Похожие презентации:
Творческий путь Якова Протазанова
1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЯКОВА ПРОТАЗАНОВА
2. Полная фильмография
115 фильмовс 1909 по 1943
(27 лет)
по 4 фильма в год
КТО он?
3. РЕЖИССЁР
Русский и советский
кинорежиссёр
сценарист
актёр
Один из тех, кто стоял
у истоков российского
кинематографа.
Заслуженный деятель
искусств РСФСР (1935)
и Узбекской ССР (1945).
4. Не всё сохранилось!..
1909-1916 не сохранилось ничего (65фильмов)
Только «ПИКОВАЯ ДАМА» (1916)
1916-1917 не сохранилось ничего
1918 не сохранились 3 фильма,
но и сохранились 3 фильма:
1918 Богатырь духа (6 ч., 1440 м.)
1918 Горничная Дженни (6 ч.,
1793 м.)
1918 Отец Сергий (7 ч., 1920 м.)
1918-1919 не сохранились 9 фильмов
1919-1943 сохранились все
5.
«Песня каторжанина» (1911)«Песнь о вещем Олеге» (1911)
«Анфиса» (1912)
пользовались большим успехом.
Критика того времени:
особая тональность,
любовное отношение к русской
истории
глубина съёмочных кадров
применение средних и крупных
планов.
6.
1912-19132 биографических фильма:
«Уход великого старца»
Немой х/ф Якова Протазанова и Елизаветы
Тиман по мотивам свидетельств о последнем
периоде жизни Льва Николаевича Толстого.
«Как хороши, как свежи
были розы…» о Иване Тургеневе.
Критика:
«…повседневная жизнь наших великих
художников ещё мало изучена и бедна
деталями, но и такая она производит сильное
впечатление».
7.
«Уход великого старца»/«Жизнь Л. Н. Толстого» (1912)Немой художественный фильм Якова Протазанова и Елизаветы Тиман по
мотивам свидетельств о последнем периоде жизни Льва Николаевича
Толстого.
Фильм не был выпущен в прокат в России после протестов семьи Толстого и
близких к нему людей (секретаря В. Г. Черткова). Показывался только за
рубежом.
«…воспроизведены совершенно неправдоподобные сцены, а те, которые
правдоподобны, в большинстве случаев представлены в диком и лживом
освещении. Гр. С. А. Толстая, В. Г. Чертков и другие лица, близкие к Льву
Николаевичу, были воспроизведены на экране в карикатурных и
оскорбительных для них положениях.»
«В Ясной Поляне». «Русское Слово», № 225 от 4 ноября 1912 г.
8.
В дореволюционном кино поставилоколо 80 фильмов
9.
"Пиковая дама" (1916)«один из лучших дореволюционных фильмов и
классический образец экранизации литературных
произведений»
"Отец Сергий" (1918)
Фильм имел значительный успех, ещё более упрочив
авторитет Протазанова, как постановщика, и Мозжухина,
как выдающегося актёра.
10.
НОВОЕ:Движущаяся камера при съёмках сцены, где Герман
идёт ночью по анфиладе комнат дома графини.
Характеризовало сильное волнение персонажа.
Тележек не было. Использовали пролётку. Для
кинокамеры.
Съёмки с новых ракурсов —
вид сверху в сценах, где Лиза смотрит из окна на
Германа
ночная съёмка при свете юпитеров, где Герман стоит
у гроба графини.
Некоторые современники не оценили:
«на экране получились движущиеся
комнаты, что резко нарушает впечатление
правдивости»
11.
«По словам очевидцев, это был подлинный шок.Когда зажгли свет, несколько мгновений публика
молчала и потом разразилась тем, что называют бурей
аплодисментов.
Это был своего рода результат десятилетней работы
русского кинематографа над фильмом-экранизацией.
И при сравнении „Отца Сергия“ с первыми
простодушными фильмами-лубками и
добросовестными иллюстрациями вырисовывается
творческий итог той школы классической
литературы, которую в кратчайший срок успело
пройти русское кино».
Н. М. Зоркая, «Русская школа экранизации:
Серебряные девятьсот десятые»
12.
Князь Степан Касатский - отец СергийИван Мозжухин
13.
1920вместе с группой актёров и режиссёров
кинофирмы И. Ермольева эмигрировал.
Работал во Франции: в кинофирмах Пате,
Гомон.
Работал в Германии: УФА.
С 1920 по 1923 год снял фильмы:
«За ночь любви»,
«Правосудие прежде всего»,
«Тень греха»,
«Паломничество любви»,
«Страшное приключение».
14.
1923 годувернулся в СССР
На фабрике «Межрабпом-Русь»
снял ряд известных
авантюрных и комедийных фильмов:
«Аэлита»
«Процесс о трёх миллионах»
«Белый орёл»
«Закройщик из Торжка»
«Праздник святого Иоргена»
«Насреддин в Бухаре»
15.
«Аэлита» (1924)Вольная экранизация
одноимённого
фантастического романа
А. Н. Толстого.
Инженер Лось создает космический корабль для
полета на Марс.
В полете его сопровождает красноармеец Гусев,
мечтающий немедленно организовать на Марсе
революцию, и детектив Кравцов, подозревающий
Лося в убийстве жены.
16.
Фильм был принят советской критикой довольно холодно.ХОТЯ
«Аэлита» в течение сентября 1924 года практически монопольно
показывалась в кинотеатре «Арс» на трёх сеансах с неизменным аншлагом.
Прокат продолжался до декабря. Всего 10 недель.
В октябре вышел на экраны в Ленинграде.
В ноябре пошёл в Ижевске и Казани.
В провинции гораздо меньше прокат —местные прокатчики разделили
длинный фильм на две серии, не предуведомив об этом зрителей. В результате
первая серия не вызвала у публики интереса, (длинное вступлением ко второй
части), а на вторую зрители просто не пошли.
Отказано в ходатайстве о вывозе фильма «Аэлита» за границу для
демонстрации
17.
Оригинальная фабула (межпланетная экспедиция), заложенная в романе А.Толстого, давала возможности для создания занимательного кинозрелища.
Причудливо переплетаются сочные бытовые сцены московской жизни первых
лет нэпа с фантастическими эпизодами –
полетом на Марс,
встреча земного"инженера с правительницей Марса Аэлитой,
попытка восстания "пролетарской части" марсиан против своих угнетателей
конец - благополучное возвращение межпланетной экспедиции на Землю.
18.
«Аэлита»,при всех её недочётах,
является одним из лучших научно-фантастических фильмов
эпохи немого кино.
Лишь полвека спустя (с появлением «Соляриса»)
советское кино
смогло предложить нечто столь же впечатляющее.
19.
СМОТРИМ ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА«Аэлита»
20.
«Процессо трёх миллионах» (1926)
Фильм создан по мотивам пьесы Умберто
Нотари «Три вора».
Успех в прокате, но критиками
воспринят неоднозначно.
Картина оценивалась как бесхребетная и
беззлобная.
Авторов обвиняли в чрезмерном
увлечении чисто комедийным началом.
21.
Много позже картина признана одной из вершин творчества ЯковаПротазанова и предтечей многочисленных работ в жанре эксцентрической
криминальной комедии.
СОДЕРЖАНИЕ
Чтобы провернуть очередную спекуляцию, банкир Орнано продает свой дом и на
время покидает город.
Его жена посылает возлюбленному записку с сообщением о том, что в доме
находятся три миллиона.
Записка попадает к авантюристу Каскарилье, но первым в эту ночь в дом
пробирается воришка Тапиока. создавая весьма благоприятную для своего
конкурента ситуацию.
И тут в доме, неожиданно для всех, появляется банкир...
22.
«Белый орёл» (1928)По мотивам повести Леонида Андреева
«Губернатор».
1905 год.
В одном из промышленных городов России
бастуют рабочие.
В окна губернаторского дома летят камни.
Губернатор отдает приказ открыть огонь, в
результате чего погибают трое детей.
С этого дня угрызения совести не дают ему
покоя...
23.
В фильме снимались два великихчеловека - Василий Иванович Качалов
(единственная кинороль) и Всеволод
Мейерхольд.
24.
25.
«Закройщик из Торжка»(1925)
26.
Россия. Город Торжок Тверской губернии.Времена НЭПа
Главный герой - Петя Петелькин.
Работает в швейной мастерской вдовы
Ширинкиной.
Вдова решает женить на себе Петю.
Петя не против. Готовится к свадьбе.
Идет за подарком, а в результате
приобретает
облигацию государственного займа.
На облигацию выпадает крупный выигрыш.
Но теперь все хотят облигацию получить.
Петя лишился ценности. Готов к
самоубийству.
Но у истории счастливый конец!
27.
«И сегодня, спустя более 70 лет со дня выхода фильма, мы нет-нетда и вспоминаем некоторые из них, например:
«Главное в профессии вора, как и в профессии святого, - это
вовремя смыться!»
или
«С вами, святой отец, в карты играть не садись — разденете».
…миллионы советских зрителей, выходили из кинотеатров,
смахивая слезы. Да, фильм получился таким, что вызывал смех до
слез. Во-первых, своим комическим сюжетом, во-вторых,
блестящей игрой дуэта актеров: Ильинский — Кторов».
Юрий Москаленко
28. «ЗАКРОЙЩИК ИЗ ТОРЖКА» (1925)
Рекламный фильм.Сатирическая комедия быта
и нравов России 1920-х
Эксцентрическая комедия.
АКТЁРЫ:
Игорь Ильинский
Вера Марецкая
29.
СМОТРИМ ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА30.
Праздник святого Иоргена» (1930)«
Фильм-комедия по мотивам повести
датского писателя Харальд Бергстедта
«Фабрика святых».
Содержание.
Накануне церковного праздника из тюрьмы бежит вор
Коркис. Смешавшись с толпой прихожан, герой вместе с
сообщником оказывается у храма. Увидев, сколько денег
оседает в карманах священнослужителей, Коркис не может
удержаться от очередной авантюры...
31.
«Насреддин в Бухаре»(1943)
Производство «Узбекфильм».
В 1941 туда были эвакуированы
«Беларусь-фильм» и киностудия
имени А.Довженко.
32.
Протазанов был первооткрывателем талантов:Иван Мозжухин, Игорь Ильинский Михаил Жаров
33.
Режиссёр Яков Протазанов использовалв своих фильмах
АКТЁРА
как основное средство выразительности.
34.
Протазанов – АВАНГАРДИСТ!У него было огромное влияние на других режиссеров
Так, во время эмиграции Протазанов работал с Рене Клером, который в
дальнейшем именно его называл своим учителем.
Связь дореволюционного кино (и Протазанова в частности) с французским
авангардом часто подчеркивается киноведами.
«Традиционализм» дореволюционного (эмигрантского) кино стал почвой для
его развития – так, в эмиграции, именно русская студия «Альбатрос» стала
началом для авангардных французских режиссеров первого ряда – Жана
Эпштейна, Марселя Л’Эрьбье, Рене Клера, Жака Фейдера.
35.
Подчиняя приемы нуждам киноматериала, Протазанов выработал свойсобственный способ работы с ними.
Разнообразие материала диктовало Протазанову выбор приемов – именно
«презрение к приему» стало для него «приемом».
Протазанов – это
новаторские приемы.
большой
профессионал,
умело
использующий
36.
Сложность определения Протазанова-автора в данном случаеобусловлена нашим восприятием понятий «авангард» и
«новаторство», и скорее свидетельствует о том,
что авангард начала XX века генетически принадлежит не только
режиссерам-авторам, таким как Эйзенштейн, Вертов и Кулешов, но и
в целом ранней советской киноиндустрии.
37.
ИНТЕРЕСНО! Фильм Я. Протазанова «Драма утелефона» (1914) является русской версией
гриффитского фильма «Уединенная вилла».
В свою очередь, фильм Гриффита сходен с
французским фильмом 1906 г. по пьесе Андре де
Лорда «У телефона».
Сюжет: Муж уезжает из дома в Москву. На даче
остаются жена и ребенок. Чувствует тревогу. Звонит
домой.
Жена
рассказывает,
что
какие-то
подозрительные люди бродят у дома. Грабители
вламываются в дом, муж слышит в телефонную
трубку, всё что там происходит, но сделать ничего не
может..
38.
Историк кинематографа Cемён Гинзбург: в фильме «едва ли невпервые в кинематографии был применён принцип „полиэкрана“, то
есть одновременного показа изображений разных событий».
Кинокритик Нея Зоркая назвала «Драму у телефона»
«новаторской по драматургии, монтажу и экранным эффектам».
39.
«В отдельных кусках фильма Протазанов и его оператор Левицкийдвумя вертикалями разбивали экран на три части.
В центре экрана зрители видели грабителей, которые ломились в дачу,
в левой части — изображение мужа, говорящего по телефону,
в правой части — жены, вызывающей мужа домой.
В нижней части экрана в этих кусках размещались субтитры,
передающие диалог между мужем и женой».
40.
«Своей необычностьюфильм Протазанова
привлёк внимание зрителей,
о нём писали критики,
картина была позже по
достоинству оценена
и историками кино».
(киновед Владимир Михайлов)