Технологии обучения (часть 2)
Рассматриваемые вопросы
Вопросы в конце лекции
1. Технология обучения
Общая характеристика современных технологий обучения (Вячеслав Валерьянович Гузеев)
Интерактивное обучение
Интерактивные методы обучения
Характеристики интерактивности
Интерактивные технологии
Дебаты как интерактивная технология обучения
Дебаты как интерактивная технология обучения
Дебаты как интерактивная технология обучения
Дебаты как интерактивная технология обучения
Дебаты как интерактивная технология обучения
Дебаты как интерактивная технология обучения
Дебаты как интерактивная технология обучения
Советы для проведения хороших дебатов
Синектика
Синект-сессия
Синект-сессия
Виды аналогий в синектике
Преимущества
Недостатки
Игровые Симуляция как интерактивная технология обучения
Симуляция как интерактивная технология обучения
Симуляция как интерактивная технология обучения
Симуляция как интерактивная технология обучения
Симуляция как интерактивная технология обучения
Симуляция как интерактивная технология обучения
Симуляция как интерактивная технология обучения
Симуляция как интерактивная технология обучения
Преимущества
Преимущества
Игровые интерактивные технологии обучения
Игровые интерактивные технологии обучения
Тренинговые интерактивные технологии обучения
Вариации микрообучения
Преимущества технологии микрообучения:
Исследование Дрезденского технологического университета
Преобразование информации в микроконтент
Примеры применения
Методы микрообучения
Недостатки
Тренинговые интерактивные технологии обучения
Психотехнические технологии обучения
Психотехнические технологии обучения
Интерактивные технологии обучения
Вопросы в конце лекции
9.85M
Категория: ОбразованиеОбразование

Технологии обучения (часть 2). Лекция 4

1. Технологии обучения (часть 2)

2. Рассматриваемые вопросы

Интерактивные технологии:
1. Основные характеристики.
2. Дискуссионные интерактивные технологии
(дебаты).
3. Игровые интерактивные технологии (симуляции).
4. Тренинговые интерактивные технологии
(микрообучение, психотехники).

3. Вопросы в конце лекции

1. Чем принципиально отличаются интерактивные методы
обучения от пассивных и активных методов обучения?
Три основных отличия.
2. Роль учителя в интерактивном обучении.
3. Назовите и кратко охарактеризуйте основные этапы
технологии дебатов / синектики (на выбор).
4. Назовите и кратко охарактеризуйте основные этапы
технологии симуляции.
5. Назовите и кратко охарактеризуйте основные этапы
тренинговых технологий.

4.

«…Взаимодействие – условие развития …»
Э. Ловел

5. 1. Технология обучения


Технологии обучения (англ. «study technology», или
«study
tech»)

практическое
использование
закономерностей дидактики в различных сферах
деятельности в обучении знаниям, умениям, навыкам.
Технология обучения – есть прикладная дидактика. Она
реализует идеальный процесс обучения в конкретных
условиях педагогической практики, отражает реальную
деятельность преподавания и учения.
Технология обучения – теория использования приемов,
средств и способов организации обучающей и учебной
деятельности.
Технологии обучения используются в обучающейся
деятельности для достижения эффекта понимания;
развития логики мышления и актах практической
деятельности; управления деятельностью.

6. Общая характеристика современных технологий обучения (Вячеслав Валерьянович Гузеев)

• Отсутствие жесткой алгоритмизации ПП;
• Признание вероятностного характера обучения, принцип
неопределенности гуманитарных систем;
• Субъектность учителя и ученика;
• Направленность на личность, способную ориентироваться во
всем многообразии противоречий современного мира;
• Переход от «школы памяти» к «школе мышления», далее – к
«школе развития»;
• Вместо одной общей траектории учеб-восп процесса для всех
на основе общей диагностики выстраивается множество
частных для каждого;
• Широкое применение электронных и мобильных средств
(компьютеров, телефонов, др.).

7. Интерактивное обучение

обучение, погруженное в общение и взаимодействие. Оно
основано на диалоговых и полилоговых формах общения.
Слово «интерактив» пришло в русский язык из английского.
Его дословный перевод означает «взаимный» (inter) и
«действовать» (act). Понятие «интерактивный» выражает
способность находиться в состоянии диалога, беседы или же
взаимодействовать с кем-либо (например, с человеком), а
также с чем-либо (компьютером).

8.

Понятие активных и пассивных методов обучения:
1. освоение материала учеником происходит только со слов
учителя, а также материала, данного в учебниках. Ученики
являются пассивными слушателями. Связь учащихся с
учителем осуществляется посредством контрольных или
самостоятельных работ, тестов, а также опросов. Примером
являются уроки, проводимые в виде лекций. Присущ
авторитарный стиль.

9.

2. сегодня широкое распространение получают активные методы
обучения – взаимодействие учителя с учащимися, при которой обе
стороны учебного процесса общаются друг с другом. Школьники
становятся активными участниками урока, имея равные права с
педагогом. Это стимулирует познавательную деятельность детей и
их самостоятельность. Возрастает роль творческих заданий.
Присущ демократический стиль. Также есть недостатки: учащиеся
являются субъектами собственного учения; общаются с педагогом,
но не ведут диалога друг с другом.

10. Интерактивные методы обучения

организация продуктивного взаимодействия учащихся между
собой и с учителем, при котором происходит освоение нового
опыта и получение новых знаний

11.

Пассивные методы Активные методы
Интерактивные методы
• Работа над проектом,
кейсом
• Ролевые и деловые
игры
• Симуляции
• Дебаты
• Мозговой штурм
• Инсценировка
Лекция
Рассказ
Пересказ
Практикум
Экскурсия
Наблюдение
• Творческие
задания
• Индивидуальные
проекты
• Лабораторная
работа
• Проблемные
ситуации

12.

13.

14. Характеристики интерактивности

Интерактивность – способность человека активно влиять на
содержимое и направленность информации, возможность общаться с
другими, свободно высказывая свое мнение.
Интерактивность – живое, гибкое взаимодействие, содержание
которого конструируется в процессе общения.
Интерактивность – наличие обратной связи, отражающей реакцию на
полученную информацию.
Интерактивность – воздействие через разного рода взаимодействия
(СМИ, интернет, учебники, др.).
Интерактивность
направлена
на
достижение
понимания,
гармонизацию планов участников взаимодействия, в успешных
случаях – на выработку ими взаимоприемлемого решения.

15. Интерактивные технологии

• позволяют проиграть разнообразные роли и осваивать их;
• максимально приближают ученика к условиям учебного
материала, включают в изучаемую ситуацию;
• способствуют
переживанию
состояния
успеха
и,
соответственно, мотивируют, побуждают учеников к
активным действиям;
• обеспечивают сочетание собственной инициативы ученика с
педагогическим управлением уроком; др.

16.

Дискуссионные
Дебаты как интерактивная технология обучения
- формальное ведение спора, при котором стороны
взаимодействуют друг с другом, представляя определенные
точки зрения, с целью убедить третью сторону (зрителей,
судей и т. д.
- зародились в Древней Греции – публичные дискуссии по
политическим вопросам;
- технология «Дебаты» создана на базе Международной
программы «Дебаты», основанной в 1993 г. Институтом
«Открытое
общество».
Она
представляет
собой
интеллектуальную игру, базирующуюся на особой форме
дискуссии, ведущейся по определенным правилам;
- дебаты могут состояться на учебном занятии или во время
воспитательного мероприятия;
- могут быть индивидуальными или командными.

17. Дебаты как интерактивная технология обучения

• Суть дебатов – убедить третью, нейтральную сторону,
называемую судьями, что ваши аргументы лучше, чем
аргументы ваших противников. Хотя суть проста,
стратегия и методы для применения ее могут оказаться
сложными.

18. Дебаты как интерактивная технология обучения

19. Дебаты как интерактивная технология обучения

1. Выбор темы дебатов:
• спорный тезис-утверждение, который определяет позиции двух
соревнующихся команд (Пример: «Семейное образование –
альтернатива традиционному школьному образованию);
• вариативное высказывание, объединяющее две точки зрения
(Пример: «Дополнительные образовательные услуги: за и
против»).
Тезисы и высказывания могут быть представлены сюжетом из
фильма, обзором фотографий, песней, т.п.
Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям:
o четкость и конкретность формулировки;
o однозначность понимания;
o перспективность для обсуждения;
o значимость для педагога и учеников.

20. Дебаты как интерактивная технология обучения

2. Организация дебатов включает в себя три этапа:
подготовку;
проведение;
обсуждение.
Правила организации дебатов:
в дебатах участвуют все (педагог принимает на себя роль
ведущего/ председателя/ эксперта и действует в соответствии с ней,
остальные – «зрители» – подбирают аргументы «за» и «против»,
формулируют вопросы);
в процессе выступлений все соблюдают регламент, в
противном случае ведущий имеет право прервать выступающего;
каждый участник команды имеет право выступить только один
раз;
к концу дебатов каждый определяет свою позицию и
аргументирует ее;
эксперты оценивают аргументы, но не участников.

21. Дебаты как интерактивная технология обучения

Подготовка дебатов включает в себя следующие шаги:
• знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами
организации и проведения дебатов;
• определение исходного тезиса дебатов (метод «мозгового
штурма»);
• подбор, изучение и анализ основной литературы;
• распределение ролей (выступающие, оппозиция, эксперты,
зрители, др.);
• разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов (по
аспектам – например, политический, экономический, др.);
Аргументы могут формулироваться в виде подборки цитат,
высказываний, т.п.
• разработка экспертами критериев оценки;
• индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов (озвучиваются
правила проведения дебатов).

22. Дебаты как интерактивная технология обучения

Проведение дебатов.
Участники занимают места в следующем порядке:
• в начале аудитории по центру – ведущий и секретарь;
• справа от председателя – 4 человека команды "Утверждения" – "У"
(защитники тезиса);
• слева от председателя – 4 человека команды "Отрицания" – "О"
(противники тезиса);
• напротив ведущего – эксперты;
• в конце аудитории посередине – "зрители", не имеющие
определенной точки зрения.

23.

Порядок проведения:
начинает выступление первый спикер команды "Утверждения", который
формулирует тезис и аргументирует его. Затем выступает главный оратор от
оппозиции "Отрицания", который формулирует антитезис и аргументирует
его; (5 мин)
вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы и поддержки
в пользу своего тезиса (антитезиса); (3–4 мин)
третьи номера формулируют контраргументы и поддержки; (3–4 мин)
четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами
во время дебатов (3–4 мин).
Председатель имеет право прервать выступление в случае нарушения
процедуры.
Зрители по ходу выступлений письменно фиксируют заявленные понятия,
аспекты, аргументы обеих сторон. В конце могут задавать вопросы,
комментировать.

24.

25. Дебаты как интерактивная технология обучения

Обсуждение дебатов.
Примерные вопросы для обсуждения дебатов
Готовились ли заранее все участники к предстоящим дебатам?
Как вы оцениваете активность каждого из участников дебатов?
Чьи выступления вам понравились? Почему?
Какие выступления запомнились больше всего? Чем?
Чьи вопросы вызвали «мыслительное затруднение»? Почему?
Как справлялись со своими обязанностями ведущий секретарь?
Почему некоторые не принимали активного участия в дебатах?
Были ли отходы от основной темы, сужение темы? Почему?
Как вы оцениваете общую культуру участников? В чем она
проявилась?
• Что бы вы предложили по совершенствованию проведения
дебатов?
• Как вы оцениваете свое участие в дебатах (умение слушать,
выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т.
д.)?
• Достигнута ли главная цель дебатов?

26.

Факторы углубленного усвоения материала в ходе дебатов,
дискуссии:
• Ознакомление каждого участника в ходе обсуждения с теми сведениями,
которые есть у других участников (обмен информацией);
• Допущение различных, несовпадающих мнений и предположений об
обсуждаемом предмете;
• Возможность критиковать и отвергать любое из высказанных мнений;
• Побуждение участников к поиску группового соглашения в виде общего
мнения или решения.
Сложности при проведении дискуссии:
• Нарушение регламента;
• Упорядоченность хода обсуждения;
• Возможная излишняя эмоциональность, т.п.
Другие дискуссионные технологии:
• «мозговой штурм»;
• синектика (аналогии осмысления проблемы – прямые, субъективные,
символические, фантастические);
• диспут, полемика, др.

27. Советы для проведения хороших дебатов

• Следуйте структуре утверждающей позиции. Вам не
надо соглашаться с ней, она вам не должна нравиться.
Просто следуйте ей.
• Всегда вновь формулируйте аргумент, который вы
опровергаете.
• Всегда держите судью, аудиторию и всех участников в
тонусе!
• Используйте переходные фразы.
• Объясняйте судье, какое влияние на ход дебатов имеет
ваш аргумент.
• Чаще повторяйте утвердительную/ отрицательную
позицию.

28. Синектика

метод групповой генерации идей, основанный на
комбинировании разнородных и даже несовместимых
элементов
в
решении
творческих
задач. Методика разработана в США Уильямом
Гордоном совместно с Джордем Принсом в начале 1950х годов.
Перед Уильямом Гордоном встала задача разработать
способ рационального размещения картофельных
чипсов в упаковке так, чтобы воздух занимал
минимальную часть пространства, и, в то же самое
время, сами чипсы и их форма не страдали бы от
найденного решения. Было придумано сравнение чипсов
с осенней листвой, собираемой в мусорные пакеты.
Сухие листья занимали куда больше пространства, в
сравнении с влажными.

29. Синект-сессия

1. Проблема как она дана
(представляется проблема,
явление или объект).
2. Превращение незнакомого в
знакомое
(незнакомое
превращается в ряд более
обычных задач).
3. Проблема как она понята.
Обдумывается
и
систематизируется
проблема,
как
она
понимается членами группы
исходя
из
того,
что
получилось на предыдущем
этапе.

30. Синект-сессия

4. Оперативные механизмы
(игра с метафорами, аналогии,
др.).
5. Из знакомого сделать
незнакомое (рассмотреть
проблему с иной точки
зрения).
6. Психологическое состояние
(размышление).
7. Объединение с проблемой.
8. Точка зрения (решение,
идея).
9. Окончательное решение.

31. Виды аналогий в синектике

• Прямая (поиск объектов, сходных технически или природно с
рассматриваемым решением). Навыки аналитического
мышления.
• Символическая (поиск метафор, сравнений, которые никак не
могут с физической точки зрения быть применены к
рассматриваемому объекту в качестве решения) – «острая
проблема, стальной характер». Навыки творческого
мыслительного процесса.
• Личная (поиск личных аналогий, отождествление себя лично
с
конкретной
проблемой
или
объектом).
Навыки
эмоционального восприятия.
• Фантастическая (фантастические аналогии - помещение
проблемы в абсолютно нереальный контекст). Задействованы
механизмы подсознания, а не сознательного мышления.

32. Преимущества

• Высокая результативность.
• Максимальная эффективность процесса поиска
решения.
• Развитие коллектива.
• Снижение посторонних затрат и случайных
факторов.

33. Недостатки

• Все участники должны понимать специфику
процесса.
• Требуется хорошая мотивация на поиск решения.
• Отрыв от основной темы урока, проблемы.

34. Игровые Симуляция как интерактивная технология обучения

- игра - вид человеческой деятельности, который воссоздает другие
ее виды;
- в России дидактические игры появились уже в конце XVIII века: в
1793 году была издана игра Хамова по освоению детьми азбуки в
процессе игры; в 1886 году игра капитана Н.А. Сыкалова для
обучения солдат уставу царской армии;
- первые деловые игры были разработаны и применены в нашей
стране в 1932 году;
- виды игр при обучении: имитационные, деловые, ролевые;
- симуляции – помещение людей в «фиктивные» ситуации с целью
обучения; симуляции – обучение действием

35. Симуляция как интерактивная технология обучения

Отличительные черты:
-в процессе симуляции обучающиеся опираются на собственный
опыт (не всегда положительный), полученный посредством проб и
ошибок, ответов на вопросы и вынесенный из других видов
деятельности;
-симуляция динамична и задает ситуации в том порядке, в котором
они обычно встречаются в реальной деятельности например,
профессиональной);
-позволяют представить разнообразие соответствующих ситуаций в
рамках ограниченного временного отрезка (в действительности
понадобилось бы несколько дней или недель «пережить» такие
ситуации);
-симуляция может проявляться в разных формах: ролевая игра “из
жизни” (в пространстве Интернет, двух- или трёх-мерная
компьютерная виртуальная);
-в процессе симуляции можно «проигрывать» разные роли и
стратегии поведения для решения конкретной проблемы.

36. Симуляция как интерактивная технология обучения

Этапы:
1. Подготовительный этап: разработка сюжета; сценария;
2. Игровой этап: ролевая игра;
3. Заключительный
этап:
«продукт»
(проект,
кейс,
презентация, т.п.);

37. Симуляция как интерактивная технология обучения

Пример: Симуляция «Редакция», тематически рассчитанная на несколько
уроков (6 уроков). Темы уроков совпадали с основными темами, которые
учащиеся изучали по учебнику (“Mass media” и “Sports”). Целью симуляции
было развитие коммуникативных навыков (устных и письменных), навыков
работы в коллективе, а также навыков публичного выступления.
Сюжет симуляции предполагал, что учащиеся являются работниками
редакции известного журнала, а учитель – президент редакционного
агентства. Класс должен был превратиться в офис редакции. Во время
работы в редакции, учащиеся должны были придумать, представить, а затем
выбрать название журнала; выбрать кандидата в вице-президента,
презентовать его, а затем путем открытого голосования избрать вицепрезидента журнала; прослушать интервью с известными спортсменами и
заполнить таблицу; провести интервью в классе. Кроме этого, в процессе
работы предполагалось, что учащиеся освоят новую лексику и
грамматический материал, который поможет им успешно участвовать в
конкурсе на лучшую статью о плюсах и минусах профессионального спорта.

38. Симуляция как интерактивная технология обучения

Сценарий. Каждый этап сценария совпадал с уроком (всего шесть). На
протяжении всей симуляции учащиеся выступали в той или иной роли –
работники журнала, вице-президент, известные спортсмены (ролевая игра).
На первом этапе учащиеся были разделены на 3 команды и им было
предложено придумать название своего журнала, представить это название и
обосновать свой выбор.
Далее по сценарию (2 этап), учащиеся должны были избрать вицепрезидента редакции.
Третий этап по сценарию – интервью с известным спортсменом.
Пятый этап по сценарию – выбор лучшего интервью (решение принимается
всей редакцией).
На шестом этапе – верстка журнала, на первой странице – лучшее интервью
(«продукт»).

39. Симуляция как интерактивная технология обучения

Реализация симуляции требует тщательной
подготовки
Личностная
Учащийся
Деятельнос
тная
Содержате
льная

40. Симуляция как интерактивная технология обучения

Деятельностна 1. Выбор интересного и проблемного сюжета, соответствующего
я сторона
возрастным особенностям учащихся.
2. Составление детального сценария симуляции, в котором учитываются:
время на выполнение всех заданий; распределение ролей, с учетом
особенностей и предпочтений учащихся; задания, направленные на
развитие самостоятельности учащихся.
3. Четкие инструкции и их достаточное количество.
4. Обозначение места проведения симуляции (аудиторная, внеаудиторная).
5. Обозначить
вид
проведения
симуляции
(групповая,
парная,
индивидуальная).
Личностная 1. Работа учащихся всегда должна быть направлена на результат, который
сторона
они бы всегда смогли представить аудитории (эссе, проект, др.).
2. У учащихся всегда должна быть возможность обсудить все трудности.
Обсуждение трудностей должно сводится к самооценке (что получилось,
что не получилось).
Содержательна Работу следует организовывать таким образом, чтобы, помимо учебников и
я сторона
рабочих тетрадей, учащиеся обращались и к другим источникам информации
(интернет, журналы, художественная литература, справочники, словари и др.)
Инструкционна 1. Сведение роли учителя к минимуму.
я сторона
2. Помощь учителя в критических ситуациях.

41. Симуляция как интерактивная технология обучения

• Пример: Виртуальный класс (Университеты Виргинии;
Северной Каролины) - TeachLivE
будущие учителя тренируют навыки управления поведением
учеников, проведения занятия в виртуальном классе
https://www.youtube.com/watch?v=roKAlXndVMg
https://www.youtube.com/watch?v=pIpxxtpkOkI&t=40s

42. Преимущества

• формируют навыки высокого порядка (сложные, требующие
опыта применения);
• формируют навыки узкой специальной подготовки (для
определенной ситуации, определенного рабочего места).

43. Преимущества

• обучение при помощи симуляций
– обучение в русле концепции
Джон Дьюи;
• обучение действием
(action learning, learning by doing);
• обучение при помощи получения
обратной связи (learning from
feedback) - Джон Хэтти – ответы
на вопросы: к какой цели я иду, как
у меня дела и куда нужно
двигаться дальше? (книга
«Видимое обучение»)

44. Игровые интерактивные технологии обучения

Деловая игра:
• Производственные
• Исследовательские
• Квалификационные или аттестационные
• Дидактические ( учебные)
Этапы деловой игры:
• Введение в игру
• Разделение на группы
• Погружение в игру
• Изучение и системный анализ ситуации или проблемы
• Игровой процесс
• Общая дискуссия
• Подведение итогов игры
• Рефлексия
• Выгружение из игры

45. Игровые интерактивные технологии обучения

• Дидактические обучающие игры;
• Ролевая игра;
• Игры-драматизации (инсценировки); др.
Игровые технологии выполняют следующие функции:
- коммуникативную;
- социализации;
- развлекательную;
- самореализации;
- корректирующую;
- воспитательную, др.

46. Тренинговые интерактивные технологии обучения

целенаправленная и систематическая отработка у учащихся отдельных
умений и навыков как компонентов компетенций определенного вида
1) МИКРООБУЧЕНИЕ:
- смена «микроситуаций», в процессе которой ученик отрабатывает
конкретное умение;
- новый формат обучения, предлагающий разбить процесс получения
знаний на очень короткие интервальные занятия. Они могут
длиться от одной до пяти минут, в течение которых ученик получает
новую информацию, отвечает на контрольные вопросы или
повторяет пройденный материал.

47. Вариации микрообучения

Bite-sized learning («порционное»
обучение) – подойдет, чтобы
декомпозировать солидный объем
информации.
Nano-learning (нанообучение) обучение в течение 1 минуты.
Subscription learning - обучение по
подписке.
Capsule learning - капсульное
обучение (нейро-обучение)
Learning nugget - обучающая крупица
(проблема-последствия-решение)
Learning-on-the-go - обучение «на
ходу» (аудио-обучение)

48. Преимущества технологии микрообучения:

• Концентрация внимания. Проблема современный детей –
рассеянное внимание. Среднее время сфокусированности
на одной задаче – несколько минут, после чего их мозг
начинает искать новый объект или вообще отключается.
Формат микроуроков решает эту проблему.
• Доступность. Возможность использовать электронные и
мобильные устройства при таком обучении.
• Мобильность. Дети не привязаны к одному месту. Начать и
продолжить микрообучение можно в классе или дома.
• Модульность и гибкость. Микрообучение подразумевает
получение знаний в виде небольших блоков, каждый из
которых можно легко изменить, переставить или вообще
исключить.
• Занимательно. Повышает интерес к обучению.
• Актуальный контент. Быстро и легко обновляется.

49. Исследование Дрезденского технологического университета

• Улучшение внимания - на 22 %
• Увеличение скорости ответов на вопросы - на
28%
• Высокая вовлеченность – 80% прорабатывают
содержание материала

50. Преобразование информации в микроконтент

• Социальные сети (TikToks не ˃ 1 минуты, а Tweet не
˃ 240 символов)
• Сервис YouTube (~10 минут)
• Приложения для совместной работы на уроке Kahoot, Canva и Creately, Google Docs и Google
Sheets, Puzzleenglish, Duolingo
• Приложения для Flashcards - Brainscape, Quizlet или
Anki

51. Примеры применения


короткие видеоролики на YouTube и TikTok;
твиты, сообщения в Facebook и блоги;
викторины Kahoot;
грамматические онлайн приложения;
цифровые карточки;
короткие дебаты с таймером;
инфографика;
веб-квесты;
аудиоподкасты;
фотокомиксы с мгновенными фотографиями школьников;
сценарии с быстрым принятием решений;
приложения с ассоциативными картами

52.

53.

Микрообучение – средство борьбы с
забыванием
Большинство людей забывают 80% изученного материала
в течение месяца, а через год они помнят лишь 10%
информации (кривая забывания Г. Эббингауза)

54. Методы микрообучения

1. Визуальные методы предоставления
информации (мультиформатность).
2. Использование гаджетов (смешанное
обучение).
3. Собственный темп обучения.
4. Деление задач.
5. Применимость.
6. Похвала даже за небольшие успехи.
7. Использование метафор, ассоциаций,
историй.
8. Постоянная
обратная
связь
+ Возвратное микрообучение.
9. Интерактивность и постоянная смена
деятельности.
10. Холистический подход.

55.

56.

Ян Амос
Коменский:
дидактичес
кие принципы
обучения учебную
деятельность
нужно
чередовать и
менять

57. Недостатки

«…Аудитория стала более инфантильной, а
развитие технологий поощряет ее инфантилизм.
Мы по спирали пришли в новое детство…»
«…Я абсолютно не сомневаюсь, что из моды
микрообучение перейдет в рутину...»
Сергей Филонович,
декан Высшей
школы
менеджмента НИУ
ВШЭ

58. Тренинговые интерактивные технологии обучения

КАРУСЕЛЬ.
Данную интерактивную технологию позаимствовали из
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ. Такой вид работы дети
обычно очень любят. Для реализации данной технологии
учащиеся образуют два кольца: внешнее и внутреннее. Первое
из них – это ученики, которые через каждые 30 секунд
постепенно перемещаются по кругу. Внутренне кольцо
составляют неподвижно сидящие дети, ведущие диалог с теми,
кто оказался напротив их.

59. Психотехнические технологии обучения

• «психотехника» - термин появился в начале XX века,
использован У. Штерном и обозначает любую практику
воздействия на психику и управления ею;
• под психотехническими технологиями обучения понимаются
технологии, направленные на повышение эффективности
учебно-познавательной деятельности учеников, на усвоение
получаемых знаний, на повышение интереса к изучаемому
предмету при помощи воздействия на психику человека,
производимого во время проведения игры («вживание» и
«проживание»);
• целями обучения являются не только академическое
обучение, но и содействие человеческому и личностному
росту обучающихся

60. Психотехнические технологии обучения

1. адаптация, отработка новых поведенческих
паттернов;
2. психогимнастика, личностное совершенствование и самоосознание;
3. медитативные
техники,
телесноориентированный
подход,
психопластика,
психодрама, игровая и арттерапия;
4. самоорганизация, умение управлять собой

61. Интерактивные технологии обучения

Роль учителя. Педагог на уроке выполняет несколько задач.
Одна из них – выступать в роли эксперта-информатора. Для
этого необходимо заготовить текстовый материал, провести
инструктаж, ответить на вопросы участников урока,
отследить результаты процесса обучения и т.д.
Учитель в роли помощника ученика, активизирующего
потоки информации. Учитель уступает свою активность
детям, создавая условия для проявления их инициативы.
Опыт учеников так же важен, как и опыт педагога.

62. Вопросы в конце лекции

1. Чем принципиально отличаются интерактивные методы
обучения от пассивных и активных методов обучения?
Три основных отличия.
2. Роль учителя в интерактивном обучении.
3. Назовите и кратко охарактеризуйте основные этапы
технологии дебатов / синектики (на выбор).
4. Назовите и кратко охарактеризуйте основные этапы
технологии симуляции.
5. Назовите и кратко охарактеризуйте основные этапы
тренинговых технологий.
English     Русский Правила