23.68M
Категории: БиографииБиографии МузыкаМузыка

Петр Ильич Чайковский

1.

Петр Ильич Чайковский
1840 - 1893
180 лет
со дня рождения
Избранные страницы
жизни и творчества…
Выполнила: Бабушкина Любовь
Преподаватель: Правиковская Т.С.

2.

«Я желал бы всеми силами
души, чтобы музыка моя
распространилась, чтобы
увеличивалось число людей,
любящих ее, находящих в
ней утешение и подпору».

3.

Вклад П.И. Чайковского
в музыкальное искусство
П.И. Чайковский, вобрав в себя лучшие достижения
европейской и русской культуры, опираясь на русское народное
творчество и городской романс XXI века, создал классические
образы русского музыкального искусства.
Он создал лирическую оперу, русский классический
балет; его фортепианные и скрипичные концерты являются
большим вкладом в мировую камерно-инструментальную музыку.
По–новому зазвучали его фортепианные миниатюры и лирические
романсы.

4.

В произведениях Чайковского часто звучат танцевальные ритмы, особенно ритмы
вальса, и не только в его балетах, но и в симфониях, операх, камерно-инструментальной и
вокальной музыке. Подобно Глинке Чайковский воспринял песенную и танцевальную
мелодику других народов: украинского, итальянского, французского.
Труден и мучителен путь Чайковского как оперного композитора. Он стремился к
созданию лирической оперы, основанной на реалистическом восприятии жизни, не
претендующей на занимательность внешнего действия и изображающей не
идеализированных романтических героев в необычайных обстоятельствах, а людей близких
к современникам. Художественный результат был достигнут только в пятой опере - опере
«Евгений Онегин».
В отличие от опер уже в первых симфонических произведениях Чайковский нашел
свой оригинальный язык и стиль. Уже в первой симфонии рождается новая трактовка
симфонического цикла, новые приемы инструментовки и смелость гармонических планов.
Создается индивидуальный мелодический стиль.

5.

Характеристика творчества
Музыка Чайковского лирична.
Основным средством выразительности является развернутая мелодия. Мелодия включает в
себя и широкий напев русской народной песни и напевно-декламационную выразительность
человеческой речи.
Музыку Чайковского отличают простота и доступность при высоком профессиональнохудожественном мастерстве.
Гармония и форма у Чайковского определены содержанием. Гармония богата и разнообразна,
но без обилия красочных деталей, все подчинено напряженности и динамизму, непрерывности
развития.
Широко используется секвенционный тип развития.

6.

Симфоническое
творчество
Симфоническая музыка занимала большое место в творчестве Чайковского
на протяжении всей его жизни. Первым его значительным произведением в
этой области явилась увертюра «Гроза» по драме Островского, последними
явились Шестая симфония и Третий фортепианный концерт, написанные
незадолго до смерти.

7.

В русской музыке XIX века только Чайковскому удалось поднять симфонию, по выражению Б.В. Асафьева, на
уровень «эмоциональной философии в звуках». Лирическая природа его симфонизма, психологизм, опора на
жанровую конкретность образов, тяготение к обобщенно-понимаемой программности выявлены средствами
действенного и динамического симфонического метода.
В письме к Танееву Чайковский называл симфонию «самой лирической из музыкальных форм», а в письмах к
фон Мекк, подчеркивая ее преимущества, писал о большом просторе для фантазии. Ощущая симфонию как
«лирическую исповедь души, на которой много накипело», а создание ее - как «чисто лирический процесс»,
Чайковский в первую очередь отражает сложную психологическую, эмоциональную жизнь человека.
На протяжении всего творческого пути Чайковскому свойственно воплощать в своих симфонических
произведениях острые конфликты противоборствующих сил. И эта особенность сближает непрограммную и
программную инструментальную музыку Чайковского.
Важнейшая черта симфонической музыки Чайковского - взаимодействие ёе с оперным жанром.
Симфоническое действие имеет приметы сюжетного развития, конфликтность образов в нем подчеркнута.
Воздействие приемов оперной драматургии заметно в кульминационных моментах, особенно драматического и
трагедийного характера. Таковы кульминации первых частей четвертой и шестой симфоний, внедрение темы рока
в медленную часть пятой симфонии. Влияние оперы на симфонии выявилось в характере тематизма и
особенностях его развития. Оно четко обозначилось в тематизме лирического типа с широким мелодическим
развертыванием и одновременно в интонациях декламационного типа, близких речевой выразительности оперного
речитатива.

8.

Большинство
симфонических
произведений
Чайковского
программны. На это указывает наименование произведений или
отдельных его частей. Как например, симфония «Зимние грезы» и
увертюра «Ромео и Джульетта». В симфонии «Манфред» дано
большое словесное изложение программы. Программный замысел 6-й
трагической симфонии не был обнародован, но в момент написания,
по-видимому, имел для композитора большое значение. После первого
исполнения в октябре 1893 года в Петербурге он ее назвал
«Патетической», она является музыкальным обобщением извечного
трагического противоречия жизни и смерти.
В избрании литературных сюжетов для программного сочинения
сказывалась драматическая природа дарования композитора.
Центральной задачей для него становилось воплощение идеи, главного
конфликта литературного произведения. Чайковский вошел в историю
развития мирового симфонизма как . создатель лирико-драматических,
лирико-трагедийных симфоний. В своих инструментальных
произведениях он возродил бетховенские принципы обобщения идей и
образов в больших симфонических масштабах.

9.

Среди различных по жанру симфонических произведений ведущее
значение имеют 6 симфоний, симфония «Манфред» и одночастные
программные увертюры и поэмы – «Фатум», «Ромео и Джульетта», «Буря»,
«Франческа да Римини», «Гамлет», «Воевода».
Выдающиеся произведения - четвертая и пятая симфонии. В жанре
симфонии решается основной вопрос философских исканий композитора - о
смысле человеческого существования. Чайковский был убежден, что
симфоническое произведение дает возможность с большой свободой и без
всяких ограничений отразить процесс развития художественной идеи. Как
подлинный драматург он стремился к концентрированному выражению
основного конфликта посредством столкновения и развития музыкальных
образов.
В музыке все это находит отражение в преобразовании,
противопоставлении и взаимодействии различных музыкальных тем.
Контрасты между темами проявляются и в мелодии, и в гармонии, и в
оркестровых тембрах.

10.

В шестой симфонии Чайковский-симфонист выступил как
художник, который подвел итог симфонизму XIX века, осмыслив в
философском и эмоциональном плане главные тенденции
классического и романтического искусства, как современнейший из
композиторов своей эпохи. Музыка этой эпохи отличается
предельной эмоциональной насыщенностью, остротой контрастов и
яркой образностью.
Чайковский в этой симфонии отказывается от приемов
лейтмотивизма, использованных в четвертой и пятой симфониях, но
он насыщает симфонию интонационными связями, придающими ей
большую внутреннюю целостность. Завершается симфония
скорбным финалом. Разнообразный круг жанровых элементов
претворен в оркестровых сюитах, серенаде для струнного оркестра,
«Итальянском каприччио».

11.

12.

Оперное
творчество
«Опера, именно только опера, сближает Вас с людьми, роднит
Вашу музыку с настоящей публикой, делает Вас достоянием не
только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных
условиях - всего народа» - писал Чайковский.

13.

Опера в его творчестве занимает большое место. Композитором написано 10 опер:
«Воевода». «Ундина» (впоследствии уничтоженные, как не соответствующие его
требованиям), «Кузнец-Вакула», опера в последующем изменении получившая
название «Черевички»; 3 оперы на исторический сюжет - «Опричник», «Мазепа».
«Орлеанская Дева»; опера «Чародейка»; светлая, жизнеутверждающая лирическая
«Иоланта». Вершиной оперного творчества Чайковского являются оперы «Евгений
Онегин» и «Пиковая дама».
Большинство опер - это лирико-психологические драмы, в основе которых жизнь
человека, мысли, чувства.
Чайковского привлекали «сюжеты в коих действует настоящие, живые люди,
чувствуют также, как и я». Композитор последовательно придерживался продуманных
принципов оперного жанра. Впитав многообразные стили и направления европейской
и русской музыки, Чайковский создает новый тип реалистической оперы.
Главным условием оперы Чайковский считал правдивость характеров и ситуаций.
Сюжет должен передавать одно сильное чувство - любовь, ревность, патриотизм». В
основе опер Чайковского лежит сложный конфликт. Композитор считал, что либретто
должно быть сжатым, передающим основную идею.

14.

Ведущей в операх Чайковского является мелодия, оркестр не заглушает певца,
но активно участвует в развитии оперы. В его операх гармонично сочетаются
симфоническое развитие и замкнутые оперные формы - арии, дуэты, хоры,
ансамбли.
Большое значение Чайковский придавал яркой индивидуальной характеристике
героев и показу образов в развитии. Богатство и выразительность вокальной
партии соединяются в операх Чайковского с напряженным симфоническим
развитием, позволяющим передавать динамику душевных состояний. Вместе с тем
он с большим вниманием относился к законам сцены, добивался тщательной
обрисовки бытового или исторического фона, считая, что оперу надо «не только
слушать, но и смотреть».
К законченному воплощению своего оперного идеала Чайковский пришел не
сразу. В «Евгении Онегине», написанном в 1878 году по поэме А.С. Пушкина
впервые удалось воплотить свой эстетический идеал «интимной, но сильной
драмы» из жизни обыкновенных людей, создав глубоко жизненное
произведение.

15.

Оперное творчество последнего периода открыло новую
страницу в истории музыкального театра. «Послеонегинские оперы»:
«Орлеанская дева», «Мазепа», «Чародейка» имеют общие черты. Теперь
психологическая драма героев выражена в очень сложном «внешнем»
действии, содержание насыщено конфликтами, внезапными поворотами,
параллельными сюжетными линиями. Возрастает роль народных
массовых сцен.
Личная драма и народная взаимосвязаны. Это главная черта
оперной драматургии этого периода новые свойства опер многогранность
характеров
героев,
введение
второстепенных,
эпизодических лиц и контрастное сопоставление образов. Но главное
новое качество-введение монодраматического принципа в сложную
многосоставную драматургию оперы. Всё действие подчинено развитию
одного центрального образа, музыкальная характеристика которого
выступает на первый план и влияет на всё остальное.
Сильнее всего это проявилось в предпоследней опере «Пиковой даме», написанной в 1890 году на сюжет Пушкина. Как
образец оперной драматургии Чайковского «Пиковая дама» ближе к
опере «Евгений Онегин». Чайковский как бы возвращается к показу
интимный драмы, но преломляет ее в трагедийной концепции. Все
действия направлены на показ развития трагедии главного героя.

16.

«Пиковая дама» - вершина оперного творчества Чайковского,
шедевр русской и мировой классики, по мастерству, по единству и цельности
развития представляет уникальное явление.
Образы повести Пушкина он изменил, но сущность пушкинского
произведения осталась - повесть и опера основаны на внутренних
конфликтах и вместе с тем на взаимоотношениях героя и окружающего
общества. Однако характер Германа, его отношения с окружающими, борьба
в его душе двух враждебных сил - пагубной страсти к карточной игре и
любви к Лизе - стали у Чайковского иными.
Чайковский в этой опере утверждает принципы драматического
симфонизма, которые проявляются в наличии конфликтных интонационных
комплексов, постепенности музыкальной трансформации образов,
длительного развертывания формы, проходящей через ряд стадий,
образующих волнообразное развитие, в использовании приемов
динамических реприз.
В драматургии «Пиковой дамы» ярко отразилось использование приемов
развития инструментально-симфонической музыки в опере. Новый тип
оперной драматургии потребовал и особого тематизма. Три основные
лейттемы служат выражению основной идеи. Особое значение в
симфоническом развитии имеет интродукция - сжатый симфонический
вариант оперы.

17.

18.

Балеты
П.И. Чайковский считал, что если содержанием оперы должна быть
реальность и правдивость, то содержанием балета должна быть сказка,
волшебный вымысел.

19.

Обращение П. И. Чайковского к жанру балета не случайно. Его
дарованию свойственно ощущение пластичности музыки. Нередко в
его операх, симфониях, романсах используются танцевальные
ритмы. ; Балеты Чайковского открывают историю русского
классического балета. До Чайковского музыка в балете играла
вспомогательную роль. В его балетах именно музыка в единстве с
танцем
стала
выразителем
содержания.
Это
подлинно
драматические произведения.
Музыка каждого -танца, оркестровые эпизоды между ними
соединены не механически, а определены содержанием. Чайковский
в балете не нарушает традиции, но изменяет смысл музыки. Все
классические формы подчинены раскрытию основной темы.
Композитор подходит к балету как к симфоническому
программному произведению. Принципы симфонизации балета - в
этом заключается реформа Чайковского. «Ведь балет - та же
симфония» - писал композитор. Драматические принципы оперы и
симфонии перенесены в балет - сквозное музыкальное развитие,
яркие индивидуальные характеристики, лейтмотивное развитие,
единство целого.

20.

Чайковским написаны три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Сюжеты всех балетов
сказочные. Первый балет «Лебединое озеро» сочинен в 1876 году театральным деятелем Бегичевым и хореографом
Гельцером.
Второй балет «Спящая красавица» /1889/ - монументальная хореографическая симфония, написанная по сказке
Перро.
Третий балет Чайковского «Щелкунчик» /1892/ - написан на сюжет сказки Гофмана. Все балеты объединяет
основная идея - торжество добра над злом.
К числу лучших произведений Чайковского в 70-е годы, наряду с оперой «Евгений Онегин» и «Четвертой
симфонией, относится балет «Лебединое озеро», романтическая повесть о любви и верности. Написан балет в 1876
году, первое исполнение состоялось в 1877 году.
Музыкальный критик Г. А. Ларош по поводу балета «Лебединое озеро;» писал: «Мелодии, одна другой
пластичнее, льются, как из рога изобилия». Поэтическое содержание и вдохновенная музыка балета определили его
популярность, растущую с каждым годом.
Чайковский не разрушая традиций балетного жанра, сумел создать новаторское произведение. Несмотря на
традиционную замкнутость .отдельных эпизодов, танцев создана музыка проникнутая единым лирическим
содержанием. Последовательное проведение основной трагической темы, лейтмотива Одетты, создает непрерывное
развитие и симфоническую целостность. Эта тема появляется в различные моменты балета, видоизменяясь от
нежной лирически светлой к трагической

21.

Балет «Лебединое озеро» (1876г.)

22.

Балет «Спящая красавица» (1889г.)

23.

Балет «Щелкунчик» (1892г.)

24.

Камерно-инструментальные
и вокальные произведения

25.

Во всех жанрах камерно-вокальной и инструментальной
музыки мы находим общие черты: драматизм его произведений,
национальный мелодический язык, связь с русской народной
песней и бытовым романсом, использование жанров танцевальной
музыки, любовь к родной природе, показ внутреннего, душевного
мира человека.
В области камерно-инструментального творчества Чайковским
написано 3 квартета. Выдающимся камерным произведением
является трио, написанное на смерть Н. Г. Рубинштейна.
Чайковским было написано множество фортепианных
произведений. Это три концерта, фантазия, соната, свыше 100
фортепианных сочинений.
В фортепианных произведениях Чайковский выражает свои
лирические настроения, даёт музыкальные зарисовки природы,
бытовых народных сцен. Наиболее известны его «Детский альбом»,
цикл пьес «Времена года», пьесы «Ната-вальс», «Сентиментальный
вальс», «Романс».

26.

Особое место в творчестве П.И. Чайковского
занимает фортепианный цикл «Времена года»
Он был написан Чайковским по
заказу издателя петербургского журнала
«Нувелист» Н.М. Бернарда в течение 1876
года. В них любимые темы Чайковского –
лирика русской природы и лирика души,
размышления о жизни и о себе, мечты о
счастье, светлая радость, грусть и печаль.
Двенадцать пьес, образующих
календарный год, - это не столько
зарисовки
природы,
сколько
размышления о жизни человека и его
гармонии с природой, лирический
дневник
самого
композитора,
влюбленного в природу.

27.

В цикл «Времена года» входит 12 пьес, по числу месяцев в году. Это
образы и картины русской природы, данные в характерном для
Чайковского лирическом плане. Но не только картины природы даны в
пьесах, композитор передает музыкой чувства человека, которые
вызывает у него природа.
К каждой пьесе дается стихотворный эпиграф. Подбирая эпиграфы к
пьесам, Чайковский обращается к творчеству русских поэтов - Пушкина,
Толстого, Вяземского, Фета, Майкова. Интересны названия пьес. Зима
связана с отдыхом и праздничным весельем ГУ камелька»,
«Масленица'7, лето связано с крестьянским трудом /»Жатва», «Песнь
косаря»/.
В пьесах встречаются разнообразные черты фортепианного стиля
Чайковского, но главную роль играет широкая мелодия песенного склада,
в которой слышатся интонации русского романса и русской народной
песни. В мировой фортепианной литературе нет произведения, в котором
так гениально просто передан круговорот сменяющихся месяцев, жизни
природы и людей.

28.

«Охота». Сентябрь.
Охота - это слово, как и во всех
других языках, означает промысел диких
животных. Однако само слово происходит
в русском языке от слова “охота”,
означающего желание, страсть, стремление
к чему-то.
Охота - очень характерная деталь
русского быта XIX века. Этому сюжету
посвящены многие страницы произведений
русской
литературы.
Вспоминаются
описания охоты о романе Л.Толстого,
рассказах и повестях И.Тургенева, картины
русских художников. Охота в России всегда
была уделом людей страстных, сильных и
проходила очень шумно, весело, в
сопровождении охотничьих рогов, со
множеством охотничьих собак.
Охота в дворянских поместьях в
XIX веке, в осенние месяцы, была не
столько необходимым промыслом, сколько
забавой, требовавшей от ее участников
мужества, силы, ловкости, темперамента и
азарта.
«Подснежник» Апрель.
Подснежник - так называются
растения, которые появляются сразу
после
схода
зимнего
снега.
Трогательно после зимней стужи,
мертвой, безжизненной поры выглядят
небольшие
голубые
или
белые
цветочки, появляющиеся сразу после
таяния зимнего снега. Подснежник
очень любим в России. Он почитается
как символ новой нарождающейся
жизни. Ему посвящены стихи многих
русских поэтов.
Пьеса
"Подснежник"
построена на вальсообразном ритме,
вся проникнута порывом, взлетом
эмоций.
В
ней
проникновенно
передано
то
волнение,
которое
возникает при созерцании весенней
природы, и радостное, скрытое в
глубинах души, чувство надежды на
будущее и затаенного ожидания.

29.

Струнный квартет № 1
С.А. Рачинский
(1833- 1902)
Струнный
квартет

1
Чайковского посвящен С.А. Рачинскому.
Любовь к музыке, высокая человеческая
культура , простота и искренности Сергея
Александровича влекли к нему великого
композитора. Ученый –ботаник написал
либретто для опер Чайковского «
Мандрагора» и «Раймонд Люллий». А
композитор в свою очередь ввел в
фантастическую оперу « Мандрагора «Хор
цветов и насекомых».
Квартет № 1 , ре мажор, в
четырех
частях,
сочинен
и
инструментирован в феврале 1871 года в
Москве
для
авторского
концерта,
устроенного по совету Н.Г. Рубинштейна в
Малом зале Благородного собрания 16
марта того же года. Исполнители: Ф. Лауб,
И. Прянишников, Л. Минкус,
В. Фитценхаген.

30.

Секстет
«Воспоминание о Флоренции»
Секстет «Воспоминание о Флоренции» для двух скрипок, двух
альтов т двух виолончелей ор. 70, ре-минор, в четырех частях, сочинен в
июне 1890 года во Фроловском, инструментован там же в июне того же
года. Переработан в ноябре – январе 1891 – 1892 гг. в селе Майданово.
Посвящен Петербургскому обществу камерной музыки.
Секстет принадлежит в творческом наследии Чайковского к
той же примечательной группе сочинений, которая связана с тем, что
композитор писал музыку, посвящая ее местам своего пребывания,
которые как-то особенно вошли в его жизнь, которые ему были
сердечно дороги.
Одним из таких мест была Флоренция, место, где Чайковский
неоднократно бывал, где он с интересами знакомился с красотами
итальянских памятников,, итальянских пейзажей, где ему очень хорошо
работалось. Последние пребывание во Флоренции стала весна 1890 года,
когда Чайковский в небывало короткие сроки, всего за 44 дня написал в
эскизах свое любимое детище – оперу «Пиковая дама». Завершив оперу
и перевернув последнюю страницу эскизов, Чайковский делает
наброски и помечает: «Секстет».

31.

Трио «Памяти великого художника»
Н.Г. Рубинштейн
(1835-1881)
С.В. Рахманинов
( 1873-1943)
Создание трио «Памяти великого
художника»
- это
памятник
дружбе двух больших музыкантов:
И.И.
Чайковского
и
Н.Г.
Рубинштейна.
Сочинение
Чайковского
посвящено
памяти
его
безвременно ушедшего друга и
наставника. Впоследствии памяти
Чайковского
напишет
свое
Элегическое
трио
молодой
Рахманинов.
Таким
образом
Чайковский своим трио заложил
традицию эпитафных трио, что
получило
продолжение
в
творческой
практике
композиторов XX века.

32.

Концерты и
концертные пьесы
Выдающийся вклад внесен Чайковским в развитие концертного жанра.
Его концерты для фортепиано с оркестром, концерт для скрипки с оркестром,
вариации для виолончели с оркестром на тему рококо принадлежат к лучшим
образцам этого жанра в мировой музыкальной литературе.

33.

Первый концерт для фортепиано с оркестром
Концерт – это музыкальное произведение, основанное на
сопоставлении, состязании одного или (реже) нескольких
солирующих инструментов и всего оркестра.
Первый концерт для фортепиано с оркестром был
написан в 1875 году. Он предназначался Чайковским для
исполнения Н.Г Рубинштейну.
Однако пианист посчитал концерт чрезмерно сложным и
неудобным для исполнения. Чайковский отказался
переделывать концерт. Правда, изменил посвящение, сделав
его Гансу фон Бюлову, знаменитому немецкому пианисту,
ученику Ф. Листа. Бюлов исполнил концерт впервые в США,
в Бостоне.
В России концерт впервые исполнил С.И. Танеев. Он же
в одном из писем назвал его первым русским фортепианным
концертом, что соответствовало действительности. Именно
Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского
стал первым классическим образцом этого жанра на русском
языке.

34.

Вариации на тему рококо
для виолончели с оркестром
В письмах и дневниках Чайковского почти нет сведений о
создании «Вариации на тему рококо»». Единственным
свидетельством о времени сочинения
Вариаций является
фраза в письме к брату Анатолию Ильичу от 15 декабря 1876 г.:
«Пишу вариации Cello soloс оркестром». Но в это время
Чайковский довольно много сочинял. Объясняя А.И. и Л.В.
Давыдовым свой отказ приехать в Каменку на Рождестве,
Чайковский писал 18 декабря 1876 г.
«… набралось много работ и в том числе заказанных за деньги,
которые очень удобно будет кончить во время свободных
нескольких дней.»
Можно предположить, что сочинение «Вариаций» Было
завершено в конце года или в самом начале следующего (1877).
Вероятно, клавир в ближайшие месяцы был передан
известному виолончелисту, профессору Московской консерватории,
другу композитора В. Фитценхагену для уточнения штрихов,
аппликатуры, слов…

35.

Концерт для скрипки с оркестром
Посвящен А. Бродскому.
Ко времени создания Чайковским Концерта для
скрипки с оркестром (1878 год), он уже был автором
нескольких произведений в концертном жанре, в том
числе и для скрипки с оркестром. Им были
написаны И Первый концерт для фортепиано с
оркестром, И Вариации на тему рококо для
виолончели с оркестром, пьесы для скрипки с
оркестром «Меланхолическая серенада» и Вальс
Скерцо.
Весна 1878 года была
для Чайковского
временем знаменитым. Он постепенно выходил из
душевного кризиса, вызванного женитьбой в 1877
году и последовавшей за ней сильнейшей
депрессией.
Приезд к Чайковскому, находившемуся тогда в
Кларане, его ученика, друга, к которому он
испытывал сердечную привязанность. И. Котека,
послужил поводом к созданию скрипичного
концерта.
А.Д. Бродский
(1851 – 1929)
И.И. Котек
(1851 – 1885)

36.

Музыка для детей

37.

Сочинение «Детского альбома» - это первое
обращение композитора к детской теме. Альбом
посвящён любимому племяннику композитора
Володе Давыдову – глухонемому мальчику.
Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате
«терзает» гаммы и этюды юный «пианист». Ему
стало жаль малыша, и он решил написать цикл
легких фортепианных пьес, разнообразных по
характеру, пьес легких, запоминающих, с
интересными названиями.
«Детский альбом» - это цикл из 24 пьес для
фортепиано. На титульном листе первого издания:
«Посвящается Володе Давыдову.
Детский альбом. Сборник легких пьес для детей.
В.Л. Давыдов
(1871 – 1906)

38.

Исследуя творчество Чайковского, музыковеды
приходят к выводу о том, что Чайковский, создавая этот
цикл,
кроме
обогащения
детского
репертуара
разнообразными по содержанию пьесами, параллельно
рисовал два сюжета: первый из них отражает явную и
очередную жизнь ребенка на протяжении одного дня, а
второй, скорее скрытый сюжет, символизирует жизнь
человека от рождения до ухода. Порядок пьес в автографе
(оригинале) Чайковского был несколько иным, чем в
последних изданиях.
В таком порядке номеров альбом приобретает
логическую последовательность и цикличность, что
соответствует авторскому замыслу. Изучив рукопись
самого Петра Ильича, музыковеды утверждают, что
«Детский альбом» – это цельное произведение, цикл,
обладающей определенной программой.

39.

16 песен для детей, ор. 54
Мысль о сочинении сборника «Детских песен» зародилась у
Чайковского в 1881 году. 7 мая он писал своему издателю П.И.
Юргенсону, что ему необходим сборник детских К.К, Альбрехта,
просил выслать. До этого, по-видимому, в самом конце 1880 г. Или в
начале 1881 г.) им была написана и почти сразу издана Юргенсоном
«Детская песенка» («Мой Лизочек»), которая позднее вышла
сборника ор.54.
Чайковский к тому времени уже был автором «Детского
альбома» для фортепиано ( ор.39, 1878). 15 февраля 1881 года он
получил подарок с надписью автора книгу стихов А.Н. Плещеева
«Подснежник».
Возможно, этот подарок натолкнул композитора на мысдь от
создании альбома песен, аналогичного уже созданному
фортепианному сборнику. Тем более, что в томике Плещеева было
множество стихов о детской жизни или посвященных детям,
назидательным сюжетам.
На томике была примечательная надпись: «Петру Ильичу
Чайковскому в знак уважения и благодарности за его прекрасную
музыку на мои плохие стихи». Чайковский уже был к тому времени
автором нескольких романсов на стихи Плещеева.
П.И. Юргенсон
(1836 – 1904)

40.

Романсы
Романсы составляют значительную и богатейшую часть
творчества Чайковского. И в них проявилась новаторская природа его
дарования. На протяжении всей жизни он писал романсы, поэтому
они отражают основные вехи его эволюции.

41.

Чайковский обогащает жанр романса приемами развития свойственными
оперной и симфонической музыке. Это проявляется во внедрении
симфонизма в малую форму, в переосмыслении традиционных романсных
форм. Формы простые. Характерно развитие образа в тесном
взаимодействии вокального и инструментального начал. Есть лирические
миниатюры («Средь шумного бала») и лирический романс большого
развития.
Более ста романсов написано Чайковским. Они различны по настроению:
радостны и светлы такие романсы как «То были раннею весной», «День ли
царит», драматичны романсы «Ночь», «Снова, как прежде, один». Ряд
романсов связаны с темой природы («Благославляю вас, леса», «Растворил я
окно»). Глубоко и правдиво переданы различные чувства и настроения.
Ведущей является лирическая тема.
Тексты романсов принадлежат различным поэтам, в основном русским:
А. Толстой, Пушкин, Фет, Майков и другие.
В романсах, также как и в операх, Чайковский находит верный,
соответствующий тексту и характеру мелодический образ.

42.

Характерной чертой романсного стиля Чайковского является сочетание
широкой певучей мелодии с речевой выразительностью, а также единство ритма на
протяжении всего произведения.
Большую роль играет фортепианная партия,
которая дополняет вокальную партию, создавая яркий цельный образ - настроение...
Наряду с романсами Чайковским написано 16 песен для детей, среди которых
известны песни «Травка зеленеет», «Колыбельная в бурю», «Мой садик».
Выразительный поэтически-музыкальный образ создается в романсе на слова
А. Толстого «Средь шумного бала». Этот романс, написанный в ритме вальса, тонкая лирическая миниатюра. В романсе вокальная партия разграничена на
отдельные четкие фразы, совпадающие с синтаксическим подразделением
словесного текста, происходит сочетание мелодического распева с речевой
выразительностью. Большая законченность целого достигается посредством
интонационного объединения различных мелодических фраз.
Романс написан в трехчастной форме при интонационном единстве всего
произведения. Вступление и заключение фортепианной партии также придают
завершенность всему романсу.

43.

Одно из самых трагических произведений Чайковского последних лет
его жизни - это романс «Снова, как прежде, один», который входит в цикл
романсов слова поэта Ратгауза. Музыка передает глубокую скорбь
одинокого человека. Выражено это очень просто, лаконично.
В романсе «Снова, как прежде, один», как и во всем вокальном
творчестве, Чайковский стремится к органичному взаимодействию голоса и
фортепиано. Фортепианная партия играет равную с голосом роль.
Выразительная вокальная партия в диапазоне терции, однообразное
повторение секундовых интонаций, «обреченность» в фортепианной
партии передают состояние безнадежного оцепенения.

44.

Наследие П. И. Чайковского
ОПЕРЫ
«Воевода» (1868) «Ундина» (1869) «Опричник» (1872)
«Кузнец Вакула» (1874), 2-я ред. — «Черевички» (1885)
«Евгений Онегин» (1878)
«Орлеанская дева» (1879)
«Мазепа» (1883)
«Чародейка» (1887)
«Пиковая дама» (1890)
«Иоланта» (1891)
БАЛЕТЫ
«Лебединое озеро» (1876)
«Спящая красавица» (1889)
«Щелкунчик» (1892)
МУЗЫКА К ТЕАТРАЛЬНЫМ СПЕКТАКЛЯМ
«Снегурочка» (1873)

45.

СИМФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Первая симфония «Зимние грезы» (1866)
Вторая симфония (1872, ок. ред. — 1879)
Третья симфония (1875)
Четвертая симфония (1877)
«Манфред» (1885)
Пятая симфония (1888)
Шестая симфония — «Патетическая» (1893)
УВЕРТЮРЫ-ФАНТАЗИИ
«Ромео и Джульетта» (1869, 2-я ред. — 1870,
3-я ред. — 1880) «Гамлет» (1888)
ФАНТАЗИИ
«Фатум» (1868)
«Буря» (1873)
«Франческа да
Римини» (1876)
УВЕРТЮРЫ (ВСЕ
ГО 5)
«Гроза» (1864)
«1812 год» (1880)
ДРУГИЕ СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ
ОРКЕСТРА
«Итальянское каприччио» (1880)
«Серенада для струнного оркестра»
(1880)
«Воевода» — баллада (1891)
4 оркестровые сюиты (1879, 1883, 1884,
1887)
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ И
КОНЦЕРТНЫЕ ПЬЕСЫ
3 концерта для фортепиано с оркестром
(1875, 1880—1893, 1893)
Концерт для скрипки с оркестром (1878)
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром
(1876)
«Меланхолическая серенада» (1875)
«Вальс-скерцо» (1877)

46.

ХОРОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
4 кантаты, в том числе «Москва» (1883)
«Литургия Иоанна Златоуста» (1878)
«Всенощное бдение» (1881)
Хоры a cappella: «Соловушко», «Ночевала тучка золотая», «Вечер» и др,
КАМЕРНЫЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ
3 струнных квартета (1871, 1874, 1876)
Фортепианное трио «Памяти великого художника» (1882)
«Воспоминание о Флоренции», струнный секстет (1892)
ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Свыше 100, в том числе: Романс фа минор ор. 5,
Вальс фа-диез минор ор 40, «Ната-вальс», «Думка»,
«Детский альбом» (24 легкие пьесы, 1878),
«Времена года» (1876), Соната до-диез минор,
Большая соната соль мажор, Шесть пьес ор. 19, Шесть пьес ор. 51, 18
пьес ор. 72.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СКРИПКИ С ФОРТЕПИАНО
«Размышление», «Вальс-скерцо», «Мелодия» ор. 42
КАМЕРНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Свыше 100 романсов (ор. 6, 25, 27, 28, 38, 47, 54, 57, 60, 63, 65, 73)
Шесть дуэтов ор. 46

47.

Произведения Чайковского стали мировой классикой. Оперы исполняются на многих языках мира.
Каждые 4 года проводится конкурс имени Чайковского, в котором участвуют музыканты всего мира.
Творческое наследие Чайковского вошло неотъемлемой частью в мировое искусство уже при его
жизни, с конца XIX века, в XX веке популярность музыки Чайковского достигла огромных размеров.
Воздействие наследия Чайковского на XX век сказалось не только посредственно через его
творчество, но и через те традиции его творческой и общественной деятельности, которые развились и
укрепились музыкантами следующих поколений.
Чайковский внес новое почти в каждую область музыкального искусства. Принципы симфонизма
композитора развивались в творчестве многих последующих композиторов. Это воздействие проявилось:
в идейно-образном содержании музыкальных произведений, в творческом методе композиторов, в
особенностях музыкальной драматургии и средств выразительности.
Особое влияние творчество Чайковского оказало на исполнительскую культуру XX века - на развитие
музыкального театра, на дирижерское и исполнительское искусство. Воздействие проявилось в усилении
внимания к психологическому началу и к процессу воспроизведения, развития образа.
Музыка Чайковского принадлежит к тем явлениям искусства, которые имеют непреходящее значение в
истории культуры всего человечества.
English     Русский Правила