Похожие презентации:
Культура Нового времени (17-18 века)
1. Культура Нового времени (17-18 века) иногда это время называют «Эпохой Просвещения»
БароккоКлассицизм
Рококо
Сентиментализм
2.
– стиль в искусстве XVII– начала XIX вв.
Само понятие
«классицизм» в
переводе с латинского
(classicus) значит
«образцовый».
3.
Особенности классицизма:- обращение к античной культуре Возрождению как
к образцу;
- декларирование идеи совершенного общества;
- преимущество долга перед чувством;
- возвеличивание разума - рациональность,
строгость;
- подчинение человека государственной системе.
Представители:
Франция - литература - Корнель, комедии Мольера,
живопись - Пуссен, Лоррен.
Россия – литература - Ломоносов, архитектор Казаков,
Росси, скульптор Мартос.
4.
Эстетическая программа классицизма(характер стиля)
1. Представлении о разумной закономерности
мира, красоте природы, нравственных идеалах
2. Объективное отражение окружающего мира
3. Стремление к разумной ясности гармонии,
строгой простоте
4. Соблюдение правильности и порядка
5. Подчинение частного главному
6. Формирование эстетического вкуса
7. Сдержанность и спокойствие в проявлении
чувств
8. Рационализм и логичность в поступках
Эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров – «высоких»
(трагедия, эпопея, ода; историческая, мифологическая, религиозная
картина и т.д.) и «низких» (комедия, сатира, басня; жанровая картина и
т.д.).
5.
Классицизм в литературеОн зародился в начале XVI века в
Италии,
в
среде
университетских
ученых,
создававших
собственные
сочинения по законам только что заново
прочитанной
"Поэтики"
Аристотеля.
Постепенно из Италии классицизм
распространился в другие европейские
страны и высшего расцвета достиг в
XVII веке во Франции, где в 1674 году
Никола Буало опубликовал поэтический
трактат "Искусство поэзии", ставший на
полтора века непререкаемым сводом
требований к литературе.
Образцом "высокой комедии" может
служить «Тартюф» - комедия Мольера
Классицизм в театральном искусстве
Классицизм в истории мирового театра явился
мостом между античным театром и
театром Нового времени.
Устройство театра:
Театральные
представления в эпоху
классицизма
разыгрывались без
декораций,
Почётные зрители
сидели прямо на сцене
сбоку.
Занавес появился, но
им редко
пользовались.
6.
В живописи«высокими» жанрами
признавались
исторические
картины,
мифические, религиозные. К «низким»
относились пейзаж, портрет, натюрморт.
Никола Пуссен «Подвиги
Ринальдо» (1628)
В живописи главное значение приобрели :
логическое развертывание сюжета,
ясная уравновешенная композиция,
строгость рисунка,
разграниченность планов,
четкая передача объема с помощью светотени,
использование локальных цветов.
Представители:
Никола Пуссен,
К. Лоррен,
Жак Луи Давид.
Клод Лоррен. «Отплытие святой Урсулы»
Жак Луи Давид «Клятва
Горациев» (1784)
7.
• Для архитектуры классицизмахарактерны навеянные античными
образцами ордерная система,
четкость и геометрическая
правильность линий,
уравновешенность объемов и
планировки, выделяющиеся на глади
стен портики, колонны, статуи,
рельефы.
Ионический ордер
Дорический ордер
Коринфский ордер
В моду входят триумфальные
арки. Самой известной из них
является арка, прославляющая
заслуги императора,
сооруженная архитектором
Франсуа Шальгреном на
площади Звезды в Париже.
8.
Фальконе "Зима"Ж.А. Гудон. "Вольтер"
Фальконе, Этьен Морис
Грозящий Амур .
1755—57
Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и
сдержанностью, сглаженностью форм, спокойностью поз
(Э.Фальконе, Ж.Гудон).
9.
Основное развитие идеи классицизма получили воФранции в XVII в.
Перемены наступили с
воцарением Людовика IV и
созданием королевской
художественной Академией.
Если вначале искусство классицизма
являлось воплощением целостности,
величия и порядка, то к позднее оно
служило идеалам против тирании,
выражая идеалы наполеоновской
империи.
Своё художественное продолжение
классицизм нашёл в стиле ампир
(империя).
Гиацинт Риго
Портрет Людовика ХIV 1702
10.
зародилось в XVII веке воФранции, а в XVIII
превратилось в
господствующий стиль.
Термин «рококо»,
происходит от
французского «рокайль»
(украшение из раковин).
11.
Рококо это самый характерный для французов стиль, в немсконцентрировались особенности национальной психологии, образ жизни и
стиль мышления высшего класса.
Рококо — порождение исключительно светской культуры, прежде всего
королевского двора и французской аристократии.
Рококо - это пристрастие к изысканным и сложным формам,
причудливым линиям напоминающим силуэт раковины
12.
характерный для рококо мотив орнамента стилизованная раковина.13.
Маскарон фонтана. КраковМаскаро́н (фр. mascaron, итал. mascherone) — вид скульптурного украшения
здания в форме головы человека или животного анфас
14.
Характерные черты стиля рококо•Грациозность и лёгкость, затейливость, декоративная утончённость и
импровизация, тяга к экзотике;
•Орнамент в виде раковин и завитков, цветочных гирлянд, фигурок
амуров;
•Сочетание пастельных светлых и нежных тонов, с большим количеством
белых деталей и золота;
•Культ прекрасной наготы, чувственность и эротичность;
•Интригующая двойственность образов, переданная с помощью лёгких
жестов, полуоборотов, чуть заметных мимических движений;
•Культ малых форм, миниатюрность, любовь к мелочам и безделушкам.
15.
Живопись и скульптура рококоМейсенские статуэтки
Для рококо характерен уход от жизни в мир
фантазии, театрализованной игры,
мифологических сюжетов, эротических
ситуаций.
Скульптура и живопись изящны, декоративны, в них
преобладают галантные сцены.
Любимые героини — нимфы, вакханки, Дианы,
Венеры, совершающие свои нескончаемые
«триумфы» и «туалеты».
16.
Главные темы живописи рококо –изысканная жизнь придворной аристократии,
идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне природы,
мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий.
Жизнь человека мгновенна и быстротечна, а потому надо ловить
«счастливый миг», спешить жить и чувствовать. «Дух мелочей
прелестных и воздушных» становится лейтмотивом творчества многих
художников «королевского стиля.
Антуан Ватто. Гамма
любви.
Франсуа Буше. Госпожа де
Помпадур.
17.
Антуан Ватто18.
Франсуа Буше19.
Интерьер стиля рококо20.
Декоративно – прикладное искусство рококо• Мир миниатюрных форм
нашел свое главное
выражение в прикладном
искусстве — в мебели,
посуде, бронзе, фарфоре
Позднее стиль рококо был
«реабилитирован» романтиками,
импрессионисты приняли его за основу,
а для художников последующих
направлений послужил эталоном.
21.
22. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
Разум можетошибаться,
чувство –
никогда!
Жан Жак Руссо
«Сентиментализм»
(от англ.sentimental
чувствительный)
«Чувство» сентименталисты
сознательно
противопоставляют «разуму».
Чувство становится центральной эстетической категорией этого
направления
(для классицистов - разум).
23.
Основная идея• Мирная, идиллическая жизнь человека на лоне
природы.
• Резко противопоставляется деревня
(средоточие естественной жизни,
нравственной чистоты) городу (символу зла,
неестественной жизни, суеты).
• Новые герои – «поселяне» и «поселянки»
(пастухи и пастушки).
• Особое внимание уделяется пейзажу. Пейзаж
идиллический, сентиментальный: речка,
журчащие ручейки, лужок – созвучен личному
переживанию.
• Автор сочувствует героям, его задача –
заставить сопереживать, вызвать сострадание,
слезы умиления у читателя.
24.
25.
26.
27.
28. Представители сентиментализма
• Англия: Лоренс Стерн –«Сентиментальное путешествие».
Ричардсон – «Кларисса Гарлоу»
• Франция: Жан-Жак Руссо – «Юлия,
или Новая Элоиза»
• Россия: М.Н. Муравьев, Н.М.
Карамзин, молодой В.А. Жуковский.
29.
• Основная тематика – любовная.• Основные жанры – сентиментальная повесть,
путешествие, в лирике – идиллия или
пастораль. Эпистолярный жанр.
• Идейная основа – протест против
испорченности аристократического общества.
• Основное свойство – стремление
представить человеческую личность в
движениях души, мыслях, чувствах,
стремлениях.
• В основе эстетики – «подражание природе»
(как и в классицизме); элегические и
пасторальные настроения; идеализация
патриархального быта.
30. Черты сентиментализма:
• Уход от прямолинейности классицизма вобрисовке характеров и их оценке
• Подчеркнутая субъективность подхода к миру
• Культ чувств
• Культ природы
• Культ врожденной нравственной чистоты,
неиспорченности
• Утверждается богатый духовный мир
представителей низших сословий.
31.
В.Л.Боровиковский(1757 - 1825г)– гений
сентиментализма
Не титла славу нам сплетают,
Не предков наших имена,
Одни достоинства венчают
И честь венчает
нас одна...
М.М.Херасков
32.
В.Л.БоровиковскийПортрет великой княжны
Александры Павловны
В.Л.Боровиковский
Портрет Елены
Александровны Нарышкиной
В.Л.Боровиковский
Екатерина вторая в
Царкосельском Лицее
33.
В.Л. Боровиковский.Портрет М.И.Лопухиной
ШЕДЕВР СЕНТИМЕНТАЛИЗМА
34.
Задание на домГл. 6, творческая мастерская упр.1 стр.63