Людовик XIV Великий, «король-солнце»
Регент Филипп Орлеанский
Людовик XV Возлюбленный
Маркиза де Помпадур. Портрет работы Франсуа Буше
Людовик XVI
Мария-Антуанетта – королева Франции, супруга Людовика XVI. Портрет работы Элизабет Виже-Лебрен
И. В. Гете. Портрет работы В. Тишбейна, 1787 г.
Французские просветители
Дени Дидро. Портрет работы Л. М. Ванлоо, ок.1767
Морис Кантен де Латур. Портрет Жан-Жака Руссо. Пастель, около 1753
Вольтер. Портрет работы М. Кантена де Латура, ок. 1731
Шарль Монтескье. Портрет работы скульптора Мишеля Клода (Клодион)
Живописцы рококо
Антуан Ватто. Жиль. ЛУВР
Антуан Ватто. Капризница, ок. 1718 г. ЭРМИТАЖ
Антуан Ватто. Савояр с сурком, 1716 г. ЭРМИТАЖ
Ватто. Квартет (Четверо)
Антуан Ватто. Общество в парке, 1718. Жанр – «галантное празднество»
Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу, 1721
Питер Пауэль Рубенс. Сад любви, ок. 1638. Своего рода прототип «галантных празднеств»
Ватто. Затруднительное предложение. ЭРМИТАЖ
Антуан Ватто. Вывеска лавки Жерсена»
Портрет Франсуа Буше кисти Густафа Лундберга
ФРАНСУА БУШЕ. Геракл и Омфала, 1735
Франсуа Буше. Купание Дианы, 1742 г.
Франсуа Буше. Венера, утешающая Амура, 1751 г.
Франсуа Буше. Туалет Венеры, 1751 г.
Портрет маркизы де Помпадур, 1756
Обнажённая на софе (Луиза О Мерфи), 1752. Жанр «ню»
Пейзаж в окрестностях Бове. 1740-е, ЭРМИТАЖ
Пастораль (сценка из сельской жизни)
Франсуа Буше. Китайский сад, 1742. Стиль шинуазри («китайщина»)
Аллегория живописи. ЭРМИТАЖ
Жан-Оноре Фрагонар. Автопортрет, ок. 1760-1770
Качели, 1767
Поцелуй украдкой, конец 1780-х гг. ЭРМИТАЖ
Девочка в постели, играющая с собачкой
Жан Батист Симеон Шарден. Автопортрет. Пастель. 1775, Лувр
Натюрморт
Натюрморт
Тарелка со сливами
Натюрморт с атрибутами искусств, ЭРМИТАЖ
Мыльные пузыри, 1733-1734
Служанка и Кормилица
Молитва перед обедом, 1744, ЭРМИТАЖ
Прачка, ЭРМИТАЖ
Жан-Батист Грёз. Автопортрет
Разбитый кувшин
Мотание шерсти
Портрет Клода Анри Ватале
Молодой человек в шляпе
Балованное дитя
Наказанный сын
Деревенский свадебный сговор
Паралитик, 1763, ЭРМИТАЖ
21.95M
Категория: ИсторияИстория

Людовик XIV Великий, «король-солнце»

1. Людовик XIV Великий, «король-солнце»

Людо́вик XIV де Бурбо́н, получивший при
рождении имя Луи́-Дьёдонне́ («Богоданный»),
также известный как «король-солнце», также
Людовик Великий (5 сентября 1638, СенЖерменский дворец — 1
сентября 1715, Версаль) — король Франции
и Наварры с 14 мая 1643 года по 1 сентября 1715
года. Его правление продолжалось 72 года и 110
дней и является одним из самых длительных в
истории Европы. Людовик, в детские годы
переживший войны Фронды, стал убеждённым
сторонником принципа абсолютной
монархии и божественного права королей (ему
приписывают выражение «Государство — это
я!»), укрепление своей власти он сочетал с
удачным подбором государственных деятелей на
ключевые политические посты. Царствование
Людовика — время значительной консолидации
единства Франции, её военной мощи,
политического веса и интеллектуального
престижа, расцвета культуры, вошло в историю
как Великий век. Вместе с тем долголетние
военные конфликты, в которых Франция
участвовала во время правления Людовика
Великого, привели к повышению налогов, что
тяжёлым бременем легло на плечи населения и
вызвало народные восстания, а в результате
принятия эдикта Фонтенбло,
отменившего Нантский эдикт о веротерпимости
внутри королевства, около 200
тысяч гугенотов эмигрировали из Франции.

2.

3. Регент Филипп Орлеанский

Филипп II, герцог Орлеанский (1674
– 1723) – регент Французского
королевства при малолетнем короле
Людовике XV c 1715 по 1723 гг.,
племянник Людовика XIV. Период
регентства ознаменовался также
усилением свободомыслия в
обществе и смягчением строгих
нравов, царивших при дворе
Людовика XIV. Французский двор
эпохи Регентства имел самую
дурную репутацию в Европе.
Филипп Орлеанский перенёс свою
резиденцию из Версаля в Париж;
центром общественной и
политической жизни стал
дворец Пале-Рояль. В моду вошли
«галантные празднества», балы,
маскарады и салоны. В этот период
во Франции складывается так
называемый «стиль Регентства»,
переходный
от классицизма к рококо.

4. Людовик XV Возлюбленный

Людовик XV (официальное
прозвище Возлюбленный (15 феврал
я 1710, Версаль — 10
мая 1774, Версаль) —
король Франции c 1
сентября 1715 года из
династии Бурбонов. Его правление —
одно из самых длительных в мировой
истории, второе во французской
истории по продолжительности после
его прадеда, предыдущего короля
Франции Людовика XIV. Оно
характеризуется расцветом
французской культуры, так
называемой эпохой рококо, но его
многолетнее правление
ознаменовалось постепенным
упадком экономики и нарастанием
напряжённости в стране. По легенде,
ему принадлежит фраза «После меня
хоть потоп», и эти слова оказались
пророческими — «потоп» в
лице Великой французской
революции ждал уже его
преемника Людовика XVI.

5. Маркиза де Помпадур. Портрет работы Франсуа Буше

Жанна-Антуанетта Пуассон (29 декабря 1721 — 15
апреля 1764), более известная как маркиза де
Помпаду́р — официальная фаворитка (с 1745)
французского короля Людовика XV, которая на
протяжении 20 лет имела огромное влияние на
государственные дела, покровительствовала
наукам и искусствам. Маркиза ведала всеми
придворными приёмами и увеселениями, лично
подбирала для короля юных любовниц, для
встреч с которыми был выделен т. н. Олений
парк. Она задавала всей Европе моду своим
умением выглядеть роскошно и вместе с тем как
бы непринуждённо.
Любимым стилем мадам де Помпадур
был рококо. Она покровительствовала Франсуа
Буше и другим представителям этого
направления — живописцам, скульпторам,
краснодеревщикам. Её брат ведал всеми
строительными работами, которые велись за
казённый счёт. Под его руководством созданы
ансамбли площади Людовика XV, Малый Трианон
и др.
Король Людовик был равнодушен к литературе,
но сама маркиза знала в ней толк. Она
заступалась за энциклопедистов и за
«Энциклопедию».
Вольтер искренне восхищался ею, хотя в то же
время и подсмеивался над её мещанскими
манерами.

6.

Стиль рококо

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16. Людовик XVI

Людо́вик XVI (23 августа 1754, Версаль, — 21
января 1793, Париж) после 21
сентября 1792 официально именовался Луи Капет —
король Франции из династии Бурбонов, сын дофина
Людовика Фердинанда, наследовал своему
деду Людовику XV в 1774 году. Последний монарх
Франции Старого порядка (абсолютной монархии).
При нём после созыва Генеральных штатов в 1789
году началась Великая Французская революция.
Людовик сначала принял конституцию 1791 года,
отказался от абсолютизма и стал конституционным
монархом, однако вскоре начал нерешительно
противодействовать радикальным мерам
революционеров и даже попытался бежать из
страны. 21 сентября 1792 года низложен, предан
суду Конвента и вскоре казнён на гильотине.
После свержения республиканские власти лишили
Людовика XVI титула короля и дали ему фамилию
Капет, по имени его предка Гуго Капета, основателя
династии Капетингов (ветвью которой является
династия Бурбонов).
Это был человек доброго сердца, но незначительного
ума и нерешительного характера. С самыми
добрыми чувствами вступал он на престол с
желанием работать на пользу народа и уничтожить
существовавшие злоупотребления, но не умел смело
идти вперёд к сознательно намеченной цели. Он
подчинялся влиянию окружающих, то тёток, то
братьев, то министров, то королевы (Марии
Антуанетты), отменял принятые решения, не
доводил до конца начатых реформ.

17. Мария-Антуанетта – королева Франции, супруга Людовика XVI. Портрет работы Элизабет Виже-Лебрен

Мария-Антуанетта – королева
Франции, супруга Людовика XVI.
Портрет работы Элизабет ВижеЛебрен
Мари́я-Антуане́тта (урождённая Мария
Антония Йозефа Иоганна ГабсбургЛотарингская; 2 ноября 1755, Вена, Свя
щенная Римская империя — 16
октября 1793, Париж, Первая
французская республика) — королева
Франции и Наварры (с 10 мая 1774 года),
младшая дочь императора Франца
I и Марии-Терезии. Супруга короля
Франции Людовика XVI с 1770 года.
После начала Французской революции
была объявлена вдохновительницей
контрреволюционных заговоров и
интервенции. Осуждена Конвентом и
казнена на гильотине. Во время
правления была европейской
законодательницей мод. Её тяга к
придворным развлечениям, дорогим
нарядам, украшениям, увеселительным
постройкам негативно сказалось на
государственной казне, что,
впоследствии, было вменено ей в вину
на суде.

18.

Помпеи. Росписи виллы
мистерий и дом фавна
Ангелика Кауфман.
Портрет Винкельмана, 1764

19. И. В. Гете. Портрет работы В. Тишбейна, 1787 г.

20. Французские просветители

Веря в возможность разумного переустройства
общества с помощью просвещения и воспитания
нравов в духе «естественного человека» с его
исконными добродетелями, просветители придавали
большое значение искусству.

21. Дени Дидро. Портрет работы Л. М. Ванлоо, ок.1767

Дидро с особой остротой разоблачал
фривольность искусства рококо,
выступал в защиту художественных
идеалов третьего сословия. Анализируя
произведения современного искусства,
он давал их оценку с точки зрения
реалистической цельности и
демократической направленности. Его
любимым художником был Грёз.
Наряду с требованием правды,
содержательности и поучительности он
выдвигал перед художниками проблему
действия, энергии, общественной
активности искусства. Дидро находит в
античной истории сюжеты,
обличающие тиранов, призывающие к
восстанию против них.
Критические работы Дидро — «Салоны»,
«Опыт о живописи»

22. Морис Кантен де Латур. Портрет Жан-Жака Руссо. Пастель, около 1753

Жан-Жак Руссо – автор
философской теории
«естественного человека»,
ратовал за возвращение к
патриархальным нравам,
единство человека и
природы. Произведения
Руссо — «Рассуждения о
науках и искусствах» и
«Эмиль, или О воспитании».

23. Вольтер. Портрет работы М. Кантена де Латура, ок. 1731

Вольтер (21 ноября 1694, Париж, Франция — 30 мая 1778,
там же; имя при рождении Франсуа́-Мари́ Аруэ́) — один
из величайших французских философов-просветителей
XVIII
века, поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк и публици
ст. Точное происхождение
псевдонима Voltaire неизвестно.
Важнейшие философские статьи Вольтер печатал
в «Энциклопедии» и затем издал отдельной книгой,
сначала под заглавием «Карманный философский
словарь». В этом труде Вольтер проявил себя как борец
против идеализма и религии, опираясь на научные
достижения своего времени. В многочисленных статьях
он даёт критику религиозных представлений
христианской церкви, религиозной морали, обличает
преступления, совершённые христианской церковью.
Был сторонником религиозной терпимости.
Вольтер, как представитель школы естественного права,
признает за каждым индивидом существование
неотчуждаемых естественных прав: свободу,
собственность, безопасность, равенство.
Наряду с естественными законами философ выделяет
позитивные законы, необходимость которых объясняет
тем, что «люди злы». Позитивные законы призваны
гарантировать естественные права человека. Многие
позитивные законы представлялись философу
несправедливыми, воплощающими лишь человеческое
невежество.
Убеждённый и страстный противник абсолютизма, он
остался до конца жизни монархистом, сторонником
идеи просвещённого абсолютизма, монархии,
опирающейся на «образованную часть» общества, на
интеллигенцию, на «философов». Просвещённый
монарх — его политический идеал.

24. Шарль Монтескье. Портрет работы скульптора Мишеля Клода (Клодион)

Монтескьё. Шарль Луи́ де Секонда́, барон де Ля
Брэд и де Монтескьё (18 января 1689 — 10
февраля 1755) —
французский писатель, правовед, философ и поли
толог, автор романа «Персидские письма»
(сатирический роман, изложенный в виде писем
персидских путешественников на родину,
комментирующих различные аспекты западного
общества, особенно французскую политику и
нравы), статей из «Энциклопедии, или Толкового
словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе
законов» (1748). Монтескьё, а также Джон Локк
и Жан-Жак Руссо считаются
основоположниками современных
теорий представительной демократии
(единственный источник власти в государстве народ). Монтескьё сформулировал
идею разделения властей, которая лежит в
основе создания любого современного
демократического государства. Политические и
правовые идеи Монтескьё оказали
непосредственное влияние на составителей
Конституции США, конституционное
законодательство периода Великой французской
революции, на Гражданский Кодекс Франции
1804 г. Ещё при жизни Монтескьё обрёл
европейскую известность.

25.

Стиль классицизм

26. Живописцы рококо

27.

Антуан Ватто.
Портрет работы
художницы
Розальбы Каррьеры.
1721 г.
English     Русский Правила