2.16M
Категория: ЛитератураЛитература

Александр Иванович Куприн Повесть «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет»

1.

Александр Иванович Куприн
Повесть «Олеся»,
рассказ «Гранатовый браслет».

2.

Александр Иванович Куприн
(1870 – 1938)
А.И.Куприн был ровесником И.А.Бунина. Его имя было известно
советскому читателю более широко потому, что, в отличие от
Бунина, Куприн за год до своей смерти, в 1937г, вернулся из
эмиграции на родину. Поэтому произведения Куприна
издавались в Советском Союзе, а эмигранта Бунина не печатали
до конца пятидесятых годов XX века.

3.

А.И.Куприн и И.А.Бунин
Этих писателей многое объединяет: следование традициям
русской классической литературы, приверженность реализму в
изображении жизни, отношение к творчеству Л.Н.Толстого как к
образцу, уроки мастерства А.П.Чехова. Куприна тоже интересуют
отношения человека и природы, любовь как стихия живой
жизни. Куприн развивает тему «маленького человека»,
подчёркивая «необыкновенность каждого». Но если для Бунина
главное – созерцательное, аналитическое начало, то для
Куприна важны яркость, сила, цельность характера.

4.

Черты реализма в творчестве А.И.Куприна
- Социальная типизация
персонажей
- Интерес к подробностям быта
- Индивидуализация
характеров
- Углублённое изображение
внутреннего мира человека

5.

Черты романтизма в творчестве А.И.Куприна
- Романтична сама тема любви. Любовь для Куприна – это
спасительная сила, оберегающая человека от пошлости,
дающая смысл и оправдание всему его существованию.
- Писатель выбирает экзотическое место действия. (В повести
«Олеся» – Полесье, в «Гранатовом браслете» - «Крым).
- Пейзаж выполняет самые различные роли (в начале рассказа
«Гранатовый браслет» пейзаж выполняет роль экспозиции);
очень часто он бывает фоном или обрамлением, неся на себе
эстетическую нагрузку; рассказывает о внутреннем мире
героев, дополняя их психологическую характеристику;
выражает отношение автора к своим персонажам.

6.

Черты романтизма в творчестве А.И.Куприна
- Автор использует мистические и сказочные мотивы (это и
необычные способности Олеси и её бабки, и сходство бабки
Олеси с Бабой Ягой, а их избушки – с избушкой на курьих
ножках).
- Некоторым предметам Куприн придаёт особый,
символический смысл (коралловые бусы Олеси, старый
молитвенник, гранатовый браслет, роза).
- Последняя глава рассказа «Гранатовый браслет» написана
ритмизованной прозой – она напоминает стихотворение в
прозе.
Все эти романтические черты придают высокий смысл произведениям
Куприна о любви.

7.

Повесть «Олеся» (1898)
В ранней прозе А.И.Куприна
центральное место занимает
повесть «Олеся». Это
произведение Куприн относил к
лучшим своим произведениям:
«В этом рассказе больше. Чем в
других моих рассказах, моей души».
События, изображённые в
повести, происходят в
Волынской губернии, на
окраине Полесья.

8.

Повесть «Олеся» (1898)
Краткое содержание
Заблудившийся во время охоты
городской интеллигент Иван
Тимофеевич встретил в лесу
девушку. В любви «дикарки» и
цивилизованного героя с
самого начала чувствуется
обречённость. Несмотря на
взаимность, силу и искренность
их чувства, они расстаются –
оказываются слишком разными
людьми.

9.

Повесть «Олеся» (1898)
Олеся
Красивая девушка с длинными
волосами цвета крыла ворона,
придававшими особую нежность её
белому лицу. В больших чёрных
глазах искорки остроумия. Всё в ней
говорит о неординарности,
свободолюбии, непохожести на
обыкновенных девушек. В её
внешности, речи, поведении есть
что-то колдовское.
Её всегда преследовала слава ведьмы. Ей с бабушкой пришлось
жить в лесу, подальше от людей. Враждебное отношение людей
воспитало в ней удивительную душевную силу.

10.

Повесть «Олеся» (1898)
Она выросла вдали от цивилизации, в
гармонии с природой, никогда не
посещала церковь (считала, что волшебная
сила дана ей не от Бога). Полюбив,
попыталась приказать себе не любить, но
стоило ей разлучиться с Иваном
Тимофеевичем на две недели, как она
поняла, что любит его сильнее прежнего.
Олеся отдаёт себя любви всю, любит
искренне и нежно.
Олеся
Её любовь жертвенна – ради неё она не побоялась пойти в
церковь, пережила унижение, когда на неё накинулись местные
крестьянки и закидали её камнями. Жестоко избитая Олеся
уходит не потому, что опасается их мести, а потому, что понимает
несбыточность своей мечты и невозможность счастья. Она
уезжает без прощания, оставив на память о себе лишь бусы.

11.

Повесть «Олеся» (1898)
Иван Тимофеевич
Его поразила не только оригинальная
красота Олеси – он почувствовал её
необычность. Восхищение переросло
в любовь. Олеся по его просьбе
гадает ему и предсказывает, что
жизнь у него будет невесёлая, никого
он сердцем не полюбит, так как оно у
него холодное и ленивое. И он
принесёт много горя и позора той,
которая полюбит его.
Всё это сбывается. И хотя он искренне и серьёзно хотел связать
свою судьбу с Олесей, но проявил нечуткость, бестактность,
которые обрекли её на позор и гонение.

12.

Главные герои рассказа
Олеся
Прекрасный «естественный
человек», выражающий свою
сущность в любви.
«Большие, блестящие тёмные
глаза, которым тонкие
надломленные посредине брови
придавали неуловимый оттенок
лукавства, властности и
наивности», «первобытное и яркое
воображение», «гибкий, подвижный
ум».
Иван Тимофеевич
Выросший в жестоком
«цивилизованном» обществе,
русский дворянин вынужден
принимать условности его
существования, и это не может не
отразиться на его характере.
«Человек Вы хотя и добрый, но
слабый… Доброта Ваша не хорошая, не
сердечная. Слову Вы своему не господин.
Над людьми любите верх брать, а сами
им хотя и не хотите, но подчиняетесь».

13.

Главные герои рассказа
Олеся
Иван Тимофеевич
В характере героини слились
гордость, независимость и
самоотверженность с
удивительной чуткостью и
утончённостью переживаний.
Он будто мягок, отзывчив и
искренен.
Наделённая небывалой силой
душа Олеси вносит гармонию в
заведомо противоречивые
отношения с Иваном
Тимофеевичем.
Иван Тимофеевич не в состоянии
разрушить стену, разделяющую
духовный мир «дочери природы»
и свой собственный.
Несмотря на взаимную любовь, главные герои не могут быть вместе

14.

Рассказ «Гранатовый браслет» (1910)
Тема любви
Рассказ посвящён одной из главных
тем всего творчества Куприна – теме
бескорыстной, возвышенной,
романтической любви. Писатель
рассказывает о любви, которая
повторяется «только один раз в
тысячу лет». По Куприну, любовь –
всегда трагедия. Но трагичность
любви лишь подчёркивает её красоту.

15.

Рассказ «Гранатовый браслет» (1910)
«А где же любовь-то? Любовь
бескорыстная, самоотверженная, не
ждущая награды? Та, про которую
сказано - «сильна, как смерть»?
Понимаешь, такая любовь, для
которой совершить любой подвиг,
отдать жизнь, пойти на мучение вовсе не труд, а одна радость…
Любовь должна быть трагедией.
Величайшей тайной в мире!
Никакие жизненные удобства,
расчеты и компромиссы не должны ее
касаться».
А. Куприн «Гранатовый браслет»

16.

Рассказ «Гранатовый браслет» (1910)
Тема «маленького человека»
Писатель развивает также традиционную
для русской литературы тему
«маленького человека». Тихий, скромный
и незаметный чиновник со смешной
фамилией Желтков оказывается
человеком, нисколько не уступающим в
благородстве великосветским
аристократам. Любовь его жизни стала не
только страданием и единственным
смыслом жизни – она возвысила его.
Силой своей любви он поднимается над
мелочной суетой и условными
приличиями в обществе и вырастает в
трагического героя. Перед нами человек,
обладающий великим талантом любви.

17.

Рассказ «Гранатовый браслет» (1910)
История создания
В основе рассказа лежит реальная
курьёзная история любви
скромного небогатого человека к
светской даме. Частный случай
опоэтизирован писателем, стал
настоящим гимном любви.
Трагического финала в реальной
жизни не было.

18.

Рассказ «Гранатовый браслет» (1910)
Эпиграф
Эпиграф у рассказа необычный: первая строчка из второй
части сонаты Бетховена. Структуру рассказа можно соотнести
со структурой музыкального произведения. Можно сказать,
что на протяжении 13 глав в содержании рассказа чередуются
различные ритмы, темпы, темы.

19.

Рассказ «Гранатовый браслет» (1910)
Название
В названии заключён символ безнадёжной, восторженной,
бескорыстной и благоговейной любви главного героя. Своей
возлюбленной в день её именин он дарит самое дорогое, что у
него есть – фамильную драгоценность. Внешне браслет
выглядел безвкусной безделушкой: «золотой, низкопробный, очень
толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый
небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами». Но по
старинному преданию, сохранившемуся в его семье, «браслет
имел свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и
отгоняет от них тяжёлые мысли, мужчин же сохраняет от
насильственной смерти».

20.

Построение и содержание рассказа
Экспозиция. Спокойное и благоразумное существование главной героини.
Рассказ начинается с пейзажного
изображения, которое задаёт
спокойный, медленны ритм.
Графиня Вера Николаевна Шеина
ведёт привычное, словно
дремотное существование:
любовь к мужу давно переросла в
дружбу, детей нет. Описание её
жизни оттенено холодноватым
осенним пейзажем засыпающей
природы: «Деревья успокоились,
бесшумно и покорно роняли жёлтые
листья».

21.

Построение и содержание рассказа
Пейзаж
«В середине августа, перед рождением
молодого месяца, вдруг наступили
отвратительные погоды, какие так
свойственны северному побережью
Черного моря…»
«Но к началу сентября погода вдруг резко и
совсем нежданно переменилась. Сразу
наступили тихие безоблачные дни, такие
ясные, солнечные и теплые, каких не было даже
в июле. На обсохших сжатых полях, на их
колючей желтой щетине заблестела слюдяным
блеском осенняя паутина. Успокоившиеся
деревья бесшумно и покорно роняли желтые

22.

Построение и содержание рассказа
Завязка действия. Подарок на именины – гранатовый браслет.
Постепенно ритм убыстряется: на именины к Вере Николаевне
съезжаются гости. Тревога закрадывается неожиданно:
суеверная аристократка вдруг отмечает, что гостей тринадцать.
Появляется мотив отрицания настоящей любви: среди гостей
нет людей, счастливых в любви.

23.

Построение и содержание рассказа
Анна и Вера
«…Анна вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда
странных противоречий…»
«…Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока
любезна, независима и царственно спокойна…»

24.

Построение и содержание рассказа
Завязка действия. Подарок на именины – гранатовый браслет.
Тревога нарастает, когда именинница получает в подарок
гранатовый браслет от влюблённого в неё чиновника, который
подписал своё поздравление буквами Г.С.Ж. Ритм
повествования меняется: героиню охватывает мучительное
ожидание счастья.

25.

Построение и содержание рассказа
Гранатовый браслет
«…Вера увидела втиснутый в черный
бархат овальный золотой браслет…
Когда Вера случайным движением
удачно повернула браслет перед огнем
электрической лампочки, то в них,
глубоко под их гладкой яйцевидной
поверхностью, вдруг загорелись
прелестные густо-красные живые огни.
«Точно кровь!» - подумала с
неожиданной тревогой Вера…»

26.

Построение и содержание рассказа
Развитие действия. Роль детали в изображении психологического
состояния героини.
Ощущение неустойчивости, несуразности автор вводит через
необычные запахи, которыми привычные окружающие
предметы никогда не обладали: морская вода пахнет резедой,
стручки левкоя – капустой, гроздья винограда – клубникой,
белая акация – конфетами. Всё это усиливает напряжение.
Читателю же ясно: несмотря на устроенный быт и гладкость в
отношениях с мужем, Вера не знает, что такое любовь.

27.

Построение и содержание рассказа
Развитие действия. Рассказ генерала Аносова.
Главная тема звучит в рассказе генерала Аносова. На
откровения Веры, которая призналась, что какой-то человек
«начал преследовать её своей любовью ещё за два года до её замужества»,
генерал заметил: «Может быть, твой жизненный путь…пересекла
именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше
не способны мужчины».

28.

Построение и содержание рассказа
Генерал Аносов
«В нем совмещались именно те простые, но трогательные и глубокие
черты… те чисто русские, мужицкие черты, которые в соединении
дают возвышенный образ, делавший иногда нашего солдата не только
непобедимым, но и великомучеником, почти святым…»

29.

Построение и содержание рассказа
Развязка событий
События нарастают, и темп и ритмы убыстряются. Муж и брат
Веры приходят к Желткову с требованием оставить её в покое, а
развязка происходит на следующий день: из газеты Вера узнаёт
о загадочном самоубийстве Г.С.Желткова.

30.

Построение и содержание рассказа
Г.С.Желтков
«…Теперь во мне осталось только
благоговение, вечное преклонение и
рабская преданность. Я умею
теперь только желать
ежеминутно Вам счастья и
радоваться, если Вы
счастливы…Ваш до смерти и после
смерти покорный слуга Г.С.Ж.».

31.

Построение и содержание рассказа
Письмо Г.С.Ж.
«Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было
угодно послать, мне, как громадное счастье,
любовь к Вам… Я бесконечно благодарен Вам
только за то, что Вы существуете. Я
проверял себя - это не болезнь, не
маниакальная идея - это любовь, которою богу
было угодно за что-то меня вознаградить»…

32.

Построение и содержание рассказа
Василий и Николай
«…я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать
заведомо…разве он виноват в любви и разве можно управлять таким
чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор еще не нашло себе
истолкователя. - Подумав, князь сказал: - Мне жалко этого человека.
И мне не только что жалко, но вот я чувствую, что я присутствую
при громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать».

33.

Построение и содержание рассказа
Кульминация
Княгиня Вера прощается с застрелившимся Желтковым. Это их
единственное свидание. И это прощание – поворотное событие
во внутреннем состоянии героини: она поняла, «что та любовь, о
которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё». Под звуки
«Аппасионаты» Бетховена, которую Желтков завещал ей
прослушать, в душе Веры звучат слова человека, любившего её
больше жизни: «Да святится имя Твоё!»

34.

Построение и содержание рассказа
Прощание
«В эту секунду она поняла, что та
любовь, о которой мечтает каждая
женщина, прошла мимо нее. Она
вспомнила слова генерала Аносова о
вечной исключительной любви почти пророческие слова. И,
раздвинув в обе стороны волосы на
лбу мертвеца, она крепко сжала
руками его виски и поцеловала его в
холодный, влажный лоб долгим
дружеским поцелуем…»

35.

Главные герои
Княгиня Вера Николаевна
Благородная натура, тонко
чувствующая возвышенное и
прекрасное. Однако её «Я»
погружено в некий
самоуспокоенный сон. Красивая
и холодная.
Вера «была строго проста, со всеми
холодно и немного свысока любезна,
независимо и царственно спокойна».
Она производит впечатление
равнодушной особы.
Телеграфист Желтков
Небогатый, малограмотный
чиновник, робкий мечтатель и
глубоко чувствующий человек,
одержим «сильной, как смерть,
любовью» к княгине Вере.
«В эту секунду она поняла, что та
любовь. О которой мечтает каждая
женщина, прошла мимо неё!»
Смерть не страшит героя. Его любовь
сильнее смерти. Благодарен той,
которая вызвала в его сердце это
превосходное чувство.
Любит Веру Николаевну тем
страстным, испепеляющим
чувством, которое «заключает в
себе весь смысл жизни – всю
вселенную!»

36.

Главные герои проходят испытание любовью
Княгиня Вера Николаевна
Любовь – она чистая, высокая,
недосягаемая мечта.
Телеграфист Желтков
Любовь – «крепка, как смерть…»
Он выше царей и цариц, ибо
любовь открыла его
избранничество, обнаружила в
нём могучую и светлую силу
жизни, человеческую красоту,
которая останется в веках как
памятник величия сердца
простого человека.
Куприн верит в чудо любви. Он проповедует её равной для всех.

37.

Письменно ответить на вопросы
(переписывать не нужно)
•А. И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»
•1. Перечислить главных героев повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»?
•2. В каком произведении А. И. Куприна сюжетом является череда воспоминаний о
прошлом?
•3. Кому из литературных героев «Гранатового браслета» принадлежат слова: «Любовь
должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства,
расчёты и компромиссы не должны её касаться»?
•4. О ком из героев повести А. И. Куприна «Олеся» идет речь:
«Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое,
а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете»?
•5. Тема великой и очищающей любви раскрывается полностью в музыке, завершающей
рассказ «Гранатовый браслет». Какую музыку использует автор для усиления впечатления?
•6. Какую идейную нагрузку несет в себе гранатовый браслет из одноименного рассказа А.
И. Куприна?
English     Русский Правила