Похожие презентации:
«Философия жизни»
1. Проект на тему: «Философия жизни»
Данную работу выполнили обучающиеся очнойформы
обучения специальности 38.02.01:
Одинцова А. Д., Ушакова Е.П.
2. Понятие и предпосылки:
Философия жизни - это философское течение,получившее основное развитие в конце 19 - начале
20 веков. В рамках этого направления взамен таких
традиционных понятий философской онтологии,
как «бытие», «разум» и «материя», в качестве
исходного выдвигается «жизнь», как интуитивно
постигаемая целостная действительность. Стала
реакцией на зарождающийся кризис
сциентистских ценностей и попыткой
преодоления, связанного с этим нигилизма,
построения и обоснования новых духовнопрактических ориентиров.
Это направление современной западной
философии возникает раньше всех остальных (в
последней трети XIX века) и продолжало
оказывать влияние вплоть до середины XX века.
3. Понятие и предпосылки:
Философия жизни - это неучение о жизни, но
определённый способ
философствования,
который стремится понять
жизнь из неё самой, а не из
каких-то абстрактных
метафизических начал.
Философствование
должно быть подлинным
и непосредственным
выражением жизни в её
ценности и целостности.
Это новое
философствование
исходит из того, что
невозможно, да и не
нужно никакое
построение системы
философии, исходящее
из чистого разума,
самодостоверного и
самодостаточного
чистого мышления,
всеобщих принципов.
4. Понятие и предпосылки:
Философия жизни возникает в 60--70х гг. XIX в., наибольшего влияниядостигает в первой четверти XX в.;
впоследствии ее значение
уменьшается, но ряд ее принципов
заимствуется такими направлениями,
как экзистенциализм, персонализм и
др.
К философии жизни в некоторых
отношениях близки такие
направления, как:
1. Неогегельянство с его стремлением
создать науки о духе как живом и
творческом начале, в
противоположность наукам о природе
(так, Вильгельм Дильтей может быть
назван и представителем
неогегельянства);
2. Прагматизм с его пониманием
истины как полезности для жизни;
3. Феноменология с ее требованием
непосредственного созерцания
явлений (феноменов) как
целостностей, в отличие от
опосредствующего мышления,
конструирующего целое из его частей.
5. Понятие и предпосылки:
Идейными предшественниками философиижизни являются в первую очередь немецкие
романтики, с которыми многих представителей
этого направления роднят антибуржуазная
настроенность, тоска по сильной,
нерасщепленной индивидуальности,
стремление к единству с природой.
Как и романтизм, философия жизни
отталкивается от механистически-рассудочного
мировоззрения и тяготеет к органическому. Это
выражается не только в ее требовании
непосредственно созерцать единство организма
(здесь образцом для всех немецких философов
жизни является И. В. Гёте), но и в жажде
«возвращения к природе» как органическому
универсуму, что рождает тенденцию к
пантеизму. Наконец, в русле философии жизни
возрождается характерный - особенно для
йенской школы романтизма и романтической
филологии с ее учением о герменевтике интерес к историческому исследованию таких
«живых целостностей», как миф, религия,
искусство, язык.
6. Понятие и предпосылки:
Главное понятие философии жизни: «жизнь» неопределенно и многозначно. В зависимости отего истолкования можно различать варианты этого
течения. Жизнь понимается и биологически - как
живой организм, и психологически - как поток
переживаний, и культурно-исторически - как
«живой дух», и метафизически - как исходное
начало всего мироздания.
Хотя у каждого
представителя этого
направления понятие жизни
употребляется почти во всех
этих значениях, однако
преобладающим
оказывается, как правило,
или биологическая, или
психологическая, или
культурно-историческая
трактовка жизни.
7. Научно-теоретические предпосылки:
1. Оппозиция эволюционизму (теориям линейного прогресса, марксизму),т.е. новый взгляд на историю как сложный и неоднозначный процесс
развития уникальных культур и событий;
2. Реакция на дарвинизм, согласно которому движущими силами эволюции
выступают наследственная изменчивость и естественный отбор наиболее
приспособленных особей, следствием которых является возникновение
новых видов, в том числе человека и его разума;
3. Оппозиция интеллектуализму вообще и кантовскому в частности;
4. Изменение научной картины мира,
вызванное кардинальными открытиями
в естественных науках, и появление
новых парадигм научного мышления,
что привело к выводам о
невозможности устойчивых взглядов и
абсолютного знания;
5. Успехи биологии, психологии и их
абсолютизация (интерес к жизни
организма, психической жизни, к
жизни души).
8. Мыслители:
Фридрих Ницше явился основателем и созидателем целойфилософской «философии жизни». В последствии
её развили Анри Бергсон, Вильгельм Дильтей и Освальд
Шпенглер и Шопенгауэр.
Фридрих Ницше
Анри Бергсон
Вильгельм Дильтей
Шопенгауэр
Освальд Шпенглер
9. Философия жизни:
При этом философия жизни не является учениемо жизни, а способом философствования,
рассуждения, который стремится понять
жизнь, минуя абстрактные метафизические
понятия, беря за основу целостность и ценность
жизни.
Ницше отвергал в философствовании
использование разума и рационализма, так как это
могло убить саму жизнь. В качестве познания
предлагалось опираться на интуицию, чувства.
Таким образом, Ницше решил одну из главных
проблем философии — отношения разума
(мышления) и жизни, разделив их, чем привлёк
внимание множества других философов.
10. Философия жизни:
Введя понятие «жизни», он заявил, что именножизнь является источником всего и что всё
исходит именно из неё: живые существа, материя,
сознание и прочее. По его мнению, жизнь
не исчезает в абсолюте, поскольку она присуща
нам самим.
В связи с этим появляется возможность
преодолеть дуализм объекта и субъекта, а раз всё
присуще жизни, то я и есть жизнь. Сознание
в данном случае является одним из феноменов
жизни и не может познать мир. Более того,
сознание отделяется от мира, подобно болезни
на теле человека, пытающейся отделиться от него.
Поэтому сознание, дух чужды миру, и являются
средствами на службе у жизни.
11. Анри Бергсон:
Анри Бергсон развил тему «волик власти», назвав её «жизненным
прорывом», который никогда
не воплощается полностью ни в
каких делах, обладает постоянной
изменчивостью и чистой
длительностью, которая проявлена
в человеке, как внутренние
переживания жизни. Душевная
связь — переживания души,
психики, которые легли в основу
литературы, искусства, мифологии,
исторических событий. Объясняя,
мы опираемся на интеллект,
но понимаем происходящее через
переживания нашей души. Именно
поэтому человек всегда больше
понимает, чем знает, а переживает
больше, чем понимает.
12. Шпенгер:
Шпенглер раскрыл темупротивоположности судьбы
и причинности в истории, как
о противоположности органической
логики, логики неорганического,
застывшего и логики жизни.
Они относятся друг к другу, как
пространство и время.
Он рассматривал различные культуры,
как некий организм, который проходит
стадии рождения и умирания. Когда
жизненные силы исчерпаны, культура
превращается в цивилизацию, в нечто
неживое, механическое, искусственное.
Философия жизни положила начало
для развития таких направлений, как
экзистенционализм, герменевтики,
феноменологии. Элементы философии
были заимствованы некоторыми
представителями гуманитарных наук.
13. Итоги:
Таким образом, «философия жизни» выражала протестнекоторых философов против доминирования
гносеологических и методологических проблем в
современной философии, в первую очередь в немецкой
классической философии. Представители «философии
жизни» были против сосредоточения внимания на
проблемах познания, логики, методологии. Они высказали
мнение, что детальная философия отделена от реальных
проблем, запутана в собственных идеальных системах,
сделана очень абстрактной, оторванной от жизни.
Философия должна изучать жизнь.
«Философия жизни» имела большое значение для
формирования персонализма, экзистенциализма,
неофрейдизма. Пройдя период наибольшего личного
интереса в 1-й четверти 20-го века, «философия жизни» в
настоящее время переживает свое возрождение, своего рода
ренессанс. Можно сказать, что проблемы, поднятые
«философией жизни», и предлагаемые ею решения важны
по сей день и требуют многопланового переосмысления.