Блок Александр Александрович
Блок Александр Александрович
641.76K
Категория: БиографииБиографии

Блок Александр Александрович

1. Блок Александр Александрович

Выполнила работу студентка ХДД-1
Мазурчик Елизавета

2. Блок Александр Александрович


русский поэт, писатель,
публицист, драматург,
переводчик, литературный
критик. Классик русской
литературы XX столетия, один
из крупнейших
представителей русского
символизма.

3.

Детство
Отец Александра Блока — Александр Львович Блок (1852—1909), юрист, профессор
Варшавского университета, происходил из дворянского рода, его брат Иван Львович был
видным российским государственным деятелем.
Александра Андреевна Блок — мать поэта. Варшава, 1880 год
Мать — Александра Андреевна, урождённая Бекетова, (1860—1923)
— дочь ректора Санкт-Петербургского университета А. Н. Беке́това.
Замужество, начавшееся, когда Александре было восемнадцать лет,
оказалось недолгим: после рождения сына она разорвала отношения
с мужем и впоследствии их более не возобновляла. В 1889 году она
добилась указа Синода о расторжении брака с первым супругом и
вышла замуж за гвардейского офицера Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттуха,
оставив при этом сыну фамилию первого мужа.
Александр Блок в 1898 году. Фото
Е. Мрозовской
Девятилетний Александр поселился с матерью и отчимом на
квартире в казармах лейб-гренадерского полка, расположенных на
окраине Петербурга, на берегу Большой Невки. В 1889 году он был
отдан во Введенскую гимназию. В 1897 году, очутившись с матерью
за границей, в немецком курортном городке Бад-Наугейме,
шестнадцатилетний Блок пережил первую сильную юношескую
влюблённость в 37-летнюю Ксению Садовскую. Она оставила
глубокий след в его творчестве

4.

Образование
В 1898 году окончил гимназию, летом начинается его увлечение
Любовью Менделеевой; в августе поступил на юридический
факультет Петербургского университета. Через три года
перевёлся на славяно-русское отделение историкофилологического факультета, которое окончил в 1906 году. В
университете Блок знакомится с Сергеем Городецким и с
Алексеем Ремизовым.
В это время троюродный брат поэта, впоследствии священник
Сергей Михайлович Соловьёв (младший), становится одним из
самых близких друзей молодого Блока.

5.

Литературная деятельность
Начинал творить в духе символизма («Стихи о Прекрасной
Даме», 1901—1902), ощущение кризиса которого
провозгласил в драме «Балаганчик» (1906). Лирика Блока,
по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под
воздействием романса. Через углубление социальных
тенденций (цикл «Город», 1904—1908), религиозного
интереса (цикл «Снежная маска», Изд. «Оры», СанктПетербург 1907), осмысление «страшного мира»
(одноимённый цикл 1908—1916), осознание трагедии
современного человека (пьеса «Роза и крест», 1912—1913[20])
пришёл к идее неизбежности «возмездия» (одноимённый
цикл 1907—1913; цикл «Ямбы», 1907—1914; поэма
«Возмездие», 1910—1921). Главные темы поэзии нашли
разрешение в цикле «Родина» (1907—1916).
Парадоксальное сочетание мистического и бытового, отрешённого и повседневного вообще
характерно для всего творчества Блока в целом. Это есть отличительная особенность и его
психической организации, и, как следствие, его собственного, блоковского символизма.
Особенно характерным в этой связи выглядит ставшее хрестоматийным классическое
сопоставление туманного силуэта «Незнакомки» и «пьяниц с глазами кроликов». Блок вообще
был крайне чувствителен к повседневным впечатлениям и звукам окружающего его города и
артистов, с которыми сталкивался и которым симпатизировал.

6.

Болезнь и смерть
Блок был одним из тех деятелей искусства Петрограда, кто не просто принял
советскую власть, но согласился работать на её пользу. Власть широко начала
использовать имя поэта в своих целях. На протяжении 1918—1920 годов Блока,
зачастую вопреки его воле, назначали и выбирали на различные должности в
организациях, комитетах, комиссиях[11]. Постоянно возрастающий объём работы
подорвал силы поэта. Начала накапливаться усталость — Блок описывал своё
состояние того периода словами «меня выпили». Этим же, возможно, и объясняется
творческое молчание поэта — он писал в частном письме в январе 1919 года[12]:
«Почти год как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о
стихах…». Тяжёлые нагрузки в советских учреждениях и проживание в голодном и
холодном революционном Петрограде окончательно расшатали здоровье поэта — у
Блока развилась астма, появились психические расстройства, зимой 1920 года
началась цинга[12].

7.

Оказавшись в тяжёлом материальном положении, поэт
серьёзно болел и 7 августа 1921 года умер в своей последней
петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов, на
41-м году жизни. За несколько дней до смерти по Петрограду
прошёл слух, будто поэт сошёл с ума. Накануне смерти Блок
долго бредил, одержимый единственной мыслью: все ли
экземпляры «Двенадцати» уничтожены. Однако поэт умер в
полном сознании, что опровергает слухи о его помешательстве.
Перед смертью, после получения отрицательного ответа на
запрос о выезде на лечение за границу (от 12 июля), Блок
сознательно уничтожил свои записи, отказывался от приёма
пищи и лекарств[12].
Объявление в «Красной газете»
Александр Блок был похоронен на Смоленском православном
кладбище Петрограда. Там же похоронены семьи Бекетовых и
Качаловых, включая бабушку поэта Ариадну Александровну, с
которой он находился в переписке. Отпевание было совершено
протоиереем Алексеем Западаловым 10 августа (28 июля ст. ст.
— день празднования Смоленской иконы Божией Матери) в
церкви Воскресения Христова.

8.

Анализ стихотворения «Россия» Александра Блока
А. Блок – своеобразный поэт со своим особым взглядом на мир. Его убеждения на протяжении
всей жизни часто менялись, но неизменным оставалось одно – любовь к своей стране. В 1908 г.
он написал стихотворение «Родина», в котором есть предчувствие надвигающихся ужасов
революции и гражданской войны.
Блок относится к России без показного патриотизма и лживого приукрашивания
действительности. Его отношение подобно взглядам другого знаменитого поэта и писателя – И.
А. Бунина. Блок прекрасно понимает отсталость и низкий уровень развития России. На
протяжении веков основной производительной силой остается малограмотное крестьянство.
Цивилизация затрагивает лишь крупные города. На бескрайних российских просторах попрежнему – «расхлябанные колеи».
Все же поэту бесконечно дорога «нищая Россия», представляющая собой огромное множество
серых деревень. В ее патриархальности и неспособности к изменениям Блок видит залог
устойчивости. Крепкие традиции, мешающие модернизации страны, позволяют сохранить
целостность государства. Автор признает, что России в целом присущи врожденные черты
русского простого народа: доброта и доверчивость. В стихотворении возникает собирательный
образ России – простая русская женщина, которая обладает особой красотой и
привлекательностью. Ее легко обмануть какому-нибудь «чародею», что уже не раз случалось в
истории.

9.

Но благодаря врожденному инстинкту к самосохранению Россия всегда
возрождалась и собиралась с новыми силами. Поэт уверен, что стране еще не раз
предстоит стать жертвой обмана, который со временем станет лишь очередной
слезой в широкой реке. На удивление врагам раздавленная Россия вновь восстает
в своем великом облике. Мысль автора можно считать пророческой, учитывая
последующие события.
Стихотворение представляет собой философское размышление автора о судьбе
своей Родины. Оно написано в форме обращения лирического героя к России.
Выразительные средства подчеркивают незавидное положение страны: эпитеты
(«нищая», «серые»), сравнения («как слезы»). Многоточия усиливают важность
размышления, его бесконечность.
В целом стихотворение «Родина» заканчивается оптимистическим выводом –
«Невозможное возможно». Блок уверен, что из всех испытаний, в которые будет
повергнута Россия внешними и внутренними врагами, она с честью сумеет выйти.
Слабость и бедность – лишь чисто внешние показатели. В глубине страны таятся
огромные силы и несгибаемый народный дух, опирающийся на многовековую
историю и культуру.

10.

Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека»
Блока
Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» стало переломным этапом в творчестве
Блока. Он долгое время принадлежал к лагерю символистов и был достаточно знаменит в
этом кругу. Туманными стихами Блока, насыщенными таинственными и загадочными
образами, восхищались люди, оторванные от реальной жизни, живущие в мире своих
фантазий. Для многих это была попытка уйти от жестокой российской действительности
начала XX века. Блок разделял это желание.
С возрастом к поэту приходит жизненный опыт. Он начинает понимать всю эфемерность и
бесполезность своего творчества. От реальной жизни убежать не удается никому. Блок
был вынужден признать это после смерти сына и отца. В 1912 г. он пишет произведение
«Ночь, улица, фонарь, аптека», поразившее современников своим мрачным настроением.
Небольшое по объему произведение, где перечисляются ничем не примечательные
элементы действительности, имеет глубокое философское содержание. Блок размышляет
над смыслом человеческой жизни и приходит к неутешительному выводу. В мире нет
никакой высшей цели. Человек обречен на вечное существование в узких ограниченных
рамках. Проведя бессмысленную жизнь на отведенном ему кусочке мироздания, человек
еще имеет надежду на лучшую участь в следующем возрождении. Но его надежда
разбивается в прах. Новая жизнь также ограниченна и однообразна. От перестановки
окружающих предметов местам результат не меняется. Из замкнутого круга «исхода нет».

11.

Блок не мог, конечно же, сразу и бесповоротно порвать с символизмом. Перечисляемые образы
(«ночь, улица…») являются символами однородности и мрачности окружающего мира. Они не
имеют конкретного значения, взяты поэтом наугад. Отсутствие какой-либо ценности образов
усиливает пессимистическое настроение.
Не случайно, что Блок выбрал в стихотворении описание городского пейзажа. В начале XX века
не только в России, но и во всем мире появилась идея обреченности мира. Одно из положений
этого мнения опиралось на пагубное воздействие технического прогресса. Крупные города, в
которых были наиболее заметны изменения, считались воплощением темных сил. Они
символизировали неизбежный конец человечества, утратившего понятия добра и зла.
Стих полностью пропитан темными красками. Единственный источник освещения – фонарь,
который дает лишь «бессмысленный и тусклый цвет», раздражающий взгляд. Чувствуется
огромная усталость Блока от жизни.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, имеет кольцевую композицию благодаря
повторению первых и последних строк.
В целом произведение пропитано ощущением смерти, причем не только физической, но и
духовной. Возрождение после смерти ничего не изменит, поэтому грань между мирами
стирается. Лирическому герою становится абсолютно все равно, жив он или мертв. Ведь его
обреченность остается неизменной.
English     Русский Правила