Анатолий Эфрос
Биография
Начало работы
Первые успехи в постановках
Центральный детский театр
“...Когда шли розовские спектакли, нам в Центральном детском часто говорили, что форма их аморфна, что мы эпигоны МХАТ. Мы
 “...Что такое, в конце концов, театр? Это небольшая группа актеров и их режиссер, художественные идеи которого эти
Театр на Малой Бронной
Со сцены на экраны
Нельзя останавливаться
Последние годы
Театр Анатолия Эфроса
Спасибо за внимание
1.32M
Категория: ИскусствоИскусство

Анатолий Эфрос

1. Анатолий Эфрос

АНАТОЛИЙ ЭФРОС
Подготовила Шубина В.В. 3ОС

2. Биография

Натан Эфрос, ставший известным как Анатолий
Эфрос, родился 3 июля 1925 года в Харькове в
еврейской семье. Отец - инженер, работал на
авиационном заводе. Мать - переводчик научнотехнической
литературы.
В
годы
Великой
Отечественной войны Анатолий был в эвакуации в
Перми и вплоть до 1945 года работал слесарем на
авиационном заводе. С ранних лет увлекался
театром. В 1943 году поступил в актёрскую студию
Юрия Завадского при Театре им. Моссовета,
находившемся в то время в эвакуации. В 1944 году
поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа,
который окончил в 1950 году, мастерская Н. В. Петрова
и М. О. Кнебель. После института он попытался
остаться в аспирантуре, но ему отказали. Некоторое
время работал в маленьком передвижном театре у
своего педагога Марии Осиповны Кнебель, труппа
которой гастролировала по всей стране, живя в
железнодорожном вагоне.
Биография

3. Начало работы

Первой
самостоятельной
постановкой стал
спектакль «Прага
остаётся моей» в
Центральном доме
культуры
железнодорожников в
1951 году. На
профессиональной
сцене дебютировал в
том же году спектаклем
«Приезжайте в
Звонковое» по пьесе А.
Корнейчука в
Московском областном
драматическом театре
им. Островского.

4. Первые успехи в постановках

• В 1951-1953 годах Анатолий Эфрос
работал в Рязанском драматическом
театре, где поставил спектакли: «Любовь
Яровая» К. А. Тренёва; «Любовь на
рассвете» Я. А. Галана; «Собака на
сене» Лопе де Вега; «Горячее сердце» А.
Н. Островского; «Девицы-красавицы» А.
Д. Симукова; «Камни в печени» А. Е.
Макаёнка; «Когда ломаются копья» Н. Ф.
Погодина; «Мачеха» по О. де Бальзаку.

5. Центральный детский театр

• “...Самым хорошим днем в моей
жизни был, конечно, день, когда я
был принят в Ценральный детский
театр. До этого я работал в Рязани, и
вдруг — площадь Свердлова, в окна
виден Большой театр. Огромный зал,
прекрасные репетиционные
комнаты, знаменитые артисты. Целый
год, проходя мимо театра и
посматривая на него, я
думал: «Неужели вот тут я
работаю?» Как прекрасны и это
удивление и эта гордость местом, где
ты служишь...”
• В 1953 году Анатолий Эфрос женился
на Наталье Крымовой, 10 октября 1954
году у них родился сын Дмитрий
Крымов.
• В 1953 году М. О. Кнебель и К. Я. ШахАзизов приглашают Эфроса на
должность режиссера Центрального
детского театра.

6. “...Когда шли розовские спектакли, нам в Центральном детском часто говорили, что форма их аморфна, что мы эпигоны МХАТ. Мы

“...Когда шли розовские спектакли, нам в Центральном детском часто говорили, что
форма их аморфна, что мы эпигоны МХАТ. Мы злились: какая форма? Есть
непосредственность и естественность, есть природа. Естественная психологическая
непосредственность, культ живого, часто случайного, импровизация, свобода
сценического поведения — и никаких фокусов...”
• Десятилетие службы Анатолия Эфроса в
Центральном детском театре – поворотный момент в
истории отечественного театра: появление
драматургии В.С.Розова ознаменовало собой
появление на сцене абсолютно новой для своего
времени тематики – голос молодого поколения, голос
юности, требовательный и задающий вопросы –
зазвучал в советском театре впервые. И именно
воплощение этой драматургии в спектаклях
А.В.Эфроса поднимало эту тему на небывалую
высоту. Четыре спектакля поставил Эфрос по
розовским пьесам в этот период: «В добрый час!», «В
поисках радости», «Неравный бой», «Перед ужином».
Обращался к классике, поставив «Бориса Годунова»
А. С. Пушкина и «Женитьбу» Н. В. Гоголя, начал
преподавать в студии при Центральном детском
театре. Принял активное участие в создании Студии
молодых актеров, ставшей позднее театром - студией
“Современник” и в 1958- м году поставил там
спектакль «Никто» по пьесе Э. Де Филиппо.

7.  “...Что такое, в конце концов, театр? Это небольшая группа актеров и их режиссер, художественные идеи которого эти

“...Что такое, в конце концов, театр? Это небольшая
группа актеров и их режиссер, художественные
идеи которого эти актеры разделяют...”
• В 1963 году Эфрос был назначен
главным режиссером Московского
театра им. Ленинского Комсомола и
три с лишним года был занят
строительством своего театра, не
занимаясь культурной деятельностью.
• В 1964-м году поставил спектакли: «В
день свадьбы» В. С. Розова, «104
страницы про любовь» Э. С.
Радзинского.
В 1965-м году - «Мой бедный Марат» А.
Н. Арбузова, «Снимается кино» Э. С.
Радзинского, «Каждому своё» С.
Алешина.
В 1966-м году - «Чайка» А. П. Чехова,
«Судебная хроника» Я. Волчека,
«Мольер» М. А. Булгакова.

8.

«В день свадьбы» С.В. Розова
«Каждому свое» С. Алешина

9.

• «Спектакль может быть живым или неживым», – говорил
Анатолий Эфрос. Коллеги по цеху, молодые режиссеры
гадали: где тот набор приемов, где методика, с помощью
которой возникает поэтическое, невесомое, парящее
зрелище? Среди них был и ученик Товстоногова Кама
Гинкас, который так рассказывает о работе Эфроса:
«Скажем грубо, если Георгий Александрович [Товстоногов]
занимался плотью, болезнями плоти, социальными
болезнями, реальными болезнями повседневности, с
которыми сталкивается человек, то Анатолий Васильевич
тоже занимался болью, и мы ее ощущали. Но у него, я бы
сказал, болел воздух. Понимаете? Воздух болел вокруг
человека. И человек внутри него».
В марте 1967 г. Анатолий
Эфрос был освобожден от
должности главного
режиссера Московского
театра им. Ленинского
комсомола “как не
обеспечивший
правильного направления в
формировании
репертуара театра”, не
взирая на поддержку
коллег – О. Н. Ефремова, Г.
А. Товстоногова, Ю. А.
Завадского и других
представителей
театральной
общественности. Вместе с
ним театр покинули
актеры: В. Гафт, А.
Дмитриева, М. Державин,
Л. Дуров, И. Кириченко, Л.
Круглый, В. Смирнитский, Г.
Сайфулин, А. Ширвиндт, О.
Яковлева.

10. Театр на Малой Бронной

• В марте 1967 года Анатолий Эфрос
был назначен очередным режиссером
театра на Малой Бронной. Он
продолжает работу над спектаклем
«Три сестры» А. П. Чехова, начатую еще
в Московском театре им. Ленинского
комсомола. Однако, вскоре после
премьеры спектакль снимают с
репертуара театра, как и следующую
его работу - «Обольститель
Колобашкин» Э. С. Радзинского.
“...Прекрасно сидеть среди своих и спокойно
думать. И не бояться, что за чьими-то словами
прячется скрытый смысл. Я люблю комнату, где
мы обычно сидим, и когда наступает отпуск и
все в отъезде, я захожу туда и мне так хочется,
чтобы снова была зима и работа...”
• Актеры обожали Эфроса, публика им
восторгалась, а власть терпела. Он
оставался аполитичным, меняя
Центральный детский театр на
«Ленком», откуда его сослали на
Малую Бронную. Но живые спектакли
Эфроса задевали болевые точки, что
раздражало чиновников. «Три сестры»
запретили за «искажение классики»,
официальная пресса топтала
«Дорогу», а «Ромео и Джульетту»
сдавали семь раз. Но настоящей
трагедией для Эфроса стал переход с
Малой Бронной на Таганку, где труппа
его не приняла, несмотря на то, что
режиссер был человеком
неконфликтным.

11. Со сцены на экраны

• В эти годы А. В. Эфрос много работает
на телевидении - снова обращается к
«Борису Годунову» А. С. Пушкина и
“Мольеру” М. А. Булгакова («Всего
несколько слов в честь господина де
Мольера»), зкранизирует “Героя нашего
времени” М. Ю. Лермонтова («Страницы
журнала Печорина»), снимает
телеспектакли по своим театральным
постановкам: «Марат, Лика и Леонидик»
А. Н. Арбузова, «Платон Кречет» А.
Корнейчука, «Человек со стороны» И. М.
Дворецкого и телефильмы «Таня» А. Н.
Арбузова и «Фантазия» по мотивам
повести И. С. Тургенева “Вешние воды”,
делает телеверсию спектакля МХАТ СССР
им. М.Горького «Милый лжец» Дж.
Килти. Выпускает радиоспектакли «Выстрел» А. С. Пушкина и «Мартин Иден»
Дж. Лондона.
«Всего несколько слов в честь
господина де Мольера» 1973 год

12. Нельзя останавливаться

• “...В режиссуре все, что ты скажешь,
еще почти ничего не значит. Это
только мысль, пускай даже верная. И
артист, даже если постигнет ее, все
равно еще не сыграет. Потому что
мысль сыграть невозможно, будет
нечто слишком общее. Надо найти
конкретное выражение мысли и
чувства — очень конкретное. При
этом общего чувства, да и общей
мысли, конечно, не потеряв.
Обдумать все, а потом все как будто
забыть и на сцене выстроить нечто
конкретное...”

13.

• Продолжает много работать на телевидении телеспектакли «Острова в океане» Э.
Хемингуэя,«Дальше — тишина» В. Дельмар,
«Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Месяц в
деревне» И. С. Тургенева и на радио –
радиоспектакли «Незнакомка» А. Блока, «Пир во
время чумы» А. С. Пушкина, «Жизнь господина
де Мольера» М. А. Булгакова (главы из романа
читает А. Эфрос), «Каменный гость»
А.С.Пушкина, «Моцарт и Сальери» А. С.
Пушкина. В 1979-м году на экраны выходит
художественный фильм Анатолия Эфроса «В
четверг и больше никогда».
• Во МХАТе СССР им. М. Горького А. В. Эфрос
ставит спектакли «Тартюф» Ж.-Б. Мольера и
«Живой труп» Л. Н. Толстого, в Музее
изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в
рамках фестиваля «Декабрьские вечера» “Бурю” У. Шекспира, со своими студентами в
ГИТИСе им. А. В. Луначарского - “Идею
господина Домма” Ф. Кроммелинка.
• С 1978-го года работает и в зарубежных
театрах - «Женитьбу» Н. В. Гоголя и «Мольера» М.
А. Булгакова ставит в Теате Гатри
(Миннеаполис, США), «Вишневый сад» А. П.
Чехова и «Наташу» по пьесе И. С. Тургенева
«Месяц в деревне» в Театр еТоэн (Токио,
Япония), «Вишневый сад» А. П. Чехова в
Национальном театре (Хельсинки, Финляндия).
“...Когда творческая работа
идет успешно, когда ясна
цель, люди дружат. Когда
начинаются те или иные
художественные трудности,
люди театра нередко
впадают в нервозность. И от
одного этого погибают
как художники...”

14. Последние годы

В марте 1984-го года Анатолий Эфрос был
назначен главным режиссером театра на
Таганке.
В декабре 1984-го года поставил спектакль
«На дне» М. Горького.
В 1985-м году – спектакли: «У войны не
женское лицо» С. Алексиевич, «Вишневый
сад» А. П. Чехова
(возобновление), «Прекрасное воскресенье
для пикника» Т. Уильямса. В том же году в
издательстве “Искусство” вышла книга
«Продолжение театрального рассказа»
В 1986-м году поставил спектакли «Полтора
квадратных метра» Б. Можаева, «Мизантроп»
Ж.-Б. Мольера. (На фото спектакль «На дне»
Горького)

15. Театр Анатолия Эфроса

• Анатолий Эфрос. Это не просто
эпоха, а целая эра русского театра.
Наверное, каждому, кто хоть раз
столкнулся с ним в жизни или в
театре, есть, что вспомнить, чем
поделиться, что рассказать. "Первое
мое впечатление от папиного
спектакля – это "Цветик-семицветик".
Я помню Дурова на тросике,
летающего над сценой и
втыкающего какие-то цветочки в пол
с высоты, как дротики", – вспоминает
сын Анатолия Эфроса, художник,
режиссер, Дмитрий Крымов.

16.

• «Он очень любил актеров, в его глазах
было какое-то лукавство, любование
актрисами, актерами. Мы не занимались
разбором роли в классическом
варианте, сидя за столом с пьесой, он
как-то сам все это продумывал и иногда
не находил правильного решения, но
начинал сразу лепить и пробовать. И както все его ходы, они казались очень
увлекательные, очень неожиданными и
парадоксальными. Это не просто была
оригинальная или индивидуальная
трактовка пьес. Создавалось
впечатление, что он докапывался до чегото очень глубокого. Он был
непревзойденным мастером понимания
трагизма, в общем-то, человеческого
бытия, столкновения характеров. Он был
новатором, безусловно, в театральном
смысле. Не просто сильным, мощным
режиссером реалистического театра.
Потому что его театр не только
реалистический. Это театр
психологический. И в то же самое время
формалистический аспект театра он
тоже использовал.»
• Актриса Елена Коренева
• Телетеатр Эфроса кинематографичен.
Открытие ли для экрана переход с крупного
плана на крупный после «Страстей по Жанне
д’Арк» — это сомнительно. Но что для нашего
телевидения, снимавшего общие планы
театральных спектаклей неподвижной камерой,
передающей точку зрения зрителя в первом
ряду бельэтажа, открытием явилась подвижная
камера, передающая точку зрения
режиссера, — это бесспорно. Эфрос первым
стал пользоваться на телевидении
специфическим языком кино: крупным планом,
съемкой с движения, необычными ракурсами,
коротким монтажом, нерезкостью и т. д.
Кинематографический язык в сочетании с
материалом театра неминуемо выделил из
средств последнего единственное, имеющее
отношение к реальности физического мира,
которой занимается кино, — актера;
кинематографическое исследование
действительности нашло свой предмет в
человеке.

17. Спасибо за внимание

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
В тексте использовалось цитаты А. В. Эфроса из его личных записей.
English     Русский Правила