев) — связующее звено между куплетом
и припевом. Так как припев является самой яркой
частью песни, в аранжировку добавляют бридж,
который ослабляет контраст между куплетом
и припевом.
Если гармония куплета и припева строится на одних
и тех же аккордах, бридж может внести разнообразие
в общую канву композиции за счет измененной
последовательности аккордов. С точки зрения
слушателя, прехорус делает композицию интереснее.
13. Припев (Chorus/Refrain)
Припев — одна из кульминационных частейПрипев
(Chorus/Refrain)
композиции. Эта часть должна легко запоминаться, но
не надоедать — композиции хватит 2-4 припевов,
отличающихся своей длиной. Так как припев самая
повторяемая часть любого трека, она содержит в себе
главные лирические и музыкальные идеи. Именно
здесь находится главный информационный посыл
композиции, а также музыкальный хук, цепляющий
слушателя.
14. Постхорус/Тег (Post-Chorus/Tag)
Не редки случаи, когда последняя строчка припевавыходит за рамки отведенных ей композитором тактов.
Такое положение вещей может стать проблемой, если
текст следующей части песни (например, куплета)
начинается с затакта.
Чтобы слова не накладывались друг на друга,
Постхорус/Тег
(PostChorus/Tag)
композиторы и аранжировщики вставляют 2-4 такта,
которые позволяют вокалисту немного передохнуть перед
продолжением песни, а также делают музыкальное
повествование более гладким.
Постхорус аналогичен прехорусу и может быть любым:
в виде припева или вступления с простым напевом бэквокалистов, в виде инструментального проигрыша или
наигрывания основной мелодии песни в немного
измененном виде. Здесь все зависит от фантазии
аранжировщика и композитора, а также музыкальной
составляющей песни.
15. Проигрыш (Middle 8)
На Западе проигрыш ближе к концу песни называютMiddle 8, что дословно можно перевести как «средняя
восьмерка». Тем не менее, некоторые музыканты
называют Middle 8 бриджем. Обычно эта часть
отведена под инструментальную составляющую:
в Middle 8 чаще всего встречается соло или какой-либо
проигрыш с измененными партиями и мелодиями.
Проигрыш
(Middle 8)
Смысловая нагрузка этой части — достигнуть
кульминации композиции перед появлением
последнего припева или брейка. На протяжении песни
динамика и энергетика композиции постоянно
нарастает, достигая своего апогея именно
в проигрыше.
Как это понятно из английского названия, по своей
длине проигрыш обычно составляет 8 тактов, хотя
иногда встречаются и более длинные варианты.
16. Брейк (Break)
Временами после проигрыша появляется еще однаБрейк (Break)
небольшая вставка, именуемая брейком (от англ.
Break — обрыв, обвал, пауза). Смысл брейка в том,
чтобы дать слушателю небольшую передышку.
Согласитесь, слушать песню, в которой постоянно чтото происходит, может быть утомительно. Зачастую
брейк отличается минимализмом и обычно строится на
тех же аккордах и мелодии, что и припев. Иногда брейк
представляет собой небольшой и спокойный прехорус
перед последним припевом. Средняя длина брейка —
от 4 до 16 тактов.
17. Концовка/оутро (Outro)
Финальная часть песни. Может совпадать с вступлениемили быть его полной противоположностью, представлять
собой несколько повторений припева с постепенным
снижением громкости (затухание, Fade Out) или быть
совершенно уникальным и не похожим на другие части
песни. Какой будет концовка песни, зависит от остальных
ее компонентов. В особо активных композициях есть
смысл уйти в тишину через повторение припевов,
в балладах можно взять несколько других аккордов —
решать это только самому композитору.
18. Заключение
Работа над вокальным произведением поэтапно, очень важна в обученииюного вокалиста. Педагог направляет действия ученика, указывая пути
поиска. При знакомстве с произведением и его авторами, ученик, в поисках
информации обращается к Интернету, что способствует умению учащегося
пользоваться ИКТ, активирует его поисковую деятельность с целью лучшего
освоения нового материала и развития самостоятельного умения пополнять
собственные знания. Прослушивание других произведений композитора,
чтение других стихотворений автора поэтического текста расширяют
кругозор учащегося.
Педагог стимулирует желание учащегося к работе над этим произведением,
Заключение
говоря о том, что именно ему доступно исполнение такого вокального
произведения, о том, что по вокальным данным, умениям и навыкам, только
он может справиться с исполнением такого сложного, но замечательного
произведения, чем повышает самооценку учащегося, как личности.
Чувствуя форму и зная кульминационные места произведения, учащийся
будет осознанно работать над своим исполнением и, как результат, сумеет
передать художественно – эмоциональный образ и идейный замысел
авторов вокального произведения.
Вся дальнейшая работа над вокальным произведением должна быть
направлена на усовершенствование вокально – технических навыков, на
отшлифовку исполнительских умений, на развитие творческих
способностей, на приобретение вокального мастерства учащегося.