Похожие презентации:
Белгородский государственный университет
1. БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
БЕЛ Г О РО Д СК И Й Г О СУ Д АРСТВЕН Н ЫЙУНИВЕРСИТЕТ
Социальные институты и организации.
Религия как социальный институт в
современном обществе.
Подготовила студентка 1 курса группы
10002162 Койнова Кристина.
2. Суть исследования
Важнейшейстабилизирующей,
формирующей внутренние самосознание
нации основой является религия. Мы
подробно
разберем
состояние
религиозности в современной российской
действительности
и
рассмотрим
тенденции развития как в России, так и в
мире.
3. Понятия и определения
ОБРАТИМСЯ К СЛОВАРЮ В. ДАЛЯ, ЧТОБЫ ОПРЕДЕЛИТЬ ПОНЯТИЕ «РЕЛИГИЯ»:«РЕЛИГИЯ - ВЕРА, ДУХОВНАЯ ВЕРА, ИСПОВЕДАНЬЕ, БОГОПОЧИТАНИЕ, ИЛИ
ОСНОВНЫЕ ДУХОВНЫЕ УБЕЖДЕНЬЯ».
ТАКЖЕ ДАДИМ ПОНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЮ
«СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»: «ПОНЯТИЕ, ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ
УСТОЙЧИВОГО КОМПЛЕКСА ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ПРАВИЛ,
ПРИНЦИПОВ, НОРМ И УСТАНОВОК, РЕГУЛИРУЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ СФЕРЫ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОРГАНИЗУЮЩИХ ИХ В СИСТЕМУ РОЛЕЙ И
СТАТУСОВ, ОБРАЗУЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ СИСТЕМУ».
4.
Религия как социальный институт – это организованное объединение людей,выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие
совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных
ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Как мы видим, понятия религии и социального института идентичные, имеют общие
основы и сферу влияния – духовные ценности, мировоззрение человека.
5.
Религия основана на вере, (согласно словарю В. Даля: ВЕРАж. уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о
чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных,
духовных)
Вера в Бога как явление начала свое существование около
45 тыс. лет назад, пройдя в своем развитии следующие
этапы:.
первобытные религии: вера в родство с каким-либо
животным и явлением - тотеизм,: вера в чудотворный
предмет, который обладает чудотворными свойствами фетишизм, магическое мышление: колдовство, вера в
возможность влиять определенными действиями на
сверхъестественное существо, анимизм: вера в души и
духов
политеистические религии — многобожие;
монотеизм — единобожие: буддизм (VII в. до н. э.),
христианство, ислам.
6.
Славянской культуре в силу территориипроживания, тяжелых условий труда,
погодных
условий
свойственна
на
генетическом уровне сохранения этноса
черта милосердия, желания помочь,
объединиться, иначе в тяжелых условиях
часто меняющегося климата славяне бы
имели
возможности
к
просто
не
Данное
генетическое
выживанию.
стремление
к
объединению,
поиск
возможности
к
помощи,
единение,
нашло
отклик
в
гостеприимство
православной
вере, которая прочно
«встала»
на
почву
культурную
христианства. Все более очевидным,
становится и тот факт, что институт
религии с его социальными, духовными и
нравственными традициями позволяет
обратиться
к
истокам
российского
менталитета
и
способствовать
7.
Черезмежнациональные,
межэтнические
и
межконфессиональные
традиции
передается
культурное и религиозное
Согласно
многообразие.
функциональному взгляду на
религию и культуру в целом, в
каждом типе цивилизации
каждый обычай, идея,
верование
выполняют
некоторую
жизненную
функцию. Из них главная -
стабильности
поддержание
общественного порядка
8.
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ АКТИВНОСО ТР УДНИЧАЕТ С РАЗЛИЧНЫ М И О РГАНАМ И ВЛАСТИ,
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ. ПРИ ЕПАРХИЯХ СОЗДАЮТСЯ
ПРАВО С ЛАВНЫ Е Ш КО ЛЫ , ГДЕ НЕ ТО ЛЬКО ПРЕПО ДАЕТС Я
ЗАКОН БОЖИЙ, НО И ЗНАНИЯ ОБ ИСТОРИИ,
ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ НАШЕЙ СТРАНЫ [1]. В
НЕКО ТО РЫ Х Ш КО ЛАХ РО СС ИИ, ИНСТИТУТАХ, СФЕРАХ
СРЕДНЕГО- ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВВЕДЕН НО В Ы Й ПРЕДМ ЕТ «О СНО В Ы ПРАВО С ЛАВНО Й
КУЛЬТУРЫ», ЧТО ТАКЖЕ ФОРМИРУЕТ СОЗНАНИЕ
ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В РЕЛИГИОЗНОМ
КОНТЕКСТЕ, «НА КОТОРЫХ ОБЪЯСНЯЕТСЯ ЗНАЧЕНИЕ
НЕ ТО ЛЬКО РЕЛИГИИ В ИСТО РИЧЕСКО М КО НТЕ КСТЕ , НО
И ПРЕПОДАЮТСЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫЕ И
КУЛЬ ТУРНЫ Е ТРАДИЦИИ РАЗЛИЧНЫ Х НАРО ДО В И
РЕГИОНОВ НАШЕЙ МНОГОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ
СТРАН Ы [1] ». РУССКАЯ ПРАВО СЛАВНАЯ ЦЕРКО ВЬ
ТАКЖЕ СТРЕМИТСЯ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В РАЗРАБОТКЕ
ИДЕЙ М О ДЕРНИЗАЦИИ ПО ЛИТИЧЕСКИХ И РЕЛИГИО ЗНЫ Х
ИНСТИТУТОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ, И ЭТО
ЯВЛЯЕТСЯ ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА.
9.
Социально-политические функции церкви:- разработка, совершенствовании своей социальной доктрины с
учетом изменяющихся условий социальной жизни общества;
- в обращении священнослужителей, руководителей церкви к
пастве по проблемам в государстве и обществе;
- в поддержке президента во время выборов;
- в активном участии патриархии в государственных делах.
10.
В новейшей истории православнойцеркви примечателен тот факт, что в
2007 г. Патриарх Кирилл предложил
реформу
как
социального
Церкви
расширения
института
с
целью
сотрудничества со СМИ и более
продуктивного
взаимодействия
с
государством. С его точки зрения,
модернизация
нравственный
это
императив, и основная ее функция
заключается в преодолении социальной
несправедливости
путем
поиска
собственных национальных мотивов и
основ
для
прогрессивных
преобразований
11.
В модернизирующемся российском обществек основным функциям Русской православной
церкви относятся:
- культуротранслирующая: сохранение и
развитие ценностей религиозной культуры,
осуществляет передачу культурного наследия
от поколения к поколению;
- нормативная: оказывает стабилизирующее
влияние
на
общественные
отношения
посредствам религиозных норм;
- функция социализации вырабатывает у
человека
через
систему
ценностей,
способствует адаптации к новым социальным
обстоятельствам в социальной среде;
интеграционная
и адаптационная
рассматривают
религию, руководствуясь
принципом толерантности
в отношениях
между религиозными конфессиями, и играют
важную роль при адаптации мигрантов к
новой для них социальной среде.
12.
Также Церковный институт выполняетследующие социальные функции и
задачи: формирование положительных
качеств,
социально-нравственных
объединение российского общества,
воспитание
чувства
патриотизма,
оказание
социальнопсихологической помощи нуждающимся.
Одной из основных функций религии
является регулятивная (нормативная)
Эффективное
действие
регулятивной
функции
религии
проявляется
в
воспитании
и
социализации человека, осуществляется
под воздействием религиозных идей и
ценностей.
13.
Психотерапевтическая функция религии. Сферойее
действия
выступает
непосредственно
религиозное сообщество. Давно было замечено, что
различные
религиозные действия, связанные с
отправлением
культа - богослужения, молитвы,
ритуалы, обряды оказывают успокоительное,
утешительное воздействие на верующих, придают им
моральную
стойкость
и
уверенность.
Этим
религиозной
тянутся
люди, пережившие
объясняется ивере
тот часто
факт, что
к
личные
трагедии,
обремененные
жизненными
невзгодами,
болезнями.
Психотерапевтическую
функцию религии рассматривают как религиозное
мировоззрение
помогающее
людям
«сохранять
душевное равновесие в горькие часы жизни и
примиряет их с неизбежным. Индивид знает, что другие
сочувствуют ему, и находит утешение в знакомых и
четко установленных ритуалах».
14.
Существенную роль в обществе играют идругие социальные функции религии:
воспитательная, культурная, досуговая,
морально-этическая,
международная,
благотворительная,
нормативноправовая, политическая, коммерческая,
образовательная
15.
Важно отметить, чтосоциальные функции
не
являются
самоцелью РПЦ, они
подчинены
главной
миссии Православия и
Церкви - спасению
души человека