Публичные выступления
Преподаватели
Константин Александрович Гейн
Юлия Владимировна Сахновская
Нужно ли ограничивать свободу слова в Интернете?
20 мая – дебаты
20 мая – дебаты
20 мая – дебаты
20 мая – дебаты
20 мая – дебаты
20 мая – дебаты
РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН путь от идеи к выступлению
ИНВЕНЦИЯ: КОМУ, ЗАЧЕМ, ЧТО Я ГОВОРЮ? (ПРОРАБОТКА КОНТЕНТА)
Тема – ? Тезис - ? Аргументы рациональные и эмоциональные Контраргументация
ДИСПОЗИЦИЯ: В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ Я ПИШУ /ГОВОРЮ? (РАБОТА С КОМПОЗИЦИЕЙ: ВСТУПЛЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
ЭЛОКУЦИЯ: КАК Я ПИШУ / ГОВОРЮ? (РЕДАКТИРОВАНИЕ В АСПЕКТАХ ПРАВИЛЬНОСТИ И ЯСНОСТИ, РАБОТА С ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН путь от идеи к выступлению
Спасибо за внимание!
1.82M

Публичные выступления

1. Публичные выступления

ДЕБАТЫ

2. Преподаватели

Анна Владимировна Ланских
кандидат филологических наук,
доцент кафедры издательского дела УрФУ и
кафедры филологии СУНЦ УрФУ,
специалист отдела продвижения Уральского
гуманитарного института УрФУ,
руководитель майнора «Ораторское мастерство»

3. Константин Александрович Гейн

Правильность как фундаментальное качество
хорошей речи. Понятие языковой нормы.
Типология речевых ошибок, умение их
обнаруживать в своей и чужой речи.
Профилактика речевых ошибок и недочетов в
своей речи. Инструменты выразительности

4. Юлия Владимировна Сахновская

Текст и его структурирование.
Логограф.
Аргументация.
Ясность речи.
Работа с вопросами.

5. Нужно ли ограничивать свободу слова в Интернете?

6. 20 мая – дебаты

Интеллектуальная ролевая игра и образовательная технология
Учит культуре диалога и всестороннему обсуждению проблемы
На дебатах нужно:
четко, грамотно, сжато и эффектно формулировать свои мысли;
логично, структурированно и последовательно аргументировать свою позицию;
говорить, чувствуя время;
использовать свой голос, интонацию и жесты для убеждения.
Существует несколько форматов игры, но в целом правила игры позволяют гибко
адаптировать ее под образовательные условия.

7. 20 мая – дебаты

2 команды: за и против. По 6 студентов в команде.
3 раунда
1 раунд – монолог не более 5 мин. Общая позиция команды. Основная аргументация.
Обмен вопросами – 5 мин.
Тайм-аут – 5 мин.
2 раунд – речь-опровержение позиции противника
не более 5 мин.
Обмен вопросами – 5 мин.
Тайм-аут – 5 мин.
3 раунд – монологи по 5 мин. (по итогам дискуссии)
Вопросы от зрителей – 10 минут.
Работа жюри – 10 минут. Подведение итогов – 10 минут.
Выступления зрителей – 20 минут.

8. 20 мая – дебаты

Жюри (8 студентов) оценивает
Соблюдение временного регламента и этику
/2 студента/
Соблюдение языковых норм и выразительность
/3 студента/
Композицию выступлений и логику речи
/3 студента/

9. 20 мая – дебаты

Жюри (8 студентов) оценивает
Соблюдение временного регламента и этику
/2 студента/
* правдивость информации, этика ведения спора (уважение к другим участникам игры –
оппонентам, жюри, ведущим), отсутствие в речи нелитературных элементов, отсутствие
оскорбляющей информации, соблюдение законов РФ (отсутствие призывов к насилию и
проч.)
Соблюдение языковых норм и выразительность
/3 студента/
* нормы ударения, произношения, речевые и грамматические нормы; выразительность на
вербальном (тропы, фигуры речи, элементы описания и повествования) и невербальном
(жестикуляция, голос, мимика, работа с пространством) уровнях
Композицию выступлений и логику речи
/3 студента/
* Наличие вступления, заключения, структурной логики; аргументы подтверждены
иллюстрациями, соотносятся с тезисом, тема рассуждения не меняется.

10. 20 мая – дебаты

ИТОГИ ИГРЫ
1) Выбор жюри (подсчет баллов по критериям)
2) Зрительское голосование
3) Мнение модераторов-преподавателей
4) Зрители
выступают
комментариями
с
развернутыми

11. 20 мая – дебаты

До 17 мая включительно:
а) записаться в одну из 2 команд (по 6 человек в каждой),
либо в жюри (2 человека – регламент и этика, 3 человека – композиция,
аргументация и логика, 3 человека – нормы речи и выразительность),
либо заявить о желании быть зрителем.
Внимание: зритель обязательно должен выступить в финале игры с мини-выступлением по
теме дебатов.
Таким образом, в игре будет задействовано максимальное количество студентов.
б) Необходимо определиться с темой для обсуждения.

12. РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН путь от идеи к выступлению

• ИНВЕНЦИЯ: КОМУ, ЗАЧЕМ, ЧТО Я ПИШУ/ ГОВОРЮ? (ПРОРАБОТКА КОНТЕНТА)
• ДИСПОЗИЦИЯ: В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ Я ПИШУ /ГОВОРЮ? (РАБОТА С
КОМПОЗИЦИЕЙ: ВСТУПЛЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА)
• ЭЛОКУЦИЯ: КАК Я ПИШУ / ГОВОРЮ? (РЕДАКТИРОВАНИЕ В АСПЕКТАХ
ПРАВИЛЬНОСТИ И ЯСНОСТИ, РАБОТА С ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ОПИСАТЕЛЬНЫХ И ПОВЕСТОВАТЕЛЬНЫХ ФРАГМЕНТОВ, ТРОПОВ И ФИГУР РЕЧИ)
• МЕМОРИО: КАК Я ГОТОВЛЮСЬ К ВЫСТУПЛЕНИЮ (РАБОТА С ВОЛНЕНИЕМ,
ПОДГОТОВКА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ)
• АКЦИО: «СЦЕНОГРАФИЯ» ВЫСТУПЛЕНИЯ, НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

13. ИНВЕНЦИЯ: КОМУ, ЗАЧЕМ, ЧТО Я ГОВОРЮ? (ПРОРАБОТКА КОНТЕНТА)


Анализ аудитории, контекст выступления.
Цели: информировать, убедить, развлечь.
ТЕМА – о чем речь?
ТЕЗИС – что именно утверждается о теме? Главная идея выступления.
Аргументация: рациональная, эмоциональная. Контраргументация.

14. Тема – ? Тезис - ? Аргументы рациональные и эмоциональные Контраргументация

15. ДИСПОЗИЦИЯ: В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ Я ПИШУ /ГОВОРЮ? (РАБОТА С КОМПОЗИЦИЕЙ: ВСТУПЛЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

ТЕКСТА)
Вступление + заключение = не более 20% выступления
Вступление помогает наладить контакт с аудиторией и вызвать интерес к
теме
Варианты вступления: обращение к месту, времени, событию;
демонстрация предмета; личный опыт, история из жизни и т.д.
Заключение должно быть – расставить акценты; резюмировать;
проговорить ожидания от слушателей и т.д. Можно заканчивать цитатой,
обобщающим выводом и т.д.

16. ЭЛОКУЦИЯ: КАК Я ПИШУ / ГОВОРЮ? (РЕДАКТИРОВАНИЕ В АСПЕКТАХ ПРАВИЛЬНОСТИ И ЯСНОСТИ, РАБОТА С ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ОПИСАТЕЛЬНЫХ И
ПОВЕСТОВАТЕЛЬНЫХ ФРАГМЕНТОВ, ТРОПОВ И ФИГУР РЕЧИ)
Описание
может базироваться на всех каналах восприятия (зрение, слух, обоняние,
ощущения…)
Повествование (сторителлинг) – история
Тропы и фигуры речи

17. РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН путь от идеи к выступлению

• МЕМОРИО: КАК Я ГОТОВЛЮСЬ К ВЫСТУПЛЕНИЮ (РАБОТА С
ВОЛНЕНИЕМ, ПОДГОТОВКА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ
МАТЕРИАЛОВ). Письменная и устная речь отличаются! Необходима
адаптировать тексты для выступлений!
• АКЦИО: «СЦЕНОГРАФИЯ» ВЫСТУПЛЕНИЯ. Работа с визуальным
контактом, жестами, голосом, перемещениями по сцене.
Все это – инструменты воздействия!

18. Спасибо за внимание!

English     Русский Правила