Похожие презентации:
Рецепция творчества Ф.М. Достоевского в произведениях протоиерея Валентина Павловича Свенцицкого
1.
«Рецепция творчества Ф. М. Достоевского впроизведениях протоиерея Валентина Павловича
Свенцицкого».
2.
Литературное творчество богослова и проповедника протоиерея ВалентинаПавловича Свенцицкого (1881–1931), мало известно современному читателю
и почти не изучено в литературоведении. Свенцицкий оставил после себя не
очень обширное, но весьма значимое наследие. Популярный и читаемый в
начале ХХ века, оказавший значительное влияние на умы современников (в
частности философов Н. А. Бердяева и И. А. Ильина), сегодня В. П.
Свенцицкий оказался совершенно забыт. Творчество Свенцицкого отразило
мучительные духовные искания начала ХХ в., трагическую расщепленность
сознания, поиск идеала и невозможность поверить в него. Прозу прот. В. П.
Свенцицкого часто сравнивали с произведениями Ф. М. Достоевского. Оба
писателя
прошли тернистый жизненный путь и отразили в своих
произведениях духовные и философские искания своего времени и способы
решения важнейших религиозно-философские проблем. Сопоставление их
произведений вызывает неподдельный исследовательский интерес.
3.
Актуальностьтемы
диссертационного
исследования
определяется тем, что во-первых, творческое наследие протоиерея
Валентина
Свенцицкого
пространство
еще
современного
только
входит
литературоведения,
в
а
научное
потому
нуждается в работах, осмысляющих его литературный и духовный
путь; во-вторых, тема диссертации вписывается в контекст
исследований,
изучающих
литературную
рецепцию,
диалог
художественных традиций, творческие связи писателей.
Цель магистерской диссертации
восприятия
состоит в исследовании
художественного мира Ф. М. Достоевского в
творчестве протоиерея Валентина Свенцицкого.
4.
Задачами исследования являются:- изучить научные работы, посвященные творчеству Ф.М. Достоевского и
прот. В. П. Свенцицкого;
- осмыслить основные тенденции развития истории русской литературы
конца XIX – начала XX века в религиозно-философском контексте;
- изучить биографии Ф.М. Достоевского и прот. Валентина Свенцицкого;
- проанализировать ключевые концепты художественной системы Ф. М.
Достоевского и протоиерея Валентина Свенцицкого;
- осуществить сравнительно-сопоставительный анализ произведений Ф. М.
Достоевского и протоиерея Валентина Свенцицкого, выявить особенности
рецепции творчества Ф. М. Достоевского в произведениях протоиерея
Валентина Свенцицкого;
- обозначить место творчества прот. Валентина Свенцицкого в литературном
контексте эпохи.
5.
Предмет исследования: рецепция творчества Ф. М. Достоевского впроизведениях протоиерея Валентина Свенцицкого.
Объект исследования: произведения Ф. М. Достоевского (повесть
«Записки из подполья», роман «Братья Карамазовы», «Идиот») и В. П.
Свенцицкого (роман «Антихрист. Записки странного человека», «Второе
распятие Христа», эпистолярное наследие).
Методологической базой работы выступают исследования С. М.
Аскольдова, А.В. Харитонова, К. В. Касаткиной, А. А. Моторина, С. В
Черткова, Л.Ф. Алексеева, Н. Ю. Богатыревой, Т. И. Лузиной и др.
В
магистерской
диссертации
использованы
следующие
методы:
рецептивный, сравнительно-типологический, биографический, исторический,
метод контекстуального анализа, метод мотивного анализа.
Структура работы: исследование состоит из введения, трех глав,
заключения и списка литературы, насчитывающего 87 наименований.
6.
В первой главе «Творчество прот. Валентина Свенцицкого влитературном контексте эпох» рассматриваются основные тенденции
развития и ключевые характеристики истории русской литературы конца
XIX – начала ХХ века (синкретизм, выражающийся, например, в стремлении
связать литературу с философией и религией, соединить разные религиознофилософские идеи; апокалиптичность, интерес к сфере подсознания, к
проблеме двойственности человеческой личности и др.). Во втором разделе
главы
анализируются
особенности восприятия
творчества Ф.
М.
Достоевского в художественном и философском дискурсе эпохи Серебряного
века. Последний раздел главы посвящен характеристике литературной
деятельности прот. Валентина Свенцицкого, в которой мы выделяем два
этапа: ранний (1881-1917) и поздний (1917-19..).
7.
Вторая глава диссертации «Рецепция творчества Ф.М. Достоевскогов ранних произведениях прот. Валентина Свенцицкого» открывается
разделом, посвященном проблеме художественного метода Свенцицкого. По
нашему мнению,
самым
важным
«заимствованием»
Свенцицкого
у
Достоевского становится метод – «реализм в высшем смысле» или
«духовный
реализм»,
предполагающий
«художественное воссоздание
реального мира в предельно объемном физическом и метафизическом
измерении
и
изображение
личности
в
максимально
возможной
онтологической глубине». В основной части 2 главы на материале романов
Достоевского
«Идиот"
и
Свенцицкого
"Антихрист"
анализируется
художественное воплощение темы смерти и воскресения. Кроме того,
проводится сравнительно-сопоставительный анализ образа подпольнго
человека в повести Свенцицкого "Антихрист" и "Записках из подполья"
Достоевского.
8.
В третьей главе рассматривается диалог с Достоевским в позднемтворчестве прот. В. П. Свенцицкого, в частности исследуется
рецепция поэмы "Великий инквизитор" в повести Свенцицкого
"Второе распятие Христа. Фантазия" Используя литературные
приемы и систему образов Достоевского, Свенцицкий смог
соединить
евангельский
современной ему жизни.
сюжет
с
бытовым
сюжетом
из
9.
Исследование проблемы художественного диалога Свенцицкого сДостоевским позволило заключить, что в поиске решения главных проблем и
исканий своей эпохи отец Валентин обратился к литературе высочайшего
уровня - творчеству Ф. М. Достоевского, который стал для него учителем.
Рецепция творчества Достоевского явно прослеживается в произведениях
Свенцицкого на самых разных уровнях текста – сюжетном, мотивном,
идейно-тематическим, персонажном. Историческое значение литературной и
публицистической деятельности Свенцицкого выдвигает его имя в ряд самых
активных и знаковых фигур отечественной истории первой трети ХХ века и,
несомненно, требует внимательного изучения.