Язык программирования Pascal Урок 1
Исторические сведения о языке «Паскаль»
Алфавит языка
Числа
Программа на языке «Паскаль»
Типы данных
Оператор присваивания ( :=)
Арифметические операции.
Операции отношения
Операторы ввода и вывода информации
Задача 1. Нахождение суммы двух целых чисел.
Постановка условий
Задача 2. Даны два числа. Ответить чему равно большее из них (найти максимальное).
Простые и составные условия
Операторные скобки
Домашнее задание
182.50K
Категория: ПрограммированиеПрограммирование

Язык программирования Pascal. Основные структуры языка

1. Язык программирования Pascal Урок 1

Основные структуры
языка

2. Исторические сведения о языке «Паскаль»

Язык программирования Паскаль получил своё
название в честь великого французского
математика и физика Блеза Паскаля, который в
1642 г. изобрёл счётную машину для
арифметических операций, так называемое
паскалево колесо. В конце 1968 г. профессор
Вирт и его сотрудники из швейцарского
федерального института технологии в Цюрихе
разработали первую версию языка Паскаль.

3. Алфавит языка

Он состоит из букв латинского алфавита,
арабских цифр, знаков операций: + - * / = >
<
Русский алфавит используется только для
пометок и для задания литерных величин.
Ограничителей: . , : [ ] ‘ { } ( )

4. Числа

12345
-1.234
2.4Е+5 (аналог в математике
2,4*105 )

5. Программа на языке «Паскаль»

Program zad_1;
Раздел описаний
- раздел констант;
- раздел типов;
- раздел переменных;
- раздел процедур и функций;
begin
раздел операторов
End.
Нарушать очерёдность нельзя. Любой из разделов
(кроме операторов) может отсутствовать.

6. Типы данных

Простые
Структурированные

7.

Мы познакомимся сначала с простыми типами данных( порядковыми и
вещественными). Среди порядковых будем изучать на первом этапе целые,
символьные и логические.
Каждый тип данных на Pascal обозначается специальным служебным
(зарезервированным) словом.
Целые типы данных :
Обозначение
byte
shortint
Диапазон
0 - 255
-128 - (+128)
word
0 - 65535
integer
-32768 - (+32767)
longint
-2147483648 - (+2147483647)

8.

Данные вещественных типов тоже делятся на 5 подтипов:
Обозначение
Диапазон
real
2.9E-39…1.7E38
single
1.5E-45 … 3.4E38
double
5E-324 … 1.7E308
extended
3.4E-4932 …1.1E4932
comp
-9.2E18 …9.2E18
Данные логических типов имеют два значения: true( истинно)
и false (ложно). Данные логических типов:
Обозначение:
boolean ; bytebool; longbool; wordbool.
Мы будем работать с данными boolean. Наличие остальных
типов необходимо для унификации программ, работающих
под управлением Windows.
Данные символьного типа обозначаются char и могут принимать
значение только одного символа, заключенного в апострофы.

9. Оператор присваивания ( :=)

S:=а+b;
S:=S+2;
S:=12.5;
S:=true;

10. Арифметические операции.

пример(а=14,b=4)
- сложение (+)
S:=a+b
- вычитание (-)
S:=a-b
- умножение (*)
S:=a*b
- деление (/)
S:=a / b
-целочисленное деление S:=a div b
-остаток от целочисленного
деления
S:=a mod b
результат
S=18
S=10
S=56
S=3.5
S=3
S=2

11. Операции отношения

= - равно
<> - неравно
< - меньше
> - больше
<= - меньше или равно
>= - больше или равно

12. Операторы ввода и вывода информации

Для вывода информации на экран
компьютера используется оператор:
write (‘s=‘,s );
writeln(‘Сумма равна=’,s );
В скобках необходимо записывать данные,
которые мы хотим вывести на экран.

13.

Для ввода информации с клавиатуры в
компьютер используется оператор:
read(a, d);
readln(a);
В скобках необходимо записывать данные,
которые мы хотим вводить перед
запуском программы.

14. Задача 1. Нахождение суммы двух целых чисел.

рrogram zadacha1_1;
var a,b,s:integer;
Begin
writeln('введите целое число a ');
readln(a);
write(''введите целое число b ');
read(b);
s:=a+b;
writeln('s =',s);
End.

15. Постановка условий

Структура условного оператора:
if < условие> then <оператор 1 >
else < оператор 2 >;
if < условие> then <оператор >;
if then else – зарезервированные слова
(если, то, иначе)

16. Задача 2. Даны два числа. Ответить чему равно большее из них (найти максимальное).

program zadacha2_1;
var max,x,y:real;
Begin
writeln('Введите число x ');
readln(x);
writeln(' Введите число y ');
readln(y);
if x>y then max:=x else max:=y;
writeln('большее из двух = ',max);
End.

17. Простые и составные условия

Если после служебного слова if проверяется
только одно условие (а mod 3=0; a>b;
k=1), то такое условие будем называть
простым условием.
Если после служебного слова if возникает
необходимость проверить сразу
несколько условий, то группу таких
условий будем называть составным
условием.

18.

if (a>0) and (b>0) then writeln('числа
одного знака');
AND (И)
OR (ИЛИ)

19. Операторные скобки

После служебного слова then, или после
служебного else будет выполняться только
один оператор. Если необходимо, чтобы
выполнялось несколько операторов их
нужно взять в операторные скобки
begin
оператор1;
оператор2
end;

20.

if d=0 then
begin
writeln('уравнение имеет 1 корень');
x:=-b/(2*a);
writeln('x= ',x);
end;

21.

Написать программу расположения
четырех чисел, введенных с клавиатуры, в
порядке возрастания.
Написать программу решения квадратного
уравнения ax2+bx+c=0, где коэффициенты
a, b, c вводятся с клавиатуры.

22. Домашнее задание

Конспект
Задача: найти максимальное из трёх
чисел
English     Русский Правила