Похожие презентации:
Федор Степанович Рокотов
1.
Федор Степанович РокотовФёдор Степа́нович Ро́котов — русский художник, крупнейший московский портретист, работавший в период Русского
Просвещения. Писал в основном парадные портреты московской знати и самой Екатерины II/Родился в середине 1730-х в
имении князей Репниных Воронцово, недалеко от Москвы. Сегодня у исследователей нет точной версии происхождения
Рокотова. По одной из них художник — представитель псковского дворянского рода Рокотовых. Он состоял в Московском
Английском клубе — обществе, членами которого могли быть только представители аристократии. По другой версии Рокотов
был крестьянином Репниных или внебрачным сыном князя Петра Репнина. В 1950-х годах искусствоведы обнаружили
челобитную Екатерине II c просьбой освободить от крепостной зависимости племянников, которую художник написал в 1776
году: «Высочайшим вашего императорского величества указом повелено было сие мое прошение в Московскую губернскую
канцелярию принять и <…> по силе законов дать оным малолетным для свободного житья у меня на воспитании <…>
учинить о том решение…»В 1755 году Рокотов уехал в Петербург, где поступил в Сухопутный шляхетский корпус. Кроме
математики и военного дела, там преподавали гуманитарные науки, музыку и живопись.К 1757 году относится первая
известная картина живописца — «Портрет молодого человека в гвардейском мундире». На ней написано: «Писал Рокотов
1757 году Марта «15» дня». Художник Игорь Грабарь предположил, что это автопортрет Рокотова. Герой картины смотрит не
прямо на зрителя, а в сторону. Повернута и его голова. В такой позе художники часто изображали себя на автопортретах из-за
того, что им приходилось смотреть в зеркало во время рисования.
2.
“Портрет молодого человека в гвардейском мундире”3.
“Кабинет И.И Шувалова”В том же году Федор Рокотов написал картину «Кабинет И.И. Шувалова». Это единственная работа
художника, которая не относится к жанру портрета. По требованию Шувалова, фаворита Елизаветы I,
основателя Академии художеств и Московского университета, Рокотов в точности воспроизвел
полотна, которые висели в кабинете чиновника. Искусствовед Алексей Лебедев писал об этой работе
художника: «Кабинет Шувалова» не просто intevrieur, не портрет шуваловской комнаты, а попытка
заглянуть во внутренний мир самого Шувалова, попытка через изображение вещей, любимых
человеком, показать, чем живет сам человек». Оригинал картины не сохранился до наших дней, но
известна копия, которую написал ученик живописца в 1779 году.
4.
“Кабинет И.И Шувалова”5.
Академия художествВ 1760 году он стал студентом Академии художеств. Рокотов долгое время совмещал творчество и
военную службу — из кадетского корпуса он ушел только в 1780-х годах. Тогда он дослужился до чина
ротмистра, который давал право на дворянство.
Педагогами Рокотова в Академии художеств были гравер Луи Ле Лоррен и портретист Пьетро Ротари.
Они писали в стиле рококо: использовали пастельные тона, моделей часто изображали в задумчивости.
Эту манеру перенял Рокотов. Уже через два года живописца назначили адъюнктом — помощником
профессора. Он преподавал другим воспитанникам Академии художеств.
6.
Портреты Федора РокотоваВ начале 1760-х Федор Рокотов был уже популярным художником. Портреты ему заказывали Иван Шувалов, Григорий и Иван
Орловы и другие петербургские дворяне. Сотрудник Академии художеств Якоб Штелин вспоминал: «В 1762, 63 и 64 годах он был уж
так занят и знаменит, что заказанные ему работы уже не мог один больше выполнять. В апреле 1764 года видели в его мастерской
около пятидесяти похожих портретов, в которых прежде всего готовы были только головы». Художник старался точно передавать
характер и настроение заказчиков. Он почти не уделял внимания фону, нарядам героев, но зато прописывал выражения их лиц.
Федор Рокотов получал заказы и от императорской семьи. В начале 1760-х он изобразил Петра III и его сына — будущего императора
Павла I. В 1763 году Екатерина II пригласила Рокотова, чтобы тот написал ее коронационный парадный портрет. Картина так
понравилась императрице, что она потребовала остальных живописцев изображать ее лицо, как у Рокотова.
7.
Портрет великого князя ПавлаПетровича(Фрагмент)
8.
Портрет Петра III (фрагмент)9.
Портрет графа Григория Орлова (фрагмент)10.
Коронационный портрет Екатерины II11.
Портреты Федора РокотоваВ 1765 году за копию полотна итальянского живописца Луки Джордано «Амур, Венера и Сатир» Федор Рокотов получил
звание академика. Президент Академии художеств Иван Бецкой запрещал преподавателям брать частные заказы, вероятно,
поэтому Федор Рокотов в 1766 году ушел из Академии.
Художник переехал в Москву, где стал брать заказы у местных дворян. Один портрет художника стоил 50 рублей.Федор
Рокотов часто получал заказы на создание семейных галерей — портретов сразу нескольких представителей одной
фамилии.Писал Рокотов и многочисленные женские портреты — картины «Неизвестная в розовом», изображения
Екатерины Мусиной-Пушкиной, Прасковьи Ланской и Анны Голицыной. Для них, он использовал более темные цвета, чем
для мужских. Эти картины отличала лиричность и точная передача эмоций.
12.
Последние годы жизниВ 1785 году Федор Рокотов купил участок в Москве на углу улицы Старой Басманной и Токмакова
переулка, где построил себе дом с мастерской. Там же живописец преподавал своим ученикам, которые
часто помогали ему заканчивать заказы. У него учились Петр и Иван Андреевы, Иван Козьмин и Егор
Григорьев.По утверждению современников к концу XVIII века Рокотов успел «переписать всю
Москву». Манера художника в 1780-х изменилась. От стиля рококо он перешел к классицизму. Рокотов
стал уделять больше внимания деталям, костюмам героев и их фигуре, использовать яркие цвета. Лица
его моделей часто были похожи между собой, критики называли их «рокотовской маской». В
последние годы Рокотов жил в имении Аниково недалеко от Москвы, которое приобрел в начале 1790-х.
Количество его заказов сократилось: живописец начал терять зрение и не мог много писать. Его
картины 1790-х годов написаны в темных тонах и без множества деталей.
Умер Федор Рокотов 24 декабря 1808 года. Художника похоронили на кладбище Новоспасского
монастыря в Москве. До наших дней его могила не сохранилась.